Курсовая с практикой на тему Изучение детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.. 5
1.1.
Содержание и сущность, понятия детско-родительских отношений. 5
1.2.
Характеристика семей, находящихся в социально опасном положении. 10
ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ДЕТСКО -РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ
ПОЛОЖЕНИИ.. 16
2.1.
Характеристика диагностического инструментария по изучению детско-родительских
отношений. 16
2.2.
Описание констатирующего этапа экспериментальной работы.. 21
2.3.
Описание программы, направленной на развитие детско-родительских отношений в
семьях СОП.. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 41
Приложение А.. 42
Приложение Б. 46
Введение:
Актуальность исследования
детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном
положении обоснована тем, что в России в настоящее время происходят серьезные
социально-экономические изменения, влияющие на формирование семьи. Согласно
исследованиям российских социологов для начала XXI века характерной тенденцией
социального развития является значительный рост семейного неблагополучия.
Нравственные проблемы общества усложняют систему ценностных отношений в семье,
а педагогическая несостоятельность родителей снижает воспитательный потенциал
семьи. Специалисты все чаще говорят о семьях «группы риска».
Современная социальная политика в РФ и развитие сферы обслуживания семьи
и детей направлены, в первую очередь, на предотвращение распада семьи и
возможности попадания ребенка в детское учреждение. Для наилучшего
удовлетворения потребностей ребенка, обеспечения условий его нормального
развития, предпочтительными являются меры, не связанные с изъятием его из
родной семьи, а направленные на восстановление способности семьи заботиться о
ребенке. В нашей работе «Изучение
детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально-опасном
положении» мы рассмотрели семьи СОП и изучили отношения между ребенком и
родителем в таких семьях.
Объектом исследования являются детско-родительские отношения.
Цель исследования: изучить особенности детско-родительских отношений в
семьях, находящихся в социально опасном положении.
Предмет: особенности детско-родительских отношений семей СОП.
Мы выявили следующие задачи,
для изучения детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально
опасном положении:
1. Рассмотреть
теоретические аспекты детско-родительских отношений;
2. Охарактеризовать
«семьи в социально опасном положении»;
3. Провести экспериментальную работу по изучению детско-родительских отношений в семьях,
находящихся в социально-опасном положении;
4. Разработать
и описать программу, направленную на развитие детско-родительских отношений в
семьях СОП.
Основные
методы исследования: теоретический
анализ научной литературы, изучение и анализ документов, наблюдение,
эмпирические исследования, анкетирование. В работе использовался тест-опросник
родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин.
Методологическая основа: при написании работы мы
опирались на труды таких отечественных авторов, как Г. В. Бурменская, И. Д. Зверева, Б. В.
Зейгарник, Е. П. Ильин, Н. М. Лаврова, Л. Я. Олиференко, О. Е. Смирнова, А. С.
Спиваковская, а также на труды таких зарубежных авторов, как Д. Боулби, А.
Фрейд, Э. Фромм и др.
База исследования: КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и
детям «Приморский»».
Структура работы: работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическим аспектам
изучения детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально
опасном положении. Во второй главе представлены методы, методология и
организация исследования, результаты изучения детско-родительских отношений в
семьях, находящихся в социально опасном положении, практические рекомендации по
результатам исследования.
Заключение:
В нашей работе мы рассмотрели семьи СОП и изучили отношения между
ребенком и родителем в таких семьях. Целью нашего исследования было изучение
особенностей детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально
опасном положении, для содействия развитию детско-родительских отношений в
семьях СОП.
Для выполнения данной цели были запланированы следующие задачи:
1. Рассмотреть
теоретические аспекты детско-родительских отношений;
2. Охарактеризовать
«семьи в социально опасном положении»;
3. Провести экспериментальную работу по изучению детско-родительских отношений в семьях,
находящихся в социально-опасном положении;
4. Разработать
и описать программу, направленную на развитие детско-родительских отношений в
семьях СОП.
Проведенный анализ литературы позволил сделать выводы о том, что
детско-родительские отношения обладают своеобразной структурой, содержащей две
основных составляющих: отношение родителей к ребенку и отношение ребенка к
родителям. Отношение родителей к ребенку – сложный и многогранный феномен,
включающий множество других элементов. В изучении отношения родителей к ребенку
исследователями на сегодняшний день не определено единой четко обозначенной
структуры.
Исследование проводилось на базе КГБУ СО «Центр социальной помощи семье
и детям «Приморский»». Выборку составили
10 родителей, 8 детей подросткового возраста, мужского пола – 5, женского – 3. Возраст детей от 11 до 15 лет.
На первом этапе исследования производилась проверка исходного уровня
детско-родительских отношений в исследуемых семьях.
В работе использовался тест-опросник родительского отношения Столина.
Использование теста-опросника родительского отношения Варги-Столина принесло
такие результаты. Было отмечено, что значительная часть опрошенных родителей
нередко достаточно негативно относится к собственному ребенку. Они воспринимают
его поведение как раздражитель, не проявляют к нему должного внимания и
уважения как к личности.
На втором этапе была разработана программа, направленная на развитие
детско-родительских отношений в СОП. Эта программа была предназначена для
преодоления выявленных в ходе опроса разногласий между детьми и родителями в
семьях СОП. В результате работы в рамках программы ожидается укрепление
авторитета родителей, улучшение их морального облика, формирование готовности к
диалогу с ребенком. Занятия призваны воспитать у взрослых уважение к личности
ребенка, понимание его интересов, стремление видеть в нем человека. Дети же, в
свою очередь, по итогам занятий в рамках программы должны увидеть своих
родителей с другой стороны, понять их, воспитать в себе уважение к ним,
стремление помогать, преодолеть последствия подросткового антагонизма по
отношению к родителям.
В ходе работы происходит установление контактов между членами группы,
доверительных отношений. Родители получают возможность доверительно поговорить
с детьми, а дети, в свою очередь, могут рассказать родителям то, что их наиболее
волнует, без стеснения и боязни. Главными итогами программы можно назвать
раскрепощение детей и родителей из СОП, которое помогает им восстановить
утраченный контакт.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 1.1. Содержание и сущность, понятия детско-родительских отношений
Детско-родительские отношения определяются как особого рода непрерывные
и продолжительные межличностные отношения, для которых характерно наличие
сильной эмоциональной значимости как для ребенка, так и для родителей,
возрастной изменяемости, баланса полярных позиций, необходимости в общении и
ответственности, как обусловливающие психическое развитие и социализацию
ребенка.
В современных психологических исследованиях детско-родительские
отношения раскрываются в классификациях типов проблемных семей (Н. Аккерман, С.
Минухин, А. С. Спиваковская), в характеристиках семейных патологизирующих ролей
(Х. Э. Рихтер, Э. Г. Эйдемиллер) и влияния родительского отношения на развитие
ребенка (А. Адлер, Д. Боулби, Ю. Б. Гиппенрейтер), в различных типологиях
семейного воспитания (В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, А. С. Личко).
Исследователи анализируют изменения в отношении к ребенку в процессе развития
общества (В. Н. Дружинин), выделяют базовые характеристики детско-родительских
отношений (Д. Боулби, Д. Винникот, М. Мид, К. Роджерс); описывают их структуру
(А. Я. Варга, В. В. Столин); развивают подход к изучению восприятия родителей
ребенком (Л. Вассерман, И. О. Горькова).
Многие исследования, посвященные вопросам детско-родительских отношений,
проводились в контексте анализа влияния родительского поведения на поведение и
формирование личности ребенка. Так, уже в 1899 году Оппенгейм отмечал, что
чрезмерное проявление любви и внимания способно привести к патологической
самофиксации и ипохондрии у ребенка. Выдающиеся педагоги и медики, в частности,
И. М. Балинский, П. Ф. Лесгафт, В. Бехтерев сформулировали похожие выводы. А.
Адлер отмечал, что чрезмерно лояльное, всепозволяющее поведение родителей имеет
непосредственное отношение к возникновению неврозов у детей [1]. Д. Леви на основе
клинического анализа случаев доказал, что материнская сверхопека переходит в
низкую толерантность к фрустрации и связанные с этим аномалии чувств и эмоций
[2]. В педагогике А. С. Макаренко был одним из тех, кто систематизировал
представления о родительских позициях, назвав их родительским авторитетом, и
выделив несколько типов ошибочного (авторитет подавления, расстояния,
педантизма, резонерства, подкупа) и истинного родительского авторитета
(авторитет любви, доброты, уважения) [3].
Л. Беньямин была разработана модель отношений в диаде «родители –
ребенок», которая позволяет охарактеризовать поведение родителей и ребенка.
Исследовательница изучила соотношение самосознания ребенка )как формы
саморегуляции) и отношения родителей к ребенку: эта связь раскрывается как
интроекция (перенесение вовнутрь) родительского отношения и и способов
управления поведением ребенка. Так, к примеру, постоянная критика ребенка
превращается в самосознании в тенденцию к самообвинению, а доминирование
родителей в отношении с ребенком – в тенденцию быть «хозяином самому себе»,
жёсткий самоконтроль и самоуправление [4].
В современной психологической науке детско-родительские отношения чаще
всего анализируются с помощью таких категорий, как родительская позиция (А. С.
Макаренко, А. С. Спиваковская), родительское отношение (А. Я. Варга), характер
взаимодействия (О. А. Карабанова), стиль семейного воспитания (Э. Г.
Эйдемиллер). Названные феномены достаточно полно описывают специфику отношений
между родителями и детьми; в то же время, достаточно большое количество
разнообразных терминов, предназначенных для обозначения подобных феноменов
детско-родительских отношений, приводит к возникновению в психологических
исследованиях определенной терминологической многозначности.
Представляя собой важную детерминанту психического развития ребенка,
детско-родительские отношения определяются следующими параметрами:
— характер эмоциональной связи: со стороны родителей – эмоциональное
принятие ребенка, родительская любовь, со стороны ребенка – расположенность и
эмоциональное отношение к родителям;
— мотивы воспитания и отцовства;
— степень включенности родителей и детей в детско-родительские
отношения;
— удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему со
стороны родителей;
— стиль общения и взаимодействия с ребенком;
— способ решения проблемных ситуаций, поддержка автономии ребенка;
— социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество,
способ контроля, санкции (поощрение и наказание), родительский мониторинг;
— степень устойчивости и последовательности (неоднозначности) семейного
воспитания.