Курсовая с практикой на тему Исследование возрастных поведенческих особенностей в дошкольном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. Методы исследования
поведенческих особенностей в социально-педагогической работе с детьми
дошкольного возраста. 5
1.1. Характеристика основных
методов поведенческой терапии в социально-педагогической работе. 5
1.2. Особенности применения
методов поведенческой терапии в социально-педагогической работе с детьми
«группы риска». 5
Выводы по I главе. 7
ГЛАВА II. Исследование методов
поведенческой особенности в социально-педагогической работе с детьми «группы
риска». 8
2.1. Программа исследования и интерпретация
результатов. 8
2.2. Рекомендации по улучшению
социально-педагогической работы с детьми «группы риска» с помощью методов
поведенческой терапии. 11
Выводы по II главе. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 16
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 18
Введение:
Сохранение жизни и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни
подрастающего поколения признаны проблемами общегосударственного масштаба.
Сегодня, когда социальная окружающая среда может представлять угрозу жизни и
здоровью ребенка, возникает потребность в глубоком осмыслении и систематизации
работы с детьми по воспитанию у них сознательной позиции в вопросах безопасного
поведения в социальной среде. Несмотря на определенные разработки в этом
направлении, проблема воспитания социально-безопасного поведения детей
дошкольного возраста в социальной среде разработана недостаточно [4].
В наше время проблема трудных детей особенно актуальна, так как растет
количество беспризорных детей, совершающих аморальные поступки, ведущие
асоциальный образ жизни. Именно поэтому интерес к проблеме поведения с
отклонением значительно вырос, что и обусловило необходимость более тщательного
исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, путей профилактики и
исправления проявлений девиантного поведения и его последствий, а также
изучение личности ребенка, склонного к поведению с отклонением [11, c. 57].
При рассмотрении разных качеств обозначенной трудности мы опирались на
системный, деятельностный и личностный подходы. Основная опора производилась на
труды JI.C. Выготского, Л.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна,
А.В. Запорожец и др.
Поскольку подходов к трактовке сущности проблемы очень много, то нет
единого «правильного» метода работы с детьми «группы риска». Одной из наиболее
используемых групп исследования возрастных поведенческих особенностей в
социально-педагогической работе является поведенческая терапия, однако
применение в работе с детьми «группы риска» изучено на сегодняшний день еще
недостаточно.
Методы исследования: теоретические – анализ, систематизация
научной литературы по проблеме исследования, сравнение и сопоставление
разнообразной информации, синтез и обобщение результатов обработки
теоретических источников; практические – экспертный опрос, качественная и
количественная обработка результатов.
Объектом исследования является социально-педагогическая работа с
детьми группы риска.
Предмет исследования: поведенческие способы в социальной работе с
детьми «группы риска».
Целью исследования является определить особенности применения
методов поведенческой терапии в социально-педагогической работе с детьми
«группы риска» дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта и предмета, исследование было поставлено на
следующие задачи:
1. Рассмотреть социально-педагогические и социально-психологические
свойства детей «группы риска».
2. Изучить основные трудности и потребности детей «группы риска».
3. Охарактеризовать основные способы поведенческой терапии в
социально-педагогической работе.
4. Определить особенности применения методов поведенческой терапии с детьми
дошкольного возраста.
5. Исследовать особенности применения методов поведенческой терапии в
социальной работе с детьми «группы риска» и сформулировать рекомендации по ее
усовершенствованию.
Заключение:
Анализ научных, практических, методических источников и проведенное
собственное исследование опыта работы специалистов социальной сферы с детьми
группы риска позволило сделать следующие выводы:
1. Основные социально-педагогические и социально-психологические
характеристики детей «группы риска»:
• отсутствие понимания важности нравственных, духовных ценностей,
признаваемых в обществе;
• убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни
чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное место среди
сверстников, добиться материального благополучия;
• проектирование на себя современной жизни собственных родителей;
• повышенный уровень тревожности и агрессивности;
• преимущественное ориентирование на материальные ценности красивой, легкой
жизни, стремление получать от жизни только удовлетворение самых примитивных
потребностей.
2. Главные поведенческие особенности детей «группы риска»:
• неподготовленность к обучению в школе (дисгармония эмоционально-волевой
сферы, недостаточно развитые познавательные способности и произвольность
поведения, неумение общаться со взрослыми и детьми);
• плохая адаптация к пребыванию в детском саду или в школе;
• отклонения в поведении (агрессивность, гиперактивность);
• отставание в развитии (позже начинают ходить, говорить и т.д.)
• несоответствие поведения возрасту;
• потребность во внимании и необходимости требоваться, что превышает
привычные нормы;
• отсутствие дисциплины.
3. Основные методы поведенческой терапии в социально-педагогической работе:
• обучение уверенности в себе и своих способностях (обучает людей, как
адекватно реагировать в разных социальных ситуациях).
• положительное подкрепление (положительное подкрепление, которое следует
за поведенческой реакцией, стимулирует чаще возникновение такого поведения).
4. Особенности внедрения способов поведенческой терапии с детьми
дошкольного возраста:
• дошкольный возраст (3-6 лет) – важным элементом работы является
формирование социально направленного поведения. Важную роль в формировании
нравственных чувств играют детские представления о положительных образцах
поведения, поскольку они позволяют ребенку предусмотреть эмоциональные
последствия своего поведения.
Техника психотерапевтической работы поведенческой терапии строится на
утверждении, что определенное поведение является следствием определенного
воздействия. Это значит, что невротическое (дезадаптивное) поведение –
результат неправильного обучения. Поэтому в основу психотерапии положена
совокупность приемов формирования нового поведения (переучивание).
Методы поведенческой терапии целесообразно использовать в
социально-педагогической работе с детьми «группы риска», но при условии:
непрерывность, преемственность, последовательность применяемых методик и
комплексность работы, предусматривающая сочетание методов поведенческой терапии
с другими методами.
В заключении можем сделать вывод, что цель данной работы достигнута, и
задачи решены в полной мере.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. Методы исследования
поведенческих особенностей в социально-педагогической работе с детьми
дошкольного возраста
1.1. Характеристика основных
методов поведенческой терапии в социально-педагогической работе Когнитивно-поведенческая
терапия является одним из ведущих, современных, научно обоснованных методов
психотерапии. Она основана на отношениях партнерского сотрудничества между
клиентом и терапевтом. В процессе совместного исследования существующих проблем
терапевт и клиент выстраивают общее понимание проблемы/расстройства,
формулируют цели, а затем сотрудничают над их достижением. Это предполагает
активное участие клиента в процессе терапии [9].
Способы
поведенческой терапии (см. Приложение 1). 1.2. Особенности применения
методов поведенческой терапии в социально-педагогической работе с детьми
«группы риска» Возрастные
новообразования дошкольного возраста способствуют интенсивному развитию
сознания ребенка (его знаниям, представлениям о мире, переживаниям, отношениям
к себе и людям) и его поведению (поступкам, умелым действиям, самостоятельной
деятельности, принятию решений), создающим предпосылки для воспитания у них
социально безопасного поведения [4].
У
детей «группы риска» в дошкольном возрасте могут возникать проявления
психологического неблагополучия. Такими проявлениями могут быть эмоциональные
расстройства, невротические реакции, психосоматические заболевания, задержка
психофизического развития, торможение познавательных потребностей, обеднение
игровой деятельности. Дети в состоянии психологического неблагополучия хуже
едят, спят, у них преобладают отрицательные эмоции. Негативные эмоциональные
состояния, в зависимости от темперамента ребенка, могут формироваться на фоне
возбуждения (тогда ребенок становится импульсивным, раздражительным,
агрессивным) или на фоне торможения (проявляется в тревожности, скованности,
подавленности и т.д.) [14, c. 34].