Курсовая с практикой на тему Изобразительная деятельность как средство эстетического развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы использования изобразительной деятельности в эстетическом воспитании старших дошкольников с задержкой психического развития 6
1.1 Задержка психического развития: определение, признаки, классификация. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития 6
1.2 Особенности эстетического воспитания старших дошкольников с задержкой психического развития 11
1.3 Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания в дошкольном возрасте 15
Глава 2 Особенности организации изобразительной деятельности в процессе эстетического воспитания старших дошкольников с задержкой психического развития 20
2.1 Эмпирическое исследование уровня сформированности эстетических представлений старших дошкольников с задержкой психического развития: описание методик, анализ результатов 20
2.2 Методические рекомендации по организации изобразительной деятельности как средства эстетического воспитания старших дошкольников с задержкой психического развития 28
Заключение 35
Список литературы 36
Введение:
Комплексное изучение ЗПР как специфического нарушения детского развития началось в 60-е годы ХХ века выдающимися дефектологами Т.О.Власовой, М.С.Певзнером, В.И.Лубовским и др. Анализ зарубежного опыта исследований детей, испытывающих трудности в обучении, дает возможность заметить, что однозначной интерпретации сущности и причин этих трудностей не определено. В Англии, США, Германии данная группа детей описывалась как «дети с трудностями в обучении», «педагогически запущенные дети», «дети, имеющие недостаточные способности к обучению», «дети с минимальным повреждением мозга».
Отечественные психологи, педагоги, медики рассматривают различные стороны данного вопроса. Исследование Г.Ю. Сухаревой, Т.О.Власовой, М.С. Певзнера, В.И. Лубовского, К.С. Лебединской дали возможность дифференцировать особую категорию детей с задержкой темпа психического развития. В настоящее время в психологии и педагогике задержка психического развития относится к категории слабо выраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией [2].
Проблема учебно-познавательной деятельности и познавательной активности у дошкольников с ЗПР представлена в работах А. В. Шамарина, Г. И. Жаренкова, Т. В. Егоровой, Н. В. Бабкиной, Т. И. Зубковой, Н. А. Кобзев и др. Исследователи выражают согласие в том, что у старших дошкольников с задержкой психического развития отмечается общая неорганизованность, импульсивность деятельности на всех этапах их познавательной активности. Исследования Л. В. Запорожца, Н. Н. Подьякова, С. Л. Новоселова указывают на важность учета при учебно-воспитательном процессе познавательной активности ребенка.
Выделенные особенности детей являются фактором, осложняющим возможности эстетического воспитания данной категории детей. Между тем эстетическое воспитание является одним из условий полноценного развития личности: ее творческого начала, нравственных и ценностных характеристик. Соответственно, возникает вопрос выбора эффективных средств эстетического воспитания для дошкольников с ЗПР. Одним из таких средств можно считать изобразительную деятельность.
Цель исследования: проанализировать возможности изобразительной деятельности как средства эстетического воспитания старших дошкольников с ЗПР.
Объект исследования: эстетическое воспитание старших дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования: специфика использования изобразительной деятельности в качестве средства эстетического воспитания старших дошкольников с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности и виды задержки психического развития, психолого-педагогические особенности детей с ЗПР;
2. Проанализировать особенности эстетического воспитания дошкольников с ЗПР;
3. Рассмотреть специфику изобразительной деятельности как средства эстетического воспитания дошкольников;
4. Провести эмпирическое исследование сформированности эстетической сферы старших дошкольников с ЗПР;
5. Охарактеризовать особенности организации изобразительной деятельности со старшими дошкольниками с ЗПР.
Гипотеза: изобразительная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания старших дошкольников с ЗПР.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, методика «Исследование особенностей сюжетного рисования», предложенная Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой, «Изучение замысла рисунка», разработанная Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой, методика «Исследование творческого воображения», предложенная Е.Н. Лебедевой, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Заключение:
Эстетическое воспитание и формирование эстетической сферы представляет собой неотъемлемый компонент гармонически и всесторонне развитой личности. Дошкольный период является сензитивным для развития данного направления, соответственно уже на этапе дошкольного образования следует уделять большое внимание развитию эстетического компонента личности ребенка.
Задержка психического развитие предполагает замедленное развитие психической деятельности ребенка или определенных ее компонентов. Во многих случаях страдает развитие эмоционально-волевой сферы. Особенности развития дошкольников с ЗПР затрудняют процесс их эстетического воспитания, что предполагает организацию целенаправленной деятельности в этом направлении в ДОУ.
Одним из наиболее эффективных средств эстетического воспитания в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность. Это обусловлено тем, что данный вид деятельности сходен по структуре с игровой деятельностью, которая является ведущей на данном возрастном этапе. Это позволяет обеспечить высокий уровень интереса и стремления ребенка к осуществлению данной деятельности. Кроме того, изобразительная деятельность в своей структуре содержит эстетический компонент (необходимость оценить красоту предлагаемого объекта, создать творческий замысел и выбрать выразительные средства для передачи эстетики в своей работе).
Эстетическое воспитание – достаточно сложный и кропотливый, непрерывный процесс, однако он необходим для формирования полноценной, гармоничной, творческой личности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы использования изобразительной деятельности в эстетическом воспитании старших дошкольников с задержкой психического развития
1.1 Задержка психического развития: определение, признаки, классификация. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития
Под задержкой психического развития (ЗПР) понимается проявление временного отставания в развитии как всей психики, так и конкретных ее функций [3].
Второй тип ЗПР в большинстве случаев чаще удается диагностировать исключительно в момент прихода ребенка в школу. Главными признаками в данной ситуации являются: ограниченный запас знаний, незрелое мышление, отсутствие интеллектуальной мотивации, доминирование игровых интересов, моментальная перенасыщенность занятиями.
Детей с синдромом ЗПР обычно дифференцируют по четырем категориям.
В первую категорию относятся дети с задержкой развития конституционального типа. Основные признаки таких детей — это инфантильность, как психическая, так и психофизическая. Определить их можно по целому ряду внешних признаков. Дети из первой группы имеют невысокий рост и детские черты лица, сохраняющиеся даже в школьном возрасте [3]. Наиболее заметным у таких ребят является отставание в развитии эмоционального мира. Они как бы остановились на самой нижней ступени лестницы эмоционального развития. Таким малышам свойственны яркие эмоциональные всплески, частые и резкие перепады настроения, лабильность эмоций. Они больше всего на свете любят играть, причем даже после того, как становятся школьниками.
Ко второй категории относятся дети с синдромом ЗПР соматогенного типа. Их особенности по большей мере связаны с продолжительными и протекавшими в тяжелой форме соматическими болезнями, перенесенными в раннем возрасте. Речь идет о болезнях дыхательных путей, включая аллергические, а также о проблемах с работой пищеварительной системы. Затянувшаяся диспепсия в первый год жизни становится одной из основных причин задержки психического развития. Речь идет о таких заболеваниях, как: бронхиальная астма; воспаление легких; нарушения в работе почек; сердечная недостаточность и пр. В таких случаях особенности детей имеют временный характер и связаны не с недостатками развития центральной нервной системы, а с некоторым отставанием в процессе ее созревания.
К третьей категории принадлежат дети с задержкой развития психогенного характера. Основные причины ЗПР в этом случае связаны с неблагоприятными для развития ребенка условиями воспитания, которые препятствуют формированию полноценной личности [3]. Когда речь идет о неблагоприятных условиях, то подразумевается чрезмерная опека, излишняя жестокость или безнадзорность. Последняя вызывает у малыша неустойчивое проявление эмоций с повышенной импульсивностью, отсутствие желания проявлять инициативу, а также задержку интеллектуального развития. Слишком сильная опека приводит к тому, что малыш вырастает слабой, эгоцентричной личностью, не способной проявлять самостоятельность и мотивировать себя.
Представители четвертой категории встречаются чаще всего. Сюда входят дети с задержкой психического развития церебрально — органического генеза. Основная причина задержки — это тяжелые роды с травмой или асфиксией младенца, перенесенные мамой во время беременности инфекции или отравления. Также повлиять на задержку могут заболевания нервной системы до двух лет. Чаще всего именно они становятся толчком для развития органического инфантилизма, напрямую имеющего отношение к повреждениям центральной нервной системы органического характера [1], [3]. Проявления ЗПР наблюдаются практически во всех сферах деятельности малыша, включая творческую. Дети с подобными отклонениями, например, проявляют минимум интереса к рисованию, что можно заметить при анализе их рисунков. Как правило, работы не имеют какой — либо эмоциональной окраски. В целом можно отметить, что состояние эмоционального мира для психического развития является крайне важным. Дети с ЗПР, как правило, проявляют себя слабо организованными, неспособными дать себе адекватную самооценку. Их эмоции неглубокие, изменчивые, поэтому дети подвержены внушению, пытаются найти кого — то, кому можно подражать во всем. Неустойчивая эмоционально — волевая сфера, на фоне которой проявляется неумение сконцентрироваться на одной деятельности в течение длительного периода. Главным источником проблемы является сниженный уровень психической активности. Появляются трудности при попытке наладить новые контакты, низкий уровень коммуникабельности. Отмечается целая группа эмоциональных нарушений, для которых типичными являются тревожность, страхи, тенденция к совершению действий аффективного характера, характерны яркие импульсивные вспышки, гиперактивное поведение в социуме. Дети с ярко выраженным симптомом ЗПР, как правило, неспособны к самостоятельному поведению, неспособны контролировать собственные действия, не знают, как дойти до конца, выполняя задания. Для данных детей нехарактерны легкость и непринужденность в процессе коммуникации [9].
У детей с ЗПР отмечаются следующие особенности поведения: перепады эмоционального состояния, депрессия, неусидчивость, низкая способность к сосредоточению внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение [5]. Следует отметить, что влияние биологических аспектов нельзя считать окончательным и доминирующим, большое значение играет также и социальная среда, и процесс обучения.
У детей с ЗПР наблюдается сниженная познавательная активность, которая, в совокупности с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка, способна вызвать серьезное замедление процессы обучения и формирования личности. Так, стремительно возникающая усталость является причиной резкого снижения работоспособности, что, в свою очередь, детерминирует сложности в освоении необходимого объема школьных знаний.
Для воспитанников с ЗПР свойственно появление частых переходов от состояния активности к полной или частичной пассивности, повышению и снижению работоспособности, что объясняется их нервно-психическим статусом. В некоторых случаях большое количество заданий, информации для усвоения нарушают психическое равновесие школьника, заставляют его нервничать, волноваться [6].
Для обучающихся с ЗПР характерно возникновение периодических срывов в своем поведении. Им сложно принять и подстроиться к режиму урочного занятия, они могут встать, пройтись по классу, задавать вопросы, не имеющие отношения к теме занятия.
Стремительное возникновение утомления вызывает у одних детей возникновение вялости, пассивности, прекращение деятельности; у других, наоборот, повышается возбудимость, снижается контроль над поведением, появляется моторная расторможенность, беспокойство. Эти дети очень обидчивы и вспыльчивы.
Таким детям сложно дается переход от одной формы деятельности к другой. [8].
Г.Е. Сухарева утверждает, что детям с ЗПР свойственна, в первую очередь, недостаточная развитость аффективно – волевых процессов.
Исследуя особенности формирования личности таких детей, Г.Е. Сухарева [5], делает акцент на том, что успешность их социализации в большей степени связана с воздействием внешнего окружения, нежели с их собственным поведением. С одной стороны – для таких детей характерна высокая внушаемость и импульсивность, а с другой – недоразвитие высших типов волевой деятельности, невозможность формирования прочного общественно-принимаемого жизненного алгоритма по устранению сложностей, тенденция «плыть по течению», отсутствие системы личностных запретов, подверженность негативным внешним воздействиям. Все перечисленные факторы детерминируют низкую степень критичности, незрелость, неумение адекватно оценить ситуацию.
Также Г.Е. Сухарева [5], применяет определение “психическая неустойчивость” относительно нарушений поведения у детей, подразумевая под ним неразвитость собственной стратегии поведения из-за повышенной внушаемости, тенденции управлять своими действиями на основе эмоции удовольствия, несформированности волевых действий, осуществлению регулярных трудовых действий.
Осуществленное Г.Е. Сухаревой, изучение детей с патологиями эмоциональной сферы по типу психической неустойчивости, дает возможность утверждать следующее: для этих детей типично наличие эмоциональной незрелости, несформированность ответственности, неспособность контролировать собственные желания, соблюдать правила школьного распорядка и повышенная внушаемость к неадекватным способам поведения окружающих.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: для детей с ЗПР характерно наличие отклонений в поведении по типу психической неустойчивости, расторможенности влечений.
Для детей с подобными типами патологии стандартными проявлениями выступают признаки эмоционально — волевой незрелости.
Эмоциональная незрелость является причиной быстрого развития конфликтных ситуаций, для выхода из которых таким детям не хватает навыков самоконтроля и самоанализа. Демонстрируется поверхностное отношение к взаимодействию с другими людьми, частые негативные действия в отношениях, неспособность оценить трудность ситуации. Дети могут легко давать обещания и легко забывать о них. Они не испытывают расстройства при неуспешности учебной деятельности. Низкий уровень сформированности познавательных интересов является причиной склонности к двигательной активности, необходимости физической разрядки. Присутствует повышенная раздражительность или плаксивость, склонность ко лжи, которая выступает проявлением незрелых попыток самовыражения. Инфантильность, характерная для данной категории детей часто имеет признаки церебро-органической недостаточности, двигательной расторможенности, эйфорической окрашенностью повышенного настроения, аффективными проявлениями, сопровождающимися явными вегетативными симптомами, с нередко последующей головной болью, низкой работоспособностью, выраженной утомляемостью. [9].
Для данной категории детей типична повышенная самооценка, несоответствующий реальности уровень притязаний – непридавание значения неуспешности учебной деятельности, и, наоборот, преувеличение собственных успехов.
Таким образом, для данной категории детей типична несформированность познавательной мотивации, активности, непонимание авторитета взрослого, которое соотносится с односторонней житейской зрелостью, перенаправлением интересов на явления жизни более интересные взрослым. [11].
1.2 Особенности эстетического воспитания старших дошкольников с задержкой психического развития
Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
В процессе формирования у дошкольников основы эстетического вкуса происходит освоение ими навыка замечать и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. Соответственно, в ходе общего процесса воспитания и обучения происходит реализация задач эстетического воспитания в дошкольном возрасте [2].
С точки зрения исследователей (Н. А. Курочкина, А. И. Ходькова), эстетическое воспитание — это целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, иными словами, становления творчески активной личности, обладающей возможностью воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, социальном взаимодействии, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, трансформации окружающей реальности в соответствии с тенденциями красоты.
Н. А. Ветлугина интерпретирует эстетическое воспитание как формирование умения воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как развитие интереса к самостоятельному участию в трансформации окружающего мира согласно канонам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей [18].
В соответствии с представлениями В. А. Сластенина, эстетическое воспитание — это формирование умения полноценно воспринимать и правильно трактовать прекрасное в искусстве и реальности.
С. Ю. Бубнова дает такую интерпретацию понятию «эстетическое воспитание» относительно дошкольного периода развития: эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, ориентированный на развитие эстетической культуры ребенка. Эстетическая культура подразумевает некоторый уровень сформированности чувств, сознания, поведения и деятельности дошкольника [18].
Соответственно, эстетическое воспитание оказывает воздействие на личность человека с помощью всех эстетически важных объектов и феноменов, в том числе и искусством. Эстетическое воспитание, опираясь на художественное воспитание для решения собственных задач, обеспечивает становление личности для активной эстетической жизнедеятельности.
В связи с недоразвитием познавательной сферы, нарушением процесса восприятия старшим дошкольникам с задержкой психического развития бывает сложно увидеть и оценить всю красоту окружающего мира: они часто не замечают неброские, но важные детали и краски в картинах, предметах декоративно-прикладного искусства и т. д., затрудняются описать свои впечатления от увиденного; не могут организовать свою творческую деятельность по изготовлению различных поделок из-за неразвитых художественных способностей и недостаточных конструктивно-технических навыков. Поэтому задачи эстетического воспитания входят в систему коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога [2]
Развитие и воспитание ребенка дошкольника с ЗПР в ДОУ, посредством художественно-эстетического подхода, должно способствовать формированию у детей опыта, как в творческой деятельности, так и в эмоционально-нравственной сфере. Основным видом работы в применении данного направления является художественно-эстетическая деятельность, обеспечивающая развитие целостности культуры личности растущего ребенка с задержанным развитием, которая формируется как под воздействием произведений искусства различного характера, а также музыкальных произведений и литературных сочинений различных жанров. Одной из важнейших задач художественно-эстетического воспитания является формирование у дошкольников с ЗПР эмоциональной отзывчивости, посредством образования у них навыков сопереживания и соучастия, а также основ их культурного развития, при восприятии и осознании ими художественных произведений различного рода. Также значимой задачей здесь является развитие у старших дошкольников с ЗПР знаний, умений и навыков в области творчества, формирующихся в процессе их ознакомления с различными видами деятельности художественной направленности (изобразительной, музыкальной, конструктивной и др.). Вовлечение детей с задержанным развитием в вышеназванную сферу, развитие их интересов в области культуры и искусства, позволяет создать фундаментальную основу для полноценного развития их воображения, что в дальнейшем будет способствовать благополучному становлению их психических и личностных преобразований. Художественно-эстетическое воспитание оказывает положительное влияние на развитие различных областей психической сферы ребенка с задержанным развитием, таких как: восприятие окружающего пространства и мира в целом, способствует развитию мыслительных операций, в частности наглядно-образного мышления, творческого воображения, а также способствует совершенствованию эмоциональной сферы их личности. [5] Важнейшим фактором при осуществлении деятельности, посредством художественно-эстетического воспитания дошкольников с ЗПР, является грамотно организованная и рационально структурированная образовательная среда, обеспечивающая применение сберегающих здоровье ребенка технологий в целом. В частности, это грамотно организованная развивающая игровая зона, наличие в ней разнообразных предметов, игрушек и специальных пособий, их привлекательность в эстетическом и развивающем плане. Структуру художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР необходимо разнообразить различными видами деятельности, имеющих разностороннюю направленность. При предъявлении детям — дошкольникам с задержкой в развитии художественных литературных произведений, необходимым является приобщение их к огромному высокохудожественному литературному фонду, развитие и обновление багажа их эстетических впечатлений и навыков, формирование и расширение их красноречия, ораторских качеств. В изобразительной деятельности необходимо прививать таким детям задатки в понимании прекрасного, совершенствовать их навыки в рисовании, лепке аппликации и т.д., развивая при этом творческие качества, воображение и самостоятельность. При использовании художественно-декоративного вида деятельности необходимо взращивать в дошкольниках с ЗПР положительное эстетическое чувство любви к русскому обиходу и традициям, природе и окружающему миру в целом. Предъявляя старшим дошкольникам с задержанным развитием музыкальные произведения, важно обновлять и развивать арсенал их чувственных впечатлений, а также создавать возможность применения данного фонда в других видах деятельности.