История международных отношений Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Истоки и становление радикального исламского фундаментализма: трансформация исламского религиозного пространства в 1960-1970-х гг

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1. Исторический и теоретический аспекты 5
1.1. Возникновение исламского фундаментализма 5
1.2. Историография вопроса 11
2. Исламский фундаментализм в 1960-е – 1970-е годы 16
1. Факторы, вызвавшие изменения в исламском мире в 1960-х – 1970-х годах 16
2.2. Международный терроризм как проявление исламского фундаментализма 21
Заключение 26

  

Введение:

 

Актуальность темы. Выбор темы работы, прежде всего, обусловлен всевозрастающей значимостью религиозной составляющей, в последние десятилетия преимущественно в форме исламского фундаментализма, в международной жизни.
Имеет место усиление воздействия исламского фактора на внутриполитические процессы в районах традиционного распространения ислама. Проявляется это везде по-разному — в различных государствах и социальных группах. Однако, несмотря на неодинаковую интенсивность и особые характеристики этого воздействия, им оказываются охвачены практически все области функционирования общества: социально-экономическая, политическая, духовная. Причина заключается в том, что ислам традиционно претендует на тотальное регулирование всех сфер жизни и деятельности мусульман. Соответственно, исторически оказывают влияние сложившиеся закономерности и связи, которые закрепили в массовом сознании стереотипы нераздельности ислама и политики, светского и духовного, ислама, а также всего образа жизни правоверных.
В наши дни в мире более одного миллиарда человек исповедует ислам. Они проживают в 56 мусульманских странах и находятся в отдельных мусульманских общинах еще 120 государств. Возникающие в исламском мире политические, социально-экономические, культурные и другие проблемы разрешаются не только на межгосударственном уровне, но и с помощью исламских организаций, которые играют важную роль в международной политике. Эти организации различаются по своей структуре, целям, сферам и формам деятельности, уровням представительства. Их руководящими органами применяются и реализуются решения по самому широкому кругу проблем, оказывающие влияние не только на мусульманские страны, но на все мировое сообщество. Разделение понятий исламские террористические группировки и мирно существующие исламские организации – с этой задачей непременно сталкивается мировое сообщество. Чтобы решить эту проблему необходимо четкое определение терминологии и, соответственно, углубленного изучение всего разнообразия исламского политико-религиозного пространства.
На сегодняшний день в мире существует огромное множество организаций террористического толка. Из-за отсутствия универсализма в подходе к данной проблеме у различных государств разные списки организаций, попадающих в число террористов. Это может показаться не существенным недостатком, поскольку наиболее известные и массовые группировки все же общепризнаны. О них речь шла выше. Однако автор не согласен с таким подходом, поскольку на стороне более сильных течений выступают более мелкие группировки, и в таком случае борьба с терроризмом осложняется, зачастую активно критикуется как нетерпимое и недемократичное отношение к тому или иному течению, якобы не относящемуся к экстремистской деятельности. Это, надо полагать, является частью игры терроризма. Распространение подобных установок не происходит без его прямого либо косвенного участия. Поддержка и признание прав и интересов одних граждан государства не должно препятствовать обеспечению безопасности остальных.
Следует сказать, что вторая половина XX века явилась переломной в жизни исламского общества и связано это было с целым рядом как внутренних, так и внешних факторов. Процессы, запущенные в 1960-1970-е годы, их масштаб и отсутствие решения вызванных ими проблем в наши дни обусловливают, наряду с вышесказанным актуальность выбранной темы.
Цель работы – изучить трансформацию исламского религиозного пространства в 1960-1970-е годы, показав истоки и развитие исламского фундаментализма.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
изучить вопросы, связанные с возникновением исламского фундаментализма;
провести анализ историографии темы;
рассмотреть факторы, вызвавшие изменения в исламском мире в 1960-х – 1970-х годах;
показать связь исламского фундаментализма с международным терроризмом, появление которого связано с 1960-1970-ми годами.
Новизна темы определяется ее структурой и объясняется тем, что в исследовании предпринята попытка показать на основе имеющейся научной литературы становления и развития исламского фундаментализма, осветить особый этап его распространения в мире в 1960-1970-е годы, выявить факторы, обусловившие его взрыв и распространение в мире. В работе также предпринята попытка показать указанные выше процессы в связи с распространением угрозы международного терроризма. Данные положения объясняют также научную и практическую значимость работы, поскольку результаты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения данной темы и отдельных ее сторон.
Хронологические рамки исследования. Основные хронологические рамки исследования определены началом 1960-х – концом 1970-х годов, что обозначено в теме работы. Однако изучение истоков явлений, а также необходимость приведения результатов причинно-следственных связей диктуют необходимость выходить за верхнюю и нижнюю границы хронологических рамок.
Структура работы соответствует логике исследования и подчинена решению поставленных задач. Исследование включает введение, две главы, выделенные по проблемному и хронологическому принципам, заключение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Приведенные в данном исследовании данные, их анализ и систематизация позволяют сделать следующие заключения.
На сегодняшний день существует достаточно масштабный пласт научной литературы, посвященный исследованию исламского фундаментализма. Вместе с тем, в современной научной мысли до конца не решена проблема выявления исторических корней исламского фундаментализма, определения его места в системе исламской цивилизации. Провозглашение необходимости возврата к истокам исламской традиции позволяет рассматривать исламский фундаментализм как попытку противостоять «цивилизационному вызову» Запада, глобалистским тенденциям. Являясь базовой моделью сохранения мусульманской идентичности в условиях глобалистских тенденций и социокультурного кризиса, исламский фундаментализм выступает стремлением поиска альтернативной западному глобализму стратегии выживания исламской цивилизации.
Столь сложный и широкоформатный феномен как исламский фундаментализм имеет глубокие корни. Его проявления мы можем наблюдать уже на заре становления ислама в качестве мировой религии. В своей трансформации это явление претерпело значительные изменения, однако, основной сутью его является с древних времен стремление противопоставить истинную веру от веры неправильной и объединить верных мусульман в пределы одного государства, основанного на нормах и принципах ислама.
Рост исламского фундаментализма получил распространение в арабском мире, и происходил он, часто, в тесной связи с вытеснением из политической жизни левых сил. Специфика политизации ислама в этой связи выражалась не столько в реальном усилении роли ислама в политике, сколько в использовании мусульманских лозунгов для достижения вполне приземленных и даже корыстных целей. В целях политизации ислама в радикальном русле часто были использованы элементы исламского нормативного и идеологического наследия, традиционно занимавшие периферийное место в системе мусульманской цивилизации.
Важной чертой исламского фундаментализма в заявленные в теме исследования годы является то, что это явление, возникшее как региональные разрозненные ячейки, стал превращаться в глобальную проблему человечества. Именно в 1960-е — 1970-е годы он стал выходить из границ стран, породивших его, из границ регионов своего традиционного существования и превращаться в мировую проблему. Он стал порождением целого комплекса факторов и причин, как внутренних, так и внешних.
Политический радикализм и экстремизм, прорастающие на этой почве, представляют собой маргинальный вариант реакции исламского общества. Международный терроризм явился одной из «черных сторон» рассматриваемого явления.
В годы распространения фундаментализма наблюдается и интернационализация международного терроризма и интеграционные процессы среди его участников. Ввиду того, что до нашего времени не существует общепринятых определений международного терроризма, а соответственно, и возможности отнесения к нему тех или иных организаций, тема эта является крайне деликатной, поскольку всегда можно натолкнуться на обвинении в нелояльности, нетерпимости и прочих антинациональных и антирелигиозных проявлениях.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Исторический и теоретический аспекты
1.1. Возникновение исламского фундаментализма
Термин «исламский фундаментализм» используется для общей характеристики существующих религиозно-политических движений в исламе, идеология которых в разных интерпретациях базируется на обращении к религиозному и социально-политическому опыту времен Пророка Мухаммада. В таком же смысле принято употреблять термины «исламское возрождение», «мусульманский интегризм», «ривайвелизм».
«Фундаментализм» вообще является относительно новым понятием в науке. Французский ученый Р. Гароди связал его основные черты со склонностью к консервативным традиционным мировоззренческим установкам, идеализацией прошлого и нетерпимостью к новому, а также религиозной косностью, которая базируется на строгом следовании текстам священных писаний, воспринимаемых в качестве непреложных истин .
Основная сущностная черта исламского фундаментализма заключается в абсолютной неприемлемости иных конфессий и точек зрения, что находит свое выражение в резкой конфронтации с ними, отрицании диалога .
Последователи исламского фундаментализма претендуют на мессианскую роль, являя собой, согласно их воззрениям, единственно верных последователей ислама, которые борются за торжество социальной справедливости в мире. Именно потому фундаменталисты стремятся вернуть мусульман на «праведный путь», а «неверных» наказать. Насилие в данном случае выступает главным средством достижения поставленных целей. Проповедуя «возвращение к истокам» и построение общественной жизни на основе исламской традиции, фундаменталисты в реальности ратуют за создание новой социальной системы на базе старой идеи теократического государства, чем в свое время являлся Арабский халифат .
Для исламского мира логика возвращения к первоистокам для исправления «ошибок», привнесенных временем и человеческим несовершенством, являет собой базовую модель, предполагающую сохранение и развитие духовной традиции, а также социально-религиозного самосознания. На протяжении всей истории мусульманской религии обращение к истокам, к фундаменту, являлось средством преодоления упадка и кризиса в переломные эпохи. Модель, являющая собой возвращение к метафизическому и религиозному фундаменту, фиксируется в самой мусульманской традиции.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы