Курсовая с практикой на тему История становления государственного управления в России.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Становление Российской
государственности и системы публичного управления в условиях абсолютной
монархии 1.1 Формирование имперской государственности и абсолютизма власти при
Петре I 5
1.2 Государственно-правовые реформы
публичного управления во второй половине ХVIII века. 11
Глава 2. Развитие Российской государственности и проблемы
реформирования системы публичного управления в XIX веке 2.1 Проекты реформирования государственного
управления в первой четверти XIX века. 15
2.2 Реформы системы публичного
управления в 60-70 годах XIX века и контрреформы публичного управления в 80-х
годах XIX века. 19
Глава 3. Зарождение и становление государственной службы.. 24
3.1 Первый период зарождения
государственной службы.. 24
3.2 XIX в. — расцвет бюрократического
государства, «отлаживание» государственной машины.. 28
3.3 XX в. — революционное новаторство
и преемственность в организации государственной службы, схождение советской
номенклатуры и постсоветский период. 34
Заключение. 39
Список источников и литературы.. 42
Введение:
Основные тенденции мирового и отечественного общественного развития,
обусловленные распадом СССР и разновекторными взаимоотношениями в постсоветском
пространстве, на фоне углубления соответствующих государственных и правовых
трансформаций, обусловили появление новых ориентиров, стандартов и ценностей в
теории государства и права.
Особенности законотворчества и правоприменения, в условиях
стремительного расширения международных правовых норм и институций, форм
гражданской активности, обуславливают необходимость углубленного изучения
вопросов юридической догматики.
Изучение факторов, определяющих общую направленность
изменений в формах, структурных элементах и функциях государства, требует
динамичного осмысления и развития, в контексте развития общих основ теории
государственного управления.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью и
важностью качественного развития российской государственности от монархических
устоев – к принципам социальной ориентированности, Целям и задачам устойчивого
развития, рыночного реформирования предпринимательской деятельности и
расширения прав гражданского общества.
Объектом исследования является теория государства и права.
Предметом исследования выступают основные исторические закономерности становления
государственного управления в России.
Целью исследования является детальное изучение вопросов,
раскрывающих основные понятия, особенности, тенденции и закономерности
возникновения государственных институций, их сущности и структуры, место и роль
в общественной жизни основных элементов, принципов и систем государственного
управления в основные исторические периоды.
На основе характеристики целевой направленности данной
курсовой работы, поставлены следующие основные задачи:
Заключение:
В XXI веке вопрос исследования монархической формы
правления, ее природы, сущности и институтов не потерял своей актуальности.
Монархия – это одна из древнейших форм
правления, берет свое начало с эпохи египетских фараонов и шумерских правителей
(III-II тысячелетия до н.э.) и сохраняется по сей день. Однако для каждой
страны в своей специфичности проявилась роль и способности монархии
существовать в различных исторических, экономических, политических и мировоззренческих
условиях развития общества.
В годы царствования Петра I были проведены большие реформы,
направленные на преодоление отсталости Московского царства от передовых стран
Запада. Преобразования коснулись всех сфер общественной жизни. Петр I расширил
собственнические права помещиков над имуществом и личностью крепостных, заменил
подворное налогообложения крестьян подушным, издал указ о посессионных
крестьянах, которых разрешалось покупать владельцам мануфактур, практиковал
массовую приписку государственных и ясачных крестьян к казенным и частным
заводам, мобилизацию крестьян и горожан в армию и на строительство городов,
крепостей, каналов и т.п. Реформы государственного аппарата при Петре I стали
важным шагом на пути превращения московского самодержавия XVII века в
чиновничье-дворянскую монархию XVIII века с ее бюрократией и служилыми
сословиями. Место Боярской думы занял Сенат (1711), вместо приказов были
учреждены коллегии (1718), контрольный аппарат представляли сначала «фискалы»
(1711), а затем прокуроры во главе с генерал-прокурором. Вместо патриаршества
была учреждена Духовная коллегия, или Синод, находившийся под контролем
правительства.
Таким образом, изучив данную тему, использовав литературу
ведущих историков и правоведов, периодические издания, можно сделать вывод, что
к началу XVII века в России складывается система государственных органов –
приказов, осуществляющих основные функции государства: административные,
военные, судебные, финансовые и др. С возникновением в Русском государстве
системы приказов зародилось чиновничество – совокупность лиц, имевших чины и
состоявших на гражданской службе. Особой сферой профессиональной деятельности
государственная служба стала в начале XVIII века в ходе реформ Петра Великого,
прежде всего с появлением Генерального регламента (1720 г.) и Табели о рангах
(1722 г.). Создание профессиональной государственной службы и четко
организованного, структурированного государственного аппарата основывалось на
прочной правовой основе. Реформы Петра I одним из своих итогов имели более
четкое разграничение отраслей государственного управления путем замены
громоздкой, устаревшей системы приказов коллегиями с четким распределением
функций. Административные преобразования повлекли за собой создание гражданской
государственной службы и отделили ее от военной, придворной и духовной службы.
Военный устав 1716 г. впервые разделил военную и гражданскую службы. Сама государственная
служба стала институтом специальной отрасли государственного управления. Табель
о рангах в 1722 г. закрепила деление государственной службы на три вида:
воинскую службу (наиболее престижная); статскую и придворную (носила закрытый,
привилегированный характер). Этот закон определял порядок приема на службу и ее
прохождения от низших чинов к высшим. Табель о рангах стала законодательным
актом, на два последующих столетия определившим основы государственной службы в
России. При преемниках Петра I произошел отход от принципа государственной
службы как повинности дворян. Весь комплекс мероприятий екатерининского
правительства, отразившийся в законодательстве 60-х гг. XVIII столетия, был
направлен на реорганизацию аппарата управления, особенно местного звена, и
отразил стремление императрицы обеспечить себе в этом аппарате надежную
социальную опору путем создания преимущественных прав для благородного сословия
при поступлении на гражданскую службу и обособления всего чиновничества от
остальных социальных групп общества. Таким образом, государственная служба
Российской империи представляла собой институционально-функциональную систему,
выступающую как совокупность:
1) родов и видов службы, соответствующих задачам и функциям
государства и государственного управления;
2) государственных должностей, распределенных по ведомствам
управления;
3) должностных лиц, действующих в пределах предоставленных
им полномочий.
В заключение следует сказать, что актуальность работы
подтверждена, задачи выполнены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Становление Российской государственности и
системы публичного управления в условиях абсолютной монархии
1.1 Формирование имперской государственности и абсолютизма власти при Петре I Конец XVII — начало XVIII в. связаны в Московском царстве /
Российской империи с эпохой реформ Петра I, повлекших существенные изменения в
системе государственного управления и структуре государственных органов.
Переход от воеводско-приказной системы государственных учреждений к
губернско-коллежской по-разному оценивался в разные исторические эпохи. В XIX
в. его называли переходным "от фискального и военного управления XVII в. к
гражданскому и благоустройственному управлению современности"[1]. В советское время
официальная мысль была такой: в течение двух столетий в условиях создания,
расширения и укрепления Русского централизованного государства, существующие в
то время органы государственного управления, сыграли свою роль, "составили
мощную политическую надстройку, успешно выполняла основные функции государства
и способствовала развитию и укреплению экономического базиса", но на новом
этапе стали уже непригодными к выполнению новых заданий[2].
В начале XXI века. звучат другие оценки. Так, Л. Писарькова[3] утверждает: к
преобразованиям Петра I, в основе законодательного процесса лежали здоровые
основы: нормы росли естественным путем из практических задач, диктовались
потребностями государства и общества. Но в дальнейшем все пошло неестественным
путем, через заимствования малопригодной для России шведской системы коллегий в
центре, и губерний на местах.
Поэтому делается вывод: "Для России, страны с огромной
малонаселенной территорией, сильная центральная власть была необходимым залогом
сохранения целостности государства. Однако после реформ Петра усиление
центральной власти было непосредственно связано с расширением бумажного
делопроизводства и ростом роли бюрократии. Когда негативные последствия такой
централизации достигали критической массы, законодатели обращались к
европейскому опыту и проводили реформы, направленные на децентрализацию
государственной власти". Впоследствии, по утверждению историка, все
начиналось заново, именно из-за несоответствия европейских шаблонов для управления
Россией. Святейший Синод стал весьма своеобразным центральным учреждением.
После смерти патриарха Адриана в 1700 г., Царь не позволил провести выборы
нового руководителя православной церкви в Московском государстве. Долгое время руководство всеми церковными
делами находилось в руках митрополита Стефана Яворского, который носил звание
"местоблюстителя" престола патриарха. Только в 1719 г. была создана
церковная комиссия, которая выработала "Духовный регламент", а 1721
по образцу коллегий был создан Синод, как коллегия по церковным делам.
Деятельность Синода осуществлялась в трех
направлениях: законодательство, управление, суд, в составе президента, двух
вице-президентов, четырех советников и такого же количества асессоров. По
законодательству ему принадлежало право составления законопроектов по вопросам
церковного управления, которые соглашались с Сенатом. Административная власть
Синода распространялась, как было сказано в указе о его учреждении, на «всякие [1] Славатинский А. Исторический очерк
губернского правления от первых преобразований Петра Великого до учреждения
губерний в 1775 г. – К.: Университетская типография, 1859. – С. 1. [2] Ерошкин Н. П., Куликов Ю. В.,
Чернов А. В. История государственных учреждений России до Великой Октябрьской социалистической
революции: Учебное пособие. – М., 1965.
– С. 73. [3] Писарькова Л. Ф. Государственное
управление в России с конца XVII до конца XVIII века. – М.:
РОССПЭН, 2007. – С. 542, 543.
Содержание:
Введение 3
1. Становление и развитие государственного управления в России в дореволюционный период 5
1.1. Становление и развитие российской государственности в IX-ХVIII вв. 5
1.2. Тенденции развития государственного управления в XIX – начале XX вв. 11
2. Развитие государственного управления в России в советский и постсоветский периоды 14
2.1. Развитие государственного управления в России в советский период 14
2.2. Состояние и тенденции развития государственного управления в современной России 21
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 28
Введение:
Актуальность темы. На рубеже веков российская государственность формировалась под влиянием западноевропейской культуры и западных ценностей. В то же время Россия сумела сохранить собственную идентичность и самобытность.
Исторически Российское государство прошло сложный путь: от княжеских объединений, абсолютивной монархии, советской республики до современного этапа развития российской государственности. И на каждом историческом этапе государство приобретало особенные черты, качества государственного механизма, обуславливающие специфику той или иной формы правления.
После распада Советского Союза Россия оказалась в сложной ситуации, когда старые ценности и устоявшиеся механизмы функционирования политической и экономической систем были разрушены, а новые еще не выработаны. Сохранялись негативные последствия административно-правовых методов управления экономическими процессами.
Неспособность власти справиться с экономическим кризисом и с дефолтом привели к крайнему обнищанию населения, к росту организованной преступности, к полному духовному вакууму. Советская система ценностей была полностью разрушена, а новая не была создана.
Формально российская экономика перешла от старой командно-административной системы к рыночной. Были провозглашены свобода предпринимательской деятельности, свобода ценообразования, право на частную собственность, неприкосновенность частной собственности, на государственную поддержку малого и среднего бизнеса. Однако не были разработаны механизмы реализации рыночных механизмов, практически отсутствовала правовая база и гарантии реализации прав на свободу предпринимательской деятельности, на конкуренцию и т.д.
В сфере политического управления, несмотря на провозглашение принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов, ощущалось довольно сильное влияние исполнительной власти и ее доминирование над другими ветвями власти.
Целью настоящей работы является исследование истории становления государственного управления в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть становление и развитие российской государственности в IX-ХVIII вв.;
— определить тенденции развития государственного управления в XIX – начале XX вв.;
— исследовать развитие государственного управления в России в советский период;
— проанализировать состояние и тенденции развития государственного управления в современной России.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере изучения истории становления и развития государственного управления в России.
Предмет исследования – научные труды, раскрывающие отдельные аспекты истории становления государственного управления в России.
При написании данной работы использовались методы анализа, синтеза, дедукции, а также формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический методы.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы.
Заключение:
Итак, в законодательных актах дореволюционной России были определены важнейшие принципы организации государственной службы: соответствие действий чиновников законам, централизм в организации управления, ответственность кадров государственных структур и др.
В СССР государственная служба регламентировалась следующими нормативно-правовыми актами: Временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях 1922 года, Кодекс законов о труде РСФСР и др. Существовавшая в советский период практика подбора и расстановки кадров была основана на «номенклатуре», представлявшей собой перечень должностей в аппарате партийных, государственных и общественных организаций, при приеме на которые требовалась санкция соответствующего партийного органа.
После распада СССР перед Россией встала серьезная задача – создание нового института государственной службы, соответствующего новой государственной системе и политическому строю, новым социальным условиям. Были приняты нормативно — правовые акты, закрепляющие основные понятия государственной службы, реестры должностей, оплата труда, ограничения по службе и т.д. Административные реформы с 90-х гг. XX столетия, можно условно разделить на несколько периодов: 1) административные преобразования 1991–1999 гг., которые обуславливались необходимостью радикальной перестройки советской системы государственного управления и формирования новой структуры и системы органов государственной власти; начало административной реформы (2003–2005 гг.), обозначившей цель укрепления государственной власти в Российской Федерации; 2) продолжение административной реформы (2005-2010 гг.), ориентированной на построение эффективного государства на основе Концепции административной реформы.
В результате была сформирована новая структура государственных органов, в которой функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на федеральные министерства; функции по контролю и надзору – на федеральные службы; функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом – на федеральные агентства.
Сейчас в российском правовом сообществе, как и в прежние переломные периоды, вновь формируется дискуссия о неоднозначности вектора развития системы государственного управления, его базовых институтов. Ключевые положения преобразования системы государственной власти, ее механизмов и структурных элементов можно выразить в следующих чертах:
— этатизм, т. е. ограничение политического плюрализма, политической конкуренции по уровню развития экономики и общества;
— партизация, утверждение политической партии правящего, властного характера;
— корпоративизм, разновидность корпоративной системы, «неокорпоративизм», который предполагает институционализацию интересов, их взаимодействие с системой государственной власти;
— сохранение национального государства, т. е. суверенного государства, представляющего на международной арене свои национальные интересы, сохранность и незабвенность системы национального права.
Отметим, что на процесс реформирования российской государственности также оказывает влияние ситуация на международной политической арене. Особенно важно такое влияние в процессе формирования правовой культуры российского общества.
В Российском государстве действует достаточно развитая система государственных органов, структурных элементов (министерства, ведомства, службы), которые выполняют контрольные и надзорные функции за соблюдением исполнения российского законодательства, в том числе и Президентом Российской Федерации.
В настоящее время перед Россией стоит выбор пути развития. С одной стороны, Российское государство преодолевает последствия 1990-х, в большей степени экономические последствия. С другой стороны, преодолевая внутренние препятствия, государство все чаще сталкивается с внешними факторами. К таким факторам относятся:
— интенсивная степень развития глобализации;
— участие России в мировых и региональных интеграционных процессах (международные объединения: БРИК, Шанхайская организация сотрудничества; региональные объединения: Союзное государство России и Белоруссии, СНГ);
— перспективы формирования военно-политических, экономических союзов России с государствами, сторонниками сохранения и укрепления государственного суверенитета и независимости.
Фрагмент текста работы:
1. Становление и развитие государственного управления в России в дореволюционный период
1.1. Становление и развитие российской государственности в IX-ХVIII вв.
Институт государственной службы России зародился еще в Древней Руси. Первоначально в качестве государственных служащих выступали дружинники князя: они занимались сборами налогов и штрафов, были слугами при дворе князя или становились писцами. Сборщики налогов назывались вирниками, а слуги – тиунами. В это же время формируется система кормления – содержание служилых людей. Князь «оплачивал» деятельность дружинников, отдавая им часть добычи от завоевательных походов. Дружинников еще называли кормленщиками, поскольку за свой труд они получали вместо жалованья материальное вознаграждение в виде «части доходов от управления». Используя веберовскую терминологию, можно сказать, что такие бюрократические органы характерны для традиционного типа господства .
В XII-XIII вв. возникает дифференциация в системе управления. На основе выделения новых сфер государственной деятельности формируются новые должности. Появляются судебные, хозяйственные, военные должностные лица (такие как тысяцкие, посадники, наместники и т.п.). Бояре (сословие собственников крупных землевладений) занимали самые высокие должности, являлись советниками князя. В XIII в. в условиях татаро-монгольского ига институт государственной службы почти не изменился. Исключение составляло лишь то, что русские князья должны были получать от хана ярлык, который давал право осуществлять власть в княжестве. Причина сохранения состояла в том, что монголы отказались от прямого включения Руси в состав Золотой Орды, а также не стали создавать на нашей территории постоянно действующей администрации.
История отечественной системы продвижения на службе непроста. Чиновничество как самостоятельный социальный слой сформировалось в XV в. При Иване Грозном уже существовала иерархия «чинов» служащих. Она включала в себя четыре статуса: судью, думного дьяка, дьяка и подьячего.
Во второй половине XV в Московское княжество продолжало активно увеличиваться, присоединяя новые земли. Москва претендовала на статус «собирательницы земель русских» и в XV веке присоединила следующие территории: Козельское, Порховское, Суздальское, Заозерско-Кубенское, Ростовское, Шуйское, Ярославское, Клинское, Елецкое, Тверское, Вяземское и Верховские княжества, Пермь Вычегодская, Романов, Важская, Новгородская, Вятская земли и Пермь Великая. Важную роль в собирании земель русских сыграл Иван III – благодаря его политике в период правления территория страны увеличилась в 4 раза.
Важное значение имело присоединения Новгородской земли. Это была демократическая республика с элементами олигархии. Основой экономики республики была торговля, Новгород имел выход к Балтийскому морю и поддерживал связи с Европой. Для Руси это было своеобразное «окно в Европу». В Новгороде также находилась контора Ганзы — крупного политического и экономического союза торговых городов северо-западной Европы, в который входило более 130 городов .
Кроме самого города, в состав республики входили и обширные земли на северо-востоке Руси: от Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке и от Белого моря на севере до верховьев Волги и Западной Двины на юге.
Новгород отличался отсутствием сильной княжеской власти (князей призывали в случае нужды и их функциями были гражданский суд и оборона, они были главными военачальниками). Основной политической властью обладало Вече — собрание части мужского населения города. Исполнительной властью обладал посадник, первый гражданский чиновник, председатель народного веча, который избирался им. Кроме этого существовал совет господ — новгородская высшая палата. Еще одним важным отличием было то, что основным экономическим фактором была не земля, как в других русских землях, а капитал, что обеспечило иную социальную структуру и форму правления.
Также Новгород имел особый исторический статус: именно здесь зародилась русская государственность.
Во времена монгольского нашествия, Новгород остался нетронутым, его земли не были разграблены, города сожжены, а люди угнаны в рабство (не дойдя до города, монголы повернули обратно). В то время как большинство княжеств находились под монгольским «азиатским влиянием», Новгородская земля была более «европейской».
В первый период правления Ивана III решал важнейшую задачу: покорение Новгорода. Для объединения Руси было необходимо упразднить богатую торговую республику, присоединить ее огромные территории, занимавшие половину северо-западной Руси.
Положил начало присоединению Новгорода к Москве Яжелбицкий договор 1456 года, который был заключен после поражения от войск московского княжества (при Василии II Темном). По условиям договора независимость республики была урезана:
1) Новгород обязывался не давать убежища врагам Василия.
2) Республика не имела права вести самостоятельную внешнюю политику и принимать собственные законы.
3) Великий князь стал высшей судебной инстанцией Новгорода.
4) Печать великого князя заменила печать посадника.
Москва еще не управляла Новгородом непосредственно, но независимость республики была подорвана.