Курсовая с практикой на тему Исследование уровня грамотности младших школьников с нарушениями интеллекта и применение дидактических игр для его повышения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения дидактических игр для повышения уровня грамотности младших школьников с нарушениями интеллекта 5
1.1. Характеристика детей с нарушениями интеллекта 5
1.2. Особенности формирования грамоты 9
1.3. Проблемы обучения грамоте 19
1.4. Применение теории дидактических игр 24
Глава 2. Дидактические игры, применение их на уроках грамоты 27
2.1. Организация констатирующего эксперимента 27
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 31
Глава 3. Программа по развитию уровня грамотности младших школьников с нарушениями интеллекта и применение дидактических игр для его повышения 33
3.1. Разработка программы по развитию уровня грамотности младших школьников с нарушениями интеллекта 33
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Введение:
Актуальность темы исследования. Для детей с нарушениями интеллекта особое место в процессе обучения основам наук принадлежит родному языку. Русский язык является одним из ведущих учебных предметов, изучение которого обеспечивает формирование ряда важных учебных умений и навыков – чтения и письма. Уровень их освоения приводит к успешности изучения всех других учебных предметов.
В то же время родной язык является мощным коррекционно-развивающим и воспитательным средством, поскольку в процессе его изучения развивается и корректируется познавательная и речевая деятельность и формируется детская личность.
Начальный курс изучения грамматики и правописания составляет основное содержание изучения русского языка как школьного предмета и предусматривает получение знаний о строении и составе родного языка, формирование лексических, грамматико-стилистических и орфографических знаний, умений и навыков.
Патология речи при интеллектуальной недостаточности оказывает негативное влияние на усвоение школьной программы по предметам языкового цикла. Наличие у младших школьников с нарушениями интеллекта речевых нарушений вызывает специфические затруднения, которые тормозят освоение процесса письма и чтения, становятся причиной их неграмотности. Формирование же у Обучающихся умений и навыков орфографически грамотного письма является одной из основных задач в процессе овладения родным языком.
Объектом исследования является процесс овладения орфографической грамотностью детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Предметом исследования является специфика развития уровня орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллект.
Цель исследования состоит в разработке программы по развитию уровня орфографической грамотности младших школьников с нарушениями интеллекта.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач исследования:
1. Дать характеристику детей с нарушениями интеллекта.
2. Описать особенности формирования грамоты.
3. Рассмотреть проблемы обучения грамоте.
4. Описать особенности применения теории дидактических игр при формировании грамотности.
5. Провести констатирующий эксперимент для выявления уровня орфографической грамотности детей с нарушениями интеллекта.
6. Разработать программу по развитию уровня орфографической грамотности младших школьников с нарушениями интеллекта.
Методами исследования, способствующими решению поставленных задач, были определены следующие: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; констатирующие эксперимент; конструирование при разработке программы по развитию уровня грамотности младших школьников с нарушениями интеллекта.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный теоретический и фактический материал может быть использовать для дальнейших разработок данного вопроса, а также в разработанной программе по развитию уровня грамотности младших школьников с нарушениями интеллекта и возможности ее использования в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Обобщая результаты литературных данных, можно сделать следующие выводы:
1. Формирование составляющих орфографического навыки предполагает определенный уровень владения детьми всеми системами языка (фонетической, морфологической, лексической, синтаксической), а также действиями и операциями с языковыми знаками на самопроизвольном и произвольном уровнях.
2. Основными предпосылками, обеспечивающими формирование орфографического навыка есть такие языковые и речевые структуры: фонематические представления, соответствующие языковым нормам; парадигматичная организация языковых единиц на всех уровнях языка; значение словообразовательных и формообразующих элементов языка; различные типы словообразовательных моделей; достаточный объем словаря производных слов.
3. Усвоение данных языковых знаний возможно лишь в процессе формирования таких практических действий и операций с языковыми знаками, как: направление внимания на формальные единицы языка; всех видов практического языкового анализа (фонетического, морфологического, семантического и синтаксического) на самопроизвольном и произвольном уровнях; операции сопоставления и сравнения слов по звучанию и значению.
4. Нарушение интеллекта оказывает негативное влияние на формирование знаний, умений и навыков орфографически правильного письма. Становление навыков правописания у школьников с умственной отсталостью характеризуется не только увеличением времени усвоения орфографии, но и нарушением всего его течения. Вследствие недоразвития речи, несформированности неречевых функций остаются неосвоенными или до конца неавтоматизированными ряд операций, алгоритмов орфографических действий.
Нами было проведено констатирующее исследование с целью выявления уровня развития орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
В исследовании приняли участие 10 обучающихся 4-го класса с легкой умственной отсталостью.
Для достижения цели констатирующего эксперимента были разработаны 5 диагностических заданий, определены критерии оценки уровней развития орфографической грамотности младших школьников.
Проведенное констатирующее исследование показало, что обучающиеся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью обладают в основном низким уровнем развития орфографической грамотности (7 детей) и лишь 3 детей обладают средним уровнем.
Считаем, что дидактические игры являются эффективным средством повышения уровня орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Однако одних дидактических игр для развития грамотности недостаточно, поскольку умственная отсталость – это системное нарушение в развитии личности, поэтому предлагаем для развития грамотности младших школьников использовать комплекс работы по развитию уровня грамотности младших школьников с нарушениями интеллекта, который ориентирован на развитие 10 основных психофизиологических компонентов, участвующих в развитии речи, а именно. Основу данного комплекса составляют различные дидактические игры: 1. Развитие артикуляционной моторики с помощью артикуляционной гимнастики. 2. Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр. 3. Развитие словарного запаса включал. 4. Развитие звукопроизношения. 5. Развитие фонетического восприятия. 6. Развитие речевого анализа единиц языка. 7. Развитие фонематического синтеза слов. 8. Развитие произношения слов сложного состава. 9. Развитие слухоречевой памяти. 10. Развитие мышления. 11. Развитие внимания.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы применения дидактических игр для повышения уровня грамотности младших школьников с нарушениями интеллекта
1.1. Характеристика детей с нарушениями интеллекта
Правильное понимание и осознанное употребление термина умственной отсталости, знания причин ее возникновения является необходимым для организации эффективной работы специалистов. Ошибочное определение умственной отсталости может привести к тому, что в специальные заведения могут попасть дети, которые по своим параметрам стоят на значительно более высокой ступени интеллектуального развития, но имеют низкие интеллектуальные показатели из-за нарушения речи, слуховой или зрительной функции, общей физической ослабленности, обусловленной различными факторами. Эта патология называется «отставание в умственном развитии», носит временный характер и может быть компенсирована путем использования работы по развитию тех или иных поврежденных функций или функциональных систем .
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое системное нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие диффузно-органического повреждения коры головного мозга.
В определении умственной отсталости следует подчеркнуть наличие трех признаков : органического диффузного повреждения коры головного мозга; системного нарушения интеллекта; выразительности и необратимости этого нарушения.
Сегодня, по Международной классификации психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра, умственная отсталость рассматривается как состояние задержанного или неполного развития психики, характеризующееся нарушением тех способностей, которые проявляются в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Для умственно отсталых характерно нарушение и познавательной деятельности, и адаптивного поведения .
В зависимости от времени возникновения, умственную отсталость делят на два вида: олигофрению и деменцию. Олигофрения – это вид умственной отсталости, который возникает вследствие органического повреждения мозга в пренатальный, натальный или ранний (до трех лет) период детства и проявляется в тотальном психическом недоразвитии. Деменция – это вид умственной отсталости, что возникает в результате повреждения коры головного мозга в период после двух-трех лет и проявляется в стабильном снижении интеллектуальных возможностей и в распаде уже сформированных психических функций.
В зависимости от глубины повреждения мозга традиционно выделяют три степени умственной отсталости: идиотия, имбецильность, дебильность. По современной международной классификации психических заболеваний выделяется четыре степени умственной отсталости, которые соотносятся с показателями уровня умственного развития, выраженными в интеллектуальном коэффициенте (IQ):
глубокая (F-73) – идиотия (IQ = 0 — 19);
тяжелая (F-72) – тяжелая степень имбецильности (IQ = 20-34);
умеренная (F-71) – легкая имбецильность (ІQ = 35-49);
легкая (F-70) – дебильность (IQ = 50-69) .
Идиотия – самое тяжелое слабоумие. При нем почти полностью отсутствуют речь и мышление. Нуждаются в постоянном уходе. У подобных больных реакция на внешние раздражители либо неадекватна, либо вообще отсутствует. Внимание или отсутствует, или очень неустойчиво. Сознание собственной личности смутное. Больные нередко не отличают родных людей от посторонних. Эмоции элементарны, связаны только с удовольствием или неудовольствием. Выражаются эмоции примитивным образом, в виде крика или двигательного возбуждения. Легко возникают приступы злобы, что проявляется в виде ярости и агрессивного поведения, которое направлено не только на окружающих, но и на самого себя (кусаются, царапаются, наносят удары). Довольно часто больные могут поедать свои экскременты, отбросы, жуют все, что попадает под руку. Глубокое недоразвитие психики сопровождается грубыми дефектами физического развития. Часто больные не могут жевать пищу, могут питаться только жидкой пищей. Навыки самообслуживания сформированы быть не могут. Если больные предоставлены сами себе, то могут впадать в бессмысленное возбуждение с однообразными стереотипными действиями (хлопают в ладоши, размахивают руками, раскачиваются) или остаются неподвижны.