Курсовая с практикой на тему Изучение древнерусской литературы в начальной школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Древнерусская литература: понятие, специфические черты, периодизация 4
2. Анализ учебников по литературному чтению с точки зрения содержания в них заданий, предусматривающих знакомство с древнерусской литературой 11
3. Методы и приемы изучения древнерусской литературы в начальной школе 15
4. Разработка рабочей тетради по древнерусской литературе для учащихся 3-4 классов 18
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение 1 31
Введение:
Актуальность темы. Среди задач, поставленных при изучении литературы в школе, — знание всевозможных литературных произведений и формирование представлений о них. Изучая произведения древнерусской литературы, учащиеся узнают светские русские литературные жанры и смогут проследить их развитие или влияние на литературу поздних эпох. Результатом изучения древних памятников должно стать твердое убеждение, что этот пласт нашей национальной литературы и самооценки имеет свои собственные законы развития и является основой всей русской литературы XIX и XX веков.
Произведения древнерусской литературы являются частью различных литературных программ для начальных школ. Знание образа жизни («Жизнь Сергия Радонежского», «Повесть о Петре и Февронии Муромском») с выдержками из «Повести о минувших годах» и «Слова о полку Игореве» становится традиционным. Однако специфика этих жанров освоена младшими школьниками. Методика обучения грамоте на древнерусском языке в начальной школе не разработана, что тем более важно, что в возрасте начальной школы проникновение в язык из наших предков сложнее.
Это обстоятельство определяет актуальность выбранной нами темы курсовой работы.
Объект исследования: процесс литературного образования младших школьников.
Предмет исследования: методика изучения древнерусской литературы на уроках чтения в начальной школе.
Цель исследования: изучить специфику древнерусской литературы и разработать систему экспериментальной работы в начальной школе, направленную на постижение поэтики ее основных жанров.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть литературоведческую, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать учебники чтения с точки зрения содержания в них заданий, предусматривающих знакомство с древнерусской литературой.
3. Разработать систему уроков, направленных на изучение древнерусских текстов, и проверить ее эффективность.
4. Провести эксперимент и проанализировать его результаты.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
— анализ психолого-педагогической и методической литературы;
— организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы, включающая в себя наблюдение, изучение и анализ результатов деятельности учащихся.
Исследование происходило в три этапа.
I этап — изучение и анализ литературы по проблеме, обобщение и анализ педагогического опыта по проблеме исследования.
II этап — проведение опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий и контрольный ступени эксперимента.
III этап — анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.
Во введении раскрываются актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования. В I разделе рассмотрены теоретические вопросы изучения древнерусской литературы в начальной школе. Во II разделе описана опытно-экспериментальная работа по изучению произведений древнерусской литературы на уроках литературного чтения в начальных классах. В заключении представлены основные выводы по данной работе.
Практическая значимость: материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы учителями начальных классов на уроках литературного чтения, студентами – в ходе педагогической практики.
Заключение:
Не зная истории развития отечественной литературы, школьники не смогут в полной мере освоить путь, пройденный великой русской литературой, оценить достижения и открытия русских писателей.
Действительно, произведения древнерусской литературы недавно появились в литературных учебниках, но объем их недостаточен. Кроме того, из рассмотренных программ предлагается изучить произведения разных жанров, что предполагает разные результаты развития этого предмета. Поэтому учитель имеет возможность познакомить учеников с произведениями древнерусской литературы при чтении вне школы.
Среди жанров древнерусской литературы, которая является знанием литературных уроков чтения в начальной школе, можно отметить частое использование таких произведений, как летопись и быт.
Древнерусскую литературу с интересом рассматривают школьники, потому что она ярко рассказывает истории о далеком прошлом и помогает лучше понять жизнь, язык и культуру наших предков. Знание древнерусских книг способствует заинтересованности учеников в появлении книг, уважению к книге.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Изучение древнерусской литературы — интересный и увлекательный процесс.
2. Тексты древнерусских памятников предлагают множество возможностей для изучения средств графического выражения.
3. Благодаря изучению древнерусской литературы, взгляды школьников развиваются и дают представление об образе жизни их предков.
4. Изучение древнерусской литературы всегда носило нравственно-дидактический характер: герои летописи и жизни являются примерами верности, мужества и патриотизма.
Учителя должны расширять кругозор детей, изучая произведения древнерусской литературы, потому что изучение произведений древней Руси позволяет понять научное развитие русской литературы, ее специфику, познание истории России, язык и культуру, пропагандируют патриотизм и другие гражданские качества школьников.
Фрагмент текста работы:
1. Древнерусская литература: понятие, специфические черты, периодизация
До пятнадцатого века древнерусская или славянская литература была в образе книжных ценностей других православных славянских стран. Как и литературные памятники древней Руси, болгарские и сербские произведения средневековья были также написаны на славянском языке, за исключением восточнославянского варианта русского языка, но подробно. Большинство памятников представляют абсолютное большинство переводных объектов (а в древнерусской литературе более 90% произведений были переводами, по подсчетам А. Соболевского, даже около 99%) и многие оригинальные произведения были распространены в России. Писцы не считали национальные различия фундаментальными: общность веры была для них несравненно важнее. Итальянский славист Р. Пикк предложил рассматривать грамотность этих трех стран как уникальное явление и назвал «православной славянской литературой» — «православной славянской литературой».
Древнерусская литература — этот термин до сих пор принято употреблять — возникла в одиннадцатом веке. Один из его самых ранних памятников, слово закона и благодати митрополита Илариона, был создан в 1930-1940 и XI годах. XI век. Скорее всего, в самом конце 1040-х гг. 17 век — последний век древнерусской литературы. Со временем традиционные русско-русские литературные каноны постепенно разрушаются, рождаются новые жанры, новые представления о человеке и мире. Поэтому некоторые ученые не включают семнадцатый век в историю древнерусской литературы, рассматривая ее как особый период.
Литература относится как к произведениям древнерусских писцов и текстов авторов XVIII века, к русской классике XIX века, так и к работам современных писателей. Конечно, различия между литературой восемнадцатого, девятнадцатого и двадцатого веков очевидны. Но вся русская литература последних трех веков не имеет сходства с памятниками древнерусского искусства. Однако именно по сравнению с ними обнаруживается много общих моментов.
Термин «литература» обычно используется для обозначения «изящной литературы» или художественной литературы — произведений, написанных авторами для создания эстетического опыта для читателя. Такие тексты могут преследовать образовательные, образовательные или идеологические цели. Но эстетическая функция остается в ней главной, доминантной. В результате в художественной литературе особенно ценятся искусство, изобретательность автора и умелое владение различными техниками. Установка литературного текста направлена не на содержание, а на способ передачи, выражение. В европейской культуре художественная литература возникла в Древней Греции и Древнем Риме. Литературные произведения античности, европейского средневековья, ренессанса, семнадцатого и восемнадцатого веков (эпоха классицизма, конечно) сильно отличаются от произведений, созданных на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков. и позже. Это были традиционалистские произведения, сосредоточенные не на главной новизне, а на воспроизведении мотивов, канонов, продиктованных правилами а. Подражания в традиционной литературе не считались эпигонизмом или плагиатом, но были нормой. Правила, по которым «жила» традиционалистская литература, были сформулированы в специальных справочниках по написанию письменных и устных текстов — риторике — и в трактатах по литературе — поэтике.
Моментом «переломного момента», в котором индивидуальный стиль побеждает литературные правила, диктующие традиции, считается эра до-романтизма и романтизма. Тем не менее, некоторые ученые считают, что вера в то, что индивид одерживает победу над традиционалистскими литературными установками (что было сделано на рубеже XVIII-XIX веков) и что фундаментальное различие между «новой» литературой и « старые — не что иное, как иллюзия: мы современные «интерьеры». литература и так лучше видеть различия, чем сходства между произведениями разных авторов; В литературе других времен, которую мы видим «в стороне», для нас, наоборот, отчетливо распределены, а не особенности того или иного индивидуального стиля. Этот пост занимал величайший русский литературный критик второй половины XIX и XX веков. А. Н. Веселовский. Его поддержал известный исследователь древнерусской и русской литературы Л. Гаспаров.
Древнерусская литература не менее традиционалистичная, чем древняя литература или произведения, так называемого классицизма. Но его традиционализм, каноничность иная. Культура Киевской Руси не знала риторики и поэтики. Писцы прибегали к различным риторическим методам: анафоре, синтаксическому параллелизму, риторическим вопросам и восклицаниям. Но в то же время за ними следовали тексты, унаследованные из византийской литературы, а вовсе не правила, четко сформулированные в специальных справочниках. До XVII в. Риторика в России не была распространена, и отношение к ним, возможно, было последовательно негативным. Очень резко говорилось о риторике вначале XVI в. старейшина (монах) Филофея, одного из псковских монастырей (он нам запомнился как создатель историософской теории Москва-Третий Рим). Старообрядцы защищали риторику в 17 веке, отстаивали вековые основы русского православия и русской культуры, среди них был известный автор своей жизни, Автопак, Авопак. Для древнерусских книжников риторика была «чужим знанием», принадлежащим к «латинскому», католическому миру, а католицизм в России считался ересью, отступлением от христианства. Орик был автором, создателем, писателем, трактовал текст как свое творение, но для древнерусского религиозного и культурного сознания писец, писатель — не автор в полном смысле этого слова, а «инструмент» в руках Бога, «инструмент» Господа. Божиею милостью. Не случайно киевский писец Нестора конца XI — начала XII в. Хорошо читал византийскую агиографию («агиография» — это жизнь святых), пишет в «Жизни Феодосия Печерского» о себе, что он «грубый и неразумный». Опытный московский агиограф Епифаний, прозванный мудрецами современниками, также приносит извинения за свое невежество и некнижков: в блестящей и коварной жизни Сергия Радонежского он пишет о самоуничтожении из-за собственной необразованности и неспособности словесное мастерство. Истинный Создатель — это единственный Бог, сотворивший небо и землю. Слово, которое Он дал человеку, является священным (священным), и слово нельзя «разыграть»: это богохульство, преступление против Творца. Между тем «риторическое» отношение к тексту подразумевает именно такую игру и смелость: писатель создает автономный словесный мир, подобный Богу, создавшему Вселенную. Писатель «пухлый» демонстрирует свое мастерство. Древнерусское сознание не могло принять такого отношения к тексту.