Теория и методика преподавания литературы Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Изучение древнерусской литературы в средней школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ
ШКОЛЕ  6

1.1. Специфика изучения литературных произведений в
средней школе. 6

1.2. Установление межпредметных связей как важный
компонент литературного образования. 12

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ
ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. 20

2.1. Диагностика уровня мотивации к изучению
древнерусской литературы учащимися средней школы.. 20

2.2. Использование театрализованной деятельности
как механизма формирования интереса к изучению древнерусской литературы в
средней школе. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 34

  

Введение:

 

Изучение литературы в
школе – процесс сложный и творческий. Литературу нельзя изучать как обычный предмет
школьной программы, так как литература – это вид искусства и явление культуры.
Понять своеобразие литературы как вида искусства и как явления культуры
помогают связи, реализуемые на уроках через её соотнесение с живописью,
музыкой, театром, кино, а также с такими предметами, как русский язык, история,
обществознание, изобразительное искусство, иностранный язык и даже география.

Предмет «Литература»
развивает личностные качества, так как обеспечивает культурную
самоидентификацию школьника, способствует пониманию литературы как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, приобщает к литературе как искусству слова, формирует индивидуальный
эстетический вкус, — формирует коммуникативные свойства личности, так как
способствует правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных
ситуациях, — способствует формированию познавательных потребностей, через
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т. п., через формирование умений
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознание художественной картины жизни, отражённой в литературном
произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.

Современный опыт
преподавания литературы в школе свидетельствует о востребованности
межпредметных связей. Об этом же говорит и опыт других  стран. Так, например, в Финляндии, чьё
школьное образование считается одним из лучших в Европе, даже объединили
несколько дисциплин в одну. Эксперимент
три года проходил в Хельсинки, а теперь распространяется на школы всей страны.

Таким образом,
актуальность нашей темы заключается в том, что реализация межпредметных связей
при изучении древнерусской литературы способствует более глубокому пониманию
литературного произведения, вводит его в широкий культурный контекст,
продуктивно развивает личностные качества, а также соответствует современному
методическому опыту и запросам современной школы.

Цель работы: рассмотреть закономерности
изучения древнерусской литературы в средней школе.

Задачи:

— рассмотреть специфику
изучения литературных произведений в средней школе;

— выявить возможности использования
межпредметных связей на уроках литературы в средней школе;

— провести диагностику
уровня мотивации учащихся средней школы к изучению древнерусской литературы;

—  охарактеризовать использование
театрализованной деятельности как механизма формирования интереса к изучению
древнерусской литературы в средней школе.

Объект исследования –
урок литературы в контексте гуманитарных дисциплин.

Предмет исследования
–  закономерности изучения древнерусской
литературы в средней школе.

Теоретико-методологическую
базу работы составляют труды Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского,
А. Дистервега, Н.Г. Чернышевского, а также работы методистов Е.Н. Колокольцева,
В.Я. Коровиной, С.А. Леонова, В.Ф. Чертова, О.Ю. Богдановой, Т.А. Ладыженской,
А.В. Дановского.

Методы исследования:
наблюдение, анализ, синтез, классификация, метод обобщения, метод
прогнозирования.

Практическое
значение результатов исследования состоит в том, что полученные в ходе работы
над заявленной проблематикой сведения могут также быть использованы в
учебно-воспитательном процессе средней школы, при разработке учебных курсов,
посвященных проблеме.

Структура
работы обусловлена ее целью и задачами. Исследование состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
рамках исследовательской работы были определены методолого-технологические
особенности изучения древнерусской литературы в средней школе. Основой
преподавания предмета был избран метод художественно- педагогической
драматургии, разработанный советским и российским учителем Лией Михайловной
Предтеченской. Данный метод явился значимым переходом от принципа
педагогического творчества к творчеству художественно-педагогическому. Это во
многом оправдано спецификой самого предмета, где учитель выступает не столько
организатором, сколько режиссёром образовательно-развивающего процесса,
режиссируемого на уроке.

Для работы по
использованию средств художественно-педагогической драматургии при изучении
произведений древнерусской литературы была выбрана постановка фрагментов
памятки древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В ходе этой работы
дети могли ознакомиться с театральным искусством «изнутри», понять особенности
подготовки и постановки театрального действия. Участие в исследовании приняли
20 учащихся восьмого класса школы № 11 г. Орехово-Зуево.

В подготовке к проведению театрализованного занятия на уроках изучения
древнерусской литературы реализуются следующие задачи:

1) максимальное привлечение учащихся к работе над сценарием,

2) умение эффективно распределить обязанности в классе, учитывая
творческую индивидуальность каждого.

Для выполнения этих задач необходимо сформировать группы участников:

1. Сценаристы и режиссеры. (Составление сценария, чтение и обсуждение
его с участниками, распределение ролей, работа над эпизодами и сценами,
репетиции, музыкальное оформление, руководство во время выступления).

2. Исполнители (Изучение роли и репетиции).

3. Художники-оформители (Оформление сцены или помещения).

4. Техническое обеспечение (Отбор музыкальных произведений, слайдов, кино
— и фотоматериалов для фона и вставок, ответственность за своевременное
включение и четкую работу аудио — или видеомагнитофона, слайдоскоп и др.).

5.Информационная поддержка (Написание и распространение приглашений,
подготовка объявлений, обеспечение порядка во время мероприятия).

6. Хозяйственная работа (Обеспечение костюмами, бутафорией).

Большая роль в реализации сценария принадлежит репетициям, в основу
которых положена работа над художественным чтением текста наизусть.

Предложенные формы интерактивной работы с учащимися возымели
определенный эффект, поскольку интерес детей к изучению древнерусской
литературы существенно повысился. Следовательно, использование указанной
программы можно считать эффективным и рекомендовать к дальнейшему использованию
в общеобразовательных учебных заведениях.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 1.1. Специфика изучения литературных
произведений в средней школе

Художественно-эстетическое
российское образование складывалось на

протяжении нескольких
веков. В ходе формирования концептуальных его основ возникали уникальные
традиции и особенности преподавания. Особую значимость проблем морально-нравственного
воспитания обозначило светское
российское образование XVII-XVIII вв., когда предопределяется ведущее положение
художественного творчества в обучении. Иеромонах Русской православной церкви Е.
Славинецкий в духовно-педагогическом трактате «Гражданство
обычаев детских» обозначил прямую взаимосвязь умственного и нравственного
развития детей. В XIX веке преимущество в педагогической теории принадлежит
идее «народности
воспитания». Главной целью определяется воспитание высоконравственной личности,
а принципами обучения выступают гуманизм и демократизм. В конце века возникают
«фребелевские общества», деятельность которых была связана с появлением детских
садов, подготовкой воспитателей и публикацией педагогической литературы,
освещающей проблемы эстетического воспитания.

Российский
педагог-исследователь С.Т. Шацкий создал общество «Сетлемент»  для проведения просветительской
деятельности среди детей из рабочей среды, не получающих системного
образования. Выдвинутая членами общества концепция акцентировала внимание на
коллективистском, эстетическом, нравственно-этическом развитии детей как альтернатива
влиянию улицы, деклассированных элементов, бессистемного воспитания со стороны
малообразованных или не получивших систематического образования родителей.
Демократический принцип воспитания выражался в формировании
равноправно-уважительных отношений между учителями и детьми,
между старшими и младшими товарищами.

На I
Всероссийском съезде по просвещению советский государственный деятель А.
В. Луначарский отзывается о роли искусства в детском развитии следующим
образом: «Разумеется, и эстетическое образование не может быть оставлено в
стороне: мы понимаем его как развитие творческих побуждений человека к красоте». Так
дисциплины искусства входят в состав учебного плана школ и получают статус
общеобразовательных.

Для
первой половины XX века в педагогической науке характерным является появление
системы научных предметных знаний. В педагогических исследованиях указанного
периода особое внимание было отведено проблемам нравственно-волевого воспитания
детей дошкольного возраста. К педагогам-исследователям того времени относятся:
А.В. Суровцева, Ф.С. Левин-Ширина, Н.Ф. Виноградова. А.В. Суровцева занималась
проблемами организации и планирования работы дошкольных учреждений,
установлением связи детского сада со школой. Труд Анны Васильевны «Воспитание
воли детей» стал методическим руководством для работников дошкольных учреждений
и родителей. Анализ Ф.С. Левин-Шириной в работе «Дошкольное воспитание»
посвящен вопросам организации педагогического процесса в детском саду, развитию
творчества детей в процессе обучения. В названных работах авторы предлагают
разработки методов и содержания нравственного воспитания,аа также определяют условия обучения для
достижения высоких результатов в гуманитарной области целостного процесса
развития подрастающего поколения.

В
это же время активно разрабатываются основные виды художественной деятельности
в школе, такие как: беседа об искусстве, рисование как один из видов
формирования творческого потенциала. Работу учителей в области искусства
контролировал единственный научно-методический центр по вопросам
художественного воспитания. В дальнейшем подготовка компетентных учителей
становится ведущей задачей образования. 
К примеру, академик ИАХ Д.Н. Кардовский создал собственную
педагогическую систему, называемую «школой Кардовского». Основными принципами
названной системы являются: просвещение в области мирового искусства и
культуры, развитие творческих способностей таким образом, чтобы не подавить
индивидуальное видение ученика, воспитание самостоятельно мыслящего человека.

После
Великой Отечественной войны, в 1960-70-е годы, разрабатываются идеи о
воспитании всесторонне развитой личности, происходит процесс оптимизации
обучения, провозглашается необходимость повышения уровня «идейно-теоретической
и профессиональной подготовки» учителя. Вобрав лучшее из опыта предыдущего
поколения учителей, перед педагогикой предстала необходимость реализовать новые
методико-педагогические способы повышения эффективности обучения. Внимание
вновь обретают воспитательно-творческие дисциплины. Распространяются
художественные и музыкальные учреждения в рамках дополнительного образования.
Актуализируются методики преподавания искусства.

Десятилетие
70-80-х можно назвать периодом экспериментальных школьных программ. В это время
в области художественной педагогики разрабатываются и апробируются программы Д.
Б. Кабалевского, Б. М. Неменского, Б. П. Юсова. Л. М. Предтеченской.
Проблема эстетического образования была исследована в работах действительного
члена АПН СССР и РАО, директора научно-исследовательского института
художественного образования РАО Б.Т. Лихачева, советского психолога
Л.С. Выготского, театрального педагога и режиссёра Р.А. Быкова.

Б.Т.
Лихачев утверждал, что литературно-художественное творчество занимает в учебных
программах скромное место, но оно помогает решить главные педагогические
задачи:

-развитие
мыслительных процессов;


углубление знаний;

-получение
эстетического наслаждения;

-понимание
социальной ориентировки.

Л.С.
Выготским была обозначена особая форма человеческой активности — «эстетическая
реакция». Предложенное понятие подразумевает, что всякое произведение искусства
рассматривается как система раздражителей, сознательно и преднамеренно
организованных с таким расчетом, чтобы вызвать эстетическую реакцию. Анализ
эстетической реакции как особого переживания выступал в исследованиях психолога
с задачей переосмыслить специфику эстетических чувств. В применении театральных
методов обучения и воспитания сыграли роль теоретические разработки и
практическая деятельность С.Т. Шацкого. Педагогом была предложена идея создания
условий для развития каждого человека на основе гармонизации всех сфер школьной
жизни, организующим ядром которой являлось эстетическое воспитание. Оно в
единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творчества личности и
коллектива. Происходит соединение воздействий на личность через активизацию
познавательных практических и эмоционально-эстетических процессов. Шацкий с
новых позиций осмыслил содержание эстетического воспитания, назвав его «жизнью
искусства».

Поколению XXI века
суждено жить в информационно насыщенном мире, который постоянно испытывает
динамические изменения, поэтому современному ребенку необходимо иметь, кроме
необходимых знаний, еще и достаточный уровень жизненной компетентности, чтобы
не только адаптироваться в этом мире, но и полноценно самореализоваться в нем.
Для этого необходимы не только глубокие профессиональные и общие знания, но и
широкое мировоззрение, развитый интеллект, коммуникативные способности. По
мнению ученых, основными характеристиками инновационной личности являются:

— открытость новому
опыту;

— внутренняя свобода;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы