Курсовая с практикой на тему Исследование воображения как познавательного процесса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы исследования воображения как
познавательного процесса. 6
1.1. Сущность понятия воображения. 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников. Особенности воображения у младших школьников. 11
Выводы по первой главе. 17
Глава 2.
Эмпирическое исследование воображения
как познавательного процесса 18
2.1. Организация и методики исследования. 18
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. 20
2.3. Рекомендации по развитию воображения как познавательного
процесса. 25
Выводы по второй главе. 33
Заключение. 35
Список использованной литературы.. 36
Введение:
Актуальность темы
исследования. Одной из важнейших задач школы на
современном этапе является обеспечение гармоничного развития ребенка, что в
свою очередь обязательно предусматривает формирование и развитие различных
видов воображения у учащихся. Учеными отмечается, что именно младший школьный
возраст является возрастом активного развития воображения у детей наряду с
остальными познавательными процессами.
Проблемами формирования и
развития воображения младших школьников занимались такие ученые, как Л.С.
Выготский, Р.С. Немов, В.А. Петровский, А.В. Скрипченко, К.Д. Ушинский и
др.
Гуманистический принцип
является одним из основных теоретических положений образования. Эффективным
способом его реализации, по мнению В. А. Сухомлинского, Л.В. Занкова,
Ш. А. Амонашвили является ориентация учебно-воспитательного процесса на
развитие творческих способностей человека. Поэтому, система образования
ориентирована на формирование активной творческой личности.
В развитии младших
школьников воображению отводится важная роль, поскольку человек посредством
воображения способен преобразовать действительность. Кроме этого, воображение
участвует в создании природно-общественных условий жизни, оживляет абстрактные
образы. Процесс познания с помощью воображения углубляется и распространяется.
Также, создавая образы мечты, воображение способно стимулировать деятельность
человека.
Одна из самых
перспективных для развития психологии творчества, педагогической и возрастной
психологии исследовательских сфер, которая имеет ярко выраженный проблемный
характер и требует глубоких теоретико-экспериментальных исследований, касается
личности ученика младшего школьного возраста в аспекте его реальных творческих
потенций в сфере ведущей деятельности этого возрастного периода – учебной
деятельности. Ведь успешность усвоения знаний учащимися младшего школьного
возраста определяется их способностью творчески преобразовывать, комбинировать,
поддавать смысловому определению различные компоненты учебного материала. Все
это, в первую очередь, связано с функционированием творческого воображения
младших школьников.
На современном этапе
модернизации школьного образования особое внимание уделяется обеспечению
качества образования в школьном возрасте, что вызывает необходимость поиска
способов и средств развития способностей воображения, учитывая потребности и
интересы школьников.
Практически все
исследования психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.),
которые касаются развития воображения ребёнка, свидетельствуют о том, что
методическое руководство этим процессом является не только возможным, но и
высокоэффективным. Иначе говоря, работа, нацеленная на развитие способностей
воображения, способна значительно повысить результативность процесса. Особенно
важным является развитие способностей воображения младших школьников в силу их
возрастных особенностей. Этим и обусловлена актуальность данного исследования.
Цель исследования состоит
в выявлении особенностей развития способностей воображения младших школьников как
познавательного процесса.
Объект исследования –
воображение младших школьников как познавательный процесс.
Предмет исследования –
способности воображения младших школьников как познавательного процесса.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность
понятия воображения.
2. Дать
психолого-педагогическую характеристику младших школьников, описать особенности
их воображения.
3. Провести эмпирическое
исследование воображения как познавательного процесса.
4. Разработать рекомендации
по развитию воображения как познавательного процесса.
Методами исследования были
определены следующие:
1) теоретические
методы: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; метод
теоретического конструирования;
2) эмпирические: анализ
работ учащихся; наблюдение; количественный и качественный анализ данных.
Методики исследования:
– диагностика уровня
развития воображения О.М. Дьяченко;
– методика для
исследования качеств творческого мышления, предложенная А. Торшиловой и Т.
Морозовой; наблюдение.
Теоретическая значимость
исследования состоит в том, что нами обобщена
информация о сущности воображения как познавательного процесса и его важности в
развитии личности, в частности, младших школьников.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что собранный нами
теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших
разработках данного вопроса; в разработанных рекомендациях по развитию
воображения как познавательного процесса и возможности их использования в
работе психолога, а также учителя начальных классов в процессе развития
воображения младших школьников.
Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов
по главам, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В результате проведенного
исследования была достигнута цель данного исследования: выявлены особенности
развития способностей воображения младших школьников как познавательного
процесса.
Достижению поставленной
цели способствовало решение ряда задач исследования:
1. Раскрыта сущность
понятия воображения. В результате проведенного анализа мы пришли к выводу, что
воображение – это феномен, благодаря которому индивид может создавать новые
чувственные или мыслительные образы на основании полученных от реальности
впечатлений и активного включения в этот процесс ассоциирования.
2. Дана
психолого-педагогическая характеристика младших школьников, описаны особенности
их воображения. Было установлено, что младший школьный возраст является
периодом активного развития личности ребенка. Характерной особенностью
воображения детей данного возраста являются наглядность и конкретность
создаваемых образов. Воображению отводится огромная роль, поскольку оно
способствует познанию и освоению детьми окружающего мира.
3. Проведено эмпирическое
исследование воображения как познавательного процесса, которое показало
недостаточный уровень воображения у детей младшего школьного возраста.
4. Разработаны
рекомендации по развитию воображения как познавательного процесса, которые
состоят в следующем: признание безусловной ценности личности;
создания среды и системы взаимодействий, которые стимулировали бы самую
разнообразную творческую деятельность ребенка; свобода ребенка в выборе
деятельности, чередование дел, продолжительности занятий, выборе способов
деятельности и т.д.; ненавязчивая доброжелательная помощь взрослых; ученики
должны уметь накапливать и обрабатывать информацию, потому что это способствует
развитию воображения и творчества.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы исследования воображения как познавательного процесса
1.1. Сущность понятия
воображения Воображение как
познавательный психический процесс человека находится в тесной связи со всеми
другими познавательными процессами, оно принимает участие в регуляции
целенаправленной деятельности человека и формировании образов желаемого
будущего. Воображение путем предоставления субъекту способности предвидеть
будущее направляет деятельность человека и занимает определяющую роль в
процессах творческой деятельности.
По мнению авторитетных
исследователей, в частности Л.С. Выготского, в младшем школьном возрасте
воображение является новообразованием этого периода развития. Зарождаться
активное воображение начинает раньше, но именно ее произвольность является
новообразованием младшего школьного возраста, в это время воображение
развивается особенно бурно и имеет определяющее влияние на все виды
деятельности и активности ребенка [7].
Одна из главных функций
воображения – обеспечение связи осознаваемой деятельности с предыдущим
предсказанием ее цели. Воображение обеспечивает произвольность активности
человека, его планирование. Без воображения человек был бы не способен
опередить реальность. Воображение позволяет опираться на различные
предположения относительно будущего и возможных результатов при обучении и
деятельности. Воображение является определяющей в процессе обучения и
творчества школьника, ведь она предоставляет ему возможность не только
непосредственно рассматривать какое-то явление, но и дифференцировать его,
рассматривать с разных сторон, углубляться в конкретные аспекты предметов и явлений
и проецировать их в образы желаемого будущего.
Воображение тесно связано
с восприятием, но в отличие от него, позволяет не только усвоить полученные
образы, сведения, но и творчески превратить их, что является основой и залогом
актуализации творчества [14].