Курсовая с практикой на тему История и основные этапы развития налогового контроля
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. История становления и этапы развития налогового контроля 5
1.1. Предпосылки становления налогового контроля в России 5
1.2. Этапы становления и развития налогового контроля 9
1.3. Развитие налогового контроля в современных условиях цифровой экономики 13
Глава 2. Характеристика современного этапа и основных тенденций развития налогового контроля 18
2.1. Совершенствование планирования деятельности налоговых инспекций на законодательном уровне 18
2.2. Перспективы развития налогообложения физических лиц 24
2.3. Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля 32
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 40
Введение:
Данная работа посвящена изучению истории и основных этапов развития налогового контроля.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что стимулирование позитивных структурных изменений в экономике, последовательное снижение налоговой нагрузки, качественное улучшение налогового администрирования и повышение собираемости налогов являются основными приоритетами налоговой политики нашей страны. Налоговая система должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны быть максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.
Решением поставленных задач может стать дальнейшее развитие налогового контроля и повышение эффективности деятельности налоговых органов в России. Налоговый контроль играет ключевую роль в системе государственного контроля и представляет собой контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Перечень мероприятий или форм налогового контроля достаточно обширен. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В современных условиях государством должны быть созданы условия для налогоплательщиков, которые позволят ему добросовестно исполнять обязанности по уплате налогов и сборов, уменьшить количество фактов уклонения от уплаты налогов. Актуальным сегодня является выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а не тотальный налоговый контроль.
Цель работы – изучить историю, основные этапы и современные тенденции развития налогового контроля.
Задачи исследования:
1) рассмотреть предпосылки становления налогового контроля в России
2) провести анализ этапов становления и развития налогового контроля
3) рассмотреть особенности развития налогового контроля в современных условиях цифровой экономики
4) рассмотреть возможности совершенствования планирования деятельности налоговых инспекций на законодательном уровне
5) выявить перспективы развития налогообложения физических лиц
6) выявить перспективы налогового мониторинга как новой формы налогового контроля.
Объект исследования – налоговый контроль.
Предмет исследования – исторические условия формирования налогового контроля.
В работе использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования посвящена рассмотрению истории становления и этапов развития налогового контроля. Во второй главе работы нами дается характеристика современного этапа и основных тенденций развития налогового контроля.
Источниковую базу исследования составили материалы научной периодики, а также материалы научно-практических конференций, посвященные вопросам организации налогового контроля, опубликованные за последние 5 лет.
Заключение:
В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) Развитие налогового контроля в России — очень сложный и трудоемкий процесс, который длится с древних времен по настоящее время. Особенности эволюции налогового контроля заключаются в следующем: налоговый контроль возникает с появлением учета имущества граждан или самих граждан и осуществляется без системного подхода, выделения четкого механизма его регулирования; раздробленность всех элементов осуществления налогового контроля в результате недостаточного развития государственного и, соответственно, механизма государственного управления; налоги являются бессистемными платежами, контроль за взиманием налогов принадлежит непосредственно власти; создаются должности, находясь на которых лица должны были собирать налоги, однако эта функция, как правило, не была для них единственной.
2) Рассмотрены этапы становления и развития налогового контроля. На первом этапе прообразом государственного контрольного органа стал действовавший с 1655 года Счетный приказ. Задачей его был контроль сумм, которые поступали в приход и расход по разным учреждениям. Второй этап связан с Положением о Народном комиссариате финансов, утвержденным в 1921 г., когда в составе Народного комиссариата финансов было создано организационно-налоговое управление, которое позднее переименовали в управление налогами и государственными доходами. Основным звеном системы стала налоговая инспекция — структурное подразделение районных и городских финансовых отделов. Третий этап развития связан с кардинальным преобразованием в политической и экономической жизни России в начале 90 — х гг. 20 века. Интеграция постсоциалистической системы в единый мировой комплекс потребовала создания новой налоговой системы.
3) Среди всех проблем в сфере функционирования современной налоговой системы проблема повышения эффективности налогового контроля является особенно актуальной, так как одной из главных задач, стоящих перед налоговыми органами, является повышение эффективности работы по основным направлениям деятельности и консолидация усилий на выполнение бюджетных назначений. На современном этапе развития экономики с использованием цифровых информационно-коммуникационных технологий, формам и методам налогового контроля уделяется повышенное внимание. Риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности становится важным направлением развития налогового контроля. Для совершенствования контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и иных обязательных платежей в российском законодательстве о налогах и сборах появился новый институт — налоговый мониторинг.
4) Выявлены направления совершенствования планирования деятельности налоговых инспекций на законодательном уровне, характерные для современного этапа развития налогового контроля. Изучены направления развития деятельности российских налоговых органов на законодательном уровне для повышения эффективности работы всей налоговой системы. Так как способы и эффективность работы российских налоговых органов напрямую зависит от контроля со стороны законодателя, необходимо, в первую очередь, повысить эффективность применения правовых норм. Таким образом, особо важную роль в совершенствовании деятельности налоговых органов играет ее эффективное законодательное закрепление.
5) Рассмотрены перспективы развития налогообложения физических лиц, с опорой на текущую дискуссию в научном обществе о необходимости внедрения прогрессивной системы налогообложения доходов физических лиц, что позволит повысить уровень социальной справедливости в обществе. Выявлено, что такая идея поддерживается практиками, представителями общественности, докторами наук. Однако проведенный анализ корреляции между индикаторами прогрессивности системы налогообложения и индексом Джини позволил выявить, что корреляция существует только среди развитых стран, а для таких стран, как Россия, внедрение прогрессивной системы налогообложения не будет иметь никакого значения в контексте обеспечения равной налоговой нагрузки на различные слои населения в разрезе доходов и имущественного положения. Указано, что дальнейшим направлением улучшения системы налогообложения физических лиц должно быть именно повышение качества контроля за расходами физических лиц, их активами. Только в таких условиях можно добиться существенного повышения фискальной эффективности системы налогообложения при соблюдении принципов социальной справедливости.
6) В условиях технического прогресса происходит стремительное развитие всех сфер жизни, в связи с чем иногда недостаточно прежних методов и способов налогового контроля, и необходимо разрабатывать новые формы, которые позволили бы осуществлять функции в полной мере. В России существует несколько форм налогового контроля, и налоговый мониторинг является новым направлением взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Рассмотрено понятие налогового мониторинга, его основные задачи, также приводится перечень требований, которым должны соответствовать сами налогоплательщики, присоединившиеся к налоговому мониторингу. Отмечается, что основными принципами налогового мониторинга признаются: прозрачность отчетности налогоплательщика и системы внутреннего контроля, освобождение от камеральных и выездных проверок, а также возможность оперативного разрешения споров по отдельным налоговым позициям через новый инструмент — «мотивированное мнение».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. История становления и этапы развития налогового контроля
1.1. Предпосылки становления налогового контроля в России
Налоговый контроль как один из видов государственного контроля будет наиболее полно раскрыт при изучении источников его возникновения .
Налоговый контроль и государство связаны между собой наитеснейшим образом с древних времен, поскольку взимание налогов — древнейшая функция и одно из основных условий существования государства. Однако употребление термина «налоговый контроль» не совсем уместно для такого периода истории России как Древняя Русь, в данном случае уместнее использовать термин «налогообложение», так как налоговый контроль неразрывно связан с налогообложением, его возникновение и развитие зависели от становления системы налогообложения. Под налогообложением в данном случае понимается изъятие имущества, основанное на властном подчинении.
В Древней Руси основным источником доходов княжеской казны являлась дань. По сути дела, дань первоначально представляла собой военную контрибуцию, которая была выражена в виде денежного или натурального оброка. Так, первые упоминания о налогообложении относятся к эпохе князя Олега Вещего и нашли своё отражение в летописи «Повесть временных лет», где повествуется о военных походах князя Олега. Так, например, в 882 году князь Олег установил, что новгородские «словене» должны платить дань варягам по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира .
Далее в 883 году князь Олег покорил древлян и стал брать с них дань по черной кунице. По прошествии лет «налог» увеличивался, так согласно Повести временных лет, в 914 году пошел князь Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше Олеговой. Однако это обернулось для князя Игоря смертью, поскольку древляне не стерпели курс «двойного налогообложения», и князь был убит.
В те времена дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для князя Игоря. Имелись и свои особенности взимания дани: функции налогового органа осуществлял сам Великий князь Киевский, то есть первоначально дань собирали при личном участии князя и его дружины, а полюдье носило ненормированный характер .
С развитием и усилением роли Киевского государства дань перестала быть контрибуцией и превратилась в подать. Единицами обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, иными словами, двор, и «рало» — плуг или соха .
Дань платили предметами потребления или деньгами. Кроме того, князьям стало затруднительно осуществлять функцию сбора дани. В связи с чем, киевский князь стал назначать военных начальников и администраторов, которые, как правило, избирались из близких ему людей — членов его семьи и доверенных лиц.
На отдаленных землях волю князя выполняли посадник, тысяцкий местного ополчения со своими подчиненными. В сельской местности обязанность контроля за сбором дани полагался на управляющего, старосту. Весь местный аппарат содержался за счет поборов с населения.
Спустя некоторое время среди княжеских чиновников были образованы специально уполномоченный лица — рядовичи, они выступали в роли надзирателей и осуществляли контроль за законностью действий своих коллег. Данное нововведение было обусловлено спецификой деятельности этих органов, ведь осуществление функций контроля над значительными суммами поступлений, а также непосредственное участие в их взыскании требовали бескомпромиссного поведения.
Далее с XI в. появляются специально уполномоченные лица, в обязанности которых входило соблюдение сбора податей. Например, данщики — сборщики дани, верующие — те, кто принимал судебную пошлину, которая называлась «вера».
Таким образом, в это время на Руси предпринимаются первые попытки создания должностей, находясь на которых специально уполномоченные лица непосредственно собирали налоги и осуществляли контроль за их уплатой.
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота. Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами .