Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика преподавания истории

Курсовая с практикой на тему Изобразительная наглядность в обучении истории

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава I. Теоретические основы использования наглядности на уроках истории 6

1.1. Использования наглядности как метода обучения в школе 6

1.2. Классификация средств наглядности при обучении истории 10

Глава II. Методические приемы работы с изобразительной наглядностью на уроках истории 17

2.1. Современные средства изобразительной наглядности и особенности их применения в обучении истории 17

2.2. Педагогический опыт использования интернет-мемов на уроках истории 29

Заключение 37

Список литературы 40

  

Введение:

 

Введение

Актуальность темы данного исследования заключается в том, что одной из проблем, которая волнует учителей современной школы, является вопрос о воспитании у учащихся устойчивого интереса к обучению и познанию. Интерес — это реальная причина социальных действий, которая лежит в основе непосредственных побуждений — мотивов, идей, участвующих индивидов, социальных групп, классов.

В целях развития интереса, самостоятельности и инициативы школьников, для лучшего усвоения учебного материала и приобретения определенных навыков существуют различные методы, одним из которых является наглядный метод обучения. В связи с этим перед педагогами встает сложная задача: не ограничивать себя какими-то одними средствами визуализации, а по возможности использовать разумное их сочетание, результатом которого будет желаемый результат.

И очень важен тот факт, что, несмотря на разнообразие и доступность наглядных пособий и инструментов, только каждый конкретный учитель, исходя из своего личного опыта донесения материала до учащихся, с учетом своих возможностей и технической оснащенности школы, должен выбирать те, которые позволят ему быстро и качественно достичь поставленной цели. Поэтому использование наглядного метода обучения на уроках в школе способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.

Использование наглядного метода обучения на уроках истории является не менее актуальной проблемой сегодня, требуя внимательного изучения, в связи с чем современная школа ставит перед учителем истории следующие цели и задачи:

1) сделать процесс обучения мотивированным и целеустремленным;

2) организовать самоконтроль индивидуальной успеваемости обучающихся;

3) включить дополнительные внутренние резервы и дополнительные методические приемы для повышения результатов образовательной деятельности;

4) активизировать научную деятельность.

Достижение образовательных результатов, предусмотренных данной программой, возможно только при условии сочетания активных и интерактивных форм, методов и технологий организации познавательной деятельности учащихся на уроках, как отечественной, так и всемирной истории.

Наглядное обучение является одним из важнейших методических приемов, мощным активатором учебной деятельности, изучение которого поможет учителю добиться высоких результатов.

В данной работе мы обращались к трудам таких авторов, которые занимались изучением данной проблемы, как: Беленкова И. В., Белоусов С. Г., Винокурова Н. Г., Денисов,А. Г., Днепров Э. Д., Дрижун И. Л., Ефремова Т. Ф., Жукова Т. М., Ивахин Н. С., Коменский Я. А., Коротаева Е.В., Короткова М. В., Кронгауз М., Кротова И., Крутова И. В., Кудрявцева Е. Н., Лозовая Р. А., Матюшкин А. М., Перегудова Т. Ю., Пережовская А. Н., Полторак Д. И., Полякова Я. А., Рябцев Ю. С., Савицкая Т. Е., Студеникин М. Т., Тирон Е., Усольцев А. П., Филиппова Е. Р. И др.

Объект исследования: организация процесса обучения детей на уроках истории в школе.

Предмет исследования: показать методические особенности использования изобразительной наглядности в обучении истории.

Исходя из изложенного, цель работы: теоретически и практический обосновать методические особенности использования изобразительной наглядности в обучении истории.

В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи:

1) рассмотреть особенности использования наглядности как метода обучения в школе;

2) показать классификацию средств наглядности при обучении истории;

3) проанализировать современные средства изобразительной наглядности и особенности их применения в обучении истории;

4) изучить педагогический опыт использования интернет-мемов на уроках истории.

Методы исследования: теоретический и практический анализ научной литературы, образовательных стандартов и требований к современному обучению.

Научная новизна данного исследования заключается в постоянной необходимости внедрения современных технологий в процесс обучения, и использования их в качестве наглядных пособий.

Практическая значимость работы заключается в том, что изученные методические особенности использования изобразительной наглядности в обучении истории могут быть использованы в практической работе в современной школе.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Результаты проведенного анализа теоретической литературы и педагогического опыта работы по проблеме использования методики работы с изобразительной наглядностью на уроках истории свидетельствуют о достижении его основных целей и задач, по которым сделан ряд значимых и взаимосвязанных выводов.

Как выяснилось, под средствами наглядности в широком смысле подразумевается все то, что можно воспринимать посредством зрения (изображения на экране, макеты, картины и т. п.), слуха (звукозаписи), других органов чувств.

Принцип наглядности обучения — это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации.

В современной дидактике принято различать внутреннюю, или словесно-образную наглядность (литературные образы, примеры из жизни), и внешнюю, или предметную (графические средства наглядности, природные объекты и их изображения).

Таким образом, на основании данной работы можно сделать вывод о необходимости оптимального использования средств наглядности на уроках истории, что в свою очередь приводит к следующим результатам:

1) помогает сделать процесс обучения более мотивированным и целенаправленным;

2) дает возможность организовать самоконтроль индивидуальной успеваемости учащихся;

3) использование различных наглядных пособий позволяет повысить эффективность и качество усвоения учащимися учебного материала;

4) способствует включению дополнительных резервов и методических приемов для улучшения результатов учебной деятельности;

5) раскрывает методику эффективной работы со средствами наглядного обучения;

6) проанализированный опыт преподавания истории показывает, что использование наглядных пособий значительно экономит время на изложение нового и закрепление пройденного материала;

7) обладая значительной силой эмоционального воздействия, наглядные пособия (рисунки, иллюстрации и модели) имеют большое воспитательное значение в обучении истории;

8) ознакомление с реальными памятниками и использование визуализаций на уроках истории пробуждают у детей интерес к изучению прошлого, к истории как науке, активизируют их мыслительную деятельность, внимание и творческое воображение.

По результатам проведенного исследования можно с уверенностью отметить, что использование наглядных средств обучения дает значительно более высокий результат, чем проведение обычного, «стандартного» занятия на аналогичную тему.

Использование наглядности, позволяет школьникам воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и в визуальном формате, что в разы увеличивает методическую значимость проведенного урока.

К средствам изобразительной наглядности на уроках истории относятся:

1) работа с мелом и доской;

2) репродукции картин;

3) фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;

4) учебные картины — специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;

5) рисунки и аппликации;

6) видеофрагменты;

7) аудиофрагменты;

8) видеофильмы (в т. ч. аудио и видеосюжеты).

Картины и портреты помогают воссоздать образы исторических личностей. Портреты изучаются в узком и широком смысле. При изучении портрета в узком смысле слова в первую очередь обращается внимание на черты лица, характеризующие изображенного на нем человека как личности.

Таким образом, использование на уроках образовательного потенциала наглядных средств и методов, требует от учителя постоянного самосовершенствования в работе по формированию у учащихся навыков работы с наглядным материалом.

В учебных целях изображение следует подвергать анализу, итогом будет осознанное знание, а не механическое заучивание фактов. Обращение к изображениям не только способствует восстановлению в памяти знакомых образов, но и связанной с ними иной исторической информации. Это значительно поможет при подготовке к экзаменам.

Если в старших классах уметь использовать познавательные возможности мемов, если уметь вставлять их в контекст урока, то интерес к нему у учащихся будет высоким, и, как следствие, мотивация к уроку истории повысится. Кто знает, как поколение «с широким кругозором, разбирающееся во многих вопросах, идущее в ногу с техническим прогрессом в будущем добьется поставленных в жизни целей, высот в карьере, если использовать мемы в обучении школьников, начиная со средней школы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы использования наглядности на уроках истории

1.1. Использования наглядности как метода обучения в школе

В последние годы мы часто слышим и употребляем слово «наглядность» и много говорим об использовании наглядных пособий в школе. Дело в том, что без наглядного представления учебной информации трудно представить учебный процесс. Сухое и однообразное изложение изучаемого материала, не подкрепленное средствами визуализации, вряд ли способствует эффективному решению задач по трансформации знаний.

Наглядность называют золотым правилом дидактики. Именно поэтому одним из важнейших факторов обучения, особенно в начальной школе, является наглядность. Еще со времен Я.А. Коменского наглядный принцип обучения не раз видоизменялся, обретая все новые и новые свойства. Бессметные слова великого мыслителя не утратили актуальности и сегодня: «Все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, что можно вкусить — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-то предметы можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут несколькими чувствами» .

Другой педагог Г. Песталоцци писал, что наглядность выступает как «верховное начало» обучения. Он сформулировал следующее положения:

1. Правильно видеть и слышать есть первый шаг к житейской мудрости.

2. Только истина, вытекающая из наблюдений, препятствуют вторжению в душу человека предрассудков и заблуждений

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы