Курсовая с практикой Экономические науки Основы ГМУ

Курсовая с практикой на тему История становления государственного управления в России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Становление и развитие государственного управления в России в дореволюционный период 5
1.1. Становление и развитие российской государственности в IX-ХVIII вв. 5
1.2. Тенденции развития государственного управления в XIX – начале XX вв. 11
2. Развитие государственного управления в России в советский и постсоветский периоды 14
2.1. Развитие государственного управления в России в советский период 14
2.2. Состояние и тенденции развития государственного управления в современной России 21
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 28

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. На рубеже веков российская государственность формировалась под влиянием западноевропейской культуры и западных ценностей. В то же время Россия сумела сохранить собственную идентичность и самобытность.
Исторически Российское государство прошло сложный путь: от княжеских объединений, абсолютивной монархии, советской республики до современного этапа развития российской государственности. И на каждом историческом этапе государство приобретало особенные черты, качества государственного механизма, обуславливающие специфику той или иной формы правления.
После распада Советского Союза Россия оказалась в сложной ситуации, когда старые ценности и устоявшиеся механизмы функционирования политической и экономической систем были разрушены, а новые еще не выработаны. Сохранялись негативные последствия административно-правовых методов управления экономическими процессами.
Неспособность власти справиться с экономическим кризисом и с дефолтом привели к крайнему обнищанию населения, к росту организованной преступности, к полному духовному вакууму. Советская система ценностей была полностью разрушена, а новая не была создана.
Формально российская экономика перешла от старой командно-административной системы к рыночной. Были провозглашены свобода предпринимательской деятельности, свобода ценообразования, право на частную собственность, неприкосновенность частной собственности, на государственную поддержку малого и среднего бизнеса. Однако не были разработаны механизмы реализации рыночных механизмов, практически отсутствовала правовая база и гарантии реализации прав на свободу предпринимательской деятельности, на конкуренцию и т.д.
В сфере политического управления, несмотря на провозглашение принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов, ощущалось довольно сильное влияние исполнительной власти и ее доминирование над другими ветвями власти.
Целью настоящей работы является исследование истории становления государственного управления в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть становление и развитие российской государственности в IX-ХVIII вв.;
— определить тенденции развития государственного управления в XIX – начале XX вв.;
— исследовать развитие государственного управления в России в советский период;
— проанализировать состояние и тенденции развития государственного управления в современной России.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере изучения истории становления и развития государственного управления в России.
Предмет исследования – научные труды, раскрывающие отдельные аспекты истории становления государственного управления в России.
При написании данной работы использовались методы анализа, синтеза, дедукции, а также формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический методы.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в законодательных актах дореволюционной России были определены важнейшие принципы организации государственной службы: соответствие действий чиновников законам, централизм в организации управления, ответственность кадров государственных структур и др.
В СССР государственная служба регламентировалась следующими нормативно-правовыми актами: Временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях 1922 года, Кодекс законов о труде РСФСР и др. Существовавшая в советский период практика подбора и расстановки кадров была основана на «номенклатуре», представлявшей собой перечень должностей в аппарате партийных, государственных и общественных организаций, при приеме на которые требовалась санкция соответствующего партийного органа.
После распада СССР перед Россией встала серьезная задача – создание нового института государственной службы, соответствующего новой государственной системе и политическому строю, новым социальным условиям. Были приняты нормативно — правовые акты, закрепляющие основные понятия государственной службы, реестры должностей, оплата труда, ограничения по службе и т.д. Административные реформы с 90-х гг. XX столетия, можно условно разделить на несколько периодов: 1) административные преобразования 1991–1999 гг., которые обуславливались необходимостью радикальной перестройки советской системы государственного управления и формирования новой структуры и системы органов государственной власти; начало административной реформы (2003–2005 гг.), обозначившей цель укрепления государственной власти в Российской Федерации; 2) продолжение административной реформы (2005-2010 гг.), ориентированной на построение эффективного государства на основе Концепции административной реформы.
В результате была сформирована новая структура государственных органов, в которой функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на федеральные министерства; функции по контролю и надзору – на федеральные службы; функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом – на федеральные агентства.
Сейчас в российском правовом сообществе, как и в прежние переломные периоды, вновь формируется дискуссия о неоднозначности вектора развития системы государственного управления, его базовых институтов. Ключевые положения преобразования системы государственной власти, ее механизмов и структурных элементов можно выразить в следующих чертах:
— этатизм, т. е. ограничение политического плюрализма, политической конкуренции по уровню развития экономики и общества;
— партизация, утверждение политической партии правящего, властного характера;
— корпоративизм, разновидность корпоративной системы, «неокорпоративизм», который предполагает институционализацию интересов, их взаимодействие с системой государственной власти;
— сохранение национального государства, т. е. суверенного государства, представляющего на международной арене свои национальные интересы, сохранность и незабвенность системы национального права.
Отметим, что на процесс реформирования российской государственности также оказывает влияние ситуация на международной политической арене. Особенно важно такое влияние в процессе формирования правовой культуры российского общества.
В Российском государстве действует достаточно развитая система государственных органов, структурных элементов (министерства, ведомства, службы), которые выполняют контрольные и надзорные функции за соблюдением исполнения российского законодательства, в том числе и Президентом Российской Федерации.
В настоящее время перед Россией стоит выбор пути развития. С одной стороны, Российское государство преодолевает последствия 1990-х, в большей степени экономические последствия. С другой стороны, преодолевая внутренние препятствия, государство все чаще сталкивается с внешними факторами. К таким факторам относятся:
— интенсивная степень развития глобализации;
— участие России в мировых и региональных интеграционных процессах (международные объединения: БРИК, Шанхайская организация сотрудничества; региональные объединения: Союзное государство России и Белоруссии, СНГ);
— перспективы формирования военно-политических, экономических союзов России с государствами, сторонниками сохранения и укрепления государственного суверенитета и независимости.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Становление и развитие государственного управления в России в дореволюционный период
1.1. Становление и развитие российской государственности в IX-ХVIII вв.

Институт государственной службы России зародился еще в Древней Руси. Первоначально в качестве государственных служащих выступали дружинники князя: они занимались сборами налогов и штрафов, были слугами при дворе князя или становились писцами. Сборщики налогов назывались вирниками, а слуги – тиунами. В это же время формируется система кормления – содержание служилых людей. Князь «оплачивал» деятельность дружинников, отдавая им часть добычи от завоевательных походов. Дружинников еще называли кормленщиками, поскольку за свой труд они получали вместо жалованья материальное вознаграждение в виде «части доходов от управления». Используя веберовскую терминологию, можно сказать, что такие бюрократические органы характерны для традиционного типа господства .
В XII-XIII вв. возникает дифференциация в системе управления. На основе выделения новых сфер государственной деятельности формируются новые должности. Появляются судебные, хозяйственные, военные должностные лица (такие как тысяцкие, посадники, наместники и т.п.). Бояре (сословие собственников крупных землевладений) занимали самые высокие должности, являлись советниками князя. В XIII в. в условиях татаро-монгольского ига институт государственной службы почти не изменился. Исключение составляло лишь то, что русские князья должны были получать от хана ярлык, который давал право осуществлять власть в княжестве. Причина сохранения состояла в том, что монголы отказались от прямого включения Руси в состав Золотой Орды, а также не стали создавать на нашей территории постоянно действующей администрации.
История отечественной системы продвижения на службе непроста. Чиновничество как самостоятельный социальный слой сформировалось в XV в. При Иване Грозном уже существовала иерархия «чинов» служащих. Она включала в себя четыре статуса: судью, думного дьяка, дьяка и подьячего.
Во второй половине XV в Московское княжество продолжало активно увеличиваться, присоединяя новые земли. Москва претендовала на статус «собирательницы земель русских» и в XV веке присоединила следующие территории: Козельское, Порховское, Суздальское, Заозерско-Кубенское, Ростовское, Шуйское, Ярославское, Клинское, Елецкое, Тверское, Вяземское и Верховские княжества, Пермь Вычегодская, Романов, Важская, Новгородская, Вятская земли и Пермь Великая. Важную роль в собирании земель русских сыграл Иван III – благодаря его политике в период правления территория страны увеличилась в 4 раза.
Важное значение имело присоединения Новгородской земли. Это была демократическая республика с элементами олигархии. Основой экономики республики была торговля, Новгород имел выход к Балтийскому морю и поддерживал связи с Европой. Для Руси это было своеобразное «окно в Европу». В Новгороде также находилась контора Ганзы — крупного политического и экономического союза торговых городов северо-западной Европы, в который входило более 130 городов .
Кроме самого города, в состав республики входили и обширные земли на северо-востоке Руси: от Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке и от Белого моря на севере до верховьев Волги и Западной Двины на юге.
Новгород отличался отсутствием сильной княжеской власти (князей призывали в случае нужды и их функциями были гражданский суд и оборона, они были главными военачальниками). Основной политической властью обладало Вече — собрание части мужского населения города. Исполнительной властью обладал посадник, первый гражданский чиновник, председатель народного веча, который избирался им. Кроме этого существовал совет господ — новгородская высшая палата. Еще одним важным отличием было то, что основным экономическим фактором была не земля, как в других русских землях, а капитал, что обеспечило иную социальную структуру и форму правления.
Также Новгород имел особый исторический статус: именно здесь зародилась русская государственность.
Во времена монгольского нашествия, Новгород остался нетронутым, его земли не были разграблены, города сожжены, а люди угнаны в рабство (не дойдя до города, монголы повернули обратно). В то время как большинство княжеств находились под монгольским «азиатским влиянием», Новгородская земля была более «европейской».
В первый период правления Ивана III решал важнейшую задачу: покорение Новгорода. Для объединения Руси было необходимо упразднить богатую торговую республику, присоединить ее огромные территории, занимавшие половину северо-западной Руси.
Положил начало присоединению Новгорода к Москве Яжелбицкий договор 1456 года, который был заключен после поражения от войск московского княжества (при Василии II Темном). По условиям договора независимость республики была урезана:
1) Новгород обязывался не давать убежища врагам Василия.
2) Республика не имела права вести самостоятельную внешнюю политику и принимать собственные законы.
3) Великий князь стал высшей судебной инстанцией Новгорода.
4) Печать великого князя заменила печать посадника.
Москва еще не управляла Новгородом непосредственно, но независимость республики была подорвана.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы