Правовые формы борьбы с коррупцией Курсовая с практикой Юриспруденция

Курсовая с практикой на тему Исторические аспекты зарождения коррупции

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Коррупция: понятие, сущность, причины 8
1.1 Понятие и сущность коррупции: ретроспективный анализ 8
1.2 Истоки зарождения коррупции в России 12
Глава 2. История нормативно-правового закрепления противодействия коррупции 15
2.1 Лихоимство- как вид государственной коррупции 15
2.2 Нормативно-правовое регулирование противодействия коррупции от Петра 1 до наших дней 17
2.3 Актуальные проблемы и пути решения в сфере противодействия коррупции 20
Заключение 30
Библиографический список 33

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся всестороннего анализа противоправного явления в российском обществе — коррупции и выработке механизмов по ее противодействию, поскольку в отечественном государстве в интересах общества крайне необходим отлаженный и действенный механизм противодействия коррупционным преступлениям, которые представляют для правового государства и гражданского общества серьезную опасность.
Коррупция как социальное явление представляется не только опасным фактором, подрывающим устои государственной власти и управления, общественной безопасности, дискредитировании деятельности органов власти, нарушения прав и интересов граждан, нарушений принципов законности, создании препятствий на пути проведения реформ в различных социально-экономических сферах, но и как причина, укрепляющая организованную, экономическую, политическую преступность. В настоящее время возникает множество проблем в правовом регулировании вопросов противодействия коррупции, что требует их научной проработки в целях совершенствования отечественного законодательства и создания соответствующих механизмов по его реализации в правоприменительной практике, по этой причине проблема эффективности противодействия коррупции должна решаться комплексно, с помощью достижений многих отраслей научных знаний.
Степень научной разработанности темы. Сложность и актуальность изучения коррупции и выработке действенных механизмов по ее противодействию обуславливает повышенный интерес со стороны исследователей к данной проблеме. Ее изучением занимается целый ряд социальных и гуманитарных наук: экономика, социология, политология, история, юридические науки и другие. В юридических науках, рассматривающих коррупцию, следует отметить исследования В.Н. Агеева, И.Л. Бачило, Б.В. Волжекина, Л.Д. Гаухмана, С.А. Денисова, П.А. Кабанова, В.И. Карасева, А.В. Куракина, В.В. Лунева и др.
Проблемам противодействия коррупции в различных сферах общественных отношений посвящено достаточно большое количество исследований, в которых исследовались различные вопросы, связанные с данным явлением. Однако, несмотря на обилие работ, посвященных изучению различных аспектов противодействию коррупции, разрозненные знания об этом явлении не систематизированы и не способствуют выработке эффективных мер противодействия коррупционным практикам.
Поэтому представляется необходимым проведение комплексного исследования проблемных вопросов противодействия коррупции у правоприменителей. Актуальность и недостаточность исследования вышеназванных проблем обусловили выбор темы, постановку цели и задач исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения возникающие в процессе реализации уголовно-правовых мер, направленных на противодействие коррупции.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие порядок организации противодействия коррупции.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основании проведенного в настоящей работе исследования можно сделать следующие основные выводы:
Коррупция – это сложное правовое, социальное и политическое явление. Она воспроизводится самим государством и является следствием несовершенства его механизма и правовой надстройки. Она обусловлена низкой правовой и общей культурой, отсутствием национальной идеи, низким уровнем правосознания и другими негативными процессами.
Организация противодействия коррупции представляет собой взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс мероприятий правовой, социальной, организационной и иной направленности, охватывающий разнообразные сферы деятельности субъектов антикоррупционных отношений и имеющий своей целью создание необходимых условий для эффективного противодействия коррупции.
Правовое регулирование ответственности за коррупционные правонарушения требует дальнейшего совершенствования.
Во-первых, необходимо ратифицировать Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года. Во-вторых, четко сформулировать основания конфискации имущества, полученного в результате совершения коррупционного правонарушения. В-третьих, закрепить особые правила возмещения репутационного вреда причиненного государственному или муниципальному органу в результате совершения коррупционного правонарушения.
Проведённое исследование позволило сформулировать автором следующие предложения в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности:
1) Приоритеты развития механизмов противодействия коррупции в России должны основываться не только на отечественном, но и зарубежном опыте реализации антикоррупционного противодействия.
2) Необходимо ввести определение понятия «коррупционное правонарушение» в Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», поскольку несмотря на отсутствие в действующем Федеральном законе РФ «О противодействии коррупции» определение коррупционного правонарушения отсутствует, хотя само понятие «коррупционное правонарушение» употребляется в статье 13, да и в других статьях указанного закона. В статье 13 закреплено: «Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Нормативное закрепление дефиниции коррупционного правонарушения является крайне необходимым, поскольку невозможно организовать противодействие явлению юридические признаки которого не даны в составе преступления (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). В данном случае определение «коррупции», установленное в Законе «О противодействии коррупции», будет ограничиваться небольшим рядом коррупционных преступлений, уголовная ответственность за которые установлена в нормах ст. ст. 204, 290, 291, 289 УК РФ.
3) Противодействие коррупции должно быть сконцентрировано в направлении от совершенствования работы в органах государственной власти и управления – до идеологической и организаторской работы в массах в целях воспитания у граждан нетерпимости к любым проявлениям коррупционных составляющих.
4) Коррупция характеризуются следующими признаками: общественной опасностью и антисоциальностью и общественной опасностью; наличие различных уровней проявления; запрещенностью уголовным, административным и иными отраслями законодательства под страхом наказания (взыскания); использованием служебных полномочий не в государственных целях, не в соответствии с их действительным целевым предназначением; получением с той или иной периодичностью (систематичностью) вознаграждения; сращивание с бизнесом, организованными преступными группировками; бюрократизация государственного аппарата.
5) Разъяснительная правоприменительная деятельность Верховного Суда РФ в вопросах толкования норм и уголовного законодательства при рассмотрении уголовных дел о коррупционных преступлениях является важным механизмом преодоления ошибок в отечественного уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. Юридической основой, указанной правоприменительной деятельности, является ст. 126 Конституции РФ, согласно которой Верховный Суд РФ является высшим судебным органом, осуществляющим судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, дает разъяснения по вопросам применения судебной практики.
6) Анализ гражданско-правового законодательства показывает о недостаточности правовых мер, направленных на борьбу с коррупцией. Необходим системный подход, включающий совершенствование института конфискации, а также ратификация ряда международных конвенций.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Коррупция: понятие, сущность, причины

1.1 Понятие и сущность коррупции: ретроспективный анализ

Для эффективной борьбы с коррупцией необходимо знать механизм и причины ее возникновения. Механизм обнаружения коррупции представляет собой сложную систему причинно-следственных связей между государством и обществом .
Во времена перестройки в России, теневые процессы очень быстро захватили все множество новых сфер жизни страны, что привело к уменьшению правовой части жизни людей. Это принесло пользу некоторым политическим силам и в значительной степени привело к криминализации всех областей, включая политическую, экономическую и правовую
Изучение детерминант коррупции основано на систематической классификации, научно основанной многими учеными, согласно которой в зависимости от областей проявлений криминогенных факторов они делятся на социально-экономические, политические, правовые и культурные комплексы .
Существует достаточно оснований полагать, что коррупция отвечает интересам определенной части правящей политической и экономической элиты. Неспособность законодательной и исполнительной власти установить и поддерживать правопорядок в обществе привела к формированию беспрецедентной «административной и бюрократической ниши, где интенсивно формируется новая властная олигархическая элита, для которой наряду с государственной службой, руководство и управление криминальной средой стало очень прибыльной и абсолютно безопасной сферой применения их «интеллектуальных и профессиональных» способностей. И присутствует следующая закономерность: чем выше должность коррумпированного лица, тем больше он запускает руку в карман государства, тем больше он уверен в уголовной безнаказанности .
Важно понимать, что коррупция является формой государственного паразитизма.
Можно утверждать, что в современной России активизация преступной деятельности и коррупция напрямую связаны со строительством рыночных отношений в стране.
В документах по борьбе с коррупцией, подготовленных секретариатом Восьмого конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1990 год), говорится: «Когда оклад правительственных чиновников порождает вопрос о том, как данный человек может прокормить свою семью на свой оклад, можно утверждать, что общество порождает коррупцию» . В ряде случаев, когда заработная плата государственных служащих является низкой и нерегулярной, вопрос об их социальном обеспечении особенно важен, особенно для сотрудников правоохранительных и судебных органов, которые несут на себе всю тяжесть борьбы с преступностью. Это составляет экономический элемент коррупции.
Следующий компонент коррупции является политическим. Как справедливо отмечает А.Я. Гуськов, ретроспективный анализ причин развития коррупции и преступности позволяет сделать вывод о том, что его основная причина заключается в том, что государство в нужное время не обеспечило надлежащего управления реформированием общества . Политическая слабость государственной власти признается одной из причин коррупции в стране, где использование государственной службы в личных целях становится общепринятой нормой .
Сегодня, в то время как новая система государственного управления внедряется, важно учитывать, что любой вид управления имеет криминогенные последствия. А.И. Долгова различает два вида современного управления: ситуативный и нормативный. Первый создает большое пространство для личного усмотрения, произвола и коррупции, второй кажется менее коррупционным, но при чрезмерном вмешательстве государства в повседневную жизнь гражданского общества угрожает возникновением коррупции .
Помимо указанных политических детерминант, определяющих существование и распространение коррупции, также следует выделять: 1) отсутствие политической и правовой культуры в обществе; 2) отчуждение общества от власти; 3) неполное формирование институтов гражданского общества; 4) бюрократия управления.
Политические детерминанты коррупции непосредственно связаны со следующей группой факторов — правовыми. Распад старой системы выявил огромный правовой вакуум.
Основные правовые вопросы можно обозначить следующим правовым детерминантам:
1) Проблема качества правового регулирования гражданской службы;
2) Проблема качества правового регулирования различных видов деятельности, подпадающих под юрисдикцию государства;
3) Проблема наличия положений, непосредственно регулирующих процесс борьбы с коррупцией;
4) Проблема отсутствия криминологического анализа нормативных актов на предмет их криминогенности.
Отсутствие в России эффективной нормативно-правовой базы для борьбы с этим разрушительным явлением стало способствующим фактором детерминации коррупции. Длительное время, начиная с 1993 года, непринятия специального закона о борьбе с коррупцией, свидетельствует о нерешительности и отсутствии у законодателя политической воли в противодействии коррупции.
Низкая эффективность правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, приводит к значительному количеству негативных явлений организационного порядка. Среди так называемых организационных фактов, детерминирующих коррупцию, стоит упомянуть: 1) нарушения при найме и назначении персонала в тех случаях, когда выполнение официальных функций возложено на лиц, не заслуживающих доверие, или на лиц, которые в силу своей профессиональной подготовки и других средств не обладают достаточной компетенцией, не в состоянии исполнять возложенные на них задачи; 2) нарушения в организации и плохое качество надзорной и ревизионной деятельности; 3) отсутствие надлежащей требовательности со стороны старших должностных лиц в отношении соблюдения правовых норм служебного поведения и, в некоторых случаях, прямого соучастия в нарушениях или даже разрешения на совершение незаконных действий, что является недопустимым «плохим примером» руководителей;
4) неадекватные условия службы в некоторых регионах, что затрудняет точное соблюдение соответствующих правовых положений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы