Курсовая с практикой на тему Исследование тревожности спортсменов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Реферат. 4
Введение. 5
1. Научно-теоретические подходы к
изучению тревожности спорстменов. 7
1.1. Понятие «тревожность» в
научных исследованиях. 7
1.2. Факторы, влияющие на
возникновение и проявление тревожности у спортсменов 10
1.3. Методы и методики
диагностики тревожности у спортсменов. 14
Выводы по 1 главе. 17
2. Результаты исследования
тревожности спортсменов. 18
2.1. Цель, задачи и организация
исследования. 18
2.2. Результаты исследования
тревожности у спортсменов. 19
2.3. Практические рекомендации по
снижению тревожности у спорстменов. 27
Выводы по 2 главе. 28
Заключение. 31
Библиографический список. 34
Приложение 1. 36
Приложение 2. 40
Приложение 3. 42
Введение:
Актуальность исследования. Интерес к проблемам
тревожности в спорте постоянно растёт, появляются всё новые разработки,
методики, подходы (A.M.
Зинин, A.B. Родионов, С.А. Белов, В.З. Бабушкин, Д. Вуден, H.A. Батурин, Н.П.
Гуменюк, А.Я. Гомельский, E.H. Гогунов). И это понятно, так как для
достижения высоких результатов в современном спорте при разносторонней
подготовке (физической, технической, тактической) большинства спортсменов
зачастую решающую роль играет психическое состояние соревнующихся. В том числе
и на уровень тревожности спортсменов влияет опыт участия на соревнованиях,
влияние тренера и его участие в психологическом настрое спортсмена, особенности
психологической подготовки в тренировочном процессе.
В связи с этим проблема
исследования тревожности спортсменов довольно актуальна, а ее коррекция
необходима для теории и практики спорта.
В связи с вышесказанным
можно сформировать проблему исследования: каково влияние опыта участия на соревнованиях, тренера и
психологической подготовки на уровень тревожности спорстменов?
Цель исследования
— провести исследование тревожности спортсменов в зависимости от опыта
участия на соревнованиях, тренера и психологической подготовки.
Задачи исследования:
1. изучить основные теоретические подходы к понятию
«тревожность»,
2. определить факторы, влияющие на возникновение и
проявление тревожности у спортсменов,
3. исследовать уровень тревожности спортсменов в
зависимости от опыта участия на соревнованиях, тренера и психологической
подготовки.
Объект исследования: тревожность спортсменов.
Предмет исследования: процесс возникновения и
проявления тревожности спортсменов в зависимости от опыта участия на
соревнованиях, тренера и психологической подготовки.
Гипотеза исследования: тревожность спортсменов зависит
от таких факторов, как: опыт участия на соревнованиях, тренера и
психологической подготовки.
Источниковой базой исследования послужили современные исследования
по соответствующей теме; работы известных зарубежных и отечественных авторов по
данной проблематике.
Методы исследования.
Теоретические методы: изучение и анализ научных
исследований зарубежных и отечественных ученых по проблемам проявления и
формирования тревожности спорстменов; по выявлению психологической специфики
профессиональной деятельности спортивных тренеров.
Эмпирические методы: диагностические методики («Опросник диагностики
стрессоустойчивости С.В. Субботина», Личностная шкала проявлений тревоги Тейлора», «Шкала реактивной и
личностной тревожности Спилбергера»), анализ учебной документации, не стандартизированное
наблюдение, статистическая и математическая обработка данных. Статистические
методы, использованные в этом исследовании это U — критерий Манна-Уитни.
Базой
исследования выступила Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва
г. Благовещенск. В исследовании приняло участие 20 спортсменов, из числа
которых было сформировано две выборки — контрольная и экспериментальная группы,
по 10 человек в каждой.
Практическая значимость исследования: определяется
тем, что его результаты могут быть использованы в исследовательской работе и в
психологической практике для совершенствования форм и методов работы
психологов, как с тренерским составом, так и в системе «тренер-спортсмен» по
профилактике и предотвращения тревожности у спортсменов.
Исследование состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Таким образом, анализ
литературных источников показал, что подавляющее большинство авторов
употребляют термин «тревожность»
в двух основных взаимосвязанных значениях, выделяя тревогу как эмоциональное
состояние и тревогу или, точнее, тревожность
как относительно устойчивую черту личности.
Тревожность
как эмоциональное состояние возникает в ситуациях неопределенной опасности,
угрозы и субъективно проявляется в ожидании неудач, в мрачных предчувствиях,
напряжении, тревоге, неуверенности в себе, сопровождаемых в этой связи
активацией вегетативной нервной системы. Состояние тревожности также отличается
различной интенсивностью и изменчивостью во времени. Тревожность как черта личности
означает относительно стабильные индивидуальные различия в склонности
испытуемых к переживанию тревоги.
Различают
ситуативную тревожность и общую личностную тревожность. При этом
подчёркивается, что общая личностная тревожность характеризуется устойчивой
склонностью субъекта воспринимать больший круг ситуаций как угрожающие, а
ситуативная тревожность возникает лишь в определённых ситуациях и связана с
особенностями восприятия специфических ситуативных стрессоров.
Основными
факторами, влияющими на возникновение и проявление тревожности у спортсменов,
являются: опыт участия на
соренованиях, влияние тренера и его участие в психологическом настрое
спортсмена, особенности психологической подготовки в тренировочном процессе.
Методики исследования
были подобраны в соответствии с требованиями комплексного изучения тревожности
у спортсменов.
В практической главе
предствлены результаты исследования тревожности у спортсменов от выявленных
факторов: опыт участия на
соренованиях, влияние тренера и его участие в психологическом настрое
спортсмена, особенности психологической подготовки в тренировочном процессе.
Исследование было
проведено среди двух групп спортсменов. Экспериментальная группа была
сформирована из спортсменов, имеющих опыт участия в спортивных соревнованиях и
имеющих спортивный разряд. В контрольную группу, вошли спортсмены, не имеющие
опыта участия в соревнованиях и без спортивного разряда.
Основная
цель проводимого исследования — определить влияние факторов на возникновение и
проявление тревожности спортсменов.
Из представленных результатов по методике «Шкала реактивной и личностной
тревожности Спилбергера», обе группы имеют спортсменов с выскоим
уровнем тревожности, в частности, личностная тревожность преобладает в ЭГ, а
ситуативная в КГ. Это связано с тем, что спортсмены в ЭГ с высоким уровнем
тревожности более подвержены влиянию стрессоров и склонны переживать состояния
тревоги большей интенсивности и значительно чаще, чем индивиды с низким уровнем
личностной тревожности.
Преобладание ситуативной тревожности в КГ
обусловлено тем, что спортсмены очень волнуются перед первыми соревнованиями,
ситуацией успеха на них.
По методике «Личностная шкала проявлений
тревожности Тейлора» выявлено, что, спортсмены ЭГ отличаются высоким уровнем
личностной тревожности, тогда как спорстмены КГ 70% показали низкий уровень, а
30% — средний.
У спортсменов ЭГ преобладает
нетерпеливость, чрезмерная застенчивость, неусидчивость, нервозность, излишняя
озабоченность какими-либо делами, преувеличенная осторожность.
По результатам методики «Стрессоустойчивости», спортсмены ЭГ
все (100%) показали низкий уровень стрессоустойчивости. Они более склонны
воспринимать стрессогенные или кажущиеся стрессогенными ситуации как опасные
или угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги (т.е. повышением
реактивной тревожности). Они более уязвимы к воздействию различных стрессоров в
целом. Спортсмены КГ (80%) показали средний уровень и 20% низкий уровень
стрессоустойчивости.
Тем самым гипотеза исследования
полность доказана. Действительно, тревожность спортсменов зависит от таких факторов, как: опыт
участия на соревнованиях, тренера и психологической подготовки.
На основании полученных
данных даются практические рекомендации по управлению психическим состоянием спортменов
в процессе соревнований.
Дальнейшие исследования
целесообразно провести, с целью обоснования и разработки специально
психологических тренировочных программ, для снижения уровня тревожности
спортсменов различных спортивных квалификаций и видов спорта.
Фрагмент текста работы:
1. Научно-теоретические
подходы к изучению тревожности спорстменов 1.1. Понятие «тревожность» в
научных исследованиях В психологических исследованиях
тревожность рассматривается как эмоциональное переживание, связанное с
предчувствием опасности, которую, тем не менее, можно использовать
конструктивно.
Одним из первых, кто
классифицировал тревожность, был основатель психоанализа З. Фрейд, выделивший
три типа тревожности. Во-первых, объективная тревожность, которая возникает в
ситуациях реальной внешней опасности, во-вторых, невротическая тревожность,
вызванная неизвестной и неопределенной опасностью, и, в-третьих, моральная тревожность,
которую он определяет как «тревогу совести» или супер-эго. Разберем каждый из
них подробнее. Согласно Фрейду, невротическая тревожность существует в трех
основных формах. Во-первых, это «свободное плавание», которое сверхтревожный
индивидуум постоянно испытывает и готов спроецировать его на любой более или
менее подходящий объект, как внешний, так и внутренний. Во-вторых,
невротическая тревожность проявляется в виде фобических реакций, которые
характеризуются несоответствием вызвавшей их ситуации эмоциональной реакции
человека. Примером может служить страх высоты, змей, толпы и т.д. В-третьих,
это тревожность, возникающая из-за истерии и тяжелых невротических расстройств.
Характерной чертой такой тревожности является отсутствие связи с какой-либо
внешней угрозой. Моральная тревожность, согласно Фрейду, является неотъемлемой
частью природы и напрямую связана с суперэго в структуре личности, а также с
силой и значимостью «преступления» моральных принципов, как социальных, так и
личных [22].
Изучая тревожность как состояние
и как личностную особенность, К. Д. Спилбергер разделил эти два определения на
«ситуативную» и «личную». Ситуативная тревожность понимается как временное
состояние, но она может быть стойкой, и связана с конкретными ситуациями. Это
могут быть экзамены, общение с начальником, общение с незнакомыми людьми или
неприятными людьми, от которых можно ожидать чего угодно. Личностная тревожность,
в свою очередь, становится характерной чертой личности человека, которая
накладывает отпечаток на отношение к различным жизненным ситуациям, постоянно
предчувствуя в них опасность и находясь в состоянии постоянной тревоги. Личная
тревога, как правило, имеет глубокие корни, уходящими в раннее детство, с ней
трудно справиться, но также трудно жить [17].
А.Н. Прихожан отмечает, что тревожность
— это «переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием
неприятностей и предчувствием надвигающейся опасности» [15].
Таким образом, тревожность
выделяется как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черта
личности. Автор строит собственную классификацию тревожности и связывает ее с
особыми видами деятельности — в процессе обучения возникает учебная тревога, в
процессе общения — межличностная тревога и тревожность, связанная с
представлениями о себе — это тревожность самооценки.
Согласно определению Р.С. Немова
тревожностью, проявляющейся постоянно или ситуативно, можно назвать способность
человека приходить и оставаться в состоянии повышенной тревожности, испытывать
страх и тревогу в определенных социальных ситуациях [14].
По мнению Ю.Я. Киселева, тревожность
— это склонность человека испытывать тревогу, для которой характерен низкий
порог возникновения. Повышение уровня тревожности обычно связано с
возникновением нервно-психических и тяжелых соматических заболеваний у здоровых
людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп людей с
отклоняющимися субъективными проявлениями дисфункции личности [10].
Е.Н. Гогунов, в свою
очередь, отмечает многозначность этого психологического термина и описывает
тревожность как определенное состояние человека в ограниченное время и
устойчивое свойство любого человека. Тревожность
— как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами
функционирующего мозга человека, вызывающими постоянно повышенное чувство
эмоционального возбуждения, тревожные эмоции [4]
Тревожность
выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любой ситуации. На
ментальном уровне тревожность
ощущается как напряжение, тревога, беспокойство, нервозность и переживается в
форме чувства неуверенности, беспомощности, бессилия, незащищенности,
одиночества, неизбежной неудачи, неспособности принять решение и т.д.
Анализ психологической
литературы позволяет систематизировать ощущения тревожных людей разного уровня
(А. М. Прихожан, Ч. Спилбергер, К. Э. Изард, Н. В. Имедадзе):
На физиологическом уровне
тревога проявляется в учащении пульса, учащении дыхания, учащении дыхания.
минутный объем кровообращения, повышение общей возбудимости, снижение порога
чувствительности.
Психологический уровень
тревожности проявляется в чувстве напряжения, беспокойства, нервозности,
чувстве неуверенности, чувстве надвигающейся опасности и неудачи, неспособности
принимать решения и т.д.
Таким образом, анализ
литературных источников показал, что подавляющее большинство авторов
употребляют термин «тревожность»
в двух основных взаимосвязанных значениях, выделяя тревогу как эмоциональное
состояние и тревогу или, точнее, тревожность как
относительно устойчивую черту личности.
Тревожность как
эмоциональное состояние возникает в ситуациях неопределенной опасности, угрозы
и субъективно проявляется в ожидании неудач, в мрачных предчувствиях,
напряжении, тревоге, неуверенности в себе, сопровождаемых в этой связи
активацией вегетативной нервной системы. Состояние тревожности также отличается
различной интенсивностью и изменчивостью во времени.
Тревожность как
черта личности означает относительно стабильные индивидуальные различия в
склонности испытуемых к переживанию тревоги.
Люди с высоким уровнем
тревожности более восприимчивы к влиянию стрессоров и, как правило, испытывают
состояния тревожности
большей интенсивности и значительно чаще, чем люди с низким уровнем личной
тревожности. Также в исследованиях личностной тревожности отмечается, что
индивидуальные различия в склонности к проявлению состояния тревожности в
значительной степени ситуативны, то есть они могут проявляться в одном классе
ситуаций и не проявляться в другом.