Курсовая с практикой на тему Исследования процесса школьной адаптации первоклассников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.. 6
1.1 Подходы к проблеме адаптации
первоклассников к образовательной организации в современной педагогике и
психологии. 6
1.2 Условия адаптации первоклассников
к образовательной
организации. 13
Глава 2. Опытно-ПОИСКОВАЯ работа по выявлению эффективности программы
адаптации первоклассников. 21
2.1 Разработка
комплекса мероприятий по адаптации первоклассников к
школе 21
2.2 Организация и
методика исследования адаптации детей к школе. 27
2.3 Анализ
результатов опытно-поисковой работы адаптации первоклассников к обучению в
школе. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
Список
использованной литературы.. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
Как показывают многочисленные исследования по
психологии младшего школьного возраста, первый год обучения всегда является
довольно сложным и переломным моментом в жизни любого ребенка. В его жизни
кардинально изменяется вся система общественных отношений, меняется практически
полностью уклад жизнедеятельности, происходят огромные психоэмоциональные
изменения и колоссальные нагрузки. Ежедневные уроки, домашние задания,
концентрация на учебном процессе, подчинение взрослому человеку, правильная
осанка, неподвижное положение на уроке – все это приходит на смену дошкольного
периода.
Не подлежит сомнению тот факт, что у младшего
школьника, пришедшего в новый коллектив, возникает множество проблем, которые
нужно решить. Среди таких сложностей можно отметить установление контакта с
учителем, с одноклассниками, привыкание к нагрузкам, школьные обязанности и
новые требования дисциплины.
Современные исследования доказывают, что
далеко не все дети могут справиться со всеми сложностями, которые возникают у
них в период адаптации к школьной жизни. Некоторые школьники с высокими
умственными способностями проходят определенные сложности на данном этапе. Опыт,
который дети получают на этапе адаптации к школе и повышенным нагрузкам,
оказывает серьезное воздействие на последующее развитие ребенка как на
индивидуальном уровне, так и на уровне социального общества.
В течение последних лет наблюдается усиление
социальной функции государственных учреждений, в частности – школы. Любое
государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со
множеством неразрешённых проблем, количество которых возрастает. Одни группы
проблем связаны с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей в
социальной среде; проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим
климатом в школах. Именно в начальном обучении могут быть заложены личностные
механизмы поведения, образованы психологические связи и всевозможные
межличностные отношения между взрослыми и сверстниками, с чем и связана
актуальность настоящего исследования.
В процессе исследования современной литературы
обнаружено, что программ адаптации первоклассников, имеющих научное обоснование
и апробацию, охватывают довольно обширный период с 2003 года по настоящее
время. О проблемах адаптации первоклассников говорилось еще в 2006 году, когда
частотными были случаи негативных эмоций со стороны учеников, хроническое
переутомление, высокая тревожность по причине высокой тревожности матерей, чему
чаще подвержены девочки, согласно данным Н. Б. Овденко.
Существенный вклад в развитие заданного
направления внесли учителя-практики: Е.М. Габышева, Н.Н. Валяева, О.В. Касько,
Н.Е. Овденко, апробируя диагностики, создавая свои пути решения психологических
проблем первоклассников. А. Д. Андреева в 2016 году отмечает противоречия между
современными требованиями программ ФГОС со сниженной функцией психолога в
образовательном учреждении для оказания системной помощи педагогам, родителям и
обучающимся и психологическим уровнем развития младших школьников в обычной школе.
В частности, А. Д. Андреева отмечает, что современные первоклассники (60 %)
имеют несформированные познавательные процессы (организация деятельности,
моторно-речевое развитие) и интегративные процессы (зрение, слухо-моторные),
важные для обучения счету, письму, чтению. Большой процент неуспевающих именно
в начальной школе (15% — 40 %). К причинам относятся внешние факторы (экология,
инклюзивное образование, опережение программы нормального развития
среднестатистического первоклассника) и внутренние (генетические).
Современное развитие науки привело к различным
направлениям в решении проблематики адаптации обучающихся в первый год
образовательной деятельности в школе с повышенной учебной нагрузкой.
Таким образом, указанными выше положениями
определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Цель исследования – анализ исследования
процессов школьной адаптации детей первого года обучения в школе.
В связи с поставленной целью были определены и
конкретизированы следующие задачи: 1. Проанализировать теоретические
аспекты проблематики формирования и развития адаптации младших школьников. 2. Организовать и провести исследование
по определению основных особенностей адаптации к учебному процессу в
образовательном учреждении. 3. Разработать рекомендации по коррекции
поведения первоклассников.
Объект исследования: адаптационные особенности
младших школьников. Предмет исследования: психокоррекция самооценки в период
адаптации младших школьников к обучению в школе.
Методы исследования:
1) теоретический анализ специальной литературы
по теме исследования;
2) анализ и обработка данных, полученных из
общедоступных источников;
3) методы конструирования и проектирования,
обобщения.
Практическая значимость настоящего
исследования состоит в возможности использования материалов и результатов при
составлении адаптационные программ для первоклассников.
Заключение:
В настоящее время проблематика адаптированности детей
к обучению в образовательной организации представляется одной из важнейших в
психолого-педагогических исследованиях. В условиях современной реальности и
само школьное образование переживает радикальные практические изменения. При
этом одним из важнейших составляющих педагогического процесса становится
личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. А по этой причине
эффективность и результативность образовательного процесса в значительной
степени детерминируется тем фактом, на сколько готов ребенок к обучению в
школе.
Адаптация к обучению в школе первоклассника
предполагает, что у ребенка должен быть сформирован определенный уровень
самосознания и самооценки, сформирована внутренняя позиция школьника как
значительная база для дальнейшего эффективного обучения и личностного развития.
Первоклассник должен знать необходимые правила и нормы
поведения в школе, уметь адекватно оценивать собственные реальные и
потенциальные возможности. В последнее время незначительно увеличивается
количество неподготовленных к школе детей, которые не способны справиться со
школьной нагрузкой, все это может привести к школьной дезадаптации в
дальнейшем.
В
теоретической части работы были рассмотрели основные подходы к исследованию
социальной адаптированности детей к школьному обучению.
Теоретико-методологический анализ позволил выделить представление о школьной
готовности, которое мы взяли за основу в нашем исследовании. Результаты
исследования позволяют сделать ряд выводов, имеющих практическое значение.
Один
из выводов касается многосторонности социальной готовности к школьному обучению
на основе комплексного системного подхода. В диагностике социальной готовности
необходимо использовать методику, позволяющую оценить устойчивость школьной
готовности детей. Другой важный практический вывод касается развивающей работы,
направленной на формирование социальной готовности. Эта работа должна
содействовать развитию готовности к школе.
Результаты
показали также, что в интеллектуальной сфере необходима работа по развитию
обобщения понятий. В целом исследование позволило, на наш взгляд, более глубоко
изучить социально-психологическую готовность к школе и ее соотношение с
интеллектуальной готовностью.
В
основе воспитательной деятельности при формировании социальной готовности
должна лежать личностно-ориентированная модель воспитания и обучения детей
дошкольного возраста при подготовке их к школьному обучению.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1 Подходы к проблеме
адаптации первоклассников к образовательной организации в современной
педагогике и психологии На сегодняшний день проблемы адаптации широко
исследуются отечественными учеными, в частности, в таких областях как биология,
психология, педагогика, социология и другие. Рассматривая адаптацию с точки
зрения педагогической науки, следует выделить ее сложность и многоплановость, в
связи с чем ее структура, виды и формы описываются разными исследователями
по-разному. Так, по мнению И.В. Шаповаленко, вопросы теоретического и
методического обеспечения концепций психической адаптации во многом остаются
неразработанными [38, с. 116].
В настоящее время существуют различные определения
адаптации, которые требуют теоретического рассмотрения. В педагогике адаптация
–рассматривается как полифункциональное понятие. Оно определяет способность
индивида изменять свое поведение, состояние или отношение к чему-либо в
соответствии с изменениями условий жизнедеятельности. Данная способность
проявляется в возможности сохранения состояния внутреннего равновесия и
успешной выживаемости человека в разных социально-психологических,
экономических и материальных средах. Способность к адаптации характеризует
гибкость и пластичность психики личности, ее психологическую, социальную, а
также профессиональную мобильность. Адаптация, таким образом, представляет
собой реакцию организма и психики на изменяющиеся условия окружающей среды.
Адаптацию следует
рассматривать не как пассивное приспособление к изменчивым условиям, а как
процесс формирования новых форм и способов активности, которые обеспечивают
эффективность деятельности личности в