Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Изобразительное искусство в становлении эстетического отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста .

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Сущность понятия «эстетическое отношение» 6
1.2. Предмет, содержание, задачи и методы эстетического отношения 15
к окружающему миру 15
1.3 Изобразительная деятельность старших дошкольников как 21
средство эстетического отношения к окружающему миру 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список литературы 35

  

Введение:

 

Актуальность темы. В современных условиях развития российского общества, перестройки всей системы культуры особое значение приобретает гуманизация и демократизация образования.
Именно гуманизация и демократизация в свою очередь требуют решения проблемы эстетического развития. Ребенок приобщается к прекрасному с первым своим взглядом на мир, который предстает во впечатлениях от предметов, которые он открывает для себя, в колыбельной песне, каждом отблеске материнских глаз. Со временем он начинает выделять среди них те, которые ему больше всего нравятся и не нравятся совсем, а вскоре начинает осознавать, что есть предметы, явления красивые, которые привлекают к себе странной энергией, и такие, что не волнуют ее. Все это происходит в дошкольном возрасте и является свидетельством того, что психика, ум ребенка с раннего детства может воспринимать педагогические воздействия по воспитанию способности отличать прекрасное от уродливого и соответственно относиться к ним.
Поэтому одной из главных задач педагогики является стимулирование, направление, корректировка эстетического развития ребенка, пробуждение у него стремления к прекрасному, к его созданию.
Обоснование выбора темы. Повышение качества эстетического воспитания дошкольников в современных условиях в значительной степени зависит от изучения, обобщения и творческого переосмысление историко-педагогического опыта по названной проблеме и дальнейшего использования его отдельных положений в учебных заведениях.
Общечеловеческие ценности и, прекрасное воплощает в себе особенности видения его представителями конкретного этноса и народа. Направленность ребенка на познание и осознание этих особенностей является чрезвычайно важной задачей эстетического воспитания. Именно в сложном измерении целостности, единства прекрасного, в многообразии его национальных измерений личность находит место для реализации своего художественного потенциала.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому отношению дошкольников к окружающему миру через изобразительное искусство необходимо разработать комплекс занятий, направленных на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать спектр цветов, звуки, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с умением ее использования, закреплением в практической деятельности.
Объект исследования – процесс эстетического отношения дошкольников.
Предмет исследования – методы и формы работы по эстетическому отношению дошкольников.
Цель исследования — определить наиболее эффективные методы и формы эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить основы эстетического отношения дошкольников.
2)Выявить основные пути и методы становления и развития у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру.
Гипотеза исследования: если подойти к работе по формированию эстетического вкуса дошкольников с точки зрения нетрадиционных подходов, то процесс формирования эстетического вкуса можно сделать более естественным, эффективным. Предположим, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы, можно получить следующие результаты:
— повысить уровень эстетического развития старших дошкольников;
— обеспечить комплексный подход к гармоничному развитию дошкольников;
-установить связь эстетического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса;
— повысить эффективность работы воспитателей по формированию у детей познавательного интереса к красоте окружающего мира;
— получить высокие показатели в развитии личности дошкольника в целом.
Методы исследования:
— изучение методической литературы по проблеме исследования;
— наблюдения за деятельностью дошкольников;
— изобразительная деятельность, направленная на эстетическое отношение к окружающему миру.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи русских педагогов Т.С Комаровой, Л.С.Выгодского, Д.С. Лихачева и др; о взаимодействии семьи и образовательной организации в художественно-эстетическом образовании детей, в развитии всесторонне развитой личности(….) ;положения о воспитательном потенциале художественной деятельности (….)

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Следовательно, в процессе курсовой работы нами было выяснено: Эстетическое воспитание – педагогическая деятельность, направленная на формирование способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты. В понятии «эстетическое воспитание» ключевой дефиницией является «эстетическое» – мета категория эстетики, которая анализирует эмоционально-ценностное отношение человека к окружающей действительности и ее потенциальные способности к творчеству. Кроме того, «эстетическое» определяется как важнейший элемент общей культуры человека, а также как одна из функций искусства, что потенциально формирует творческую личность, которая самореализуется в процессе социализации.
В педагогической литературе «эстетическое отношение» в узком смысле рассматривается как социально определенная целенаправленная подготовка человека к эстетическому восприятию искусства. В более широком смысле – это социально и культурно обусловлена часть процесса социализации, которая формирует у человека эмоционально-ценностное отношение к действительности, направленная на активизацию сущностных сил человека, развивают ее способности к художественному творчеству, к полноценного качественного преобразования социокультурного пространства, субъектом которого она является.
Для решения задач эстетического воспитания целесообразно организовывать такие формы взаимодействия дошкольного учебного заведения и семьи: словесные (родительские собрания: общие и групповые, педагогические беседы: групповые и индивидуальные, консультации); практические (дни открытых дверей, совместные праздники и развлечения, показательные занятия, анкетирование, трудовые акции, совместные конкурсы, кружки для детей и взрослых, библиотека для семейного чтения, создание развивающей среды); наглядные (экскурсии по дошкольному учреждению, по группе, информационные центры, письменные информации для родителей, фотогазеты, тематические выставки).
Эстетическое воспитание дошкольников — это развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, это воспитание стремления детей самим участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, это привлечение их к художественной деятельности и развитие творческих способностей. Роль воспитателя в этом процессе является неоспоримым.
Одно из условий проявления творческого воображения в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства. К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Сущность понятия «эстетическое отношение»

Все прекрасное, включая бесчисленные его проявления в природе, постигается и может быть оцененным каждым человеком самостоятельно путем непосредственного восприятия. Но эстетическое познание мира многогранное, оно включает в себя возможность учиться воспринимать красоту и возможность учить видеть красоту и это является предметом педагогики: она важна для формирования личности, как и все остальные аспекты воспитания и обучения ребенка. Курс на личностную ориентированную педагогику, которая в наибольшей степени способствует полноценному развитию личности, предполагает не только изменения содержания работы по эстетическому воспитанию, но, в связи с этим, и фундаментальную коррекцию всех направлений учебно-воспитательного процесса.
Не все люди способны глубоко проникать в мир красоты и вполне наслаждаться ею, поэтому для того, чтобы открыть души детей для восприятия красоты окружающего мира и поселить в них радость, нужна помощь воспитателей дошкольного учебного заведения и родителей. Необходимость такой помощи обусловлена тем, что все недостатки в духовной жизни ребенка, особенно в сфере эстетического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более в зрелом возрасте. Если любовь к природе и восхищение ее красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, отсутствуют в дальнейшей жизни, а эмоции, связанные с созерцанием прекрасного, к сожалению, носят лишь поверхностный, условный характер. Эстетическое отношение к природе важно формировать в дошкольные годы – именно в этот период, по утверждению многих ученых, закладываются основы духовного становления будущей личности. В частности, анализ исследований Т.Пониманской позволил отметить, что эстетическое воспитание определяется как “последовательное формирование у детей эстетического отношения к жизни, развитие восприятия и понимания прекрасного в искусстве, природе, взаимоотношениях людей, художественных потребностей и способности к художественному творчеству” [3, с. 277]. Она отмечает, что восприятие и понимание прекрасного начинается в детстве: воспитание в личности чувства прекрасного и способность к овладению сложными видами искусства развивается при условии, если их основа заложена в дошкольном детстве. Анализ педагогических исследований указанных авторов позволил констатировать, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются азы эстетического отношения к действительности и к природе, хотя наиболее сензитивными для эстетического воспитания традиционно считаются годы учебы в школе.
Анализируя педагогические взгляды ученых на формирование эстетического отношения к природе, сделав вывод, что в основе изучения этого вопроса лежит прямая связь эстетики и науки о природе. Это положение фундаментально раскрыто в трудах Е. Геккеля, Ж.Кювье, К. Тимирязева.
Считается такая позиция весьма актуальной в ознакомлении дошкольников с природой, ведь эстетическое отношение к природе не отрицает элементарных научных знаний дошкольников, а наоборот, предполагает формирование элементарных представлений о явлениях и объектах природы, которые являются основой ее понимания (без понимания сути вещей достаточно сложно подойти к формированию отношения к ним).
Анализ разработанной философско-исторической литературы показал, что чувство прекрасного всегда отображалось в человеческой деятельности: в труде с ее целесообразностью создавался по законам красоты предметный мир, который окружает нас. За теми же великими законами развивалось все искусство, справедливо названное миром прекрасного. Истинное искусство всегда было образным отражением, художественным познанием всей действительности – природы, общества и человека. Природа выступала в художественном освещении как природная среда, в которой живет и действует человек, способствуя проявлению ее сущности, а также выступала как совсем самостоятельный объект. В последнем случае искусство в отличие от науки, которая раскрывает внутреннюю сущность вещей, специфически узнает и воспроизводит величие и красоту природы. И делает оно это не потому, что прекрасное действительно недостаточное, ложно и потому не удовлетворяет людей, а, наоборот, за то, что прекрасное в природе вполне удовлетворяет нормального человека с неиспорченным вкусом, и человек испытывает необходимость снова и снова радовать себя созерцанием этой красоты. Эти утверждения являются основой одной из основных задач эстетического воспитания – пробуждение чувства красоты, понимание прекрасного в окружающем.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы