Курсовая с практикой на тему из файла на выбор с пункта Примерные темы контрольных работ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Психологические особенности развития синдрома профессионального выгорания в
процессе профессиональной деятельности педагога. 6
1.1
Содержание и структура профессионального выгорания. 6
1.2
Представления о содержании и структуре профессионального выгорания в
отечественной психологии и мерах его профилактики. 9
1.3
Психологические подходы к изучению причин возникновения профессионального
выгорания. 11
Глава 2.
Эмпирическое исследование синдрома профессионального выгорания у социальных
педагогов. 18
2.1 Процедура
исследования. 18
2.2 Анализ
результатов исследования и разработка мероприятий по профилактике
профессионального выгорания. 18
Заключение. 34
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
Введение:
В современных условиях во всех сферах профессиональной
деятельности растет напряженность профессионального труда, в данной связи
происходит риск стрессовых и профессиональных перегрузок работников. Особенно
актуальна данная проблема в профессиях, которые относят к типу
«человек-человек», в данном варианте работа преподавателя
располагается в условия активных межличностных коммуникаций, вовлекается в них профессионально, что создает
риск чрезмерного психического напряжения. К такому роду коммуникативных
профессий относится профессия педагога, которая характеризуется самым высоким
среди всех профессий уровнем профессионального выгорания.
Независимо от видов образовательных учреждений и выполнения
различной работы, профессиональная деятельность педагога причисляется к группе
профессий, в которой наблюдается повышение моральной ответственности за
здоровье и жизнь учащихся, учебных групп и классов в целом. Кроме того,
педагоги, по роду своих занятий, втянуты в долговременное общение с родителями,
детьми и коллегами, что сопутствуется высокой профессиональной напряженностью. Данные
факторы провоцируют развитие профессиональной деформации у социальных педагогов,
одним из видов которой является профессиональное выгорание.
Необходимость профилактики профессионального выгорания у социальных
педагогов определена его воздействием на здоровье и эффективность
профессиональной деятельности: синдром профессионального выгорания требует
появления депрессивных настроений, чувств беспомощности и бессмысленности
своего существования, низкой оценку своей профессиональной компетентности, что,
в конечном счете, отражается на работоспособности человека, приводит к снижению
продуктивности деятельности.
Таким образом, к настоящему времени психологическое
изучение феномена профессионального выгорания вполне сложилось как актуальное
научное направление исследования, накопился большой объем эмпирических
результатов, но, по мнению исследователя В.Е. Орел, многие ключевые моменты, в
том числе и специфика его проявления в различных профессиях, сегодня остается
во многом открытой, в этом и заключается актуальность настоящего теоретического
исследования.
Тема научно-практической работы: Психологическая
профилактика синдрома профессионального выгорания у социальных педагогов.
Цель научно-практической работы: изучение синдрома профессионального
выгорания социальных педагогов.
Задачи
научно-практической работы
1. Провести
теоретический анализ литературы по проблеме профессионального выгорания,
факторах его возникновения и развития в процессе профессиональной деятельности
педагога.
2. Выявить личностные
характеристики, связанные с синдромом профессионального выгорания у учителей,
работающих в школе.
3. Разработать рекомендации
профилактики синдрома профессионального выгорания у учителей
общеобразовательной школы.
Объект изучения в рамках
научно-практической работы: Педагоги общеобразовательной школы.
Предмет изучения в рамках научно-практической
работы: Уровень профессионального выгорания у социальных педагогов.
Гипотезы:
1. Существует взаимосвязь между стажем работы педагога
и уровнем эмоционального выгорания;
2. Педагоги с большим стажем работы подвержены риску
возникновения профессионального выгорания больше, чем учителя с небольшим
стажем работы.
Методы исследования Методы исследования:
– тестирование;
– статистический анализ результатов исследования. При
выполнении работы были использованы методики исследования:
1. Методика диагностики уровня профессионального
выгорания Бойко (84 вопроса)
2. Тест на уровень тревожности: Шкала
Спилбергера-Ханина (20 вопросов)
3. Диагностика личностной и групповой
удовлетворенности работой (14 вопросов)
Выборка: 30 педагогов МОБУ "СОШ
"Муринский ЦО № 1".
Заключение:
В
результате проведенного курсового исследования можно сделать следующие выводы:
Профессиональная
деформации — это негативное изменение его личностных черт и качеств, приводящее
к искажению общественной и моральной направленности его профессиональных
действий и поведения в целом.
Основными
факторами, ведущими к формированию профессиональной деформации являются:
факторы обусловленные спецификой профессиональной деятельности, факторы
личностного свойства и факторов социально-психологического характера. Так же в ходе
развития профессиональной деформации выделяют пять степеней.
Профессиональный
синдром профессионального выгорания — это набор негативных психологических
переживаний, связанный с продолжительными и интенсивными межличностными
взаимодействиями, отличающийся высокой профессиональной насыщенностью или
когнитивной сложностью
По данным эмпирического исследования было установлено,
что для большинства учителей с большим стажем характерен низкий уровень
поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам,
отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия окружающего мира. У
23% испытуемых данных группы выявлена высокая вероятность нервно-психических
срывов. Они определены к первому пункту шкалы нервно-психической устойчивости.
Для 45% учителей нервно
— психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях.
Также было установлено, что 68% учителей с большим стажем работы переживают профессиональный
стресс. Любая нестандартная ситуация является для них непреодолимым
препятствием. Эти учителя нервные, раздражительные, отличаются пониженным
интересом к профессиональной деятельности в общем и ее субъектам в частности.
Они с трудом переносят нервно-психические, профессиональные
нагрузки, резкое увеличение объема работы или изменение ее содержания особенно
в напряженных, экстремальных условиях ее деятельности.
У них имеются предпосылки профессионального выгорания.
У учителей с небольшим стажем работы признаки
профессионального выгорания не выявлены.
Полученные
данные, подтвержденные на статистическом уровне.
Профилактика
профессионального выгорания требуется всем учителям не зависимо от стажа.
Однако методы этой работы будут варьироваться в зависимости от стажа
педагогической деятельности. Так для молодых социальных педагогов достаточно
проводит ауторенировки, создавать благоприятные условия труда. У социальных
педагогов с большим стажем работы уже формируются признаки профессионального
выгорания. С ними необходимо проводить психологокоррекционные мероприятия,
наиболее эффективным из которых является психологический тренинг.
Таким
образом, в ходе исследования выдвинутые в начале исследования гипотезы, подтвердились.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психологические особенности развития синдрома профессионального
выгорания в процессе профессиональной деятельности педагога
1.1 Содержание и структура профессионального
выгорания Явление профессионального
выгорания первоначально было представлено в литературе как социальная проблема,
состоящая в усилении тенденции к возникновению профессионально-поведенческих
нарушений у специалистов, работающих в сфере «человек-человек»: медицинских
работников, социальных педагогов, психологов [20; 25]. Данная ситуация привела
к необходимости детального изучения феноменологии и генезиса невротических
реакций и других дезадаптивных признаков, формирующихся в процессе
профессиональной деятельности. Предметом специальных научных исследований
проблема профессионального выгорания впервые стала в 70-е гг. XX века в США. На
протяжении двух последующих десятилетий она продолжала разрабатываться
преимущественно зарубежными исследователями, оставаясь практически не изученной
в отечественной психологии.
Одним из
основоположников изучения профессионального выгорания как профессионального
феномена стал американский психиатр H. Fredenberger.
Концепции
выгорания H. Fredenberger и C.Maslach, несмотря на то, что они
носили в большей степени описательный, а не исследовательский характер,
оказались весьма эвристичными, положив начало многочисленным публикациям в этом
направлении. Основным стимулом для их появления явился, пожалуй, тот факт, что
термин "выгорание" был очень удачным в прагматическом смысле, так как
подходил для описания определенных состояний, наблюдаемых не только у
медицинских работников, но и у социальных педагогов, психологов, юристов и
многих других специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».