Статистические методы в психологии Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Исследование взаимосвязи этнической толерантности и агрессивности студентов с применением корреляционного анализа

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Корреляционный анализ как метод статистики 5

1.1 Понятие статистического анализа в психологии 5

1.2 Корреляционный анализ в психологии 18

Глава 2. Этническая толерантность и агрессивность 33

2.1 Особенности формирования этнической толерантности в условиях мультикультурного региона на примере Дагестана 33

2.2 Агрессивность студентов ДГУ 45

Глава 3. Исследование взаимосвязи этнической толерантности и агрессивности студентов методом корреляционного анализа 53

3.1 Организация исследования 53

3.2 Результаты корреляционного анализа 54

Заключение 61

Список литературы 62

  

Введение:

 

Россия является мультикультурной и многонациональной страной. С одной стороны, это позволяет человеку полноценно реализовать свою потребность в принадлежности к значимой группе (в том числе по национальному признаку), найти сильные стороны в уникальной культуре, при этом сохраняя идентичность как русского человека. С другой стороны неадекватное отношение между различными национальностями, конфликты или дискриминация по этническому признаку, а также этнический экстремизм являются серьезными рисками для внутренней безопасности. Эта проблема особенно остро возникает в кризисный период, в частности в связи с началом специальной военной операции в России. Многие антироссийские группировки используют межэтнические конфликты как средство ослабления устойчивости страны, в связи с чем возрастает вероятность насильственных проявлений подобных конфликтов. Указанные проблемы наиболее актуальны в многонациональных регионах, к которым относится и Северный Кавказ.

Межэтнические конфликты, по данным современных исследований, могут быть производными как внешних обстоятельств, так и внутренних особенностей, присущих их участникам. В частности, как одна из причин конфликтности личности рассматривается присущая ей агрессивность. В научной литературе имеются данные, которые подтверждают это, однако они достаточно противоречивы. Например, во многих научных исследованиях говорят о конфликтности личности как о склонности к эскалации взаимоотношений, однако не до конца ясно, какими чертами обладает конфликтная личность и чем объясняется подобное поведение. Более того, многие черты конфликтных личностей являются положительными и не связаны с развязыванием насильственных эпизодов.

В связи с этим, целью данного исследования является корреляционный анализ межэтнической толерантности и агрессивности на примере студентов Дагестанского государственного университета.

Задачи исследования:

1. выявить особенности межэтнической толерантности и проявлений национальной нетерпимости у студентов 1 и 2 курсов ДГУ;

2. выявить уровень агрессии и её внутреннюю структуру;

3. провести корреляционный анализ между нетерпимостью и различными компонентами агрессии у студентов;

4. на основании полученных данных предложить меры по профилактике межэтнических конфликтов в студенческой среде Дагестана.

Гипотеза исследования состоит в том, что существует положительная корреляция между агрессивностью личности и ее склонности к нетерпимости по национальному признаку.

Объектом исследования являются межнациональная нетерпимость и агрессивность, предметом — корреляция между различными параметрами агрессивности и нетерпимого отношения к представителям другой национальности в условиях студенческой среды мультикультурного региона.

Методы исследования: анализ литературных данных, психологическое тестирование, корреляционный анализ.

В качестве теоретической основы исследования выступили научные публикации Е.Л. Трофимовой, Н.М. Вагабовой, Р.В. Борисова, Н.Ш. Акаевой и др.

В качестве экспериментальной базы выступил Дагестанский государственный университет.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное нами исследование показывает, что студенты 1 и 2 года обучения ДГУ умеренно склонны к негативному восприятию представители других национальностей. Структура межнациональных отношений отличается как по годам обучения, так и в зависимости от пола респондента. Это необходимо учитывать при планировании мероприятий по развитию толерантности.

Студенты в указанных группах отличаются достаточно низким уровнем агрессивности. При этом на склонность к межэтническим конфликтам значимо влияют такие параметры, как вербальная агрессия, враждебность, раздражительность, чувство вины и обида. Ранее в литературе подобные сведения не были зарегистрированы и описаны нами впервые.

Интересной особенностью выборки студентов является тот факт, что негативные проявления агрессивности влияют не только на восприятие другой национальности, но и своей собственной. Так, респонденты с выраженным чувством вины и обидой были склонны ниже оценивать представителей собственной нации.

Межнациональные отношения студентов ДГУ характеризуется низкой тревожностью и небольшим числом конфликтов, однако обнаруженные нами факты негативной оценки представителей других национальностей требуют дальнейшего мониторинга и изучения.

На основании полученных нами данных была предложена программа по реабилитации студентов с негативным отношением к представителям других национальностей. Помимо стандартной программы работы по развитию толерантности, нами предлагается также психологическое сопровождение и работа с эмоциональными состояниями.

 

Фрагмент текста работы:

 

Понятие статистического анализа в психологии

Методы статистической обработки данных — это способы количественных расчетов, математические формулы и приемы, которые позволяют обобщать эмпирические данные, выявляя скрытые в них закономерности.

Методы статистической обработки данных подразделяют на первичные и вторичные [8]. К первичным методам относят такие, которые непосредственно работают с результатами измерений, позволяя получить дополнительные характеристики выборки, например, рассчитать среднее значение с учетом ошибки, моды и медианы выборки, квартили и другие параметры распределения и дисперсии, стандартное отклонение и т.д. Вторичные методы статистической обработки используют данные от первичных методов, они позволяют проводить качественный анализ данных, обработанных первичными методами. В качестве примера вторичных методов можно назвать проверку статистических гипотез, изучение характера распределения выборки, подбор статистических критериев для дальнейших исследований.

В целом можно выделить следующие функции статистического анализа данных в психологических исследованиях [13]:

1. позволяет обобщить данные исследования, более корректно описывать объект изучения;

2. позволяет сделать вывод о наличии объективных отличий между различными группами;

3. позволяет установить неявные закономерности психологических данных, сделать выводы о скрытых причинах некоторых явлений;

4. и позволяет найти объективные доказательства сделанным выводам.

Выделяют следующие этапы статистического анализа данных [15]:

1 этап — исходный предварительный анализ исследуемой реальной системы, в результате которого определяются:

— основные цели исследования на содержательном неформализованном уровне;

— совокупность единиц, представляющих предмет статистического исследования;

— перечень отобранных из представленных специалистами априорных (независимых от опыта человека) показателей, характеризующих каждый из исследуемых объектов;

— степень формализации соответствующих записей при сборе исходных данных;

— общее время и трудозатраты на планируемые работы;

— формализованная постановка задачи, по возможности включающая статистическую модель изучаемого явления.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы