Курсовая с практикой Юриспруденция Конституционное право

Курсовая с практикой на тему Избирательные системы в РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы избирательных систем современности 5
1.1. Исторические особенности развития избирательной системы России 5
1.2. Сущность, роль избирательных систем и избирательное законодательство 9
1.3. Классификация избирательных систем 15
Глава 2. Анализ развития избирательных систем современности 19
2.1. Закрепление в федеральном законодательстве разнообразия избирательных систем 19
2.2. Особенности избирательной системы на примере выборов Президента России – 2018 25
2.3 Особенности избирательной системы, используемой при формировании Государственной Думы на современном этапе. 35
2.4. Некоторые актуальные проблемы и пути совершенствования избирательного законодательства РФ 44
Заключение 49
Список использованной литературы 52

 

  

Введение:

 

История современной избирательной системы РФ ведет свой отсчет с 29 сентября 1993 года. 25 лет – это небольшой срок в истории государства, но эти 25 лет отделяют нас от того времени, когда в России реально, а не на словах, началось строительство демократического правового государства. За эти годы выполнена огромная работа, которая связана с развитием избирательного законодательства и формированием условий для активного участия каждого избирателя в свободных демократических выборах, что является основой демократического устройства государства, где учитывается волеизъявление избирателей на выборах и референдумах.
Актуальность темы обусловлена также необходимостью научной разработки проблем формирования избирательной системы в Российской Федерации.
Степень разработанности темы. Избирательная система выступала в качестве предмета научного анализа для многих российских и зарубежных юристов. В разное время ее исследовали Ф.Т.Алескеров, Г.Еллинек, А.В.Зиновьев, Н.М.Коркунов, А.В.Кынев, А.Е.Любарев, Э.Лейкман, Д.Ламберт, М.В.Матасов, В.В.Платонов, Р.Таагепера, К.Поппер, М.С.Шугарт.
Изложенные доводы позволяют обозначить цель и задачи курсовой работы.
Целью курсовой работы является проведение анализа избирательной системы в РФ.
Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи курсовой работы:
— изучить исторические особенности развития избирательной системы России;
— раскрыть сущность, роль избирательных систем и избирательное законодательство;
— рассмотреть классификацию избирательных систем;
— рассмотреть закрепление в федеральном законодательстве разнообразия избирательных систем;
— проанализировать особенности избирательной системы на примере выборов Президента России – 2018;
— проанализировать особенности избирательной системы, используемой при формировании Государственной Думы на современном этапе;
— рассмотреть некоторые актуальные проблемы и пути совершенствования избирательного законодательства РФ.
Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере конституционно-правового регулирования избирательной системы в РФ.
Предмет исследования курсовой работы – конституционно-правовые нормы, закрепляющие институт избирательной системы в РФ.
Методологической основой курсовой работы служат такие методы, как метод системного анализа и исследования, изучения нормативно-правовой базы, изучения монографических публикаций и статей, сравнительный метод, метод обобщения.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы. Сделанные в работе выводы и заключения могут послужить основой для использования их в учебном процессе, научно-исследовательской и нормотворческой деятельности.
Структура курсовой работы обусловлена объектом, предметом, целями и задачами исследования, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Ориентиры развития избирательной системы России включают в себя повышение реальной конкурентности электорального законодательства и процедур предвыборных кампаний, политическое просвещение граждан в духе демократии, свободное информирование избирателей о партиях и кандидатах; создание гарантий открытости и транспарентности действий органов государственной власти, партий и избирательных комиссий.
Под избирательной системой принято понимать установленный законодательством страны способ организации выборов представительных органов власти, в том числе методику распределения мест в зависимости от их результатов. В мировой практике сложилось несколько видов избирательных систем.
Представляется, что главной задачей государства должно быть обеспечение реального народовластия, его реализация как действующего политико-правового института. Государство должно создать условия и гарантии для проведения действительно свободных и справедливых выборов не только высшего должностного лица страны, но и во всем представительные органы государственной власти и местного самоуправления.
По нашему мнению, общая концепция избирательной системы Российской Федерации соответствует демократическим стандартам в области избирательных прав граждан. Однако она должна реформироваться в соответствии с изменениями, которые ей диктует развитие общественных отношений, ведь успешное проведение выборов и признание обществом их результатов — важный признак способности такого общества решать стоящие перед ним проблемы государственного строительства.
Проблемы кодификации федерального избирательного законодательства достаточно широки, сложны и изложенными тезисами не исчерпываются. Они нуждаются в дальнейшем рассмотрении и обсуждении. Кодификация, несомненно, перспективное и вместе с тем фундаментальное направление совершенствования действующего избирательного законодательства, следовательно, и порядка формирования выборных федеральных органов государственной власти.
Мы убеждены, что кодифицированный акт о выборах обеспечит долгожданную стабилизацию избирательного законодательства, подведет надежную и устойчивую правовую базу функционирования одной из основных форм непосредственной демократии – конституционного института свободных выборов.
Политическое давление Запада, экономические санкции, информационная война и подготовленные персональные санкции принесли эффект, обратный ожидаемому — произошла консолидация российского общества (в его значительной части) вокруг фигуры национального лидера Владимира Путина, который оценивается общественным мнением как борец за суверенитет и защиту национальных интересов России — гарант внешнеполитической и внутренней стабильности.
Российской власти удалось укрепить значимые для сохранения ее легитимности политико-идеологические дискурсы.
Российское общество, вопреки призывам либеральной оппозиции заменить самодостаточное государство на «сильное гражданское общество».
В то же время, необходимость урегулирования кризиса в отношениях с Западом и ситуации вокруг Украины, а также необходимость решения социально-экономических проблем России (вкупе с совершенствованием системы государственного управления) остаются в повестке дня. И ставшая достоянием общественности программа поступательного решения этих проблем будет способствовать укреплению являющихся идеологическим «фундаментом» действующей власти политических дискурсов. В подобной ситуации более активное и научно обоснованное использование современных технологий управления политическими резонансами будет способствовать профессионализации сферы государственного управления, с одновременной оптимизации работы СМИ и деятельности PR-подразделений.
Выборы 18 сентября 2016 года продемонстрировали заметное снижение политического участия избирателей и сокращение суммарного уровня поддержки всех системных парламентских партий, то есть существенно сократилось доверие общества не только к партийной системе, но и к власти как таковой.
За 25 лет российская избирательная система претерпела большие изменения, апробируются новые методы проведения выборов. В РФ имеются как правовая, так и материальная, и современная техническая базы для проведения выборов, для активного участия в них граждан, политических партий, органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации, имеются широкие агитационные возможности. Такая избирательная система не имеет аналогов в мире.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы избирательных систем современности
1.1. Исторические особенности развития избирательной системы России

Развитие избирательных систем тесно связано с процессом демократизации, и в истории этого процесса также можно увидеть несколько волн. Вслед за С. Хантингтоном авторы уделяют внимание четырем волнам демократизации, прокатившимся в последние два столетия в основном по государствам Европы, но достигавшим и Нового Света. Обращает внимание он и на периоды отката, усиления авторитарных тенденций. Первая волна продолжалась почти столетие — с 1820-х до 1920-х годов. Но за этой волной следовал и откат, связанный с созданием в целом ряде стран авторитарных и фашистских режимов.
Распространение демократии с середины 1940-х годов («вторая волна») ознаменовалось победой антигитлеровской коалиции и восстановлением демократических режимов в Италии, Греции, других государствах и продолжалось до конца 1950-х гг. Хантингтон связывает ее затухание с переворотом в Пакистане в 1958 г. Ему также предшествовали перевороты и установление авторитарных режимов в Иране и Египте в 1952 г. «Третья волна» демократизации может быть связана с «революцией гвоздик» в Португалии в 1974 г., «четвертая волна» — с крушением системы тоталитарных коммунистических режимов Восточной Европы в 1989 г. Развитие избирательных систем в определенной мере коррелировалось с этими волнами. Хотя с какого-то времени (может быть, с середины ХХ века) пыл изобретательства новых систем и методов голосования иссяк, и речь шла уже о распространении и применении известных и доказавших свою эффективность систем .
Важнейшим достижением в этом контексте стало замещение чисто мажоритарных систем различными вариантами пропорциональной системы. В связи с этим, в XIX веке общественность европейских стран постепенно начала осознавать несправедливость избирательных систем, основанных на принципе большинства, которые лишали представительства значительные группы избирателей. Этому во многом способствовали произошедшие в тот период кардинальные изменения в избирательных правах — сокращение и, в конечном счете, полная ликвидация имущественных цензов.
Период после Первой Мировой войны — это пора роста популярности пропорциональной избирательной системы по миру. Ее распространение в известной мере олицетворяло в данный период расширение ареала политической демократии. В 1918 г. данная система была установлена в Дании, в 1919 г. — в Австрии, Германии, Италии, Литве, Польше, Чехословакии, Эстонии, в 1922 г. — в Латвии, в 1925 г. — в Чили.
Но в этот же период в ряде стран Европы и Латинской Америки демократические режимы были заменены единоличными идеологизированными диктатурами. В некоторых случаях политики и эксперты усматривали один из факторов такого перерождения в недостатках избирательных систем. В частности, в Латвии, где в 1934 г. был установлен авторитарный режим, его глава К. Ульманис, указывая на кризис парламентаризма, ссылался на крайнюю раздробленность Сейма в результате выборов, на которых применялась пропорциональная система.
В Германии сложилось убеждение, что значительная степень вины за приход к власти нацистов лежит на избирательной системе Веймарской Республики. И хотя такое мнение весьма спорно, оно сыграло существенную роль в выработке новой избирательной системы. Минусом прежней избирательной системы считалась также безличность связанных списков.
Избирательные системы продолжали совершенствоваться с учетом тяжких политических ошибок и кризисов. Третья и четвертая «волны» демократизации, прокатившиеся по миру — это расширение поисков оптимальных систем выборов и подсчета голосов.
В последние десятилетия в самых разных государствах (в том числе и в России) развитие получили варианты смешанных систем, т.е. сочетание систем мажоритарных и пропорциональных. Тем или другим из них отдавалось предпочтение в зависимости от того, какие цели преследовали законодатели, отражавшие интересы различных политических элит. Среди таких целей могло быть и оставление избирателям возможности выразить предпочтения наиболее полно, и отсечение радикальных группировок, и предотвращение избыточного дробления депутатского корпуса .
2018 год — юбилейный для российской избирательной системы, становление которой непосредственно связано с принятием в 1993 году Конституции России. Именно 25 лет назад, в декабре 1993 года, на всероссийском референдуме был принят Основной закон нашей страны, который определил основы политической системы России.
Эти 25 лет стали периодом формирования, становления, совершенствования института выборов, электоральных процедур, укрепления российских демократических традиций, но мы также знаем и помним, что традиции выборов в России имеют многовековую историю.
Все эти годы российское избирательное законодательство постоянно модернизировалось, улучшалась правоприменительная практика и защита избирательных прав граждан России. Сфера избирательного процесса очень подвижна и изменяется в ногу со временем, в соответствии с тенденциями развития современного общества.
Сейчас, благодаря профессиональной работе избирательных комиссий, внедрению в избирательный процесс современных технологий, российская система выборов находится на качественно новом уровне развития, характеризуется высокой степенью открытости и технологичности.
О поисках и опыте применения различных избирательных систем можно говорить и применительно к нашей стране. Проблема, однако, в том, что чаще всего данный поиск был обусловлен стремлением обеспечить максимальные удобства партии власти, свести к минимуму (или полностью исключить) конкуренцию и сохранить status quo. Этим в конечном счете обусловлено и снижение доверия и интереса граждан к выборам.
Для российской избирательной системы актуальным является также вопрос об недостатках «закрытых списков» при пропорциональной системе: именно такие списки предусмотрены сейчас федеральным законом и законами большинства регионов. Но в условиях стабильности и предсказуемости результатов выборов (а они у нас весьма предсказуемы) места в списках давно уже делятся на «проходные», «полупроходные» и «непроходные». При этом «проходные» места могут продаваться (с. 179). Претенденты на «непроходные» места прекрасно понимают, что их участие в выборах является символическим.
В этом плане законодателю есть смысл подумать над более широким применением на федеральном и региональном уровне «открытых» списков, при использовании которых избиратель может обозначать преференции, нумеруя кандидатов. Правда, для определения эффективности такой меры важен более широкий политический контекст. Применение пропорциональной компоненты на выборах законодательных собраний регионов содействовало плюрализации политической жизни в регионах и в перспективе могло бы привести к демонтажу регионального авторитаризма… если бы этот механизм не был сломан последующими контрреформами .
На наш взгляд, ориентиры развития избирательной системы России включают в себя повышение реальной конкурентности электорального законодательства и процедур предвыборных кампаний, политическое просвещение граждан в духе демократии, свободное информирование избирателей о партиях и кандидатах; создание гарантий открытости и транспарентности действий органов государственной власти, партий и избирательных комиссий.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы