Перевод и переводоведение Курсовая с практикой Иностранные языки

Курсовая с практикой на тему Изучение близких по значению слов с помощью корпусных данных: глаголы изменить, поменять, сменить, переменить

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава I.
Характеристика глагола как части речи. 5

1.1 Классификация русских
глаголов. 5

1.2 Многозначность глагола. 8

1.3 Значение приставок (из-, по-, с-,
пере-) 12

Глава II. Проблемы изучения близких
по значению слов с помощью корпусных данных. 15

2.1 Понятие «корпусной лингвистики». 15

2.2 Многозначность глагола изменить. 17

Заключение. 23

Список
использованных источников. 24

  

Введение:

 

На современном этапе
лингвистических исследований активно развивается функциональный подход к
описанию языковых явлений. Предметом анализа становятся единицы, которые имеют
функциональную основу – понятийно-семантическое поле, что основывается на
семантических категориях и др. Функционально-семантический подход
распространяется на проблемы изучения структуры слова, в частности
морфологического класса глагола. Выделяют несколько тенденций в его исследовании
в зависимости от семантико — синтаксического (субъект и объект) или
формально-грамматического (подлежащее, дополнение) подходов.

Начиная с античных грамматик,
глагол изучался неравномерно:

рассматривались его грамматические,
формальные свойства, но почти не изучалась семантическая структура глагола.

В лингвистической литературе
отмечалось, что значение глагола своеобразно. По мнению В. В. Виноградова,
«глагольные конструкции имеют решающее влияние на именные словосочетания и
предложения» [8, c. 337]. Огромный вклад в изучение глагольной семантики внесли
Л. М. Васильев, Л. Г. Бабенко, Р. М. Гайсина, Н. Ю. Шведова, Т. А.
Кильдебекова, Э. В. Кузнецова и другие.

Но, несмотря на это,
семантическая организация глагол близких по значению с помощью корпусных данных   не достаточно
исследована.

Актуальность исследования
обусловлена как необходимостью системного исследования глаголов с
функционально-семантических позиций в корпусной лингвистике.

Цель данной работы изучить близкие по значению глаголы с
помощью корпусных данных: изменить,
поменять, сменить, переменить. Данная цель предполагает решение следующих
задач:

1) дать характеристику
принципам классификации глаголов в русском языке;

2) определить средства и
способы глагольного словообразования в русском языке;

3) рассмотреть значение
приставок (из-, по-, с-, пере-);

4) выявить значение
лексемы «менять» с данными приставками, опираясь на толковые словари РЯ.

Объектом
исследования являются методика изучения и описания структуры
глагола с помощью корпусной методологии в русском языке.

Предметом
исследования является специфика использования корпусного
материала для изучения соотношения между значением и

грамматическими свойствами.

Методы исследования. В
работе использованы описательный метод, сопоставительно — типологический метод.

Для иллюстраций
использованы синтаксические конструкции и микротексты из корпусной лингвистики,
а также смоделированные единицы в ходе исследования.

Практическое значение
работы. Результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по
теоретической грамматике, семантического синтаксиса, лексикологии в практике
изучения русского языка как иностранного.

Объем и структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.

 Во введении представлена характеристика основных параметров изучения
по теме исследования, сформулирована актуальность поставленной проблемы,
определены объект, предмет и методы исследования, обозначены его цель и
определяемые ею задачи.

В первой главе работы создается теоретическая база исследования: в
первом параграфе представлен материал по классификации глаголов, о средствах
и способах глагольного словообразования в русском языке.

Во второй главе представлено детальное описание особенностей значения
глагольных конструкции в русском языке.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основным
источником материала для данной работы послужил «Толковый словарь русских
глаголов» под ред. Бабенко (1999). Авторы этого словаря делят глагольную
лексику русского языка по семантическим группировкам с учетом их иерархической
организации: по семантическим полям, семантическим подполям и семантическим
группам. Следуя этой классификации, анализируемые в исследовании глаголы
попадают в семантическое поле «действие и деятельность».

Базовое
слово-идентификатор рассматриваемой группы глаголов является слово «менять».
Выделение доминанты в синонимическом ряду русских глаголов необходимо, т. к.
через значение доминанты можно объяснить значения других слов синонимического
ряда, доминанта организует синонимический ряд, ее выделение важно в
лексикографической практике описания синонимов.

Лексико-семантические
группы глаголов четко структурированы, а наличие одинаковых признаков (корни) приводит
к тому, что все единицы связаны определёнными синонимическими оппозициями: изменить, поменять, сменить,
переменить и др.

Наши наблюдения над
материалами сайта «Национальный корпус русского языка» показывают, что достаточным
для выявления функции синонима бывает даже одно предложение, в котором
функционирует интересующий нас глагол.

В синонимический ряд
глаголов с доминантой «менять» входят следующие единицы: изменить, поменять, сменить,
переменить. К данным лексемам, на наш взгляд, следует добавить
глаголы «трансформировать», «модифицировать» в
силу их широкого употребления носителями русского языка. Общее значение
глаголов синонимического ряда – «заменить объект
другим».

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I.
Характеристика глагола как части речи

1.1Классификация русских глаголов

Нет такой части речи, как
глагол в русском языке можно сказать «держится» вся грамматика. Поэтому
неудивительно, что каждая из форм глаголов в русском языке досконально
изучается и разбирается, а, следовательно, материалов, посвященных глаголу
очень много.

Источниками термина
«глагол» были старославянские слова «глагол», речь, слово. «Глаголишь»-
означает вести речь, многословить, молвить; «глаголивый» – разговорчивый. Еще
во времена Пушкина слово «глагол» буквально переводилось как «язык», «слово», о
чем свидетельствует известный призыв поэта «глаголом жечь сердца». Постепенно
старое значение вышло из употребления, и сегодня под словом «глагол» понимается
часть речи.

С точки зрения семантики
глагол представляет собой достаточно сложное явление. Семантическая
классификация глаголов связана с не меньшими трудностями, чем семантическая
классификация существительных или прилагательных.

Обычно глаголы принято
делить на глаголы действия, состояния и перехода из одного состояния в другое.
В качестве примеров, иллюстрирующих каждую из этих групп можно привести: строить,
бежать, работать (действие); спать (состояние); расти, замерзать (переход из
одного состояния в другое). Однако границы между каждой из этих групп зыбкие и
далеко не всегда могут быть определены.

Не
всегда достаточно ясно, следует ли считать глаголами действия или состояния
глаголы, выражающие интеллектуальные процессы, типа думать, полагать, надеяться
и т.д., а также глаголы, выражающие состояние физического покоя, а именно: стоять
или сидеть. Непонятно, в связи с этим, следует считать глаголами перехода из
одного состояния в другое или глаголами действия глаголы типа: находиться, решиться,
с одной стороны, и глаголы вставать. Садиться, ложиться и т. д. — с другого.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы