Курсовая с практикой Педагогика/Психология Возрастная психология

Курсовая с практикой на тему Изучение агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Анализ литературы по проблеме
исследования. 5

1.1. Агрессивное поведение как проблема в
современной психологии. 5

1.2. Факторы и причины, приводящие к агрессивному
поведению  учащихся младшего школьного
возраста. 10

1.3.Современное состояние изучения проблемы
агрессивного поведения учащихся с задержкой психического развития  в возрастной психологии. 14

Выводы по первой главе: 15

Глава 2. Изучение агрессивного поведения учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития. 17

2.1. Организация, методы и методики исследования. 17

2.2.Методические рекомендации по психологической
коррекции агрессивного поведения учащихся с задержкой психического развития. 24

Выводы по второй главе. 27

Заключение. 29

Список использованной литературы.. 32

Приложение. 37

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Дети младшего школьного возраста с ЗПР проявляют
агрессию в собственном поведении, проецируя в социум свое внутреннее
психологическое состояние. То есть, ребенок является неблагополучным внутренне,
испытывает комплекс негативных переживаний. В таком контексте агрессивность младших
школьников с ЗПР представляет собой способ неадекватной психологической защиты.

Исследование агрессивного
поведения детей основывается на научных концепциях некоторых исследователей, а
именно, на трудах Л. Берковиц (2001)[5], К. Лоренца (2011) [15], З. Фрейда (1998)
[24], Э. Фромма (1970) [27], К. Юнга(1996) [26], Н.Д. Левитова (2001) [13] и
других авторов. Так, агрессивность рассматривается как немотивированное и
необоснованное нападение на другого человека, обусловленное внутренним
напряженным психологическим состоянием.

Цель исследования: изучить современное состояние проблемы агрессивного
поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического
развития.

Объектом данного исследования выступает: агрессивное поведение учащихся младшего школьного возраста.

Предметом исследования являются:  особенности агрессивного поведения учащихся
младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Исходя
из поставленной цели, необходимо выделить ряд задач:

1. Изучить
понятие агрессивности в научно-психологической литературе.

2. Проанализировать
возрастные и половые особенности проявления агрессивности у детей в школьном
возрасте.

3. Разработать модель психологической коррекции
агрессивного поведение у учащихся с задержкой психического развития.

Гипотезой исследования: послужило предположение о том, что  особенностями агрессивного  поведения учащихся младшего школьного
возраста с задержкой психического развития являются враждебность, недоверие и
осторожность.

Методы исследования для реализации цели и поставленных задач
использован теоретический метод исследования: анализ
психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в
том, что представленные в курсовой работе материалы позволят обобщить,
систематизировать знания, раскрыть проблему исследования.

В
модель психологического исследования нами были включены следующие психодиагностические методики:

Методика № 1.Методика
«Нарисуй человека»  К. Маховер [35,с.70].

Методика № 2.  Графическая
методика «Кактус» М.А. Панфиловой [35,с.60].

Методика № 3. Социометрическая методика «Капитан корабля» Е.О. Смирновой [35,с.112].

Этапы проведения исследования. Аналитический: подбор, изучение и анализ психологической,
педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; определение
теоретических, методологических основ работы, целей и задач исследования;
определение объекта и предмета исследования.

 Заключительно-обобщающий:
систематизация и
обобщение результатов исследования, уточнение теоретических выводов.

Структура курсовой работы.  Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы в количестве 43 источника.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе
решения первой задачи было изучено понятие агрессивности в
научно-психологической литературе. Было выявлено, что авторы по-разному
относятся к определению данного феномена, однако, анализ исследований дал
возможность выделить собственное определение агрессивности – это любая форма
поведения, которая ориентирована на оскорбление или причинение вреда
какому-либо субъекту общественных отношений.

В ходе
решения второй задачи были рассмотрены функции и механизмы агрессивности. Было
выяснено, что одна из основных функций агрессивности заключается в
психологической защите вследствие внутреннего конфликта.

Механизмы
агрессивности основываются, в первую очередь, на демонстративности (желании
ребенка выделится, повысить свой групповой статус посредством привлечения
внимания), деструктивности (отсутствии рациональности), защите (ответная
реакция на агрессивные выпады в свою сторону).

В коррекции особенностей эмоциональных состояний мы
можем выделить: «метод игротерапии» –место ведущего занимает психотерапевт, а
роль группы берут на себя игрушки, которые включают в себя любые предметы,
бытовые мелочи. В арсенале терапевта также, пластилин, краски, карандаши,
кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие
изобразительные средства, которые были или, волей судьбы, не были в мире
ребенка. Использование игрушек в психотерапевтической работе дает возможность
ребёнку рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить запах того, что
беспокоило многие годы и породило болезнь, пустоту, одиночество, аддитивное или
созависимое поведение.

Особенности
проявляются в ведущей игровой деятельности, которая сформирована у них не
полностью и характеризует бедность воображения и творчества, определенные
монотонность и однообразие, преобладание компонента двигательной расторможенности.
Само стремление к игре нередко выглядит скорее как способ ухода от затруднений
в заданиях, чем первичная потребность: желание играть часто возникает именно в
ситуациях необходимости целенаправленной интеллектуальной деятельности,
приготовления уроков.

Шести
– семи летние дети с ЗПР не проявляют интереса к играм по правилам, имеющим
существенное значение в подготовке к учебной деятельности как ведущей для
младшего школьного возраста. В целом такие дети предпочитают подвижные игры,
свойственные более младшему возрасту.

Эмоциональный
мир данной категории детей недостаточно богат, в палитре их чувств, преобладают
мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено.
Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со
стороны и адекватно оценить свое поведение.

Такие
дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что
вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир
хочет обидеть именно их.

В ходе
решения третьей задачи были изучены и
проанализированыосновные методы диагностики, методы психологической коррекции
агрессивного поведение у учащихся с задержкой психического развития.

Шести
– семи летние дети с ЗПР не проявляют интереса к играм по правилам, имеющим
существенное значение в подготовке к учебной деятельности как ведущей для
младшего школьного возраста. В целом такие дети предпочитают подвижные игры,
свойственные более младшему возрасту.

Эмоциональный
мир данной категории детей недостаточно богат, в палитре их чувств, преобладают
мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено.
Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со
стороны и адекватно оценить свое поведение.

Такие
дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что
вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир
хочет обидеть именно их.

Дети
с ЗПР и какой-либо степенью выраженности агрессивного поведения очень часто
подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную им ссору на
других. Коррекция агрессивного поведения  у учащихся
с задержкой психического развития реализуется посредством применения комплекса
различных методов и упражнений, позволяющих
повысить степень развития основных навыков нормативного поведения, с учетом
индивидуальных особенностей детей, условий и требований, предъявляемых к
психокоррекционной деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1.   Агрессивное поведение как проблема в
современной психологии Феномен
агрессивного поведения изучает большое количество научных дисциплин, в том
числе педагогика и психология. Изначально слово «агрессия» происходит от
латинского «agreed», что в переводе значит «нападать». Вплоть до XIX века
агрессивным считалось любое поведение, характеризующееся активностью, вне
зависимости от направленности доброжелательности или агрессии. Несколько позже
психологи под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении
субъектов. В настоящее время агрессивное поведение исследуют многие западные и
отечественные ученые. К трактовке агрессивного поведения выделяется множество
различных подходов, однако в отдельности ни один из них не дает полного и
исчерпывающего определения феномена агрессии, отражая лишь определенную грань
изучаемого явления.

Данная
проблема изучалась такими исследователями, как Л. Берковиц, А. Бандура, В.В.
Давыдов, И.В. Дубровин, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова, С.Л. Рубейнштейн, Г.Р.
Хузеева, Д.Б. Эльконин, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, М.М.
Кольцова, В.С. Мухина. Дж. Доллард и Н. Миллер, З. Фрейд, К. Юнг и многие
другие.

Л. Берковиц в
книге «Агрессия: причины, последствия, контроль» [5] отмечает, что такое
понятие как «агрессия» предназначено как для широкого, так и для более узкого
понимания. Так, в широком понимании, агрессия рассматривается автором как
немотивированное нападение на другого человека, а также в качестве стремления к
независимости или отстаиванию собственного мнения через экспрессивные действия.

Следуя
данной трактовке, агрессия заключается в любом поведении, которое заведомо
содержит угрозу или наносит ущерб другим субъектам. Так,

Л.
Берковиц отмечает, что данное определение провоцирует появление серьезной
проблемы, а именно – невозможности отделения умышленной попытки причинить вред
от ненамеренной.

А.
Бандура [4] заключит о том, что поведение характеризуется агрессивным даже
тогда, когда это может противоречить социальной роли. Л. Берковиц же указывает
на несостоятельность данного заключения А. Бандуры, поскольку действие,
рассматриваемое одними в пределах нормы, другими расценивается как
необоснованная агрессия.

Так,
А. Бандура полагал, что поведение можно охарактеризовать как агрессивное даже
тогда, когда это может противоречить социальной роли. Л. Берковиц считает
иначе. То есть, А. Бандура предполагает наличие необоснованной агрессии, в то
время как Л. Берковиц считает ее зависимой от социальных факторов.

Э. Фромм заключил о том, что агрессия может
проявляться тогда. Когда индивид сталкивается с невозможностью реализовать свои
возможности, является невостребованным. Данное

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы