Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология образования

Курсовая с практикой на тему Изучение эмоционального состояния старших школьников в период подготовки к итоговым экзаменам

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения эмоционального состояния старших школьников в период подготовки к итоговым экзаменам 5
1.1. Понятие об эмоциональных состояниях личности 5
1.2. Психолого-педагогические особенности старших школьников 16
1.3. Подготовка к экзамену как проблемная ситуация 22
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей эмоционального состояния старших школьников в период подготовки к итоговым экзаменам 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ результатов исследования 29
Заключение 36
Список литературы 39
Приложения 41

  

Введение:

 

В последнее время в психологической науке неуклонно растет интерес к проведению исследований в области педагогической психологии. Возможно, это связано в целом с повышением внимания государства к сфере образования. Жизнь человека в современном обществе предполагает его существование и развитие в условиях крайней неопределенности. Нестабильность экономических, политических и социальных условий приводит к проблемам ориентировки человека в окружающей его социальной действительности, а также невозможности осуществления точного прогноза своего будущего. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с особенностями эмоционального состояния в ситуациях, связанных с какой-либо неопределенностью, в том числе и в образовательном процессе старших школьников [11; 18].
На фоне вышеизложенного для нас представляет интерес исследование эмоционального состояния старших школьников в период подготовки к итоговым экзаменам.
Объект исследования – эмоциональное состояние старших школьников.
Предмет исследования – гендерные особенности эмоционального состояния старших школьников.
Цель исследования – выявить наличие и характер различий гендерных особенностей эмоционального состояния старших школьников период подготовки к итоговым экзаменам.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности эмоционального состояния при подготовке к экзамену у школьников.
3. Определить эмоциональное состояние у юношей.
4. Оценить эмоциональное состояние у девушек.
5. Сравнить и проанализировать эмоциональное состояние юношей и девушек.
Гипотеза исследования – юноши имеют более благополучное состояние в сравнении с девушками, которые более тревожны в ситуации подготовки к итоговым экзаменам, чем юноши.
Методы исследования:
1.) Теоретические методы, включающие в себя:
— анализ литературных источников;
— классификацию идей и подходов;
— обобщение, систематизацию, абстрагирование.
2.) Эмпирические методы включали методы опроса и тестирования, которые предусматривали использование следующих психодиагностических методик оценки эмоционального состояния – опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН); методика «Самооценки эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса; тест-опросник диагностики тревожности Спилбергера – Ханина.
3.). Методы статистической обработки данных:
— методы первичной описательной статистики (расчет частот, уровень значений);
— U — критерий Манна-Уитни.
Выборка исследования состояла из учащихся 11 класса в количестве 28 человек. Из них 16 юношей и 12 девушек.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы без списка литературы и приложения составил 38 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В рамках данной курсовой работы было проведено изучение проблемы эмоционального состояния старших школьников в период подготовки к итоговым экзаменам. Исследование проблемы включало два основных этапа – теоретический и эмпирический этапы.
В результате теоретического анализа было выявлено, что личность есть определенный человек, характеризующийся рядом психических качеств и свойств, которые проявляются при построении субъектом социальных связей и взаимоотношений с окружающими, а также определяют нравственные поступки, обладая особым смыслом для самого человека и общества
в целом. Под психологической структурой личности в психолого-педагогической науке понимается целостная совокупность социально значимых свойств, качеств, отношений и поступков человека, которые сформировались у него в процессе жизнедеятельности и определяют реализацию им своего поведения и деятельности. Психическое состояние является целостной характеристикой психической деятельности на протяжении определенного временного периода, которая показывает своеобразие психических процессов, зависящее от того, какие предметы и явления окружающего мира отражаются сознанием человека, какое его прежнее психическое состояния и какими психическими свойствами личности он обладает. Структура психического состояния включает в себя определенную модальность переживания, а также конкретные изменения функционирования психических процессов. Кроме того, в состав психических состояний включено отражение личности и характера субъекта, а также выполняемой им предметной деятельности и соматического состояния (самочувствие). При этом эмоции являются элементарными переживаниями, которые возникают у человека как результат влияния общего состояния организма и процессе удовлетворения потребностей индивида, актуальных на данный момент времени. Эмоции осуществляют внутреннюю регуляцию деятельности субъекта, а также регулируют эффективность адаптации человека в определенных жизненных условиях. Также было выявлено, что старший школьный возраст (16-17 лет) является переходным периодом между подростковым и юношеским возрастом. В этом возрасте развивается самосознание, усиливается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним влияниям. Кроме того, было выявлено, что ситуация – это результат активного взаимодействия личности и среды. В рамках такого взаимодействия различные объективные элементы среды воздействуют на субъект и одновременно с этим испытывают на себе его преобразующую активность. В проблемной ситуации у человека, как правило, нарушается привычный образ жизни, у него идет рассогласование между потребностями, возможностями и условиями протекания деятельности. Также в проблемной ситуации у человека возрастает потребность в серьезной внутренней работе и во внешней поддержке с целью успешной адаптации к изменившимся условиям жизни. И одной из наиболее проблемных ситуаций в старшем школьном возрасте, которая требует своего преодоления, является ситуация экзамена. При этом проявление эмоционального стресса в процессе обучения часто вызывает субъективные переживания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, тревожностью, являющиеся впоследствии источником помех и неудач на экзаменах.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что по самочувствию низкий уровень имеют 25% юношей и 41,7% девушек; по активности низкий уровень имеют 18,8% и 33,3% девушек, а по настроению – 12,5% юношей и 33,3% девушек. Также выявлено, что около половины юношей имеют суммарную оценку эмоционального состояния среднего уровня (43,8%) и чуть больше половины испытуемых (56,3%) характеризуются высоким уровнем суммарной оценки эмоционального состояния. В свою очередь подавляющее большинство показателей суммарной оценки эмоционального состояния у девушек относится к среднему уровню выраженности (83,3%), и у одного испытуемого мы видим низкий уровень суммарной оценки эмоционального состояния (16,7%), а высокого уровня не выявлено. Кроме того, для юношей наиболее характерен средний уровень ситуативной тревожности (81,3%), а для девушек – высокий уровень ситуативной тревожности (83,3%). Так же и по личностной тревожности – у половины юношей (50%) выявлен средний ее уровень, а для девушек наиболее характерен высокий уровень личностной тревожности, который выявлен у 75% девушек.
В целом было выявлено, что в период подготовки к итоговым экзаменам среди старших школьников юноши обладают лучшими параметрами самочувствия, активности и настроения, более благополучным эмоциональным состоянием по сравнению с девушками. Однако ситуативная тревожность в период подготовки к итоговым экзаменам у девушек выше, чем у юношей, что возможно связано с более высокой личностной тревожностью у девушек.
Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась и можно утверждать, что юноши имеют более благополучное состояние в сравнении с девушками, которые более тревожны в ситуации подготовки к итоговым экзаменам, чем юноши.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВЫМ ЭКЗАМЕНАМ

1.1. Понятие об эмоциональных состояниях личности

По мнению отечественного психолога А.Г. Асмолова личность является категорией общественных наук, где трактуется как специфичное качество человека, которое им приобретается в рамках социализации как процесса передачи социокультурного опыта с помощью таких средств, как совместная деятельность и общение. С точки зрения гуманистической философской и психологической традиций личность есть ничто иное как человек, который представляется ценностью, задающей направление развития всего общества [5].
Как отмечает А.Г. Маклаков, личность есть определенный человек, характеризующийся рядом психических качеств и свойств, которые проявляются при построении субъектом социальных связей и взаимоотношений с окружающими, а также определяют нравственные поступки, обладая особым смыслом для самого человека и общества
в целом [15].
Также, исходя из анализа специальной литературы, можно заключить, что личностью обычно определяется конкретный индивид как субъект деятельности в единстве его личных качеств и социальных ролей. Кроме того, личность есть социальное качество индивида, совокупность социально детерминированных значимых черт, которые образуются в рамках косвенного или прямого соглашения конкретного человека с другими членами общества. И данные черты определяют статус человека как субъекта труда, общения и познания [17].
По А.Н. Леонтьеву, личность – это совокупность взаимоотношений между людьми, которая осуществляется в процессе реализации разнообразных видов деятельности. Личность является относительно поздним продуктом социально-исторического становления человека в рамках его онтогенетического развития [13].
С точки зрения С.Л. Рубинштейна личность является совокупностью внутренних условий, через которые идет преломление всех внешних воздействий [24].
В то же время Б.Г. Ананьев отмечает, что личность является определенной фигурой социального поведения и коммуникации [3].
С другой стороны, А.В. Петровский понимает под личностью человека как социального индивидуума, субъекта познания и объективного переустройства окружающей действительности, который владеет речью и способен к труду [14].
Личность определяется своим отношением к миру, другим людям и себе. Подобные отношения реализуются в процессе деятельности, благодаря которой субъект проявляет себя и совершенствуется как личность.
Наряду с понятием личности в психолого-педагогической науке часто употребляют понятия человека, индивида и индивидуальности.
Понятием человека обозначается принадлежность к определенному биологическому виду, который выделяется среди других животных рядом специфических особенностей физиологического и психического плана, обусловливающих наличие сознания, мышления, речи, самоконтроля.
Понятием индивида традиционно обозначают личность в качестве носителя определяемых биологических свойств. Это целостный человек как представитель рода, носитель психофизиологических свойств, являющихся основой для развития личности и индивидуальности [12].
Обращаясь к характеристике структуры личности необходимо отметить, что человек как личность согласно психологической науке обладает набором следующих качеств: самосознание, активность, Я-образ, направленность, способности, характер [5].
Самосознание есть основа развития познавательной активности, способности человека выносить независимые суждения и совершать самостоятельные поступки, которые направляются на то, чтобы узнавать и улучшать себя, а также осуществлять поиск смысла жизни.
Активность означает то, что субъект желает выйти за границы уже реализованных возможностей, за границы различных предписаний в соответствии с социальными ролями, а также субъект стремится к разнообразию среды осуществления деятельности.
Я-образ является совокупностью представлений субъекта о самом себе – реальном или идеальном, обеспечивающих единство личности человека и проявляющихся в самооценке, уровне притязания и самоуважения.
Направленность представляет собой устойчивую систему мотивов и убеждений, интересов, потребностей, идеалов и т.д.
Под способностями понимаются такие свойства психики, которые обеспечивают успешность выполнения какой-либо теоретической или практической деятельности.
Характер является целостностью константных индивидуальных качеств человека, которые определяют свойственные ему стратегии поведения и эмоциональных реакций на межличностные отношения и различные жизненные события [2; 3; 17].
Специфика развития вышеуказанных уровней определяет индивидуальность каждого человека. А индивидуальность означает своеобразие и оригинальность психики и личности. И данное своеобразие проявляется в неповторимости эмоционально-волевой сферы, потребностей интересов и личностных свойств.
В целом, понятием личности обозначается одна из наиболее свойственных конституции человека ступеней развития, которая характеризуется его как социальное существо.
Личностная структура состоит из способностей, социальных установок, темперамента, характера, мотивации, эмоций и т.д.
Под психологической структурой личности в психолого-педагогической науке понимается целостная совокупность социально значимых свойств, качеств, отношений и поступков человека, которые сформировались у него в процессе жизнедеятельности и определяют реализацию им своего поведения и деятельности.
Обращаясь к характеристике психических состояний необходимо в первую очередь заметить, что они являются самостоятельными проявлениями психики человека, которые всегда сопровождаются какими-либо внешними признаками преходящего и динамического характера. Отличаясь от психических процессов и свойств личности, психические состояния обычно выражаются в эмоциях, которые окрашивают психическую деятельность человека в целом. Также психические состояния связаны имеют связь с познавательной активностью личности и ее волевой сферой. Тем самым, психические состояния занимают одну из ключевых позиций в ряду психических явлений [20].
Следует заметить, что в науке не существует какого-либо однозначного понимания психического состояния, его структуры, функция и механизмов. Кроме того, в науке имеет место дефицит информации о классификации и диагностических методов изучения психических состояний. Как полагают В.А. Ганзен и В.Н. Юрченко, причиной того, что исследование психических состояний является относительно медленным в сравнении с изучением других психических явлений, можно считать особенности их природы. Например, согласно определениям таких авторов, как Н.Д. Левитов, Ю.Е. Сосновикова и т.п. психические состояния обладают сложностью, многокомпонентностью и многоуровневостью. Именно данная специфика психических состояний, которые захватывают индивида в течение определенного временного интервала, создает трудности для их научного изучения [22].
Н.Д. Левитову принадлежит наиболее полная и в то же время простая трактовка психического состояния. В соответствии со взглядами Н.Д. Левитова, психическое состояние является целостной характеристикой психической деятельности на протяжении определенного временного периода, которая показывает своеобразие психических процессов, зависящее от того, какие предметы и явления окружающего мира отражаются сознанием человека, какое его прежнее психическое состояния и какими психическими свойствами личности он обладает [16; 22].
По Н.Д. Левитову, психическое состояние является самостоятельным проявлением психики человека, которое всегда сопровождается какими-либо признаками внешнего характера, имеющими динамическую форму, но не принадлежащие к группе психических процессов или личностных свойств.
В целом, структура психического состояния включает в себя определенную модальность переживания, а также конкретные изменения функционирования психических процессов. Кроме того, в состав психических состояний включено отражение личности и характера субъекта, а также выполняемой им предметной деятельности и соматического состояния (самочувствие).
Переходя к анализу эмоций как психических феноменов, прежде всего, необходимо заметить, что эмоции есть особая форма психического отражения, предусматривающая то, что субъект репрезентирует в своем сознании сами предметы, явления и свойства, а предполагающая отражение сознанием субъекта степени соответствия данных элементов опыта нуждам и потребностям организма [22].
Как отмечает К. Изард, эмоции по своей сути являются элементарными переживаниями, возникающими у человека в зависимости от того, какое общее состояние его организма и как протекает процесс удовлетворения его актуальных потребностей. И ключевая функция эмоций заключается в обеспечении лучшего понимания людьми друг друга без
использования речи [8].
Как отмечает Ч. Дарвин, эмоции возникли и развивались в процессе эволюции как средство, с помощью которого животные устанавливают значимость тех или иных условий с точки зрения того, насколько они могут удовлетворить актуальные потребности [3].
Согласно позиции В.В. Лебединского и О.С. Никольской, эмоции есть ничто иное, как одна из важнейших сторон психической жизни человека, которая характеризует переживание им окружающей действительности. Эмоции тесно связаны с тонусом нервно-психической деятельности, который напрямую влияет на все стороны человеческого организма и психики.
Наиболее общим определением эмоции в психологии является следующее: эмоции — это психического отражение, которое происходит в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. И основой данного психического отражения служит отношение объективных свойств явлений и ситуаций к потребностям субъекта. Другим словами, эмоции есть пристрастное отношения человека к окружающему миру и к том, что с ним происходит.
Эмоции являются сложным психическим процесс, который включает в себя три основные компонента: физиологические, психологический и поведенческий компоненты [9].
Ряд отечественных психологов, таких, например, как С.Л. Рубинштейн [24], А.Н. Леонтьев [13] и другие, выражали критику отсутствия у К. Изарда [8] положения о том, что основа любых эмоций заключается в отношении субъекта к объектам, явлениям и событиям.
Согласно отечественной психологической традиции эмоции представляют собой особую форму отношения субъекта к предметам и явлениям окружающего мира, которое предполагает наличие как минимум трех аспектов:
— аспект переживания;
— аспект отношения;
— аспект отражения.
Кратко остановимся на характеристике каждого аспекта.
На аспекте переживания в структуре эмоций делают, в частности, акцент отечественные психологи С.Л. Рубинштейн [24] и Г.Ш. Шингаров [25]. Согласно данным ученым особенность эмоций как психического явления состоит в том, что благодаря эмоциям субъектом переживаются события и отношения. При этом чувства отражают собой то, в каком состоянии находится субъект и как относится к объекту. А психические процессы в целом представляют собой не только познавательные процессы, но и процессы эффективные, эмоционально-волевые.
Аспект отношения в структуре эмоций означает то, что они представляют собой форму активного отношения субъекта к объективной действительности. Данный аспект получил свою разработку в трудах П.М. Якобсона, В.Н. Мясищева и др. Так, например, указанные авторы полагают, что человек активно воздействует на окружающий мир, познает его, но одновременно у него имеет место переживание своего отношения к объектам реальной действительности [15; 20].
Что касается аспекта отражения, то его подробно изучали В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А. Фортунатов и др. Данный аспект подразумевает, что эмоции, в том числе и чувства, есть специфическая форма отражения в сознании субъекта значимости для него какого-либо объекта. Эмоции являются результатом сложного и многопланового взаимодействия объекта и субъекта. Кроме того, эмоции, как правило, определяются особенностями вызывающих их предметов. И, следовательно, эмоции, помимо того, что отражают собой объективную действительность, содержат ее оценку, как необходимую составляющую процесса познания [9; 25].
Нужно отметить, что отечественный психолог Л.М. Веккер полагал, что вышеизложенное понимание эмоций является недостаточным. Согласно Л.М. Веккеру сущность эмоциональных процессов заключается в непосредственном отражении субъектом окружающей его действительности. Данный автор составил собственную формулу эмоций, которая включает в себя два компонента – когнитивный и субъективный. Когнитивный компонент является психическим отображением объекта эмоций, которое осуществляется посредством интеллекта. В то же время субъективный компонент заключается в том, что благодаря ему отображается состояние субъекта, являющегося носителем психики [3].
Подобного взгляда на эмоции придерживается и В.К. Вилюнас, выявивший и сформулировавший теоретического положение, согласно которому эмоции не являются обособленными от своего когнитивного компонента, который служит для психического отражения предмета
эмоций [3].
В отечественной психологии многие ученые, например, Л.С. Выготский [6], А.Н. Леонтьев [13], С.Л. Рубинштейн [24] сформулировали некоторые ключевые положения по факту влияния на эмоции характера деятельности субъекта, а также значения эмоций в регуляции самой деятельности. Кроме того, данные ученые полагали, что эмоции развиваются в рамках социализации личности, когда человек усваивает социальный опыт. И как подчеркивает А.Н. Леонтьев, эмоции тесно связаны с мотивацией деятельности. Поэтому эмоции, как правило, имеют соответствие деятельности, в которой они проявляются на фоне того, что они подчинены мотивам данной деятельности [13]. В свою очередь исследования А.В. Запорожца и Я.З. Неверовича показали, что эмоции имеют ключевое значение в процессе реализации субъектом мотивов деятельности [4; 15].
Также отметим, что результаты исследований А.Г. Ковалева, А.И. Пуни и др. раскрыли то, какое место в структуре личности занимают психические, в том числе эмоциональные, процессы – их взаимосвязь между собой и психическими свойствами личности [9].
Отечественные психологи (С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, А.В. Петровский и др.) в большинстве своем под чувствами понимают высшие сложные социальные эмоции. Они являются ничем иным, как продуктом общественного воздействия и возникают на фоне ряда условий. В частности, необходим определенный уровень интеллекта. Только в этом случае чувства способны адекватно отражать то, как предметы и явления соотносятся с высшими потребностями и мотивами человеческой деятельности и личностью человека в целом [4; 5; 24].
При характеристики эмоциональных состояний личности необходимо также остановиться на таких психических феноменах, как тревога и тревожность.
Описывая понятия тревоги и тревожности в отечественной психологии надо также отметить, что под тревогой обычно понимается субъективная характеристика психического состояния, протекание которого зависит от свойств личности. В то же время, понятие тревожности используется в психологии с тем, чтобы обозначить относительно устойчивые индивидуальные различия человека в склонности испытывать данное состояние. В данном случае тревожность рассматривается как свойство или черта личности. Особенностью тревожности как свойства или черты, т.е. личностной тревожности является то, что данное свойство не имеет своего непосредственного проявления в поведении. Уровень личностной тревожности определяется по частоте и интенсивности переживания человеком состояний тревоги. В свою очередь тревожность способна влиять не только на другие психические процессы, но и изменять восприятие личностью различных жизненных ситуаций. Так, например, личность, имеющая повышенную тревожность, как правило, обладает склонностью к восприятию окружающего мира в качестве источника угрозы и опасности. И данная склонность у тревожной личности имеет более выраженную степень, чем у личности с более низкими показателями тревожности [4; 6; 12; 17].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы