Курсовая с практикой на тему Исследование взаимосвязи мотивации достижений и их самооценки у детей подросткового возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей самооценки и мотивации достижения в подростковом возрасте 4
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста 4
1.2. Особенности мотивации достижений подростков 10
1.3. Особенности самооценки подростков 14
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации достижений и уровня самооценки подростков 17
2.1. Организация и методики исследования 17
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 19
Заключение 25
Литература 27
Введение:
Актуальность исследования. Одна из важных задач, которая стоит перед психологией и педагогикой, заключается в формировании активной личности, которая будет мотивированна на деятельную жизненную позицию. В связи с этим необходимым считается изучение роли мотивации в достижениях индивида. Заметим, что определение взаимосвязи мотивации с самооценкой личности представляет собой одной из перспективных направлений психологических исследований. Среди отечественных ученых данной проблемой занимались В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин. Так отмечается, что становление субъекта деятельности, который способен сознательно ставить жизненные цели и добиваться их, обеспечивается мотивацией достижения, отражающей ценностное отношение индивида к себе как к личности и субъекту деятельности.
Проблема мотивации, мотивов поведения и деятельности одна из стрежневых в психологии. Большое количество монографий как отечественных (В. Г. Асеев, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, Д. И. Узнад- 65 зе), так и зарубежных авторов (Г. Холл, Л. Мюррей, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.) посвящено изучению и разработке вопроса мотивации.
На актуальность изучения так же указывает тот момент, что в период подросткового возраста формирование таких качеств как самооценки и мотивация представляются в группе социально важных, поскольку оказывают влияние на реализацию личности в социуме, построение межличностных отношений, достижений в поставленных целях и т.п.
Вопросом изучения самооценки в подростковом возрасте занимались Л.И. Божович, М.И. Лисина, И.С. Кон, Н.А. Менчинская, А.И. Липкина и многие другие.
В связи с этим целью исследования является определение особенностей взаимосвязи между мотивацией достижения и самооценкой личности подростков.
Объект исследования – процесс формирования самооценки и мотивации достижений в подростковом возрасте.
Предмет исследования – взаимосвязь мотивации достижения и самооценки подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень самооценки подростков оказывает значительное влияние на наличие мотивации достижения. Так, при низком уровне самооценки у подростков мотивацией достижения будет избегание неудачи, а при нормальном и высоком уровне самооценки – мотивация достижения успеха.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач:
1. Составить психологическую характеристику подросткового возраста.
2. Изучить особенности становления мотивации достижения у подростков.
3. Выявить особенности самооценки в подростковом возрасте.
4. Организовать исследование и подобрать методики диагностики.
5. Проанализировать особенности взаимосвязи между мотивацией достижения и уровнем самооценки подростков.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования).
2. Эмпирический (анкетирование, тестирование подростков)
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Подростковый возраст является важным моментом становления личности и ее физических и психологических особенностей.
Важнейшая психологическая особенность его – зарождающееся чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг, намного превышает его возможности.
Подростковый возраст характеризуется частичным разрушением личностной целостности посредством быстрых качественных изменений в телесном облике, сексуальном развитии и мышлении. Это определяет, что особое место для подростка, занимает поддержка родителей и окружающих, для его временно ослабевшего «Я» посредством удовлетворения потребности в любви и принятии.
Важно, что в подростковом возрасте происходит существенное развитие рефлексии в определенных условиях, среди которых на первый план выходит удовлетворение потребности подростка в самораскрытии.
Имея ярко выраженные потребности и мотивы, человек становится субъектом своей жизнедеятельности и может полностью принимать ответственность за свое развитие. Подростковый возраст важен для становления данного компонента, так как одним из новообразований данного возрастного периода является личностное самоопределение, когда подросток начинает формировать умение делать выбор и нести за него ответственность.
В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых — низкая, преимущественно заниженная.
У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым. Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.
Главным возрастным мотивом подростков является мотив достижения, который, как правило, связан со стремлением добиваться успеха, избегать неудач, с тем, чтобы повысить или сохранить самоуважение, самооценку, уважение окружающих. Развитие мотива, баланс стремления к успеху и желание избегать неудач могут различаться: одни подростки больше стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое, не рисковать.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей самооценки и мотивации достижения в подростковом возрасте
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
Известно, что возрастные категории всегда обозначают не только возраст и уровень биологического развития индивида, но так же и его социальные статус и общественное положение. Современная психология определяет подростковый возраст от 11 до 15 лет, что совпадает со временем обучения детей в средних классах школы [2].
Один из исследователей, Л.С. Выготский говорит о том, что переходный возраст включается два ряда процессов – натуральный и социальный [4]. Натуральный ряд заключается в процессах биологического созревания организма, включая половое созревание, а социальный заключается в процессе обучения, воспитания и социализации. Данные процессы полностью взаимосвязаны, но не являются синхронными. Это объясняется несколькими положениями:
1. Различность темпов физического и психического развития. Данные различия существуют в психическом развитии, в интересах подростка, в умственной зрелости, его уровне самостоятельности.
2. Наличие больших внутренних диспропорций, когда отдельные биологические системы организма могут созревать в различное время. Намного больше вариаций в данном контексте происходит в психическом плане, когда старший подросток еще может быть в одинаковых отношениях со взрослыми, в то же время оставаться совершенно ребенком.
3. Социальное возмужание по времени не является тождественным физическому. Так, физическое созревание подростка может происходит достаточно быстрее и заканчиваться ранее, если сравнивать настоящее время и прошлое столетие. Что касается социального созревания, то отмечается, что строки обучения увеличились и позже наступает трудовая деятельность. При этом, средний возраст вступления в брак уменьшился. Это приводит к неопределенности нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании [10].
Отмечается, что социальное созревание определяется несколькими критериями, среди которых – завершение образования и приобретение стабильной профессии, начало трудовой деятельности и экономическая самостоятельность, политическое и гражданское совершеннолетие, служба в армии и вступление в брак.
Подростковый возраст является периодом пубертатного кризиса и полового созревания. Все изменения в организме подростка проходят пол стимулирующим и контролирующим воздействием гипоталамуса и эндокринных желез, вырабатывающихся гормонами, которые стимулируют и регулируют процессы роста [17].
В первую очередь трудности подросткового возраста связаны с половым созреванием, которое выступает причиной разных психофизиологических и психических отклонений. Так, подростки могут испытывать чувство тревоги, повышенную возбудимость, депрессию, некоторые могут чувствовать себя неуклюжими и неловкими, посредством того, что не совпадают темпы роста различных частей тела и прослеживаться резкая смена его пропорций. Изменения в данный возрастной период достаточно сильные, часто их называют гормональной бурей или скачком роста.
Подростковый возраст характеризуется возникновением и обострением различных патологических реакций, которые связаны с развитием психических и соматических заболеваний.
Характерными особенности нормальных здоровых подростков являются такие: предельная неустойчивость настроения и поведения, постоянные колебания самооценка, прослеживается резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость и неадекватность реакций, возможна повышенная конфликтность [3].