Курсовая с практикой на тему Исследования внешних и внутренних детерминантов самоценности в процессе социализации у обучающихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования внешних и внутренних детерминантов самоценности в процессе социализации обучающихся 6
1.1 Понятие самоценности, сущность, задачи. 6
1.2 Внешние и внутренние детерминанты у обучающихся 15
1.3. Особенности обучающихся в процессе социализации 19
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА II. Практические основы исследования внешних и внутренних детерминантов самоценности в процессе социализации обучающихся 23
2.1 Организация исследования внешних и внутренних детерминантов самоценности у обучающихся в процессе социализации 23
2.2 Анализ результатов исследования внешних и внутренних детерминантов самоценности у обучающихся в процессе социализации 29
2.3 Рекомендации социально — педагогической поддержки самоценности у обучающихся 36
Выводы по главе 2 41
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Введение:
В современности вопрос социализации появился в связи с социоэкономическими переменами, существенной сменой смыслового влияния, качественных и реверсивных изменении инструктивных и аксиологических комплексов групп [9, с. 5].
Развитие изменении и комплекс с условиями личностного роста в целостное вызывает постоянный рост первичной и причинной социализации. Из этого следует, что вопрос социализации современного мира актуален к исследованию.
Проблема детерминации индивида в процессе социализации решается с помощью системного подхода разного вида [8, с. 17].
На всем пути развития индивида проблема детерминации индивида в процессе социализации формируется как внешняя среда, в которой происходит становление личности и ее развитие. Однако «социальный контент», который представляет собой образцы ценностей, свойств, поведенческих шаблонов, локализуется не только внутри личности, но и вовне [5, с.183].
Для становление социализации ценно иметь внутренние причины, которые формируются не только личностными образованиями, но и профессиональная ориентация личности [10, с.283].
Задача социализации одна из главных в психологии, она касается такие моментов, как самостоятельность, конъюнктура, самоощущение в трудовой занятости [2, с. 13].
Изучением вопроса социализации обучающегося занимались и отечественные, и зарубежные психологи, педагоги, социологи, философы. Данную работу выполнили на основе трудов Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, JI.C. Выготского, А.И. Донцова, А.Г. Ковалева, Е.С. Кузьмина, В.Н. Куницыной, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мяси-щева, В.В. Новикова, В.Н. Панферова, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, К.К. Платонова, C.JI. Рубинштейна, В.Е. Семенова, Е.В. Шороховой, В.А. Ядова и др.
В последнее время психологи заинтересовались изучением проблемой социализации в системе образования (М.М. Кашапов, Н.В. Клюева, А.А. Реан, Н.И. Шевандрин, В.Ф. Шевчук, В.А. Якунин и др.).
Тем не менее вопрос социализации выступала темой большого количества социально — психологических и психолого — педагогических работ и является главной для психологии и близкой с ней наук, задачи о социализации обучающегося остаются недоработанными.
Объект исследования: внешних и внутренних детерминантов самоценности.
Предмет исследования: внешних и внутренних детерминантов самоценности в процессе социализации у обучающихся.
Целью данной работы является исследование особенностей внешних и внутренних детерминант обучающихся в процессе социализации.
Эта цель достигается посредством решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы исследования внешних и внутренних детерминантов самоценности в процессе социализации у обучающихся;
2. Выявить особенность……взаимосвя
3. Установить….
4. Организовать исследование внешних и внутренних детерминантов самоценности в процессе социализации у обучающихся;
5. Составить рекомендации социально — педагогической поддержки самоценности у обучающихся
Для реализации сформулированной цели была выдвинута следующая гипотеза:
Методы исследования:
Для решения поставленных задач применялся анализ общепсихологической, социально-психологической и педагогической, философской литературы по проблемам исследования; теоретическое моделирование с соотнесением разработанных моделей с имеющимися в современной психологии концепциями социализации; методы статистической обработки комплекс эмпирических методов, включающий эксперимент, анкетирование, моделирование, методики исследования структуры личности.
• Морфологический тест жизненных ценностей МТЖЦ В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина;
• Изучение самоценности личности Климова Е. К., Помазина О. А.;
• «Отношения с родителями» Н.С.Ефимова.
Выборка исследования:
Комплексные исследования были проведены на 40 анкетируемых в ЯГПОУ им. К.Д. Ушинского.
Структура курсовой работы:
Заключение:
Самоценность как аксиологический термин и предмет исследования появился в исследованиях отечественных ученых во второй половине XX века и рассматриваются как совокупность убеждений индивида, определяющая направленность его поведения.
В процессе общественного развития происходит изменение отдельных детерминант, появление новых, обусловливающих становление и существование личности в связи с общественно-историческим прогрессом. Общественная практика требует определения детерминант и раскрытия отношений между отдельными детерминантами, поскольку имеется насущная необходимость в определении сферы влияний и взаимовлияний на личность и ее поведение отдельных факторов, условий.
Социализация — это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Социализация — это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности.
В исследовании принимали участие обучающиеся в количестве 40 человек, средний возраст 19 лет.
В соответствии с темой исследования и анализом литературы нами были подобраны методики:
1. Морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина.
2. «Изучение самоценности личности» Климова Е. К.
3. Помазина О. А., «Отношения с родителями» Н.С.Ефимова.
На основе результатов мы установили прямую взаимосвязь между показателями сохранение индивидуальности обучающегося и симбиоз со стороны родителей.
На основе результатов мы установили прямую взаимосвязь между профессиональной жизнью обучающегося и кооперацией со стороны родителей (r=0.362; р=0.022). Чем выше важность дл обучающегося выбора будущей специальности, тем выше желание родителя узнать интересы, увлечения ребенка и погрузится в изучения с ним [11, с.18]. Полученный результат можно объяснить тем что родители дают обучающемуся возможность принятия своего решения без осуждения его и дают поддержку при любом результате этого решения.
На основе полученных результатов была выявлена прямая взаимосвязь между профессиональной жизнью обучающегося и симбиозом со стороны родителей.
Также на основе полученных результатов была выявлена прямая взаимосвязь между показателями образование обучающегося и авторитарной гиперсоциализацией со стороны родителей. На основе полученных результатов была выявлена прямая взаимосвязь между показателями семейная жизнь обучающегося и симбиоз со стороны родителей.
На основе полученных результатов была установлена прямая взаимосвязь между показателями семейная жизнь обучающегося и авторитарная гиперсоциализация со стороны родителей.
На основе полученных результатов была выделена прямая взаимосвязь между показателями общественная активность обучающегося и авторитарная гиперсоциализация со стороны родителей.
На основе полученных результатов была выявлена прямая взаимосвязь между показателями физическая активность обучающегося и симбиоз со стороны родителей.
С точки зрения исследования внутренних и внешних детерминантов, как условия социализации нами были выделены часто встречающиеся критерии способствующие развитие личности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования внешних и внутренних детерминантов самоценности в процессе социализации обучающихся
1.1 Понятие самоценности, сущность, задачи.
Самоценность как аксиологический термин и предмет исследования появился в исследованиях отечественных ученых во второй половине XX века (О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, А.М. Матюшкин Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.П. Тугаринов и др.). Ценностные ориентации рассматриваются как совокупность убеждений индивида, определяющая направленность его поведения.
Отечественные и зарубежные ученые (А. Адлер, П.П. Блонский, К.Н. Венцель, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.) определяют обучение, как значимый период для становления у ребенка системы ценностных ориентаций, формирующейся, как на сознательном, так и на бессознательном уровне.
По мнению А. Адлера, З. Фрейда и Э. Эриксона к 7 годам завершается формирование ценностно-смысловой сферы ребенка и начинается понимание себя как личности, понимание своей ценности [6].
Поэтому К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, В. А. Сухомлинский подчеркивали необходимость формирования идеалов уже в детском возрасте, и чем раньше начнется воспитание самооценки, тем устойчивее будут представления о своей личности.
А. Маслоу и А. Адлер доказали, что человеку присущи не только витальные потребности (еда, сон и др.), но и социальные потребности (в общении, самоактуализации, принадлежности к социальной группе), т.е. витальные и социальные потребности составляют общие природные потребности человека [3].
По данным исследований отечественных ученых (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштей и др.) в процессе социализации ребенка под влиянием социокультурной среды происходит развитие его природных потребностей (формируются первые связи и отношения, первые ценностные ориентации в сфере общения со сверстниками и взрослыми). В данном возрасте ученики усваивают представления о моральных нормах и правилах поведения в обществе, первые этические оценки, на основе которых поступки делятся на «хорошие» и «плохие».
В исследованиях (Л.И. Божович, М.П. Денисова, М.И. Лисина, П.М. Якобсон и др.) выделена потребность в новых впечатлениях и новых знаниях, которая составляет основу психического развития детей и выступает базой для развития других социальных потребностей, познавательной, в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. По мнению М.И. Лисиной особенно важным для ребенка является потребность в общении со взрослым, в положительной оценки со стороны взрослого действий и поведения ребенка, удовлетворение этой потребности способствует усвоению детьми нравственных ценностей и овладению нормами социального поведения.
Особое внимание в процессе формирования ценностных ориентаций уделяется эмоционально-чувственной сфере ребенка, развитию сопереживания и сострадания, проявляющихся у ребенка на ранних этапах онтогенеза в процессе общении с близкими взрослыми и составляющими основу нравственного чувства (П. Абдулова, В.В. Зеньковский, М.И. Лисина и др.). Ученые, подчеркивая эмоциональную связь ребенка раннего возраста с близкими взрослыми в семье, используют такие характеристики, как «симбиоз ребенка и взрослого» (А. Vallon); «социальная ситуация «Мы» (Л.С. Выготский), привязанность как первый этап социализации и фактор, влияющий на ее успешность (М.А. Василенко) [9].
Эмоциональная реакция с присущим ей оценочным характером является первым источником информации. Посредством интериоризации эмоциональной оценки близких взрослых в сознании ребенка складываются представления о себе как о личности.
Поэтому в формировании ценностных личностных ориентаций очень важна роль семьи, характер общения ребенка в семье, близкие доверительные отношения ребенка с взрослыми в семье.
Потребности в оценивании своей личности проявляются в эмпатии, в желании (мотиве) помогать животным и людям. В развитии эмпатии у ребенка, начиная с раннего возраста, ведущая роль принадлежит примерам эмоциональных реакций близких взрослых на различные ситуации, их образцам морального и альтруистического поведения, обеспечивающим эмоциональное заражение и соответствующую реакцию у ребенка. Ученые считают, что в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций происходит развитие мотивационной сферы ребенка, нравственных мотивов поведения, определяющих отношение ребенка к окружающему миру (природе, сверстникам, взрослым). Нравственные мотивы поведения развиваются в тесной взаимосвязи с усвоением моральных норм, правил поведения, понимания значении своих действий и поступков для других [6].
В основе направленности поведения находится иерархия мотивов (В.С. Мухина), к данному возрасту у детей складывается система соподчинения мотивов, определенные мотивы для ребенка становятся более важными (ведущими), чем другие.
Обучающиеся в состоянии подчинить свои желания и выстроить линию поведения, руководствуясь нормами, или требования взрослого. Постепенно, в процессе удовлетворения требований взрослых выстраивать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами, у ребенка происходит осознание их содержания, и создаются предпосылки интериоризации внешних требований во внутренние требования самого ребенка.
По мнению В.В. Зеньковского, основная цель формирования ценностных ориентаций заключается в «пробуждении нравственного сознания у ребенка, культивировании у него потребности руководствоваться в своем поведении личностной характеристикой».
Самооценка должна стать внутренним регулятором сознания и поведения.
По мнению ученых (Т.П. Абдулова, В. В. Зеньковский, А.А. Максутова, Н.В.Мельникова, Р.В. Овчарова, С.Г. Якобсон и др.) на формирование самооценки и ценностных ориентаций влияют такие чувства, как: смущение, стыд и вина. Чувство стыда ощущается ребенком как снижение собственной ценности, ребенок переживает противоречие между представлением о себе как «о хорошем» и негативной оценкой себя другими людьми. Чувство стыда (вины) непосредственно влияет на формирование самооценки ребенка и представление его о себе, появляются суждения о себе в понятиях «добрый-злой», «плохой-хороший» и т.д. Стремление быть хорошим и получить высокую оценку себя и своих поступков от окружающих способствует развитию у ребенка моральной саморегуляции поведения. Ученые подчеркивают, что без эмоциональных переживаний значений нравственных понятий и оценок себя со стороны других людей, только на когнитивном (интеллектуальном) уровне усвоить ребенку содержание и ценность моральных норм невозможно.
Т.П. Абдулова подчеркивает, что «ребенок познает смысл самооценки в «эмоциональной, подсознательной и одновременно логико-рефлексивной форме» [2].
Согласно исследованиям (Л.А. Венгера, Б.С. Волкова, Н.В. Волковой В.С. Мухиной и др.) ученики могут объективно оценить свои достоинства и недостатки, что свидетельствует о наличии у выраженной сравнивающей рефлексии [11].