Курсовая с практикой на тему Изучение ценностных ориентаций личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Особенности формирования ценностных ориентаций в вузе 5
1.2. Методики исследования ценностных ориентаций 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ 14
2.1. Анализ результатов эмпирического исследования 14
2.2. Интерпретация результатов эмпирического исследования 21
2.3. Практические рекомендации 26
Выводы по главе 3 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Введение:
Общество, которое стремится к экономическому развитию и процветанию, должно быть максимально заинтересовано в сохранении положительных ценностей. Изменения, которые происходят в РФ, относятся и к проблемам семьи, актуализации ее ценностей, как залога развития государства.
Будущее во многом зависит от современной молодежи. Современная воспитательная среда, в которой формируется молодежь как гражданин и личность, не дает четких ориентиров на семью и формирования семейных ценностей. Рассматривая влияние социальной жизни на личность, можно отметить, что современная молодежь ориентируется на личный успех, предприимчивость, материальную обеспеченность, стремится к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию вне семьи. Подобные изменения в системе ценностных ориентаций молодежи влияют на функционирование семьи, и как следствие, вступая в брак и рождая ребенка, молодые родители оказываются неготовыми к выполнению своей новой социальной роли и иногда даже к построению стабильных отношений в семье. Это приводит к снижению уровня рождаемости, увеличению разводов и росту числа одиноких матерей, детей-сирот, семейно-бытовых конфликтов, случаев насилия и тому подобное.
Поэтому актуальность нашего исследования заключается в том, что сейчас остро стоит проблема подготовки молодежи к формированию ценностных ориентаций.
Объектом исследования являются ценностные ориентации современной студенческой молодежи.
Предмет исследования составили особенности формирования ценностных ориентаций у представителей современного студенчества.
Целью исследования является теоретическое осмысление и выработка практических рекомендаций относительно формирования ценностных ориентаций у представителей современного студенчества.
Поставленная цель обусловила необходимость выполнения следующих задач исследования:
— дать определение понятию «ценности»;
— выделить основные вызовы на пути формирования ценностных ориентаций;
— диагностировать уровень развития знаний о ценностях у студентов;
— сформулировать рекомендации относительно формирования ценностного отношения к жизнедеятельности у представителей студенчества.
Основными методами исследования были: анализ, сравнение, систематизация, обобщение теоретических и экспериментальных данных, анкетирование. Исследование ориентировано на студенчество.
Практическое значение работы состоит в том, что ее материалы и результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях, посвященных заявленной проблематике.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Личностный подход базируется на научном представлении о личности как субъекте деятельности и поведения, как сложной социально обусловленной целостной системе психических качеств индивида с присущей ей психологической структурой, взаимосвязями между ее элементами, которые проявляются и развиваются в деятельности.
Переход на стадию профессионального мастерства происходит в процессе разрешения противоречия между потребностью личности в самореализации в профессии и профессионально-психологическим содержанием и технологическими возможностями профессиональной деятельности. Здесь отчетливо проявляется противоречие между «Я-профессиональным» и «Я-потенциальным». Решение его возможно благодаря самоактуализации личности, обусловливает переход ее на креативный уровень выполнения деятельности. Другой способ решения этого противоречия – вторичная профессионализация на основе высококвалифицированного выполнения профессиональной деятельности.
Изучение проблемы формирования личности в связи с профессиональной деятельностью основывается на достижениях в области психологии личности.
В работе были рассмотрены основные подходы к проблеме развития личности и личностно-профессиональных качеств специалиста. Выяснено, что такие личностно-профессиональные качества, как профессионально приемлемые и личностно значимые качества, которые положительно влияют на успешное овладение профессией и эффективность деятельности, составляют те внутренние психологические характеристики субъекта, в которых воспроизводятся требования профессиональной деятельности к личности специалиста.
В эмпирическом исследовании приняли участие 30 студентов Ивановского государственного университета.
Возраст участников 19- 20 лет.
Для исследования были отобраны следующие методики:
1.Опросник профессиональной направленности Дж. Холланда;
2.Опросник «Копинг-стратегий» Р. Лазаруса;
3.Определение направленности личности «Ориентационная анкета» Б.Басса;
4.Индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л.Н.Собчик;
После проведения тестирования, данные были обработаны и сведены в таблицу показателей.
По результатам использования методики «Опросник профессиональной направленности Дж. Холланда» было отмечено доминирование среди студентов Ивановского государственного университета социального типа профессиональной направленности, ориентированного на установление новых контактов и общение с людьми, стремление к осуществлению учебно-воспитательного процесса. Умения и навыки указанных студентов могут успешно проявиться в ситуациях, где необходим практический анализ поведения людей, постоянное личное общение, дар убеждения. Остальные типы профессиональной ориентированности представлены относительно равномерно. Стоит также отметить отсутствие представителей артистического типа профессиональной направленности среди опрошенных студентов.
По результатам использования теста копинг-стратегий Р. Лазаруса можно отметить, что среди опрошенных студентов Ивановского государственного университета доминирующими копинг-стратегиями являются положительная переоценка и поиск социальной поддержки. Такие показатели представляют две противоположные линии восприятия действительности студентами, поскольку если представители первой группы надеются, все-таки, на себя, то во второй группе преобладает вера в решение проблемы извне. Остальные копинг-стратегии представлены среди студентов приблизительно равномерно.
Большая часть опрошенных студентов в результате использования методики «Ориентационная анкета» Б.Басса в качестве доминантной выбрали О-шкалу. Эти студенты стремятся к поддержанию отношений с людьми, они ориентированы на общую деятельность (необязательно для выполнения какого-либо задания или работы, а ради самого общения), стремятся к социальному одобрению, имеют зависимость от группы, потребность в эмоциональных отношениях.
Фрагмент текста работы:
Сегодня профориентация понимается как деятельность, направленная на помощь в выборе профессии через организацию процесса определения индивидом вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить; оказание консультационной помощи в осознании им склонностей и способностей к этому виду деятельности; предоставление информации о каналах и средства приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией. В этом контексте Е. Ф. Зеер подчеркивал важность и судьбоносность этого выбора для человека: «Взаимодействие человека с миром профессий определяет его биографию, добавляет его жизни личностный смысл, позволяет реализовывать себя» [12].
В. Д. Дружинин определяет, что профессиональная ориентация это система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействие в выборе профессии.
Однако, согласно определению Е. И. Головахи, профессиональный выбор – «это решение, которое касается только ближайшей жизненной перспективы школьника и не опосредовано удаленными жизненными целями», в отличие от профессионального самоопределения [Цит. по: 12].
Известный исследователь проблем профориентации Е. А. Климов утверждает, что, профессиональное определение это «важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника общества «производителей» чего-то полезного, сообщества профессионалов»,
оно «не сводится к сиюминутному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по выбранной специальности, оно продолжается в течение всей профессиональной жизни, по формуле «мгновение плюс вся предыдущая жизнь» [14].
Н.С.Пряжников, вслед за Е. А. Климовым, определяет сущность профессионального определения как поиск и нахождение личностного в данной осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения [21].
Профессиональное самоопределение, по И. В. Шаповаленко, это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.
И. С. Кон, цитируя Д. Сьюпера (1953), определяет один из трех этапов профессионального самоопределения. Третий этап охватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста. Это этап предварительного выбора профессии и процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность [Цит. по: 21].
Важным следует считать мнение Н. А. Побирченко о том, что в педагогической практике целесообразно исходить из понимания главной стратегической цели профессиональной ориентации, которой является организация целенаправленного непрерывного развития определенного типа готовности – готовности к профессиональному самоопределению, главными компонентами которой, по мнению ученого, является мотивационный, познавательно-информационный и рефлексивный компоненты. Эти компоненты требуют длительного развития положительного отношения учащихся к труду, к изучению собственного «Я», приобретение рефлексивной самооценки взаимоотносительности «Я» и выбранной профессии и т.д. [19].
Отталкиваясь от известных теоретических положений возрастной психологии Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева и идей психического развития Л. С. Выготского, целесообразным, на наш взгляд, будет рассмотреть период оптации (оptatio – от лат. – желание, выбор), как сенситивный период для профориентации и профессионального самоопределения. Определимся с понятийным аппаратом: «период оптации» (optatio – от лат. – желание, выбор) – стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути, соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется «оптантом».