Курсовая с практикой на тему Исследование взаимосвязи этнической толерантности и агрессивности студентов с применением корреляционного анализа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Корреляционный анализ как метод статистики 5
1.1 Понятие статистического анализа в психологии 5
1.2 Корреляционный анализ в психологии 18
Глава 2. Этническая толерантность и агрессивность 33
2.1 Особенности формирования этнической толерантности в условиях мультикультурного региона на примере Дагестана 33
2.2 Агрессивность студентов ДГУ 45
Глава 3. Исследование взаимосвязи этнической толерантности и агрессивности студентов методом корреляционного анализа 53
3.1 Организация исследования 53
3.2 Результаты корреляционного анализа 54
Заключение 61
Список литературы 62
Введение:
Россия является мультикультурной и многонациональной страной. С одной стороны, это позволяет человеку полноценно реализовать свою потребность в принадлежности к значимой группе (в том числе по национальному признаку), найти сильные стороны в уникальной культуре, при этом сохраняя идентичность как русского человека. С другой стороны неадекватное отношение между различными национальностями, конфликты или дискриминация по этническому признаку, а также этнический экстремизм являются серьезными рисками для внутренней безопасности. Эта проблема особенно остро возникает в кризисный период, в частности в связи с началом специальной военной операции в России. Многие антироссийские группировки используют межэтнические конфликты как средство ослабления устойчивости страны, в связи с чем возрастает вероятность насильственных проявлений подобных конфликтов. Указанные проблемы наиболее актуальны в многонациональных регионах, к которым относится и Северный Кавказ.
Межэтнические конфликты, по данным современных исследований, могут быть производными как внешних обстоятельств, так и внутренних особенностей, присущих их участникам. В частности, как одна из причин конфликтности личности рассматривается присущая ей агрессивность. В научной литературе имеются данные, которые подтверждают это, однако они достаточно противоречивы. Например, во многих научных исследованиях говорят о конфликтности личности как о склонности к эскалации взаимоотношений, однако не до конца ясно, какими чертами обладает конфликтная личность и чем объясняется подобное поведение. Более того, многие черты конфликтных личностей являются положительными и не связаны с развязыванием насильственных эпизодов.
В связи с этим, целью данного исследования является корреляционный анализ межэтнической толерантности и агрессивности на примере студентов Дагестанского государственного университета.
Задачи исследования:
1. выявить особенности межэтнической толерантности и проявлений национальной нетерпимости у студентов 1 и 2 курсов ДГУ;
2. выявить уровень агрессии и её внутреннюю структуру;
3. провести корреляционный анализ между нетерпимостью и различными компонентами агрессии у студентов;
4. на основании полученных данных предложить меры по профилактике межэтнических конфликтов в студенческой среде Дагестана.
Гипотеза исследования состоит в том, что существует положительная корреляция между агрессивностью личности и ее склонности к нетерпимости по национальному признаку.
Объектом исследования являются межнациональная нетерпимость и агрессивность, предметом — корреляция между различными параметрами агрессивности и нетерпимого отношения к представителям другой национальности в условиях студенческой среды мультикультурного региона.
Методы исследования: анализ литературных данных, психологическое тестирование, корреляционный анализ.
В качестве теоретической основы исследования выступили научные публикации Е.Л. Трофимовой, Н.М. Вагабовой, Р.В. Борисова, Н.Ш. Акаевой и др.
В качестве экспериментальной базы выступил Дагестанский государственный университет.
Заключение:
Проведенное нами исследование показывает, что студенты 1 и 2 года обучения ДГУ умеренно склонны к негативному восприятию представители других национальностей. Структура межнациональных отношений отличается как по годам обучения, так и в зависимости от пола респондента. Это необходимо учитывать при планировании мероприятий по развитию толерантности.
Студенты в указанных группах отличаются достаточно низким уровнем агрессивности. При этом на склонность к межэтническим конфликтам значимо влияют такие параметры, как вербальная агрессия, враждебность, раздражительность, чувство вины и обида. Ранее в литературе подобные сведения не были зарегистрированы и описаны нами впервые.
Интересной особенностью выборки студентов является тот факт, что негативные проявления агрессивности влияют не только на восприятие другой национальности, но и своей собственной. Так, респонденты с выраженным чувством вины и обидой были склонны ниже оценивать представителей собственной нации.
Межнациональные отношения студентов ДГУ характеризуется низкой тревожностью и небольшим числом конфликтов, однако обнаруженные нами факты негативной оценки представителей других национальностей требуют дальнейшего мониторинга и изучения.
На основании полученных нами данных была предложена программа по реабилитации студентов с негативным отношением к представителям других национальностей. Помимо стандартной программы работы по развитию толерантности, нами предлагается также психологическое сопровождение и работа с эмоциональными состояниями.
Фрагмент текста работы:
Понятие статистического анализа в психологии
Методы статистической обработки данных — это способы количественных расчетов, математические формулы и приемы, которые позволяют обобщать эмпирические данные, выявляя скрытые в них закономерности.
Методы статистической обработки данных подразделяют на первичные и вторичные [8]. К первичным методам относят такие, которые непосредственно работают с результатами измерений, позволяя получить дополнительные характеристики выборки, например, рассчитать среднее значение с учетом ошибки, моды и медианы выборки, квартили и другие параметры распределения и дисперсии, стандартное отклонение и т.д. Вторичные методы статистической обработки используют данные от первичных методов, они позволяют проводить качественный анализ данных, обработанных первичными методами. В качестве примера вторичных методов можно назвать проверку статистических гипотез, изучение характера распределения выборки, подбор статистических критериев для дальнейших исследований.
В целом можно выделить следующие функции статистического анализа данных в психологических исследованиях [13]:
1. позволяет обобщить данные исследования, более корректно описывать объект изучения;
2. позволяет сделать вывод о наличии объективных отличий между различными группами;
3. позволяет установить неявные закономерности психологических данных, сделать выводы о скрытых причинах некоторых явлений;
4. и позволяет найти объективные доказательства сделанным выводам.
Выделяют следующие этапы статистического анализа данных [15]:
1 этап — исходный предварительный анализ исследуемой реальной системы, в результате которого определяются:
— основные цели исследования на содержательном неформализованном уровне;
— совокупность единиц, представляющих предмет статистического исследования;
— перечень отобранных из представленных специалистами априорных (независимых от опыта человека) показателей, характеризующих каждый из исследуемых объектов;
— степень формализации соответствующих записей при сборе исходных данных;
— общее время и трудозатраты на планируемые работы;
— формализованная постановка задачи, по возможности включающая статистическую модель изучаемого явления.