Курсовая с практикой на тему История становления государственного управления в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Становление и развитие государственного управления в России в дореволюционный период 5
1.1. Становление и развитие российской государственности в IX-ХVIII вв. 5
1.2. Тенденции развития государственного управления в XIX – начале XX вв. 11
2. Развитие государственного управления в России в советский и постсоветский периоды 14
2.1. Развитие государственного управления в России в советский период 14
2.2. Состояние и тенденции развития государственного управления в современной России 21
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 28
Введение:
Актуальность темы. На рубеже веков российская государственность формировалась под влиянием западноевропейской культуры и западных ценностей. В то же время Россия сумела сохранить собственную идентичность и самобытность.
Исторически Российское государство прошло сложный путь: от княжеских объединений, абсолютивной монархии, советской республики до современного этапа развития российской государственности. И на каждом историческом этапе государство приобретало особенные черты, качества государственного механизма, обуславливающие специфику той или иной формы правления.
После распада Советского Союза Россия оказалась в сложной ситуации, когда старые ценности и устоявшиеся механизмы функционирования политической и экономической систем были разрушены, а новые еще не выработаны. Сохранялись негативные последствия административно-правовых методов управления экономическими процессами.
Неспособность власти справиться с экономическим кризисом и с дефолтом привели к крайнему обнищанию населения, к росту организованной преступности, к полному духовному вакууму. Советская система ценностей была полностью разрушена, а новая не была создана.
Формально российская экономика перешла от старой командно-административной системы к рыночной. Были провозглашены свобода предпринимательской деятельности, свобода ценообразования, право на частную собственность, неприкосновенность частной собственности, на государственную поддержку малого и среднего бизнеса. Однако не были разработаны механизмы реализации рыночных механизмов, практически отсутствовала правовая база и гарантии реализации прав на свободу предпринимательской деятельности, на конкуренцию и т.д.
В сфере политического управления, несмотря на провозглашение принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов, ощущалось довольно сильное влияние исполнительной власти и ее доминирование над другими ветвями власти.
Целью настоящей работы является исследование истории становления государственного управления в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть становление и развитие российской государственности в IX-ХVIII вв.;
— определить тенденции развития государственного управления в XIX – начале XX вв.;
— исследовать развитие государственного управления в России в советский период;
— проанализировать состояние и тенденции развития государственного управления в современной России.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере изучения истории становления и развития государственного управления в России.
Предмет исследования – научные труды, раскрывающие отдельные аспекты истории становления государственного управления в России.
При написании данной работы использовались методы анализа, синтеза, дедукции, а также формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический методы.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы.
Заключение:
Итак, в законодательных актах дореволюционной России были определены важнейшие принципы организации государственной службы: соответствие действий чиновников законам, централизм в организации управления, ответственность кадров государственных структур и др.
В СССР государственная служба регламентировалась следующими нормативно-правовыми актами: Временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях 1922 года, Кодекс законов о труде РСФСР и др. Существовавшая в советский период практика подбора и расстановки кадров была основана на «номенклатуре», представлявшей собой перечень должностей в аппарате партийных, государственных и общественных организаций, при приеме на которые требовалась санкция соответствующего партийного органа.
После распада СССР перед Россией встала серьезная задача – создание нового института государственной службы, соответствующего новой государственной системе и политическому строю, новым социальным условиям. Были приняты нормативно — правовые акты, закрепляющие основные понятия государственной службы, реестры должностей, оплата труда, ограничения по службе и т.д. Административные реформы с 90-х гг. XX столетия, можно условно разделить на несколько периодов: 1) административные преобразования 1991–1999 гг., которые обуславливались необходимостью радикальной перестройки советской системы государственного управления и формирования новой структуры и системы органов государственной власти; начало административной реформы (2003–2005 гг.), обозначившей цель укрепления государственной власти в Российской Федерации; 2) продолжение административной реформы (2005-2010 гг.), ориентированной на построение эффективного государства на основе Концепции административной реформы.
В результате была сформирована новая структура государственных органов, в которой функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на федеральные министерства; функции по контролю и надзору – на федеральные службы; функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом – на федеральные агентства.
Сейчас в российском правовом сообществе, как и в прежние переломные периоды, вновь формируется дискуссия о неоднозначности вектора развития системы государственного управления, его базовых институтов. Ключевые положения преобразования системы государственной власти, ее механизмов и структурных элементов можно выразить в следующих чертах:
— этатизм, т. е. ограничение политического плюрализма, политической конкуренции по уровню развития экономики и общества;
— партизация, утверждение политической партии правящего, властного характера;
— корпоративизм, разновидность корпоративной системы, «неокорпоративизм», который предполагает институционализацию интересов, их взаимодействие с системой государственной власти;
— сохранение национального государства, т. е. суверенного государства, представляющего на международной арене свои национальные интересы, сохранность и незабвенность системы национального права.
Отметим, что на процесс реформирования российской государственности также оказывает влияние ситуация на международной политической арене. Особенно важно такое влияние в процессе формирования правовой культуры российского общества.
В Российском государстве действует достаточно развитая система государственных органов, структурных элементов (министерства, ведомства, службы), которые выполняют контрольные и надзорные функции за соблюдением исполнения российского законодательства, в том числе и Президентом Российской Федерации.
В настоящее время перед Россией стоит выбор пути развития. С одной стороны, Российское государство преодолевает последствия 1990-х, в большей степени экономические последствия. С другой стороны, преодолевая внутренние препятствия, государство все чаще сталкивается с внешними факторами. К таким факторам относятся:
— интенсивная степень развития глобализации;
— участие России в мировых и региональных интеграционных процессах (международные объединения: БРИК, Шанхайская организация сотрудничества; региональные объединения: Союзное государство России и Белоруссии, СНГ);
— перспективы формирования военно-политических, экономических союзов России с государствами, сторонниками сохранения и укрепления государственного суверенитета и независимости.
Фрагмент текста работы:
1. Становление и развитие государственного управления в России в дореволюционный период
1.1. Становление и развитие российской государственности в IX-ХVIII вв.
Институт государственной службы России зародился еще в Древней Руси. Первоначально в качестве государственных служащих выступали дружинники князя: они занимались сборами налогов и штрафов, были слугами при дворе князя или становились писцами. Сборщики налогов назывались вирниками, а слуги – тиунами. В это же время формируется система кормления – содержание служилых людей. Князь «оплачивал» деятельность дружинников, отдавая им часть добычи от завоевательных походов. Дружинников еще называли кормленщиками, поскольку за свой труд они получали вместо жалованья материальное вознаграждение в виде «части доходов от управления». Используя веберовскую терминологию, можно сказать, что такие бюрократические органы характерны для традиционного типа господства .
В XII-XIII вв. возникает дифференциация в системе управления. На основе выделения новых сфер государственной деятельности формируются новые должности. Появляются судебные, хозяйственные, военные должностные лица (такие как тысяцкие, посадники, наместники и т.п.). Бояре (сословие собственников крупных землевладений) занимали самые высокие должности, являлись советниками князя. В XIII в. в условиях татаро-монгольского ига институт государственной службы почти не изменился. Исключение составляло лишь то, что русские князья должны были получать от хана ярлык, который давал право осуществлять власть в княжестве. Причина сохранения состояла в том, что монголы отказались от прямого включения Руси в состав Золотой Орды, а также не стали создавать на нашей территории постоянно действующей администрации.
История отечественной системы продвижения на службе непроста. Чиновничество как самостоятельный социальный слой сформировалось в XV в. При Иване Грозном уже существовала иерархия «чинов» служащих. Она включала в себя четыре статуса: судью, думного дьяка, дьяка и подьячего.
Во второй половине XV в Московское княжество продолжало активно увеличиваться, присоединяя новые земли. Москва претендовала на статус «собирательницы земель русских» и в XV веке присоединила следующие территории: Козельское, Порховское, Суздальское, Заозерско-Кубенское, Ростовское, Шуйское, Ярославское, Клинское, Елецкое, Тверское, Вяземское и Верховские княжества, Пермь Вычегодская, Романов, Важская, Новгородская, Вятская земли и Пермь Великая. Важную роль в собирании земель русских сыграл Иван III – благодаря его политике в период правления территория страны увеличилась в 4 раза.
Важное значение имело присоединения Новгородской земли. Это была демократическая республика с элементами олигархии. Основой экономики республики была торговля, Новгород имел выход к Балтийскому морю и поддерживал связи с Европой. Для Руси это было своеобразное «окно в Европу». В Новгороде также находилась контора Ганзы — крупного политического и экономического союза торговых городов северо-западной Европы, в который входило более 130 городов .
Кроме самого города, в состав республики входили и обширные земли на северо-востоке Руси: от Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке и от Белого моря на севере до верховьев Волги и Западной Двины на юге.
Новгород отличался отсутствием сильной княжеской власти (князей призывали в случае нужды и их функциями были гражданский суд и оборона, они были главными военачальниками). Основной политической властью обладало Вече — собрание части мужского населения города. Исполнительной властью обладал посадник, первый гражданский чиновник, председатель народного веча, который избирался им. Кроме этого существовал совет господ — новгородская высшая палата. Еще одним важным отличием было то, что основным экономическим фактором была не земля, как в других русских землях, а капитал, что обеспечило иную социальную структуру и форму правления.
Также Новгород имел особый исторический статус: именно здесь зародилась русская государственность.
Во времена монгольского нашествия, Новгород остался нетронутым, его земли не были разграблены, города сожжены, а люди угнаны в рабство (не дойдя до города, монголы повернули обратно). В то время как большинство княжеств находились под монгольским «азиатским влиянием», Новгородская земля была более «европейской».
В первый период правления Ивана III решал важнейшую задачу: покорение Новгорода. Для объединения Руси было необходимо упразднить богатую торговую республику, присоединить ее огромные территории, занимавшие половину северо-западной Руси.
Положил начало присоединению Новгорода к Москве Яжелбицкий договор 1456 года, который был заключен после поражения от войск московского княжества (при Василии II Темном). По условиям договора независимость республики была урезана:
1) Новгород обязывался не давать убежища врагам Василия.
2) Республика не имела права вести самостоятельную внешнюю политику и принимать собственные законы.
3) Великий князь стал высшей судебной инстанцией Новгорода.
4) Печать великого князя заменила печать посадника.
Москва еще не управляла Новгородом непосредственно, но независимость республики была подорвана.