Курсовая с практикой Экономические науки Система государственного и муниципального управления

Курсовая с практикой на тему Исторические основания областного состава Российской Федерации, государственное управление Московской области

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Области как административно – территориальные единицы РСФСР 6
1.1. История формирования областного состава Российской Федерации 6
1.2 Статус областей по Конституциям 1918, 1925, 1937, 1978 11
1.3. Управление областями как административно – территориальными единицами 25
2. Московская область как субъект Российской Федерации 31
2.1. Статус Московской области по Конституции Российской Федерации 1993 года 31
2.2. Государственное управление Московской области 36
Заключение 44
Список использованной литературы 46

 

  

Введение:

 

Актуальность исследуемой темы. Актуальность работы обусловлена тем, что субъекты РФ приобретают все большее влияние на формирование и совершенствование внутренней политики страны в таких областях, как государственное строительство, законодательство, защита прав и свобод человека, социально-экономическая сфера, культура и т.п. Данное влияние становится больше в том случае, если интересы центра и регионов согласуются на основе научно обоснованной, осознанной и проверенной практически оптимальной дислокации полномочий Российской Федерации и ее субъектов. Естественно, что такой раздел не статичен, не установлен единожды и навсегда, даже конституционно-правовыми положениями, так как государственная политика весьма динамична. В связи с этим представляет интерес историческое обоснование состава субъектов Российской Федерации.
Федеративное устройство современной России — важнейшая составляющая политико-территориальной организации страны, на основе которой строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также система общественных объединений. Существующее федеративное устройство России обусловлено обширностью территории нашей страны, разнообразием экономических, географических, демографических, природных и национальных условий каждого субъекта федерации.
Устройство России, имеющее федеративную форму, является государственно-правовым механизмом, обеспечивающим экономическую, политическую, идеологическую и организаторскую деятельность государства и его субъектов.
Степень изученности темы. Многими учеными, политиками, государственными деятелями отмечается, что при современной модели российского федерализма не достигнута оптимальность механизма распределения предметов ведения и полномочий по их осуществлению между федеральным центром и регионами. Так, в работах А.Г. Хлопонина отмечено, что процесс разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами далеко не завершен, поскольку он не определяет оптимальный механизм их соотношения.
Научные дискуссии по правовым основам и порядку строительства в России федеративного государства отражены в работах Н. Варламовой , М.В. Золотаревой , Е.И. Козловой , О.Е. Кутафина , М.И. Куличенко , А.И. Лепешкина , Ф.Х. Мухаметшина , Э.В. Тадевосяна и других. Наличием конституционной асимметричности в Российской Федерации обусловлено существование среди конституционалистов двух противоположных точек зрения. Первая была связана с тем, что разностатусность субъектов РФ разрешится сама собой, а вторая – с тем, что конституционная ассиметричность приводит к распаду федерации.
На этом основании отсутствуют основания для вывода полной изученности темы так как мнения ученых неоднозначны.
Объект исследования – Конституции 1918, 1925, 1937, 1978, 1993 гг в части регулирования федеративных отношений, областной состав РФ и органы государственной власти Московской области.
Предмет исследования – правовые акты по созданию областей в России и организация государственного управления в Московской области РФ.
Цели и задачи. Цель исследования — проанализировать исторические основания областного состава Российской Федерации и государственного управления Московской области.
Задачами исследования являются:
— рассмотреть историю формирования областного состава Российской Федерации
— изучить статус областей по Конституциям 1918, 1925, 1937, 1978
— изучить управление областями как административно – территориальными единицами
— исследовать статус Московской области по Конституции Российской Федерации 1993 года
— исследовать государственное управление Московской области
Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды учёных, приведенных выше, Конституции РФ, принятые в 1918, 1925, 1937, 1978, 1993 годах, материалы справочной литературы, периодической печати и других исследований.
Использованные методы: анализ, обобщение, группировка данных, изучение динамики и взаимосвязей.
Научная новизна работы состоит в сопоставительном анализе трёх текстов Конституций РФ, принятые в 1918, 1925, 1937, 1978, 1993, 2018 годах и выявлении особенностей в части структуры управления и формирования областного состава РФ.
Практическая значимость исследования состоит в детальном личном изучении истории структуры управления и формирования областного состава РФ. Материалы работы можно использовать в учебном процессе.
Структура работы соответствует целям и задачам исследования. Она состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Область – это один из шести видов субъектов РФ. Область образуются на территориальной основе. Область имеет свой устав и законодательство.
В настоящее время Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации, 46 из которых называются областями.
система органов государственной власти — необходимый атрибут любого государственного образования. Поскольку Россия — федеративное государство, то на каждом из двух его уровнях (федеральном и региональном) органы государственной власти руководствуются полномочиями, установленными ч. 3 ст. 5 Конституции РФ: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».
Конституция РФ в ч. 2 ст. 11 устанавливает, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Согласно п. «г» ст. 71 Конституции РФ в ве́дении Российской Федерации находится установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти.
В Конституции не предусматривается, какие конкретно органы государственной власти должны быть в субъектах Федерации. Исходя из того, что система органов государственной власти субъектов Федерации не отнесена ни к ве́дению Российской Федерации (ст. 71), ни к ее совместному ве́дению с субъектами Федерации (ст. 72), можно сделать вывод о том, что решение этого вопроса отнесено к исключительному ве́дению самих субъектов Российской Федерации.
В ряде конституций (уставах) субъектов РФ имеются разделы или главы, в которых закрепляются общие принципы организации и деятельности органов государственной власти. Это, к примеру, гл. разд. 4 Устава Московской области — «Система государственной власти в Московской области» (этот раздел включает несколько глав: гл. 4.1 — «Московская областная дума»; гл. 4.2 — «Депутат Московской областной думы»; гл. 4.3 — «Губернатор и вице-губернатор Московской области»; гл. 4.4 — «Исполнительные органы государственной власти Московской области»; гл. 4.5 — «Судебная власть»).
Правовую основу государственного управления в Московской области составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Устав, законы и иные нормативные правовые акты Московской области, решения, принятые на местных референдумах, иные муниципальные правовые акты поселения.
В Московской области высшее должностное лицо – Губернатор избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. К высшему должностному лицу субъекта федерации предъявляются определенные требования.
Губернатор Московской области, согласно статье 50 Устава осуществляет общее руководство деятельностью органов исполнительной власти субъекта федерации, представляет Московскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Московской области.
В Уставе Московской области отражены следующие стороны деятельности органов государственной власти: экономическая основа их деятельности, их обязанности и публичный характер власти.
По Закону «О выборах депутатов Московской областной Думы» от 05.07.2001 г. № 121/2001-ОЗ», выборы депутатов Московской областной Думы проводятся по одномандатным избирательным округам (ст.4), образованных на основании о численности избирателей, зарегистрированных на территории Московской области (ст.9). Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями, избирательными блоками (ст.26). После официального опубликования результатов выборов депутатов Московской областной Думы окружные избирательные комиссии регистрируют в течение 10 рабочих дней избранных депутатов Московской областной Думы и выдают им удостоверения об избрании при условии прекращения ими деятельности, несовместимой со статусом депутата.
Губернатор Московской области может распустить Московскую областную Думу в случае принятия ею нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Уставу Московской области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Московская областная Дума не устранила их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

   

Фрагмент текста работы:

 

. Области как административно – территориальные единицы РСФСР
1.1. История формирования областного состава Российской Федерации

Рассмотрим историю формирования региональных структур в России.
Исторически, становление и развитие административно-территориального устройства начинается со времен языческой Руси, территориально-административные единицы, на которые делилась Киевская Русь, назывались волостями или областями. Так называли крупную территорию с центральным городом (столом), где на правах наместника сидел один из младших князей-Рюриковичей. Количество волостей, на которые делилась Русь в X — начале XII вв. зависело от числа одновременно живущих князей и колебалось от одной до двух десятков.
В начале XVIII века Россия состояла из 146 уездов .
Модернизация социально-экономического и об¬щественно-политического развития России связана с именем Петра I. Так, в 1708 г. в России в ходе Областной реформы выделены основные административно-территори¬альные единицы — губернии, в свою очередь губернии делились на уезды, в уезды входили станы и во¬лости. Всего произведено деление на восемь губерний:
— Ингерманландской (преобразование в Санкт-Петербургскую в 1710 году);
— Московской;
— Архангелогородской;
— Смоленской;
— Киевской;
— Казанской;
— Азовской;
— Сибирской.
Губернии составляли города и прилегающие к ним территории, в связи с этим границы губерний были довольно условны. Руководство губерниями осуществляли губернаторы, генерал-губернаторы, в функции которых входили административная, полицейская, финансовая, судебная. Генерал-губернаторы в подведомственных губерниях также возглавляли войска .
Если уездов было слишком много, то губерний, напротив, стало слишком мало, это привело к тому, что управляющие губерниями вынуждены были управлять огромными территориями.
Далее, вследствие приобретенных западных земель, в 1713-1714 годах произошло образование Рижской губернии. В это же время из состава Казанской губернии произведено выделение Нижегородской губернии, в 1717 году – Астраханской губернии. В 1717 году упразднены Нижегородская и Смоленская губернии, и к 1719 году в России насчитывалось 9 губерний .
С 1719 г. государство сформировано из 11-ти губерний и 50-ти провинций. Провинции, в свою очередь, стали делиться на дистрикты (округа), сами провинции начали представлять основные единицы управления. В наиболее крупных провинциях управляли генерал-губернаторы, менее крупных – губернаторы, в остальных – воеводы, которым были предоставлены широкие полномочия в таких отраслях, как административная, судебная, финансовая.
Данные полномочия осуществлялись посредством провинциальной канцелярии и штатом помощников. Дистриктами управляли земские комиссары.
Регулирование городского управления осуществлялось на основании регламента Главного магистра, утвержденного в 1721 году, а также Инструкции городовых магистратов, утвержденной в 1724 году.
Полковые дистрикты упорядочивали перепись населения, подушенную подать, усиление военно-карательных средств на местах. При этом отсутствовало совпадение границ полковых дистриктов и границ гражданских дистриктов, что обусловило формирование двух систем управления: военной и гражданской, которые, действуя параллельно, способствовали значительному усложнению и запутыванию взаимоотношений местных органов управления.
Далее, в 1726-1727 гг. произведено упразднение земских и полковых комиссаров, в 1727 году – ликвидация Главного магистрата, а городовыми магистратами стали управлять губернаторы и воеводы. В 1726 г. произведено упразднение дистриктов, а в 1727 г. — восстановление уездов, в распоряжение губернаторов опять попали воинские команды.
Провинции и воеводы были упразднены в результате реформы 1775 г., теперь губерниями управляли губернаторы, назначаемые и смещаемые императором.
Также учреждена новая должность — генерал-губернатор, в подчинении которого находилось несколько губерний.
Следующий этап в территориальном устройстве России связан с правлением Екатерины II, которая в 1775 году утвердила «Учреждение о губерниях». В данном документе предусмотрено следующее: «дабы губерния порядочно могла быть управляемой полагается в оной иметь от 300 тыс. до 400 тыс. душ (мужчин)». Губернии делились на уезды – по 20-30 тыс. душ в каждом. К 1785 году образовано 41 наместничество (новое название вместо «губерния») и одна область Таврическая на правах губернии. Фактическая численность губерний не укладывалась в намеченные пределы по численности населения .
В результате различных реформ административно-территориального деления к концу XVIII в. количество губерний составило 51. Настоящие области соответствуют губерниям Российской империи.
Большие конфигурации административно-территориального устрой-ства РФ произведены после Великой Октябрьской рево¬люции 1917 г. сразу после февральской (1917 г) революции, в период гражданской войны и хозяйственной стихийно происходил процесс суверенизации и территориального дробления. Так, на территории бывшей Российской империи, без отделившихся западных окраин и не считая Закавказья и Дальневосточной республики, было 64 губернии и области, а к 1921 году на той же территории стало 93 губернии.
Но детально этот вопрос проработан только в 1921 году, когда в только что созданном Госплане России была образована подкомиссия по экономическому районированию страны под руководством профессора И.Г. Александрова. Предполагалось образовать 21 автономную область с широкими правами по примеру американских штатов. В понятие автономии вкладывался иной смысл, чем сейчас: определенная экономическая самостоятельность .
В 1923-1929 годах проведена административно-территориальная реформа, в итоге которой взамен губерний, уездов и волостей, введены понятия область, край, округ и район. На основе формирования плановой социалистической мо¬дели хозяйствования сделаны основы администра-тивно-территориального деления и финансового районирования, в то же время области и края были сгруппированы в 13 ведущих экономических районов, по которым и выполнялось планирование становления народного хозяйства в территориальном разрезе.
Таким образом, к 1930 году на территории РСФСР, да и всего СССР, были ликвидированы все губернии.
На территории России было образовано 8 краев, 6 областей, а также 5 самостоятельных автономных республик .
Для областей предполагалась широкая автономия, роль «штата», округам передавались права губерний, а районам — уездов
В 1955 году в составе РСФСР было 86 административно-территориальных образований – 12 АССР, 6 краев, 54 области, 14 городов республиканского значения. В 1957 году ликвидировано 4 области, а крупнейшие города, кроме Москвы и Ленинграда вернулись в областное подчинение.
Впоследствии, началось деление шести больших областей на более мелкие; к 1957 году бесповоротно сформировано областное деление РСФСР, не меняющееся до 1990 года, а практически — до настоящего времени.
В начале 90-х годов на территории России произошли изменения в административно- территориальном устройстве, повысившие статус автономных областей и автономных округов. При этом автономные области, преобразовавшись в республики (Адыгея, Алтай, Карачаево-Черкесия, Хакасия), получили более высокий статус, чем края, в состав которых они раньше входили.
Вышла из состава Хабаровского края Еврейская автономная область, поменявшая своего названия. Отделилась от Чечни в самостоятельную республику в 1991 году Ингушетия. Получили статус равноправных субъектов Федерации 10 автономных округов, хотя только один из них (Чукотский) по соответствующему закону вышел из состава Магаданской области. Таким образом, сложилась ситуация, при которой одна и та же территория входила в состав другой, как ее часть, но в то же время являлась с ней равноправной. Все это еще более усложнило управляемость самостоятельного государства России.
С 1 марта 2008 года РФ состоит из 21 республики, 9 краев, 46 областей, 2 городов федерального назначения, автономной области, 4 автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.
По числу административно-территориальных единиц (83), количеству их видов (6) и разнице между ними по численности населения (более 400 раз) равных России, страны в мире нет.
В настоящее время Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации, 46 из которых называются областями.
Итак, область – это один из шести видов субъектов РФ. Область образуются на территориальной основе. Область имеет свой устав и законодательство.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы