Курсовая с практикой на тему Исследование типологии и психологических характеристик образовательной среды МОУ СОШ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию типологии
и психологических характеристик образовательной среды МОУ СОШ… 6
1.1 Анализ школы направлений изучения типологии и
психологических характеристик образовательной среды.. 6
1.2 Обоснование выборки общеобразовательных организаций. 11
1.3 Особенности диагностики типологии и
психологических характеристик образовательной среды МОУ СОШ… 12
Выводы по первой главе. 18
Глава 2. Организация эмпирического исследования по
изучению типологии и психологических характеристик образовательной среды МОУ
СОШ… 20
2.1 Проведение исследования, характеристика
респондентов, используемых методов и методик. 20
2.2 Описание результатов эмпирического
исследования. 22
2.3 Интерпретация результатов экспертизы
образовательной среды.. 26
2.4 Описание результатов сравнительного анализа. 30
2.5 Результаты корреляционного анализа. 32
2.6 Методические рекомендации по развитию
характеристик субъект сохраняющей и субъект — развивающей образовательной среды,
возможности и основные направления ее формирования в исследуемой
образовательной организации 35
Выводы по второй главе. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 43
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 46
Введение:
Актуальность темы настоящего исследования связан с тем,
что в современных условиях России развитие системы школьного образования во
многом определяется эффективностью организации управленческих процессов в
системе образования.
Решение задач, стоящих перед обновленной школой, зависит
от адекватного понимания функционирующей системы управления, от внедрения в практику
новых научно-педагогических технологий и достижений в области управления.
Главное преимущество высокоразвитой страны связано
с ее человеческим потенциалом, который во многом определяется образованием. В
связи с этим также предъявляются новые требования к профессиональной компетентности
преподавателей и специалистов системы образования. Понятно, что для того, чтобы
совершить прорыв к новому качеству образования, необходимо иметь адекватную систему
управления и культуру, которые могут обеспечить эффективность, динамичность,
адаптивность педагогической системы. Новая русская школа как сложная
развивающаяся система объективно нуждается в построении новой культуры
организации, психологическом анализе ее эффективности. Организационная культура
сегодня является важным инструментом управления. Школа менеджмента — эквивалент
управления ее организационной культурой.
Актуальность темы настоящего исследования дополнительно
определяется востребованностью внутренней системы оценивания качества
образования как необходимого элемента системы управления качеством, назначение
которой связано с обеспечением критериев оценки требованиям стандартов,
образовательным запросам личности и потребностям общества.
В настоящее время наиболее востребованной
становится индивидуальная для каждой образовательной организации система
внутренней оценки качества образования (далее — ВСОКО), которая будет наиболее
эффективной и позволит оценивать качество образования по объективным
показателям. Но несмотря на целесообразность существования ВСКО в каждой организации
не во многих она есть и функционирует. Это связано со сложностью ее построения.
Важно подчеркнуть, что проблему оценки качества
образования обсуждали и продолжают обсуждать на различных уровнях: от
государственного до единичной школы и учителей. Проблеме оценки качества
образования посвящены различные научно-практические конференции, семинары,
заседания педагогических советов, круглые столы и многие другие мероприятия. Несмотря
на то, что вопросы уже неоднократно обсуждались, и в настоящее время нет
ясности и согласованности как в понимании принципов и методов оценки, так и возможностей использования результатов оценки
качества образования. В большинстве своем оценка проводится по результатам ГИА
или других внешних диагностических работ. В некоторых случаях на основе
диагностических работ формируют рейтинг общеобразовательных учреждений.
Анализ нескольких десятков сайтов школ,
расположенных в различных субъектах Российской Федерации позволяет говорить о
том, что на большинстве из них не представлены (скорее всего по причине их
отсутствия) локальные нормативные акты, которые регламентируют оценку качества
образования. А большинство из имеющихся ориентируются, прежде всего, на внешнюю
оценку.
Объектом
исследования является образовательная организация.
Предмет
исследования – система критериев и показателей для диагностики типологии и
психологических характеристик образовательной среды МОУ СОШ.
Цель работы
– определить возможности использования диагностики типологии и психологических характеристик
образовательной среды МОУ СОШ в управлении школой.
Достижение
поставленной цели потребовало решения следующих задач:
—
рассмотреть методику диагностики и показатели идентификации уровня развития
общеобразовательной организации;
—
представить обоснование выборки общеобразовательных организаций;
—
провести оценку типологии и психологических характеристик образовательной среды
МОУ СОШ на основе эмпирических данных;
—
определить тип организационной культуры общеобразовательной организации;
— разработать
рекомендации по совершенствованию системы управления школой.
Методологические
основы данного исследования представлены следующими принципами и подходами: принцип
предметно-методологической адекватности, принцип диалектической взаимосвязи теории
и практики принцип развития, системный и деятельностный подходы, а также системно-деятельностный
и системный подходы к моделированию, проектированию и прогнозированию развития
управленческих и образовательных систем.
Опытно-экспериментальная
часть исследования опираются на нормативно-правовые документы образовательной
политики Российской Федерации; концепции развития образования, концепции
демократизации внутришкольного управления и устройство школьной жизни.
Основные методы настоящего
исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс
взаимодополняющих методов, таких
как теоретический анализ и синтез научной
литературы, сравнение, анализ, обобщение, анкетирование, опрос, метод экспертных
оценок, метод рангов , а также другие методы обработки данных.
Заключение:
На
основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
а) использование
предложенной в рамках исследования методики позволяет не только определить стадию
ЖЦ образовательной организации, но и выявить проблемные зоны в деятельности
школы;
б) на
основе полученных результатов можно определить направления для совершенствования
системы управления школой. Таким образом, выдвинутая гипотеза о
возможности применения концепции ЖЦО к оценке образовательной организации
подтвердилась.
В рамках
настоящего исследования при помощи эмпирических методов исследования были
определены стили управления руководителей образовательных учреждений, также
было оценено влияние стиля на эффективность организации в целом.
Исследование было организовано в три
последовательных этапа:
1. Разработка
программы комплексной оценки стадий развития общеобразовательной организации
2. Реализация
программы на базе трех школ, отобранных по сходным параметрам: №29, №22 и №13.
3. Разработка
методических рекомендаций по проведению комплексной оценки стадии развития
общеобразовательной организации.
Результаты проведенной диагностики показали, что руководители
и их заместители данных учреждений имеют в основном смешанный стиль руководства
(авторитарный — демократический), но с разной степенью выраженности. Проведенная
диагностика показала, что у руководителей в разной степени выражены как
личностные качества, так и управленческие способности, что находит отражение в
их управленческой деятельности, то есть каждому руководителю характерен свой
индивидуальный стиль руководства образовательной организацией.
В связи с чем был сделан вывод о прямо
пропорциональной зависимости стиля руководства и личных качеств.
Успешность управленческой деятельности связана в
равной степени как с приобретенными умениями управлять, так и с личностными
качествами, которые в совокупности позволяют правильно строить и корректировать
отношения с коллективом, оказывать влияние на психологический климат, снижать
уровень конфликтности, мотивировать подчиненных на достижение высоких
результатов.
Кроме того, проведенный анализ показал, что при
помощи развития и совершенствования личностных качеств руководители с опорой на
реальную обстановку могут оказывать положительное воздействие на эффективность деятельности
образовательного учреждения. На основе результатов эмпирического исследования
также можно заключить, что применение только одного стиля руководства без его
корректировки на протяжении всего срока управления школой не позволит
руководителю добиться высоких результатов.
По результатам исследования были сформулированы
рекомендации по оптимизации стиля управления руководителям образовательных
учреждений: изменить авторитарный стиль руководства на «адаптивный» стиль, проявляющийся
в умении руководителя вести себя в зависимости от требований реальной ситуации;
использовать в процессе решения управленческих задач потенциальные возможности
коллектива: профессиональный, интеллектуальный, творческий потенциал; главным
ориентиром избрать создание благоприятной рабочей среды, оказание
психолого-педагогической поддержки членов своего коллективу для их реализации потенциальных
возможностей.
Представляется, что предложенные рекомендации по
совершенствованию стиля управления руководителей образовательных учреждений действительно
являются эффективными.
По результатам исследования можно выделить следующие проблемные зоны каждой
из школ:
МБОУ СОШ №29: -23,5 балла свидетельствуют о том, что в настоящий момент по
шкале ЖЦО школа находится на стадии старения или спада. Общий невысокий балл и
отрицательные значения по второй и третьей группам говорят о низкой
конкурентоспособности образовательной организации в настоящий момент. 9 из 18
показателей демонстрируют отрицательную динамику развития школы.
МБОУ СОШ №22: 8,7 баллов в итоге
свидетельствую о нахождении школы в настоящий момент в переходном состоянии от
стадии стабильности к стадии спад. Кроме того, наблюдается отрицательная динамика
по показателям первой группы, а 8 из 18 показателей «западают».
МБОУ
СОШ №13: эта образовательная
организация показала самый большой балл из трех школ – 13,9, и только 6
показателей свидетельствуют о неблагополучии в процессах развития, при этом 3
показателя – ресурсные, и только 2 относятся к группе конкурентоспособности.
Исходя из выявленных проблем в отношении каждой
школы руководителям могут быть рекомендованы следующие управленческие решения:
МБОУ
СОШ №29: Руководителю может быть
рекомендовано провести анализ возможных причин отрицательной динамики по 9 показателям.
Анализ показал, что в целом климат в коллективе благоприятный, хорошие неформальные
коммуникации, но о результатах самого учреждения директор заботится намного
меньше чем о психологическом климате в коллективе. Повышению конкурентоспособности
МБОУ СОШ №29 будет способствовать развитие рыночных и инновационных элементов, то есть необходимо увеличить
долю молодых педагогов, разработать и внедрить дополнительные образовательные
программы, организовать формирование творческих групп для решения стратегических
задач развития школы, способствовать внедрению и расширению числа используемых
инновационных технологий, повышать социальную активность школы в образовательном
сообществе.
МБОУ
СОШ №22: Руководителю необходимо
принять ряд мер для предотвращения перехода образовательной организации на
стадию спада, то есть прежде всего провести анализ причин отрицательной
динамики ряда показателей, а затем предпринять меры по усилению элементов
бюрократической и рыночной (результативной) типов ОК. Этому будет способствовать
повышение квалификации педагогического состава, увеличение числа школьников,
принимающих участие в олимпиадах, разработка и внедрение новых образовательных
программ, организовать формирование творческих групп для решения стратегических
задач развития школы, повышать социальную активность школы в образовательном
сообществе.
МБОУ
СОШ №13: Не смотря на лучшие в группе показатели развития ЖЦ школы руководителю
также может быть рекомендовано провести анализ причин отрицательной динамики ряда
показателей. Организационную культуру данной образовательной организации можно
охарактеризовать как клановую, несмотря на наличие и инновационного типа ОК.
Также следует отметить, что педагоги школы стремятся к рыночному и инновационному типам ОК, что подчеркивает потенциальную
готовность школы к развитию. В связи с чем руководителю можно рекомендовать
усилить инновационную, творческую и результативную составляющие организационной
культуры.
Таким
образом, реализация разработанной экспериментальной методики позволила как определить
стадию жизненного цикла школ, так и сформулировать проблемные зоны в
деятельности каждой школы. То есть, можно заключить о возможности применения
методики при разработке рекомендаций по совершенствованию системы управления
школой.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию типологии и психологических
характеристик образовательной среды МОУ СОШ
1.1 Анализ школы направлений изучения типологии и
психологических характеристик образовательной среды Одной
из областей, наиболее значимых для теоретических и прикладных исследований по
педагогической психологии, является образовательная среда. Характеристики
образовательной среды во многом определяют мотивацию участников
образовательного процесса, их интерес к взаимодействию и сотрудничеству,
качество получаемого образования у обучающихся и удовлетворенность трудовой
деятельностью у обучающих.
Особенно
пристальное внимание к себе привлекает современная образовательная среда в силу
своей динамичности. Уже долгое время претерпевая многочисленные реформы как c
содержательной, так и с формальной точки зрения, образовательные организации
требуют от всех сторон образовательного процесса энергичного самостоятельного
освоения новых компетенций, новых форм и способов их развития, новых социальных
взаимодействий, тонкой саморегуляции, новых подходов к саморазвитию. И эти
требования постоянно возрастают. Накоплен достаточно большой опыт системного
рассмотрения феноменов образовательной среды. Однако нам представляется
небесполезной попытка еще раз обобщить актуальный объем теоретических и
эмпирических исследований в этой области и подытожить типологии образовательных
сред, имеющиеся на сегодняшний день.
Изучение
различных типов образовательных сред и степени их влияния на формирование важных
для образовательного процесса качеств способствует расширению представлений о
возможностях и целях оптимизации образования в интересах всего общества.
Различные
описания типов образовательных сред часто напрямую связаны с пониманием
образовательной среды и её основной моделью в видении тех или иных авторов.
Концепция «среды» как совокупности условий, окружающих человека, оказывающих
воздействие на него, применительно к обучению, воспитанию и развитию впервые
появляется в эпоху Просвещения. Уже Ж.Ж. Руссо декларировал необходимость
создать особую «образовательную среду», где были бы учтены и сбалансированы
потребности и возможности ученика. С этой точки зрения можно выделить
макросреду, представляющую собой все социальные институты, экономические и
общественные отношения, культуру и государственность; и микросреду, с которой
человек соприкасается непосредственно в своем ближайшем окружении. [1]