Курсовая с практикой на тему Изучение цвета и колорита природы в пейзаже на уроках изобразительного искусства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1 Глава – Теория преподавания пейзажа на уроках
изобразительного искусства 6
1.1. Особенности изучения пейзажа на уроках
изобразительного искусства. 6
1.2. Преподавание цвета и колорита в средней школе. 12
Вывод по главе. 16
2 Глава –
Методики преподавания пейзажа на уроках изобразительного искусства 17
2.1. Методическая работа по формированию понятий цвета и
колорита в пейзаже 17
2.2. Психолого-педагогические особенности учеников средней
школы на уроках, связанных с живописью на уроках изобразительного искусства. 21
Вывод по главе. 26
Заключение. 27
Список
литературы.. 30
Введение:
Актуальность исследования. Пейзаж является жанром изобразительного
искусства, который формирует предметы изображения в первоначальном виде, либо
незначительно преображенные людьми. Представления о пейзаже были сформированы
многими веками в процессе развития художественных приемов. В изображении
колорита и цветов пейзажа отражается важность перспективы и композиции вида,
изменчивости цветов и оттенков.
Для передачи природного, либо воображаемого настроения природы,
важно уметь создавать рисунок, знать структуру композиции, чувствовать цвета и
знать основы живописи и уметь пользоваться ими.
Сегодня образование является качественным посылом для
профессионализма. Поэтому социум требует повышения качества подаваемого
материала детям на всех этапах образования. Для детей важно не просто получить
знания о технике рисования, но и уметь использовать ее.
В настоящее время преподаватель несет ответственность за
формирование будущего ученика. Его задачей является воспитание
художественно-эстетическое восприятие окружающей среды. Обучение детей – это
многофункциональная задача. В нее входит изучение истории искусства,
цветоведение и теория живописи.
Положительное отношение к работе педагога по изобразительному
искусству в школе является работой учеников, которые владеют навыками и
обладают теоретической базой знаний. Каждый день они совершенствуют методы
формирования профессиональной подготовки по изменению
художественно-педагогического образования.
В целом для современных уроков изобразительного искусства важно формировать
умение творчески думать и уметь находить творческие решения, уметь
самостоятельно учиться на протяжении всей творческой деятельности.
Понятие «цвет и колорит» дается школьникам на уроках ИЗО. Умение
пользовать живописной грамотой не может происходить без этих понятий. Цвет на
уроках ИЗО является формированием художественного образа, изобразительными и
выразительными средствами.
При формировании художественного образа цвет – это важная часть
выразительности. Умение обладать цветом и процесс развития способностей
является проблемой, которую можно решить в обучении владении цветом на уроках
изобразительного искусства в школе.
Проблема исследования. На практике
границы соответствующих возрастных периодов будут служить условиям воспитания в
школьных учреждениях, начало учебы, переход из начальной в среднюю. Такой
периодизации достаточно она близка к истине, потому что в её основе богатый
жизненный опыт.
Противоречие. Тема пейзажа широко представлена в программах по
изобразительному искусству, также в программах одобренных федеральным
государственным образовательным стандартом (ФГОС). Тема интересна, и ее можно изучать
в разных классах.
Методы.
¾
изучение и анализ психолого-педагогической
литературы по теме исследования;
¾
беседа;
¾
анализ продуктов творческой деятельности
учащихся.
Цель работы – изучить цвета и колорит природы на уроках
изобразительного искусства.
Задачи работы
1. Рассмотреть особенности изучения пейзажа на
уроках изобразительного искусства;
2. Изучить преподавание цвета и колорита в средней
школе;
3. Описать методическую работу по формированию
понятий цвета и колорита в пейзаже;
4. Разработать конспект урока.
Предмет исследования – методы и приемы обучения использованию цвета
и колорита в пейзаже.
Объект исследования – обучение изобразительному искусству.
Гипотеза. При планировании художественной работы с учениками средней
школы, изучение цвета и колорита природы в пейзаже происходит в процессе
образовательной деятельности.
Заключение:
Художники при создании картины показывают взаимосвязь и тональные
объединения различных цветовых отношений и оттенков, эти действия и
характеризуют понятие «колорит в живописи».
В процессе
выполнения методической разработки были поставлены определенные цели и задачи:
изучена литература по педагогике и методике
обучения ИЗО, психологии, истории искусств. Выявлены определенные методы
обучения, разработаны занятия для
учащихся 3 класса ДХШ и проведены
экспериментальные занятия по живописи для них.
На базе
экспериментальной части исследования, ее результатов, была подтверждена
гипотеза, что процесс обучения понятию «колорит в живописи будет наиболее
эффективным, если будут соблюдены следующие, психологические, методические
приемы и условия обучения. А именно: будут применяться индивидуальные методы
обучения учащихся с учетом их возрастных особенностей, методы наглядности,
использованы технологии развития колористического видения у детей-подростков.
Проанализировав
и изучив психолого-педагогическую литературу, сделали вывод, что перцепция
цвета — умение ребенка воспринимать и выявлять цвет, обозначая его.
Развитие
восприятия цвета оказывает сильное воздействие на психофизиологическое развитие
детей 12-15-летнего возраста, способное
вызывать у них активную эмоциональную реакцию, планировать и направлять
умственные и творческие способности. Приобщение детей к живописи не только
через восприятие цвета, но и через практическую деятельность, духовно их
обогащает.
При
написании работы мною была изучена и
проанализирована научно-методическая литература, которая посвящена роли
колорита в живописи. В ходе работы мы выяснили, что колорит не имеет точного
понятия. Многие ученые до сих пор изучают колористические системы.
В ходе
работы мы выяснили, что колорит не имеет точного определения. Многие ученые до
сих пор изучают колористические системы в своем собственном видении.
Проанализировав ситуацию в области цветовых и колористических систем, мы наблюдаем тенденцию развития и изучения
данной проблемы. Особенности цвета, тона, насыщенности, светлоты очень обширны.
Исследование в этой области очень важны в контексте прикладного творчества.
Наукой накоплен достаточно обширный материал для исследования колористических
систем.
Выразительность
цвета, тон, определяют целостность и колористическое состояние всей картины.
Следует заметить, что форма предмета определяется в различных условиях
освещения, меняя гамму, то есть
находятся в определенном колористическом состоянии. Существуют различные
колористические системы. Они помогают
передать и проявить определенные чувства как в процессе восприятия, так и
отражения.
В первой
главе нашего исследования мы изучили теоретические основы понятия «колорит в
живописи», формулы организации и построения цветовых отношений на занятиях по
ИЗО.
При анализе проведенного эксперимента было выявлено, что при выполнении практических
заданий на уроках изобразительного искусства ученики сталкиваются с проблемами
чувство цвета и тона, композиции и решение их в пространстве листа. Дети
испытывают трудности при разработке общего цветового решения композиции и изучение теории цвета, овладение принципами
понятия цветовой грамоты — неотъемлемая и важная часть обучения
изобразительному искусству. Занятия должны быть соразмерны с пониманием индивидуальным и возрастных творческих способностей учащихся.
содержание практических
заданий по основам цветоведения должны быть адаптированы с учетом возраста и
индивидуальных творческих способностей каждого ученика. Изучение тем включает в
себя задания как теоретического, так и практического характера. Изложение теоретических
знаний может происходить в различных формах: объяснение, рассказ педагога,
беседа, пояснительных записок к выполняемым работам, разнообразного
визуально-зрительного материала. Объяснение новых тем сопровождается
демонстрацией различных наглядных пособий: используются репродукции картин
мастеров, слайды, зрительный ряд на компьютере.
Роль колорита первостепенна,
от гармонии или дисгармонии колорита зависит и построение, и восприятие всей
картины. Колорит является составной частью изобразительного языка. Колорит
объединяет все части картины, отдельные элементы в целое, так же, как и
композиционное построение и освещение направляет глаз зрителя на те участки в
картине, которые являются «зрительными центрами». Вместе с тем колорит
оказывает огромное влияние на визуальное и
эстетическое восприятие произведения. Колорит в значительной степени
способствует эмоциональному воздействию картины на зрителя, действуя на него
выразительностью изображаемого.
Умелое использование в
произведении рисунка, композиции, колорита,
единство этих компонентов даёт возможность художнику наиболее доходчиво
изобразить, наглядно представить явления, события, отдельные объекты и
предметы.
Колорит в живописи
определен законами гармонических
сочетаний цветовых тонов, проявлениями светлого, тонного и цветового
контрастов, принципами оптического смешения цветов. Хотелось бы отметить, что
полезным стало знакомство с таким направлением в живописи, как импрессионизм. И
ее великими представителями. Изучение манеры написания работ технику мазка,
выбор цвета, помогло мне в выполнении пейзажа,
в соответствии и на основе разработанных правил, норм и закономерностей
организации колористического пространства на плоскости.
Фрагмент текста работы:
1 Глава – Теория преподавания пейзажа на
уроках изобразительного искусства
1.1. Особенности изучения пейзажа на уроках
изобразительного искусства
Процесс формирования знаний о пейзаже на уроках изобразительного
искусства в средней школе происходите в ходе применения ФГОС педагогами. Тема
«Пейзаж» протекает в ходе всей школьной программы. Поэтому в ее преподавании
используются пособия и методики преподавания, и практическая подготовка будущих
педагогов уроков изобразительного искусства. В процессе изучения изображения
пейзажа можно овладеть главными знаниями и навыками определенного образного
метода передачи реальности, который является базой грамотного реалистического
изображения [21, c. 72].
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр
изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в
котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной
степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже
сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приёмов для
его изображения.
Для работы в стиле «пейзаж» в общеобразовательной школе распределено
достаточное количество уроков. Процесс обучения пейзажу начинается в начальных
классах, школьники в первую очередь рисуют отдельные предметы. После этого они
усложняют свою деятельность и изображают группу предметов [3, c. 72].
Важную роль в активизации эстетического вкуса детей
начальной школы играет работа с цветом, которым отражает эмоциональное
отношение ребенка к искусству в общем. Программа начальной школы по
изобразительному искусстве включает в себя проведение уроков по изображению
пейзажа на уроках тематического рисования.