Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Исследование типов мышления школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 5
1.2 Возрастные особенности и факторы развития мышления детей младшего школьного возраста 9
1.3 Особенности развития разных типов мышления у детей младшего школьного возраста 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1 Описание организации и методик исследования. Первичная диагностика 23
2.2. Упражнения для формирования мышления 33
2.3 Анализ эффективности предложенных упражнений для развития мышления детей младшего школьного возраста 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………47

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие различных типов мышления является необходимым для выполнения различных функций в разных сферах деятельности человека. Способность мыслить в образах и оперировать ими, логически выстраивать взаимосвязи важна каждому человеку для осуществления его деятельности. При этом высшие формы этой способности наиболее эффективно развиваются в младшем школьном возрасте.
Следует заметить, что психологические особенности развития различных типов мышления в младшем школьном возрасте имеют специфические черты. Считается, что мышление ребенка в этот возрастной период наглядно и конкретно, поэтому говоря о других типах мышления, важно учитывать эти факторы.
При этом, на сегодняшний день недостаточно используются резервы развития различных типов мышления младших школьников, которые могут открываться на занятиях в школе.
Степень изученности темы. В отечественной психологии в исследованиях, связанных с изучением интегрального влияния обучения на развитие мышления детей, накоплен большой опыт диагностики таких компонентов теоретического мышления, как анализ, рефлексия, планирование (Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, А.З. Зак, В.Х. Магкаев, А.М. Медведев, П.Г. Нежнов и др.), системность (В.В. Рубцов, Н.И. Поливанова, И.В. Ривина), предметность, системность и обобщенность (Г.Г. Микулина, О.В. Савельева).
Особенности формирования и развития мышления младших школьников рассматриваются в трудах многих исследователей, среди которых Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.
Таким образом, целью исследования является исследование типов мышления у младших школьников.
Объектом исследования выступает процесс формирования различных типов мышления у младших школьников.
Предмет: мышление младших школьников.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) определить психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста;
2) изучить возрастные особенности и факторы развития мышления детей младшего школьного возраста;
3) изучить особенности развития мышления в младшем школьном возрасте;
4) исследовать уровень сформированности различных типов мышления у младших школьников;
5) выделить упражнения развития различных типов мышления у младших школьников;
6) выявить их эффективность;
7) сделать выводы.
Гипотеза исследования. Формирование различных типов мышления младших школьников будет более успешным и эффективным, если широко использовать такие упражнения, как дидактические игры, загадки, пальчиковые игры.
При написании курсовой работы применялись такие методы исследования:
1. Метод теоретического анализа специальной психологической, и педагогической литературы.
2. Эмпирические методы (анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент), методы статистической обработки данных исследования.
Структурно работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятельность на ребенка выходит на первый план, она занимает ведущее место в его жизни. В этом возрасте начинает активно развиваться память в двух направлениях – произвольном и непроизвольном. Теперь малыш может выучить даже то, что ему совсем не интересно лишь одним усилием воли. Также начинает формироваться внимание. Младшие школьники могут быть дольше сосредоточены на одном предмете. Но именно мышление становится доминирующей функцией в данном возрасте. Это способствует развитию мыслительных процессов и интеллекта, а также некоторых других психических функций организма.
Ребенок в младшем школьном возрасте способен решать проблемные ситуации тремя способами, применяя наглядно-действенное, наглядно образное и логическое мышление. Учитывая развития к этому периоду времени поисковой и планирующей деятельности, а также наличие умения анализировать и применять полученную в процессе решения задач информацию, умственный потенциал ребенка получает достаточно высокий уровень.
Что касается основы для формирования высших форм мышления в период младшего школьного возраста, то ею является активное участие ребенка в различных видах деятельности, начиная от игровой и заканчивая межличностным общением со сверстниками и взрослыми. При этом, между разными видами деятельности имеется внутренняя психологическая взаимосвязь, дающая возможность использовать их для развития мышления детей младшего школьного возраста.
Таким образом, в младшем школьном возрасте у детей активно развиваются все виды мышления. Особенностью этого возрастного периода является переход к логическому мышлению.
В ходе проведенного исследования на констатирующем этапе было определено, что большинство младших школьников имеют средний и низкий уровень сформированность мышления, при этом высоких показателей по всем выбранным методикам диагностики практически не встречается.
С целью эффективного развития различных типов мышления младших школьников применялись различные упражнения, среди которых – дидактические игры, загадки и пальчиковые игры.
Полученные данные в ходе контрольного этапа эксперимента подтверждают, что применение названных методов, направленных на улучшение уровня сформированности различных типов мышления, является достаточно эффективным и целесообразным.
Таким образом, можно сказать, что упражнения повышения различных типов мышления в младшем школьников возрасте, способствуют развитию детей. Проведенное исследование позволило подтвердить гипотезу, выдвинутую в начале данного исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Детский младший школьный возраст не даром называют вершиной детства. Ребенок в этот период сохраняет много специфических детских качеств таких, как особое легкомыслие, определенную наивность, специфический взгляд на взрослого снизу-вверх. Но младший школьник уже начинает и утрачивать свою детскую непосредственность в обычном поведении, у него уже появляется совершенно другая логика мышления. Теперь обучение для него – это значимая деятельность. Ведь в школе он уже приобретает не только новые неизвестные знания и умения, но и четкий и определенный социальный статус. Уже меняются его интересы, общие ценности, весь уклад его новой жизни.
И независимо от того, когда маленький ребенок пошел в школу, в шесть или семь лет, он в какой-то определенный момент своего комплексного развития проходит через конкретный кризис. Этот перелом может начаться и в 7 лет, а может даже сместиться к 6 или 8 годам. Но как всякий любой кризис, кризис семи лет не очень жестко связан с объективным и конкретным изменением жизненной ситуации. Важно, как ребенок именно переживает всю ту систему отношений, в которую он теперь включен, – будь то стабильные взаимные отношения или резко и часто меняющиеся. Теперь изменилось полное восприятие своего собственного места в четкой системе отношений – а это значит, меняется и социальная ситуация гармоничного развития, и ребенок теперь уже оказывается на границе нового неизвестного возрастного периода [2, 75].
Если прошедший уже кризис трех лет был по большей части связан с полным осознанием себя как отдельного активного субъекта в новом мире различных предметов, то есть ребенок понимал, что может влиять на него и менять по своему усмотрению, то теперь он пришел к осознанию своего нового места в мире общественных взаимных отношений. Это уже более глубокий кризис. Ребенок открывает для себя новую субъективную социальную позицию – позицию школьника, ученика. Это накладывает на него новые обязательства. И вот именно формирование этой новой позиции кардинальным образом меняет его сознание.
Данное изменение сознания приводит к полной переоценке уже установленных ранее ценностей. То есть то, что казалось важным раньше, тем уже становится второстепенным. И, наоборот. Ребенок теряет свои старые интересы, но на их место обязательно приходят новые. Теперь, то связано с учебным процессом, например, получение хороших оценок выходит на первый план, а все, что связано с игрой – на второй.
Но изменения сознания не ограничиваются только лишь переоценкой системы ценностей и уровня мотивации. В этом возрасте происходят более глубокие процессы, связанные с его переживаниями, которые были подготовлены в период дошкольного личностного развития. Если в последний год дошкольного возраста они у ребенка только наметились, то теперь стали более устойчивыми [15, 291].
Ребенок уже четко разделяет свой внутренний и внешний мир. Из-за этого и меняется его поведенческая структура. Другими словами, у каждого поступка есть теперь смысловая нагрузка. Поступок теперь связующее звено между конкретным желанием что-то эдакое сделать и дальнейшим развитием событий. Ребенок уже способен на интеллектуальном уровне оценить качество своего поступка и его последствия. Но одновременно на первый план выходит и эмоциональное отношение к нему. Ведь каждый поступок определяет его место в социуме, то есть в системе отношений с родителями, со сверстниками, с учителями и так далее. В этом возрасте из действий ребенка исчезает импульсивность и непосредственность.
Что касается детской непосредственности, то она утрачивается именно из-за того, что ребенок теперь размышляет о последствиях своих действий. Он начинает скрывать свои мысли, чувства. Пытается не показать другим, что где-то колеблется, что ему может быть плохо и так далее. Внешне дети младшего школьного возраста точно такие же, как и были, но внутреннее – это уже совершенно другой ребенок.
В действительности ребенок становится школьником именно тогда, когда приобретает нужную внутреннюю позицию. Учебная деятельность становится важной для него [7, 34].
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в младшем школьном возрасте учебная деятельность на ребенка выходит на первый план, она занимает ведущее место в его жизни. Мышление становится доминирующей функцией в данном возрасте. Это способствует развитию мыслительных процессов и интеллекта, а также некоторых других психических функций организма.
Кроме этого, следует отметить, что именно в этом возрасте окончательно завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Ребенок уже может четко и логично рассуждать, не теряя важных цепочек. Да и современное школьное обучение построено именно таким образом, что способствует развитию именно словесно-логическому мышлению.
В младшем школьном возрасте память начинает развиваться в двух направлениях. А именно в произвольном и осмысленном. Наиболее интересный учебный материал дети запоминают произвольно, особо не прилагая к этому никаких усилий. Особенно этому способствует проведение занятий в игровой форме или с использованием ярких наглядных пособий и так далее.
Но теперь также ребята могут и целенаправленно запомнить и тот материал, который им абсолютно не интересен, прилагая к этому определенные волевые усилия. С каждым годом процесс обучения начинает перестраиваться с направленностью на развитие произвольной памяти. То есть, чем старше ребенок, тем меньше игр, а больше зубрежки.
Кроме этого, в этом возрасте активно начинает развиваться внимание. Если раньше внимание ребенка было непроизвольным, то теперь усилием воли он может сосредоточиться на определенном предмете, даже если тот ему не интересен.
Более того, внимание усиливается и растет с каждым годом. Дети в младшем школьном возрасте уже способны концентрироваться на определенной деятельности достаточно длительное время. Хотя по-прежнему преобладает непроизвольное внимание.
Например, вчерашние впечатления для них являются сильным отвлекающим фактором, поэтому им трудно сосредоточиться на сложном материале.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы