Курсовая с практикой Педагогика/Психология Педагогика и психология

Курсовая с практикой на тему Исследование ведущих репрезентативных систем обучающихся

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕДУЩИХ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ СИСТЕМ 6
1.1.Понятие и общая характеристика ведущих репрезентативных систем в психологической литературе 6
1.2. Роль учета репрезентативной системе обучающихся в процессе обучения 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕДУЩИХ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ СИСТЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ 22
2.1 Организация и методика исследования 22
2.2. Результаты и анализ исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Человек каждый день беспрерывно получает новую информацию об окружающем мире и событиях в нем. Стоит сказать, что восприятие информации каждым человеком происходит по-разному, имеет свои особенности. Это зависит от обстоятельств, от форм предоставления информации, а также от того, какой канал восприятия информации у человека наиболее развитый.
Всем известно, что человек имеет четыре канала (органа чувств), с помощью которых осуществляется восприятия информации. К ним относятся: слух, зрение, обоняние, сенсорика. Обратим внимание, что основную часть информации человек получает через слух и зрение. Не смотря на это, каждый человек имеет один наиболее развитый канал, которым он пользуется чаще всего и посредством него происходит лучшее восприятие информации. Однако ошибочно полагать, что при доминировании одного канала восприятия информации, остальные каналы отсутствуют. Нет, они также играют немаловажную роль в жизни человека и восприятии им информации. Стоит сказать, что каждый человек в институте, на семинаре сталкивался с тем, что одни люди практически ничего не пишут, а запоминают информацию, другие наоборот – все тщательно записывают, а третьи стараются всю информацию оформить в виде знаков и таблиц.
Это как раз связано с различными способами восприятия информации, которые делятся на: визуальный (зрительный); аудиальный (слуховой); тактильный; вкусовой; обонятельный.
Соответственно, виды информации по способу восприятия классифицируют на: визуальную; аудиальную; обонятельную; вкусовую; тактильную.
В связи с этим можно сделать вывод, что каждая информация существует в той или иной форме. Различают следующие виды восприятия информации: по воздействию на органы чувств (оптически-акустическая, оптически, осязательная); по технической однородности (текстовая, акустическая, использующая изображения, цветовая).
Итак, учитывая то, что любая информация имеет определенный метод представления, и ее восприятие каждым человеком происходит по-разному, людей можно разделить на четыре категории.
Результаты достаточно глубоких исследований репрезентативных систем школьников приводятся в работах Е. С. Гобовой, Н. Г. Бондарь, А. А. Плигина, Ю. Р. Юденко, Ю. Мурадяна и других. Данные вышеупомянутых исследований позволяют проследить четкую связь между возрастными группами учащихся и ведущими репрезентативными системами.
Проблема определяется тем, что в данный момент недостаточно материала по исследуемой нами теме, которая очень важна. Знание особенностей ведущей репрезентативной системы учеников может помочь будет вести к более эффективному усвоению информации.
Актуальность проблемы и необходимость ее дальнейшей разработки обусловили выбор темы исследования: «Исследование ведущих репрезентативных систем обучающихся»
Объект: ведущие репрезентативные системы.
Предмет: особенности ведущих репрезентативных систем обучающихся.
Цель: исследовать особенности ведущих репрезентативных систем обучающихся.
Гипотеза: мы предполагаем, что у большинства обучающихся преобладает зрительный канал мировосприятия.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести экспериментальное исследование ведущих репрезентативных систем обучащихся.
3. Разработать психолого-педагогические рекомендации путем тестирования учащихся.
Методы исследования: анализ научной литературы, эксперимент, тестирование, методы обработки и интерпретации результатов исследования.
В эксперименте принимали участие учащиеся 5-х классов МБОУ СОШ №1 в количестве 22 человека — учащиеся 5 «А» класса.
В результате анализа научной литературы, посвященной изучению теорий репрезентативных систем и их видов, особенностей эмоционального состояния школьников в современных условиях, а так же особенностей восприятия, для организации проведения экспериментальной работы были определены следующие психодиагностические методики:
1. Методика С. Ефремцевой для диагностики доминирующей перцептивной модальности;
2. Опросник Ч.Д. Спилбергера для определения уровня тревожности. Стимульный материал к методике С. Ефремцевой представляет собой 48 вопросов (стандартные бланки), на которые учащиеся отвечают «да», «нет». Результаты подсчитываются согласно с ключом, начисляя один балл за совпадение. Наибольшее количество баллов по разделу определяет доминирующую модальность.
Практическая значимость: полученные результаты будут полезны и интересны педагогам и родителям, также обучающимся, так как знание особенностей своей репрезентативной системы им поможет более эффективно готовиться к урокам и экзаменам и будет способствовать более гармоничному взаимодействию с окружающими.
Структура курсовой работы: курсовая работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованных источников и литературы, список условных сокращений и приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

. Мы изучили специальную психологическую литературу по теме «репрезентативные системы» и выяснили, что репрезентативная система это способ, при помощи которой человек обращается к собственному внутреннему опыту.
Различают 3 вида репрезентативных систем: кинестетики, аудиалы и визуалы. Каждая система имеет индивидуальную характеристику.
Выяснили значение этих знаний для учителей и учеников.
Психолог Ричард Грегори утверждает, что визуальное восприятие человека идет «сверху вниз», то есть от общего к частному. Визуалы формируют свою картину восприятия, двигаясь от крупных деталей к более мелким элементам. Это позволяет им делать верные предположения о том, что они видят.
Доминирующее чувство типичного аудиала – слух. Такой человек воспринимает окружающий его мир через звуки. Большинство аудиалов любят музыку, им нравится слушать радио, и даже смотря фильм по телевизору, они гораздо больше внимания обращают на то, что говорят персонажи, чем на то, как они выглядят.
Нужно помнить, что у аудиала выборочное восприятие. Такие люди склонны анализировать полученную информацию, особенно, когда им кажется, что собеседник склонен к манипуляциям. В общении с аудиалом нужно говорить спокойным уверенным тоном и быть максимально убедительным. Не помешает и немного юмора: шутка или забавный афоризм – это небольшая зацепка в памяти человека со слуховым восприятием.
К кинестетикам относятся люди, которые в большей степени полагаются на тактильные или вкусовые ощущения.
Кинестетик получает максимум информации при первом тактильном контакте с продуктом, о чем никогда нельзя забывать.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕДУЩИХ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ СИСТЕМ

1.1.Понятие и общая характеристика ведущих репрезентативных систем в психологической литературе
Эффективность коммуникации издавна является предметом внимания психологов, психотерапевтов и педагогов. Многие научные труды посвящены изучению механизмов и описанию приемов и способов эффективной коммуникации. В отечественной психологии эта тема получила развитие в работах В. Н. Мясищева (Мясищев В. Н., 1960, 1970), который выделил в процессе общения 3 взаимосвязанных компонента:
1) психическое отражение друг друга в процессе общения;
2) отношение друг к другу участников общения;
3) обращение их друг с другом.
Разделение целостного процесса общения на составные части представляется очень ценным методологическим приемом, облегчающим задачу исследования коммуникаций. Таким образом, создается возможность последовательного изучения компонентов общения, а также их взаимосвязи.
Подход, предложенный В. Н. Мясищевым, позволил развернуть исследования, имеющие как теоретическое, так и практическое значение в области медицинской психологии.
Изучение репрезентативных систем личности представляет собой попытку осмыслить одну из составляющих процесса общения, определяющую своеобразие коммуникаций конкретной личности, ее вклад в процесс понимания человека человеком.
Концепция репрезентативных систем пришла в психологию из нейро-лингвистического программирования, которое в течение последних лет получило широкое распространение среди практических психологов и психотерапевтов как один из инструментов психотерапевтического вмешательства. Постоянно проводятся семинары по обучению новых и новых профессионалов этой технике, но до сих пор в отечественной психологии не проводилось сколько-нибудь серьезных исследований положений, лежащих в ее основе. Здесь мы предпринимаем попытку рассмотреть имеющиеся научные исследования и практические результаты применения концепции репрезентативных систем.
Учёные установили, что в первую очередь мир воспринимается зрительно (визуальная система восприятия – В), на слух (аудиальная система восприятия – А), в ощущениях (кинестетическая система восприятия – К).
Система, которая используется чаще, чем другие, считается предпочитаемой репрезентативной системой человека. Она используется как сознательно, так и бессознательно. Демонстрируя предпочтение одной репрезентативной системы, человек, тем не менее, использует и другие. Ведущая репрезентативная система формирует обобщённый тип личности: визуалы, аудиалы, кинестетики.
Одними из первых, кто заговорил о взаимосвязи типа восприятия и успешности обучения, были основоположники нейролингвистического программирования Р.Бэндлер и Д.Гриндер (1985). . Каждый индивид, по их мнению, обладая всеми тремя модальностями восприятия, на самом деле использует с максимальной нагрузкой лишь одну — ведущую. Эта модальность, которую индивид использует чаще других, называется основной модальностью, или ведущим каналом восприятия. Это не значит, что он не может пользоваться другими каналами восприятия [Алдер, 2010, с.23].
Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.
Репрезентативна система – преимущественный способ получения информации из окружающего мира
Визуальная система предполагает восприятие через зрительные образы: форму, цвет, размеры предметов, движения тела, мимику и имидж партнера [Гатальская, 2018, с.23].
Аудиальная система связана с восприятием через слуховые образы: речь (с ее оттенками, интонациями и пр.), музыку, звуки природы.
Кинестетическая система базируется на восприятии через ощущения тела: тактильные (прикосновение) температурные, двигательные, обонятельные (запах), вкусовые.
Краткая характеристика визуальных признаков репрезентативных систем отражена в таблице 1.1.
Визуалы – люди, часто высокие и красивые. Много внимания, уделяющие своей внешности, и внешности других. Для них важнейшим фактором при приобретении вещи является ее внешний вид, голос часто громкий, жестикуляция бурная, выше средней линии тела, взгляд направлен вверх, часто использует в речи слова: смотреть, картина, фокус, воображение, визуализировать, перспектива, блестеть, отражать, прояснять, рассматривать, глаз, фокусировать, предвидеть. Хорошо запоминают зрительную информацию.
Аудиалы – люди с мягким, бархатным голосом, хорошими голосовыми и слуховыми характеристиками, много внимания уделяют звучанию, тому, что они слышат. Лучше всего запоминают на слух, не любят громких звуков. Жестикуляция не очень бурная, на уровне средней линии тела. Взгляд направлен перед собой, часто используют слова: говорить, акцентировать, рифма, громкий, тон, резонировать, звук, монотонный, глухой, звонок, испрашивать, ударение, внятный, слышать, дискуссия, заявлять.
Кинестетики — люди, много внимания уделяющие физическому комфорту, для получения полной информации им нудно подключить тактильные ощущения, потрогать вещь. Кинестетики быстро стирают дистанции с человеком, который им приятен, стараясь к нему прикоснуться. У этого типа хорошо развита интуиция, а так же, так называемая моторная или двигательная память. Жесты плавные, гармоничные, часто ниже средней линии тела, взгляд опущен вниз. Часто употребляют слова: хватать, вручать, контактировать, толкать, тереть, жесткий, теплый, холодный, шершавый, взяться, сдавать, сжать, напрячься [Гатальская, 2018, с.23].
Существует ряд отличий между кинестетиками, визуалами и аудиалами. Они касаются очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, способов обучения.
Например, для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал – произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.
При получении информации у практиков часто возникает вопрос о том, насколько объективно и полно мы можем воспринимать объекты более высоких уровней и понимать приходящую оттуда информацию.
Некоторые считают, что объекты вышестоящих уровней настолько очень сложны для восприятия в силу многомерности и высокой энергетики, и в них есть что-то, что земной ум не может вместить в себя по определению. Следовательно, они не познаваемы, либо познаваемы в каком-то очень узком диапазоне [Ремеева, 2018].
Но эта точка зрения не совсем верна. Да, любой многомерный объект при его восприятии внутренним зрением так или иначе адаптируется для земного сознания, и мы видим не все его грани. Но это не значит, что мы воспринимаем его неверно. Ведь даже физические объекты мы в какой-то мере воспринимаем ограниченно. Мы видим его форму, размер, цвет и некоторые другие свойства, из которых делаем вывод о том, что из себя этот объект представляет. Но не видим его точный химический состав, кристаллическую решетку, атомную структуру, электромагнитные излучения и многое другое. И этих невидимых обычным восприятием свойств больше, чем видимых. В обычном состоянии мы видим в объекте только то, что нам целесообразно видеть — для обычной физической жизни. Но если человек захочет воспринять энергетику предмета, его тонкоматериальные структуры, ему нужно будет настроиться на их видение внутренним зрением, и тогда он их увидит [Ремеева, 2018].
Это очень важный момент — целесообразность получения информации. Человек настраивается на то, что ему нужно увидеть в рассматриваемом объекте, а те свойства, которые его на данный момент не интересуют — игнорируются. Следовательно, какой бы ни была разница в концентрации энергий и сложности пространства между физическим планом и, к примеру, божественным, вы всегда сможете увидеть то, что вам нужно.
Следующий момент — адаптация многомерных объектов к земному восприятию. Адаптация к видению осуществляется при посредством проекции многомерных структур на привычный способ восприятия. Об этом известно и в геометрии. Обычно проекция при восприятии тонких планов работает автоматически, чтобы не «загружать мозг». Но если вы хотите изучить многомерные структуры, вы можете задать намерение показать их в изначальном виде, без проекции, и тогда вы их увидите [Кривцова,2010,с.35].
Более сложный вариант адаптации к земному восприятию — адаптация к пониманию, либо метафорическое видение. Это явление, когда вы видите объект тонких планов не таким, каким он на самом деле выглядит, а в виде привычного земного образа. Например, старая книга на 5м может быть не реальной книгой, подобной физической, а просто образом некого источника знаний. А старой эта «книга» видится потому что в ней сохранена информация древних цивилизаций. Если же вы рассмотрите, что эта книга представляет собой на самом деле, то увидите нечто подобное лабиринту в космической туманности, в изгибах которого закодирована информация. Но мозгу проще воспринять образ книги. Также точки программирования реальности на 9-м уровне могут восприниматься как компьютеры, но объективно они никак не связаны с обычными техническими компьютерами, тем более земных моделей и т.д.
Еще один аспект принципа целесообразности — если вы поняли то, что вам нужно понять, значит ваше восприятие верно.
Механизмы восприятия работают довольно практично. А если не поняли — то тут два варианта: либо расширяете восприятие, чтобы получить больше пазлов в картину, либо активнее думаете, развиваете способность к пониманию того, что восприняли.
При этом, если вы хотите более подробно изучить какой-то уровень или структуру, вы можете задать намерение на более широкое восприятие, чтобы увидеть и осознать больше, прочувствовать больший объем энергий, механизмы их взаимодействий. На этот тоже нет ограничений, так как есть структуры, позволяющие адекватно интегрировать многомерность в земное сознание. Но это требует большего практического опыта и работы над собой по раскрытию этой способности [Кривцова,2010,с.35].
У каждого из нас есть свои биологические часы, которые напоминают о необходимости предпринимать определенные действия. Есть распространенная теория о «совах» и «жаворонках». Одним трудно просыпаться утром, они могут бодрствовать днем, другим необходимо рано вставать и также рано ложиться. Если обратиться к человеку на улице с вопросом «Который час?», большинство сейчас же начнут искать часы, чтобы вам ответить. Между тем, внутри себя всякий примерно знает, сколько времени на данный момент. Именно поэтому становится возможным процесс планирования любых дел, прогнозирование различных ситуаций еще до того, как они произойдут в реальности.
Восприятие движения. Впечатления движения создаются сугубо индивидуально. Кому – то достаточно наклонить вперед голову, принять соответствующее положение корпуса, чтобы создалась иллюзия того, что происходит перемещение в пространстве. Восприятие движения фиксируется мозгом и осознается личностью за счет вестибулярного аппарата и собственных мыслей, субъективных настроений [Сиротюк,2010,с.76].
Восприятие преднамеренное и непреднамеренное. Данные формы отличаются друг от друга участием сознания в восприятии каких – либо объектов. Иначе их еще можно назвать непроизвольным и произвольным. В первом случае восприятие осуществляется за счет внешних обстоятельств, которые привлекли внимание человека, а во втором им руководит сознание. Преднамеренное восприятие характеризуется четкой целью, обозначенными задачами, ясной структурой и последовательностью в выполнении всех необходимых шагов.
Таким образом, способы восприятия информации существуют самые различные. Все вместе они создают гармоничную и целостную картину мира, в которой приветствуется полнота многообразия. Необходимо развивать все каналы восприятия, но делать это с опорой на ведущий вид. Тогда любая деятельность человека будет успешной, приведет его к новым открытиям и свершениям.
В России на данный момент весьма приблизительное распределение по типам такое: Визуалы – 35%; Кинестетики – 35%; Аудиалы – 5%; Дигиталы – 25%; А, например, для США это выглядит немного иначе: Визуалы – 45%; Кинестетики – 45%; Аудиалы – 5%; Дигиталы –5%.
Если говорить о культуре, то можно сказать что в России и США визуально-кинестетические культуры. А вот в Англии аудиально-визуальная культура.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы