Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Изучение драматургии А. В. Вампилова в 11 классе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ШКОЛЕ 6

1.1 Особенности изучения драмы в школе 6

1.2 Специфика изучения драматического произведения в рамках обзорной темы 10

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В 11 КЛАССЕ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ А. В. ВАМПИЛОВА «УТИНАЯ ОХОТА») 15

2.1 Анализ школьных программ в аспекте изучения драмы в школе 15

2.2 Анализ методических рекомендаций по изучению пьесы А.В. Вампилова «Утиная охота» 18

2.3 Методическая система изучения пьес Вампилова в 11 классе 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОИЧНИКОВ 28

  

Введение:

 

Творчество А.В. Вампилова (1937 – 1972) занимает достойное место в истории русской культуры. Его пьесы образуют самобытное, порой невообразимое и многогранное художественное явление, которое по праву называется литературоведами «театр Вампилова».

К феномену «театра Вампилова» обращались многие исследователи творчества драматурга (М. Бычкова, А. Демидов, М. Меркулова, М. Махова, Е. Стрельцова). Пьесы театра представленных в разных жанрах, начиная от комедии и заканчивая психологической драмой, что оказывает широкое психологическое воздействие, заставляя зрителей и читателей переосмыслить их собственную жить и философские основы бытия.

Почти не замеченный при жизни, Александр Валентинович Вампилов стал одной из загадочных фигур в истории советской и русской драматургии. Почти не замеченный при жизни и захваленный после смерти, он оказал значительное влияние на развитие современного драматического театра.

В Российской Федерации создана большая литература о нем, написаны десятки монографий и множество статей, превышающих по объёму его наследие во много раз. И, не смотря на эти факты, до сих пор «загадка Вампилова» ещё не разгадана, а проблемы его творчества не до конца изучены.

В 1990 году в издательстве «Советский писатель» вышла монография

Е. Гушанской «Александр Вампилов» [2]. Кроме детальных биографических сведений, монография предлагает разносторонний анализ творчества

А. Вампилова, раскрывает своеобразие его поэтики и идейно-нравственных ценностей, исследует природу новаторства у драматурга. В книге сделана попытка рассмотреть характер взаимосвязи творчества писателя с процессами литературно-общественной и художественной жизни шестидесятых-семидесятых годов.

Исходя из того, что произведения Александра Вампилова включены в школьную программу, появились методические разработки по их изучению в старших классах средней школы, например, в книге Н. Крупининой и

Н. Сосниной «Сопричастность времени».

Несмотря на это, остается открытой проблема жанрового своеобразия драматургии А.В. Вампилова. Данными вопросами занимались следующие исследователи драматургии А. Вампилова: М. Громова, И. Зборовец,

Л. Иванова, М. Меркулова, Н. Цымбалистенко и другие.

В ряде современных научных исследованиях представлены полемики о жанровой природе произведений драматурга, которые зачастую представляют взаимоисключающие точки зрения. В качестве примера, в работах

Е. Гушанской драмы А. Вампилова рассматриваются как жанрово определенными, а вот А. Демидов, напротив, отмечает их особый жанровый феномен, который крайне сложно уловить.

Необходимо также отметить и тот факт, что большинство исследователей драматургии А.В. Вампилова не могут точно определить жанр его пьес, говоря только лишь о их жанровых особенностях и своеобразии. В следствии чего они выделяют у него наличие различных жанровых форм, что приводит, к появлению таких терминов, как «полижанровость» (И. Зборовец), «жанровый синтез» (Т. Журчева), «жанровый синкретизм» (С. Моторин).

Цель курсовой работы – создание методической системы изучения пьесы Вампилова в 11 классе.

Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:

– выявить методы и приемы по изучению драматических произведений в рамках обзорной темы;

– изучить школьные программы и методические рекомендации в аспекте изучения драматического произведения;

– определить идейно-художественное своеобразие пьесы А. В. Вампилова «Утиная охота»;

– разработать методическую систему изучения пьесы А. В. Вампилова «Утиная охота».

Объект исследования – изучение драматических произведений в школе.

Предметом исследования являются методы и приемы изучения драматических произведений в школе (на примере пьесы А. В. Вампилова «Утиная охота»).

Актуальность исследования заключается в том, что драма как жанр представляет особый интерес для изучения в школе, так же, как проза и поэзия.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

И так, мы увидели, что изучение произведений в соответствии с особенностями рода и жанра дает возможность учителю усилить воздействие искусства на духовную сферу учащихся, выбрать такие сочетания методов и форм обучения, такие виды заданий, которые способствовали бы развитию познавательной и социальной активности школьников, их самостоятельности, овладению необходимым объемом умений.

Изучение каждого драматического произведения состоит из ряда последовательных этапов. К ним относятся: вводные занятия, чтение и анализ литературного произведения, заключительные занятия.

Вводные, или вступительные, занятия готовят учащихся к восприятию художественного произведения, вызывают в них интерес к писателю и его творчеству, нацеливают внимание на основные социально-исторические и нравственно-эстетические проблемы произведения.

По мимо этого, в результате исследования было выявлено что изучение драмы в школе не простое занятие. Анализ перечня УМК по литературе, утвержденной Министром просвещения Российской Федерации в 2022 году, показал недостаточную степень интереса к творчеству А. В. Вампилова в рамках школьного курса. Творчество драматурга изучается в 11 классе, в конце учебного курса. Зачастую творчество Вампилова рассматривается обзорно, в рамках тем о современной драматургии и особенностях деревенской прозы. Рядом УМК изучение творчества А. Вампилова не предусмотрено. Чаще всего в рамках школьного урока изучаются пьесы «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске». Структура монографического изучения творчества А. В. Вампилова включает краткую биографию драматурга, нравственно-философскую проблематику пьес, систему образов и внутренние конфликты действующих лиц; уделяется внимание также жанровому своеобразию драм. Проблема традиций и новаторства в драматургии А. В. Вампилова рассматривается в недостаточном объеме.

Анализ методических рекомендаций по изучению пьесы «Утиная охота» А. Вампилова в 11 классе показал, что УМК позволяют проанализировать драматическое произведение в аспекте традиций и новаторства, проследить преемственность в литературе, детально раскрыть образы героев, пространственно-временные образы и образы-символы, которые имеют большое значение в идейном содержании произведения. Проблемные ситуации, предложенные обучающимся на уроке, позволяют активизировать мышление и будут способствовать формированию прочных, осознанных знаний, пробудят потребность к творческой деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ШКОЛЕ

1.1 Особенности изучения драмы в школе

Особенности изучения драмы в школе как рода литературы очень часто заключаются в том, что она, как правило рекомендована для постановки на сцене. С обращенностью к театру связана и литературная форма драмы, где характеры действующих лиц создаются «речевым языков, а не описательным». В свою очередь это приводит к тому, что позиция автора скрыта больше, чем произведениях других родов, и чтобы её выявить от читателя требуется внимание и размышление. Таким образом, без помощи писателя, опираясь лишь на монологи, диалоги, реплики и ремарки, читателю приходится вообразить место действия, время, обстановку в которой живут герои, представить их внешний облик, манеру говорить и слушать, их движения и жесты. Особенно сложно, хотя и необходимо, понять и почувствовать, что скрывается за словами и поступками в душе каждого из действующих лиц. Каждое драматического произведение обычно строится на жизненном конфликте в его центре, разрешение которого идет в напряженном противостоянии персонажей друг с другом, с обстоятельствами, а иногда и с самими собой. Конфликт в драме – это пружина, которая движет действие и обнаруживает характер. Отсюда мы можем наблюдать целеустремленность и активность действия в драме. Эти особенности драмы в значительной мере помогают определить специфику её изучения в школе.

Исследователь Богданова отмечает следующие особенности драматического произведения: «драма показывает героя в действии; описания, кроме тех, которые содержатся в ремарках и словах персонажей — отсутствуют. Повествования в драме нет, последовательность событий воссоздается на основе реплик, монологов и диалогов действующих лиц, а также ремарок автора. Авторская позиция скрыта в большей степени, чем в произведениях других родов литературы» [7, c. 151].

«Предназначенность пьесы для актерского исполнения, для сцены требует деления на акты и явления и определяет сравнительно небольшой объем, – продолжает Богданова. – Важнейшая особенность драмы – концентрированность действия и значимость речевого высказывания персонажа. Все эти характерные черты, как правило, не воспринимаются учащимися, которые являются довольно поверхностными читателями драматического произведения. Нередко учителю приходится на уроках по изучению драмы воспитывать не только читателя, но и зрителя» [7, c. 153].

Современный опыт педагогов говорит, что школьники даже в старших классах читают плохо, часто и неправильно дополняют своим воображением текст пьесы. Это приводит к тому, что они не используют авторских указаний, данных в форме перечня действующих лиц, ремарок, описания декораций и обстановки действия. Поэтому полезно организовать чтение пьесы вслух во внеурочное время, причем текс может читать сам учитель, привлекая в отдельных случаях запись пьесы (пластинки, магнитофон). Не редкость и то, что педагогам приходится прочитывать первое действие, и затем обратить внимание на ремарки, перечень действующих лиц, чтобы показать, как правильно читать драму. Все это делается для того, чтоб ученики в дальнейшем смогли это сделать самостоятельно. В процессе чтения кратко объясняются непонятные слова, а между чтением отдельных актов педагог может пробудить воображения для того, чтобы помочь ученикам представить сцену и действующих лиц, создав тем самым впечатление что они в театре.

Нельзя в свою очередь забывать о важности вступительного занятия. Зачастую ученики не подготовлены, поэтому необходимо дать предварительный комментарий к пьесе. Отсутствие в драме разъяснений автора приводит к тому, что преподаватель обязан ввести в свой рассказ всё то, без чего ученики попросту не в состоянии сразу включиться в активную работу над пьесой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы