Курсовая с практикой на тему Изучение диалектной лексики в средней школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Региональный аспект изучения русского народного слова 5
2. Изучение диалектной лексики на уроках русского языка 12
3. Лингвокраеведение как объект внеклассной работы в школе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Введение:
Русский язык – это один из наиболее богатых языков мира по своему словарному запасу. Его словарь составляют сотни тысяч разнообразных слов. Среди огромного множества русских слов, что употребляются повсюду, где звучит русская речь, и имеют общерусский характер, оказывается немало и таких, которые известны и используются не повсеместно, а только на определенной территории, в определенной местности.
Такие слова выделяются языковедами в особый разряд, называя их местными, или диалектными. Каждый местный язык представляет собой стройную систему, являясь самой маленькой территориальной разновидностью русского языка. В говорах, как и в литературном языке, действуют определенные законы. Каждый, кто говорит на диалекте, знает, как можно сказать, а как говорить нельзя. Русские диалекты существуют лишь в устной форме в отличие от литературного языка.
Современные говоры являются результатом развития древнерусских диалектов, история которых уходит в глубокую древность. Диалекты сложились в те давние времена, когда люди жили всю жизнь на одном месте и практически не путешествовали, если не считать эпохи переселений и войн. Местные говоры в своем существовании предшествовали русскому литературному языку. Именно говоры лежат в основе любого литературного языка.
Данное исследование посвящено изучению диалектной лексики на основе региональных источников в системе внеклассных мероприятий по русскому языку.
Актуальность работы обусловлена тем, что изучение диалектной лексики на основе различных региональных источников — это средство и инструмент формирования языковой компетенции.
Объект исследования – процесс формирования умений и знаний анализа диалектной лексики у учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования – приемы и методы изучения диалектной лексики в системе организации внеклассных занятий по русскому языку в среднем звене.
Цель исследования: разработать комплекс внеклассных занятий по русскому языку, направленных на формирование умений анализа диалектной лексики у учащихся среднего школьного возраста.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Рассмотреть региональный аспект изучения русского народного слова.
2) Рассмотреть процесс изучения диалектной лексики на уроках русского языка.
3) Изучить лингвокраеведение как объект внеклассной работы в школе.
Методы исследования. В процессе анализа нами были использованы общетеоретические методы исследования, такие как синтез, анализ, сопоставление.
Методологическая основа исследования. В процессе анализа диалектной лексики мы опирались на работы следующих авторов: Л.К. Лыжовой, В.В. Паруновой, Н.П. Шенкевич и других.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение диалектной лексики в рамках внеурочной деятельности будет осуществляться на основе региональных источников во внеклассных мероприятиях по русскому языку в средних классах и может стать более эффективным при соблюдении следующий условий:
1) если к исследованию привлечь региональный материал;
2) работа будет осуществляться в определенной системе обучения;
3) основанием такой системы выступит компетентный подход к языковому образованию;
4) будет комплекс мероприятий в рамках внеклассной работы для изучения диалектной лексики.
Научная новизна работы заключается в том, что в исследовании была предпринята попытка многоаспектного изучения диалектной лексики на основе региональных источников в системе внеклассных мероприятий по русскому языку в средней школе.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что поставленные вопросы по освоению школьниками диалектной лексики рассматриваются в аспекте территориальных разновидностей русского литературного национального языка на основе региональной лексики.
Практическая значимость работы: материалы исследования по освоению диалектной лексики могут послужить на занятиях по лексикологии русского языка, результаты анализа могут быть использованы на школьных уроках и внеклассных мероприятиях по русскому языку и краеведения.
Структура курсовой работы: введение, три раздела, заключение, список использованных источников.
Заключение:
При выполнении курсовой работы по теме «Изучение диалектной лексики в средней школе» была проделана следующая работа: определена актуальность темы, которая состояла в необходимости сообщения учащимся знаний о диалектной лексике языка в соответствии с программными требованиями школы, приобщения учащихся к богатству русского языка, формирование умения пользоваться им.
Сложность понимания всякого художественного текста в немалой степени вызвана разнообразием, неоднородностью словесной ткани текста, в котором могут представлять диалектные, редко употребляемые на сегодняшний день слова.
Многоаспектное изучение диалектной лексики дает нам новые сведения о специфике диалектной лексики. Овладение такой диалектной лексикой у школьников начинается позднее, чем овладение другими языковыми единицами, поэтому важно накапливать наблюдения за этими процессами, чтобы можно было управлять ими.
Усвоение диалектной лексики позволяет учащимся более образно и ярко выражать собственные желания и мысли, позволяет сделать речь школьника эмоционально выразительней и разнообразной. Поэтому работа по формированию языковой компетенции, связанной с диалектной лексикой русского языка, должна проводиться со школьниками системно на протяжении всего обучения языку.
Диалектные слова находится на пересечении многих методических задач. Это в то же время и формирование языковой компетенции, которая связана со знанием семантики и умением правильно употребить в предложении, и обогащение словарного запаса, и развитие рецептивных видов речевой деятельности, например, понимания целесообразности использования образной диалектной лексикой в произведениях, а также способность включать диалектные слова в высказывания, повышая их выразительность.
В ходе теоретического анализа мы выявили, что с точки зрения педагогики и методики преподавания языка, изучение диалектной лексики позволяет формировать языковую компетенцию школьников. Нами было выявлено, что в программе по русскому языку нет специальной работы с диалектной лексикой. Приступив к решению этой актуальной задачи, мы разработаны задания для внеклассной работы учащихся.
Целью нашего исследования было: разработать комплекс внеклассных занятий по русскому языку, направленных на формирование умений анализа диалектной лексики у учащихся среднего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели мы выполнили следующие задачи:
1) Рассмотрели региональный аспект изучения русского народного слова;
2) Рассмотрели процесс изучения диалектной лексики на уроках русского языка;
3) Изучили лингвокраеведение как объект внеклассной работы в школе.
Таким образом, цель и задачи выполнены, гипотеза доказана.
Фрагмент текста работы:
1. Региональный аспект изучения русского народного слова
Русский национальный язык в качестве общенародного языка, который складывался на протяжении длительного исторического развития, является совокупностью разновидностей, что объединяются общностью основного словаря, а также фонетической и грамматической систем, которые обеспечивают возможность взаимопонимания людей, говорящих на этом языке.
К указанным разновидностям относятся:
— социальные диалектизмы,
— территориальные диалектизмы,
— литературный язык,
— просторечие.
Территориальные диалектизмы, или местные говоры, в самом общем виде могут определяться как разновидности языка, характеризуемые относительным единством системы, а также они используются в качестве средства непосредственного общения в коллективе, что находится на определенной территории [11, с. 23].
Что же такое русская региональная речь? Само определение «региональная» выделяет только один признак — наиболее показательный, но явно недостаточный. Если мы укажем, что региональной является речь, которая отличается определенными особенностями в зависимости от территории своего распространения, то во время дальнейшей характеристики географические координаты окажутся ненужными.
Региональное своеобразие русской речи зависит не от естественных границ регионов, а непосредственно от причин собственно экстралингвистического и лингвистического характера, в первую очередь от контактов с другими языками, а также от взаимодействия с окружающими говорами [19].
Еще один, более важный, признак мы можем обнаружить в отношениях региональной речи непосредственно к территориальным диалектизмам. В соответствии с указанным признаком русскую региональную речь и ее разновидности нужно было бы рассматривать в качестве совокупности местных говоров, что образуют противопоставленные диалектизмы — южнорусские и северорусские.
Такое решение соответствует традициям большинства диалектологических исследований, но его нельзя считать удовлетворительным. И дело тут не только в том, что границы местных говоров оказываются размытыми, нечеткими.
Во время такого подхода не учитывается самое важное свойство языка — его «живая жизнь», которая динамически изменяется в пространстве и времени в зависимости от развития общества, развития духовной и материальной культуры народа.
На сегодняшний день наиболее существенным признаком региональной речи выступает социальный фактор, который определяет ее типологические свойства, а также все разнообразие дифференциальных особенностей.
Относительно живой городской речи, то она сейчас характеризуется не столько тем, что жители данного города (или часть его жителей) были носителями какого-либо говора, а тем, что она является одним из вариантов русской разговорной речи, что ориентирована на литературные нормы, но содержит остаточные диалектные явления и (вероятнее всего, в неравной степени) находящейся под влиянием иноязычной системы.
Если посмотреть в целом по России, то речь коренных жителей Курска и Кирова, Тамбова и Пскова, Воронежа и Вологды заметно отличается остаточными явлениями, но в каждом из случаев (как и в городах на Дальнем Востоке, на Русском Севере, в Сибири и на Урале) это речь людей, которые владеют основными нормами литературного языка [23].
Современный говор, что сохраняется в той или иной сельской местности, — это уже не единая и целостная система, что служит средством общения на определенной территории, а языковая формация, которая пересекается с просторечием или даже сливается с ним.
По мнению ряда исследователей, на настоящем этапе развития местные говоры представляют в русской разговорной стихии уже не собственно-диалектные, а переходные от диалектизмов к литературному языку полудиалектно-просторечные языковые сферы.
Их переходная сущность отражается в большей неустойчивости их узуса (по сравнению с частными диалектными системами начала и середины XX века), в более или менее явственных признаках сосуществования в них диалектных явлений с их литературными эквивалентами, причем на разных языковых уровнях.
Широкое распространение в Российской системе образования получили новые образовательные стандарты. На сегодняшний день методика преподавания русского языка учитывает функционирование его в качестве государственного языка и как языка межнационального общения. Одновременно с этим особое значение уделяется культурологическому аспекту, в связи с чем возрастает роль регионального компонента: эффективность образовательного процесса повышается в значительной степени, если изучаемые явления исследуют на трёх уровнях – мировое сообщество — Россия — регион.
В Законе Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» во время изучения предметной области «Родной язык» необходимо обеспечить [25]:
— воспитание ценностного отношения учащихся к родному языку и литературе родного края как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
— приобщение учащихся к литературному наследию своего народа;
— формирование у школьников причастности к традициям и свершениям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
— обогащение потенциального и активного словарного запаса, развитие у учащихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами письменной и устной речи, правилами речевого этикета;
— получение учащимися знаний о родном языке как развивающемся явлении и системе, о его единицах и уровнях, о закономерностях его функционирования, изучение основных понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов совершенно разных функционально-смысловых жанров и типов.
Проблема введения регионального компонента в образовательный процесс является достаточно актуальной, хотя и далеко не новой. Различные принципы и аспекты реализации регионального компонента в образовании стали предметом изучения ещё классиков и основоположников педагогической науки: Песталоцци И. Г., Каменского Я. А., Гессена С. И. Положения о соотношении национального и патриотического, общечеловеческого и интернационального были обоснованы в трудах зарубежных и отечественных педагогов и психологов: Афанасьева В. Ф., Бим-Бада Б. М., Волкова Г. Н. и других.
В научных трудах неоднократно рассматривались вопросы, которые касаются содержания, системы организации, методики обучения школьников с использованием регионального компонента. Но анализ современной методической литературы, изучение передового педагогического опыта дает возможность сделать вывод о том, что на сегодняшний день не имеется научно обоснованной, комплексной и адаптированной программы по русскому языку с учётом введения регионального компонента непосредственно в учебный процесс на совершенно разных уровнях обучения, хотя регионализация выступает одной из наиболее важнейших тенденций развития системы образования.
В последнее время входит становится употребительным термин «региональное образование», имеющий более широкое значение, нежели «региональный компонент образования». Региональное образование происходит через систему учреждений образования в том или ином регионе. Эта система подразумевает удовлетворение личных потребностей жителей региона в образовании, организацию системы образования в регионе, что будет способна в полной мере обеспечить потребности в кадрах [13].
Региональный компонент — это последовательное и систематическое включение в образовательный курс русского языка местного языкового материала. В педагогической науке под национально-региональным компонентом понимается следующее: «это часть содержания образовательного процесса, что отражает региональное и национальное своеобразие культуры (родной язык, история, литература, география региона), особые интересы и потребности в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации [30, с. 76].
Некоторыми учеными национально-региональный компонент рассматривается как «часть содержания образования, где отражено региональное и национальное своеобразие культуры (родной язык, литература, история и география региона и т.п.)». При этом подчеркивается, что ряд образовательных областей представлен и федеральным, и национально-региональными компонентами (социальные дисциплины, история, искусство, трудовая подготовка и др.) [13, с. 11].
Назначение регионального компонента заключается в следующем:
— развитие и защита системой образования национальных культур, региональных культурных традиций, а также особенностей в условиях многонационального государства;
— сохранение единого образовательного пространства России;
— обеспечение прав учащихся на доступное образование;
— вооружение школьников всей системой знаний о том или ином регионе;
— подготовка учащихся к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории, а также за ее пределами.
Обучение в рамках регионального компонента строится на базе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования в качестве важнейшего фактора развития территории.
Содержание регионального компонента образования направлено на формирование у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитие их творческого потенциала, а также толерантности в условиях многонациональной среды.
В основном учебном плане на реализацию регионального компонента в образовательной области «Филология» выделено лишь 10-15% времени. Региональный компонент используют не как отдельный блок, а как «вкрапления» в весь учебный материал без выделения на него отдельных часов и как языковой материал во время изучения школьного курса предметов.
К примеру, в 5 классе учащимся предлагается тема: «Особенности звучащей речи местных жителей нашей местности, ее отличия от общерусской литературной нормы». Эта тема сначала обсуждается во время изучения графики и фонетики. При этом школьники анализируют свою речь, сравнивают ее с литературной нормой и находят отличия. Затем эта тема конкретизируется во время изучения существительных в 5 классе. Рассматриваются особенности склонения существительных, далее в 6 классе – особенности спряжения глаголов, склонения прилагательных, особенности образования форм местоимений в приамурском говоре. При изучении существительных нарицательных и собственных на уроках можно рассмотреть особенности Приамурской топонимии, то есть происхождение названий сел, рек, озер, деревень, улиц. При изучении антонимов в разделе «Лексика», детям можно предложить написать сочинение-миниатюру на тему «Мой город сегодня и завтра». Во время изучения числительных дома дети подбирают материал, а затем составляют предложения с какими-либо числами, которые характеризуют их город. Отдельно нужно сказать о темах сочинений, которых можно предложить великое множество. К примеру, «Любимый уголок природы», «Мой город», «Моя улица», «Мой край – Амурская область», «За что я люблю свой город», «Береги родную природу». Также, «Моя фамилия», «Топонимический словарь моей семьи», «Почему меня так назвали», «Когда моя бабушка была молодой» и т.д. Такие темы стимулируют общение детей в семье, учат их ценить то, что составляет историю их жизни, историю их семьи, улицы, города, школы.
Работа с региональными языковыми факторами — это лишь компонент сложной и многоаспектной деятельности учителя русского языка в школе. Такая работа не должна и не может вытеснить с урока разнообразные тематические материалы, которые иллюстрируют вечные общечеловеческие ценности вне их этно- и географической определенности. Разумное включение регионального компонента в дополнительную и базовую части лингвистического образования школьников — это актуальное и общественно значимое дело [13].
Для реализации регионального компонента на уроках русского языка указанные нами выше исследователи предлагают следующие методы:
— репродуктивный (воспроизводящий материал в готовом виде в слове учителя, беседах с учащимися, текстах и упражнениях учебника, в наглядных пособиях, магнитофонных и видеозаписях, словарях и т.д.);
— проблемно-поисковый (как ведущий);
— коммуникативный, что опирается на живое общение и др.
Включение местного материала в уроки фонетики, орфоэпии, лексики, словообразования, грамматики (упражнения и задания по культуре речи, дидактические языковые материалы — отрывки из произведений местных писателей и поэтов) предполагает возможность интегрированных уроков, ролевых игр, уроков-экскурсий, творческих конкурсов, уроков — путешествий и т.д.
Поэтому перспективным средством реализации национально-регионального компонента в рамках общего образования является внеурочная и урочная деятельность, в процессе которой можно реализовать проектную работу. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочную деятельность организуют по основным направлениям развития личности (социальное, духовно-нравственное, обще-интеллектуальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное и др.). Организация учебных занятий по перечисленным направлениям — это обязательная часть образовательного процесса в учреждениях общего образования. Их тематику формируют с учетом пожеланий школьников, родителей и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от классно-урочной системы обучения (кружки, секции, экскурсии, школьные научные общества и др.).
Подводя итоги, можно утверждать, что в наше время русская региональная речь представляет собой результат осуществляющегося преобразования диалектных систем, а также их активного взаимодействия с литературным языком. Это социально обусловленное преобразование выступает важнейшим процессом в динамическом развитии современного русского языка.
Изучение русской региональной речи должно быть многоаспектным, охватывающим, естественно, и те проблемы, что вызывают общий интерес у языковедов, этнографов, фольклористов и историков.