Курсовая с практикой Экономические науки Основы государственного и муниципального управления

Курсовая с практикой на тему История становления государственного управления в России.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Становление Российской
государственности и системы публичного управления в условиях абсолютной
монархии 1.1 Формирование имперской государственности и абсолютизма власти при
Петре I 5

1.2 Государственно-правовые реформы
публичного управления во второй половине ХVIII века. 11

Глава 2. Развитие Российской государственности и проблемы
реформирования системы публичного управления в XIX веке  2.1 Проекты реформирования государственного
управления в первой четверти XIX века. 15

2.2 Реформы системы публичного
управления в 60-70 годах XIX века и контрреформы публичного управления в 80-х
годах XIX века. 19

Глава 3. Зарождение и становление государственной службы.. 24

3.1 Первый период зарождения
государственной службы.. 24

3.2 XIX в. — расцвет бюрократического
государства, «отлаживание» государственной машины.. 28

3.3 XX в. — революционное новаторство
и преемственность в организации государственной службы, схождение советской
номенклатуры и постсоветский период. 34

Заключение. 39

Список источников и литературы.. 42

  

Введение:

 

Основные тенденции мирового и отечественного общественного развития,
обусловленные распадом СССР и разновекторными взаимоотношениями в постсоветском
пространстве, на фоне углубления соответствующих государственных и правовых
трансформаций, обусловили появление новых ориентиров, стандартов и ценностей в
теории государства и права.

Особенности законотворчества и правоприменения, в условиях
стремительного расширения международных правовых норм и институций, форм
гражданской активности, обуславливают необходимость углубленного изучения
вопросов юридической догматики.

Изучение факторов, определяющих общую направленность
изменений в формах, структурных элементах и функциях государства, требует
динамичного осмысления и развития, в контексте развития общих основ теории
государственного управления.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью и
важностью качественного развития российской государственности от монархических
устоев – к принципам социальной ориентированности, Целям и задачам устойчивого
развития, рыночного реформирования предпринимательской деятельности и
расширения прав гражданского общества.

Объектом исследования является теория государства и права.
Предметом исследования выступают основные исторические закономерности становления
государственного управления в России.

Целью исследования является детальное изучение вопросов,
раскрывающих основные понятия, особенности, тенденции и закономерности
возникновения государственных институций, их сущности и структуры, место и роль
в общественной жизни основных элементов, принципов и систем государственного
управления в основные исторические периоды.

На основе характеристики целевой направленности данной
курсовой работы, поставлены следующие основные задачи:

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В XXI веке вопрос исследования монархической формы
правления, ее природы, сущности и институтов не потерял своей актуальности.
Монархия –  это одна из древнейших форм
правления, берет свое начало с эпохи египетских фараонов и шумерских правителей
(III-II тысячелетия до н.э.) и сохраняется по сей день. Однако для каждой
страны в своей специфичности проявилась роль и способности монархии
существовать в различных исторических, экономических, политических и мировоззренческих
условиях развития общества.

В годы царствования Петра I были проведены большие реформы,
направленные на преодоление отсталости Московского царства от передовых стран
Запада. Преобразования коснулись всех сфер общественной жизни. Петр I расширил
собственнические права помещиков над имуществом и личностью крепостных, заменил
подворное налогообложения крестьян подушным, издал указ о посессионных
крестьянах, которых разрешалось покупать владельцам мануфактур, практиковал
массовую приписку государственных и ясачных крестьян к казенным и частным
заводам, мобилизацию крестьян и горожан в армию и на строительство городов,
крепостей, каналов и т.п. Реформы государственного аппарата при Петре I стали
важным шагом на пути превращения московского самодержавия XVII века в
чиновничье-дворянскую монархию XVIII века с ее бюрократией и служилыми
сословиями. Место Боярской думы занял Сенат (1711), вместо приказов были
учреждены коллегии (1718), контрольный аппарат представляли сначала «фискалы»
(1711), а затем прокуроры во главе с генерал-прокурором. Вместо патриаршества
была учреждена Духовная коллегия, или Синод, находившийся под контролем
правительства.

Таким образом, изучив данную тему, использовав литературу
ведущих историков и правоведов, периодические издания, можно сделать вывод, что
к началу XVII века в России складывается система государственных органов –
приказов, осуществляющих основные функции государства: административные,
военные, судебные, финансовые и др. С возникновением в Русском государстве
системы приказов зародилось чиновничество – совокупность лиц, имевших чины и
состоявших на гражданской службе. Особой сферой профессиональной деятельности
государственная служба стала в начале XVIII века в ходе реформ Петра Великого,
прежде всего с появлением Генерального регламента (1720 г.) и Табели о рангах
(1722 г.). Создание профессиональной государственной службы и четко
организованного, структурированного государственного аппарата основывалось на
прочной правовой основе. Реформы Петра I одним из своих итогов имели более
четкое разграничение отраслей государственного управления путем замены
громоздкой, устаревшей системы приказов коллегиями с четким распределением
функций. Административные преобразования повлекли за собой создание гражданской
государственной службы и отделили ее от военной, придворной и духовной службы.
Военный устав 1716 г. впервые разделил военную и гражданскую службы. Сама государственная
служба стала институтом специальной отрасли государственного управления. Табель
о рангах в 1722 г. закрепила деление государственной службы на три вида:
воинскую службу (наиболее престижная); статскую и придворную (носила закрытый,
привилегированный характер). Этот закон определял порядок приема на службу и ее
прохождения от низших чинов к высшим. Табель о рангах стала законодательным
актом, на два последующих столетия определившим основы государственной службы в
России. При преемниках Петра I произошел отход от принципа государственной
службы как повинности дворян. Весь комплекс мероприятий екатерининского
правительства, отразившийся в законодательстве 60-х гг. XVIII столетия, был
направлен на реорганизацию аппарата управления, особенно местного звена, и
отразил стремление императрицы обеспечить себе в этом аппарате надежную
социальную опору путем создания преимущественных прав для благородного сословия
при поступлении на гражданскую службу и обособления всего чиновничества от
остальных социальных групп общества. Таким образом, государственная служба
Российской империи представляла собой институционально-функциональную систему,
выступающую как совокупность:

1) родов и видов службы, соответствующих задачам и функциям
государства и государственного управления;

2) государственных должностей, распределенных по ведомствам
управления;

3) должностных лиц, действующих в пределах предоставленных
им полномочий.

В заключение следует сказать, что актуальность работы
подтверждена, задачи выполнены, цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Становление Российской государственности и
системы публичного управления в условиях абсолютной монархии
1.1 Формирование имперской государственности и абсолютизма власти при Петре I Конец XVII — начало XVIII в. связаны в Московском царстве /
Российской империи с эпохой реформ Петра I, повлекших существенные изменения в
системе государственного управления и структуре государственных органов.
Переход от воеводско-приказной системы государственных учреждений к
губернско-коллежской по-разному оценивался в разные исторические эпохи. В XIX
в. его называли переходным "от фискального и военного управления XVII в. к
гражданскому и благоустройственному управлению современности"[1]. В советское время
официальная мысль была такой: в течение двух столетий в условиях создания,
расширения и укрепления Русского централизованного государства, существующие в
то время органы государственного управления, сыграли свою роль, "составили
мощную политическую надстройку, успешно выполняла основные функции государства
и способствовала развитию и укреплению экономического базиса", но на новом
этапе стали уже непригодными к выполнению новых заданий[2].

В начале XXI века. звучат другие оценки. Так, Л. Писарькова[3] утверждает: к
преобразованиям Петра I, в основе законодательного процесса лежали здоровые
основы: нормы росли естественным путем из практических задач, диктовались
потребностями государства и общества. Но в дальнейшем все пошло неестественным
путем, через заимствования малопригодной для России шведской системы коллегий в
центре, и губерний на местах.

Поэтому делается вывод: "Для России, страны с огромной
малонаселенной территорией, сильная центральная власть была необходимым залогом
сохранения целостности государства. Однако после реформ Петра усиление
центральной власти было непосредственно связано с расширением бумажного
делопроизводства и ростом роли бюрократии. Когда негативные последствия такой
централизации достигали критической массы, законодатели обращались к
европейскому опыту и проводили реформы, направленные на децентрализацию
государственной власти". Впоследствии, по утверждению историка, все
начиналось заново, именно из-за несоответствия европейских шаблонов для управления
Россией. Святейший Синод стал весьма своеобразным центральным учреждением.
После смерти патриарха Адриана в 1700 г., Царь не позволил провести выборы
нового руководителя православной церкви в Московском государстве.  Долгое время руководство всеми церковными
делами находилось в руках митрополита Стефана Яворского, который носил звание
"местоблюстителя" престола патриарха. Только в 1719 г. была создана
церковная комиссия, которая выработала "Духовный регламент", а 1721
по образцу коллегий был создан Синод, как коллегия по церковным делам.

 Деятельность Синода осуществлялась в трех
направлениях: законодательство, управление, суд, в составе президента, двух
вице-президентов, четырех советников и такого же количества асессоров. По
законодательству ему принадлежало право составления законопроектов по вопросам
церковного управления, которые соглашались с Сенатом. Административная власть
Синода распространялась, как было сказано в указе о его учреждении, на «всякие [1] Славатинский А. Исторический очерк
губернского правления от первых преобразований Петра Великого до учреждения
губерний в 1775 г. – К.: Университетская типография, 1859. – С. 1. [2] Ерошкин Н. П., Куликов Ю. В.,
Чернов А. В. История государственных учреждений России до Великой Октябрьской социалистической
революции: Учебное пособие. – М., 1965.
– С. 73. [3] Писарькова Л. Ф. Государственное
управление в России с конца XVII до конца XVIII века. – М.:
РОССПЭН, 2007. – С. 542, 543.

 

Содержание:

 

Введение 3
1. Становление и развитие государственного управления в России в дореволюционный период 5
1.1. Становление и развитие российской государственности в IX-ХVIII вв. 5
1.2. Тенденции развития государственного управления в XIX – начале XX вв. 11
2. Развитие государственного управления в России в советский и постсоветский периоды 14
2.1. Развитие государственного управления в России в советский период 14
2.2. Состояние и тенденции развития государственного управления в современной России 21
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 28

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. На рубеже веков российская государственность формировалась под влиянием западноевропейской культуры и западных ценностей. В то же время Россия сумела сохранить собственную идентичность и самобытность.
Исторически Российское государство прошло сложный путь: от княжеских объединений, абсолютивной монархии, советской республики до современного этапа развития российской государственности. И на каждом историческом этапе государство приобретало особенные черты, качества государственного механизма, обуславливающие специфику той или иной формы правления.
После распада Советского Союза Россия оказалась в сложной ситуации, когда старые ценности и устоявшиеся механизмы функционирования политической и экономической систем были разрушены, а новые еще не выработаны. Сохранялись негативные последствия административно-правовых методов управления экономическими процессами.
Неспособность власти справиться с экономическим кризисом и с дефолтом привели к крайнему обнищанию населения, к росту организованной преступности, к полному духовному вакууму. Советская система ценностей была полностью разрушена, а новая не была создана.
Формально российская экономика перешла от старой командно-административной системы к рыночной. Были провозглашены свобода предпринимательской деятельности, свобода ценообразования, право на частную собственность, неприкосновенность частной собственности, на государственную поддержку малого и среднего бизнеса. Однако не были разработаны механизмы реализации рыночных механизмов, практически отсутствовала правовая база и гарантии реализации прав на свободу предпринимательской деятельности, на конкуренцию и т.д.
В сфере политического управления, несмотря на провозглашение принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов, ощущалось довольно сильное влияние исполнительной власти и ее доминирование над другими ветвями власти.
Целью настоящей работы является исследование истории становления государственного управления в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть становление и развитие российской государственности в IX-ХVIII вв.;
— определить тенденции развития государственного управления в XIX – начале XX вв.;
— исследовать развитие государственного управления в России в советский период;
— проанализировать состояние и тенденции развития государственного управления в современной России.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере изучения истории становления и развития государственного управления в России.
Предмет исследования – научные труды, раскрывающие отдельные аспекты истории становления государственного управления в России.
При написании данной работы использовались методы анализа, синтеза, дедукции, а также формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический методы.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в законодательных актах дореволюционной России были определены важнейшие принципы организации государственной службы: соответствие действий чиновников законам, централизм в организации управления, ответственность кадров государственных структур и др.
В СССР государственная служба регламентировалась следующими нормативно-правовыми актами: Временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях 1922 года, Кодекс законов о труде РСФСР и др. Существовавшая в советский период практика подбора и расстановки кадров была основана на «номенклатуре», представлявшей собой перечень должностей в аппарате партийных, государственных и общественных организаций, при приеме на которые требовалась санкция соответствующего партийного органа.
После распада СССР перед Россией встала серьезная задача – создание нового института государственной службы, соответствующего новой государственной системе и политическому строю, новым социальным условиям. Были приняты нормативно — правовые акты, закрепляющие основные понятия государственной службы, реестры должностей, оплата труда, ограничения по службе и т.д. Административные реформы с 90-х гг. XX столетия, можно условно разделить на несколько периодов: 1) административные преобразования 1991–1999 гг., которые обуславливались необходимостью радикальной перестройки советской системы государственного управления и формирования новой структуры и системы органов государственной власти; начало административной реформы (2003–2005 гг.), обозначившей цель укрепления государственной власти в Российской Федерации; 2) продолжение административной реформы (2005-2010 гг.), ориентированной на построение эффективного государства на основе Концепции административной реформы.
В результате была сформирована новая структура государственных органов, в которой функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на федеральные министерства; функции по контролю и надзору – на федеральные службы; функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом – на федеральные агентства.
Сейчас в российском правовом сообществе, как и в прежние переломные периоды, вновь формируется дискуссия о неоднозначности вектора развития системы государственного управления, его базовых институтов. Ключевые положения преобразования системы государственной власти, ее механизмов и структурных элементов можно выразить в следующих чертах:
— этатизм, т. е. ограничение политического плюрализма, политической конкуренции по уровню развития экономики и общества;
— партизация, утверждение политической партии правящего, властного характера;
— корпоративизм, разновидность корпоративной системы, «неокорпоративизм», который предполагает институционализацию интересов, их взаимодействие с системой государственной власти;
— сохранение национального государства, т. е. суверенного государства, представляющего на международной арене свои национальные интересы, сохранность и незабвенность системы национального права.
Отметим, что на процесс реформирования российской государственности также оказывает влияние ситуация на международной политической арене. Особенно важно такое влияние в процессе формирования правовой культуры российского общества.
В Российском государстве действует достаточно развитая система государственных органов, структурных элементов (министерства, ведомства, службы), которые выполняют контрольные и надзорные функции за соблюдением исполнения российского законодательства, в том числе и Президентом Российской Федерации.
В настоящее время перед Россией стоит выбор пути развития. С одной стороны, Российское государство преодолевает последствия 1990-х, в большей степени экономические последствия. С другой стороны, преодолевая внутренние препятствия, государство все чаще сталкивается с внешними факторами. К таким факторам относятся:
— интенсивная степень развития глобализации;
— участие России в мировых и региональных интеграционных процессах (международные объединения: БРИК, Шанхайская организация сотрудничества; региональные объединения: Союзное государство России и Белоруссии, СНГ);
— перспективы формирования военно-политических, экономических союзов России с государствами, сторонниками сохранения и укрепления государственного суверенитета и независимости.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Становление и развитие государственного управления в России в дореволюционный период
1.1. Становление и развитие российской государственности в IX-ХVIII вв.

Институт государственной службы России зародился еще в Древней Руси. Первоначально в качестве государственных служащих выступали дружинники князя: они занимались сборами налогов и штрафов, были слугами при дворе князя или становились писцами. Сборщики налогов назывались вирниками, а слуги – тиунами. В это же время формируется система кормления – содержание служилых людей. Князь «оплачивал» деятельность дружинников, отдавая им часть добычи от завоевательных походов. Дружинников еще называли кормленщиками, поскольку за свой труд они получали вместо жалованья материальное вознаграждение в виде «части доходов от управления». Используя веберовскую терминологию, можно сказать, что такие бюрократические органы характерны для традиционного типа господства .
В XII-XIII вв. возникает дифференциация в системе управления. На основе выделения новых сфер государственной деятельности формируются новые должности. Появляются судебные, хозяйственные, военные должностные лица (такие как тысяцкие, посадники, наместники и т.п.). Бояре (сословие собственников крупных землевладений) занимали самые высокие должности, являлись советниками князя. В XIII в. в условиях татаро-монгольского ига институт государственной службы почти не изменился. Исключение составляло лишь то, что русские князья должны были получать от хана ярлык, который давал право осуществлять власть в княжестве. Причина сохранения состояла в том, что монголы отказались от прямого включения Руси в состав Золотой Орды, а также не стали создавать на нашей территории постоянно действующей администрации.
История отечественной системы продвижения на службе непроста. Чиновничество как самостоятельный социальный слой сформировалось в XV в. При Иване Грозном уже существовала иерархия «чинов» служащих. Она включала в себя четыре статуса: судью, думного дьяка, дьяка и подьячего.
Во второй половине XV в Московское княжество продолжало активно увеличиваться, присоединяя новые земли. Москва претендовала на статус «собирательницы земель русских» и в XV веке присоединила следующие территории: Козельское, Порховское, Суздальское, Заозерско-Кубенское, Ростовское, Шуйское, Ярославское, Клинское, Елецкое, Тверское, Вяземское и Верховские княжества, Пермь Вычегодская, Романов, Важская, Новгородская, Вятская земли и Пермь Великая. Важную роль в собирании земель русских сыграл Иван III – благодаря его политике в период правления территория страны увеличилась в 4 раза.
Важное значение имело присоединения Новгородской земли. Это была демократическая республика с элементами олигархии. Основой экономики республики была торговля, Новгород имел выход к Балтийскому морю и поддерживал связи с Европой. Для Руси это было своеобразное «окно в Европу». В Новгороде также находилась контора Ганзы — крупного политического и экономического союза торговых городов северо-западной Европы, в который входило более 130 городов .
Кроме самого города, в состав республики входили и обширные земли на северо-востоке Руси: от Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке и от Белого моря на севере до верховьев Волги и Западной Двины на юге.
Новгород отличался отсутствием сильной княжеской власти (князей призывали в случае нужды и их функциями были гражданский суд и оборона, они были главными военачальниками). Основной политической властью обладало Вече — собрание части мужского населения города. Исполнительной властью обладал посадник, первый гражданский чиновник, председатель народного веча, который избирался им. Кроме этого существовал совет господ — новгородская высшая палата. Еще одним важным отличием было то, что основным экономическим фактором была не земля, как в других русских землях, а капитал, что обеспечило иную социальную структуру и форму правления.
Также Новгород имел особый исторический статус: именно здесь зародилась русская государственность.
Во времена монгольского нашествия, Новгород остался нетронутым, его земли не были разграблены, города сожжены, а люди угнаны в рабство (не дойдя до города, монголы повернули обратно). В то время как большинство княжеств находились под монгольским «азиатским влиянием», Новгородская земля была более «европейской».
В первый период правления Ивана III решал важнейшую задачу: покорение Новгорода. Для объединения Руси было необходимо упразднить богатую торговую республику, присоединить ее огромные территории, занимавшие половину северо-западной Руси.
Положил начало присоединению Новгорода к Москве Яжелбицкий договор 1456 года, который был заключен после поражения от войск московского княжества (при Василии II Темном). По условиям договора независимость республики была урезана:
1) Новгород обязывался не давать убежища врагам Василия.
2) Республика не имела права вести самостоятельную внешнюю политику и принимать собственные законы.
3) Великий князь стал высшей судебной инстанцией Новгорода.
4) Печать великого князя заменила печать посадника.
Москва еще не управляла Новгородом непосредственно, но независимость республики была подорвана.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы