Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Исследование связной диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы развития связной диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 12
1.2 Развитие связной речи в онтогенезе ……………………………………….17
1.3 Особенности развития связной диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 5
Глава 2. Исследования связной далогической речи у детей старшего дошкольного возраста 23
2.1 Организация исследования 23
2.2 Работа по развитию связной диалогической речи у детей с ОНР 33
2.3 Анализ особенностей уровня сформированности связной диалогической речи у детей дошкольного возраста 39
Заключение 43
Список литературы 45

  

Введение:

 

Введение

Актуальность исследования. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Связная диалогическая речь включает в себя освоение богатейшей лексики языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматической системой, а также их практическое применение, практическую способность использовать приобретенный лингвистический материал, а именно способность передавать содержание готового текста для людей полностью, последовательно, последовательно и разумно для других или самостоятельно составлять согласованную историю. Отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.
Связанная диалогическая речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его способность понимать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. В процессе развития речи формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к концептуальному мышлению. В процессе психологического развития ребенка существует сложное качественное единство — речевое мышление, речевая деятельность. Но есть много людей, страдающих нарушениями речи.
Нарушение речи ограничивает речевое общение, может отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать умственную стратификацию, особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию негативных качеств. Многие ученые исследовали развитие связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста и факторы ее развития: Е.П. Короткова, Н.М. Крылова, В.И. Логинова, Э.И. Радина Е.А. Флерин и другие.
Таким образом, актуальность поиска новых, более эффективных, научно обоснованных путей развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР определял выбор темы нашего исследования.
Цель исследования: теоретически и эксперементально изучить особенности связной диалогической речи у дошкольников с ОНР.
Объект исследования: процесс развития связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития связной диалогической речи у старших дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: предполагаем, что развитие связной диалогической речи дошкольников будет проходить эффективно при условии использования в процессе работы с детьми упражнений, игр-драматизаций.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать и провести методики изучения связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Проанализировать результаты исследования, сделать выводы.
Методы исследования:
1. Теоретико-методологические: теоретический анализ психолингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: изучение документации, наблюдение, беседа, анкетирование, анализ различных видов деятельности дошкольников, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты; методы количественного анализа и обработки экспериментальных данных.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 104» г. Нижний Новгород.
Структура работы: введение, две главы, заключения, список литературы и приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

На основе анализа теоретической литературы была определена концепция связнной диалогической речи, продемонстрирована ее значимость в развитии детей, описан онтогенез формирования связной диалогической речи, дано определение общего недоразвития речи и представлены ее свойства. Были определены критерии для связной диалогической речи: семантические отношения между частями рассказа, логические и грамматические отношения между предложениями, отношения между частями предложения и полнота выражения говорящего.
Кроме того, ряд авторов (Л. И. Лосева, Т. А. Ладыженская) выделяют такие коммуникационные факторы, как последовательное раскрытие темы, связь элементов внутри и в связанных предложениях, а также наличие синтаксической связи между структурными единицами текста.
Для всестороннего изучения связной диалогической речи детей мы использовали задания И.Н. Лебедевой, задания В.П. Глухова и задания Л.Н. Ефименковой. В результате диагностического обследования, проведенного на определенной стадии, были получены следующие результаты: 12,5% детей старшего дошкольного возраста с ОНР имеют хороший уровень развития связнной речи, 25% — удовлетворительный, 25% — недостаточный, и 37 5% низкий. Исходя из этого, делаются выводы: взрослые дошкольники с третьим уровнем развития языка используют многословный разговорный язык, но обнаруживаются фонетически-фонематические и лексико-грамматические ошибки. Дети с ОНР на этом уровне развития речи обладают теми же навыками, что и последовательный монолог, и далеки от развития сверстников. Они испытывают затруднения при программировании содержания подробных утверждений и их языкового дизайна.
Главной особенностью высказываний дошкольников с OНР является нарушение связности, которое проявляется в различной степени: от пропуска отдельных слов, фраз, отсутствия семантических и синтаксических фраз до пропуска целых отдельных частей текста, нарушения семантической организации между фрагментами текста и неполноты текста заявление. Другой особенностью высказываний детей являются недостатки в их грамматической форме, которые выражаются в бедности и однообразии фразового языка и ограничивают способность детей писать информативное полное сообщение.
При разработке заданий формирующего эксперимента опирались на дифференцированный и индивидуальный подход. Также было показано, что эффективное использование командной работы в классе, где дети добавляют рассказ другого ребенка, указывает на ошибки, допущенные при использовании слов и фраз.
Результаты контрольного этапа – 52,5% детей дошкольного возраста имеют хороший уровень развития диалогической речи, 22,5% — удовлетворительный уровень, 15% — недостаточный уровень, на низком уровне учащихся не выявлено. Из этого можно сделать следующий вывод: дети с низким уровнем диалогической речи снизились в три раза, а детей с хорошим уровнем увеличилось.
Качественная реализация проблем развития языка у детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. на взаимодействии учителей и родителей. Существует явная необходимость в совершенствовании традиционных методов и техник, а также в поиске новых, более эффективных и научно обоснованных способов развития связного языка у детей с OHP.

 

Заключение:

 

Введение

Актуальность исследования. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Связная диалогическая речь включает в себя освоение богатейшей лексики языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматической системой, а также их практическое применение, практическую способность использовать приобретенный лингвистический материал, а именно способность передавать содержание готового текста для людей полностью, последовательно, последовательно и разумно для других или самостоятельно составлять согласованную историю. Отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.
Связанная диалогическая речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его способность понимать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. В процессе развития речи формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к концептуальному мышлению. В процессе психологического развития ребенка существует сложное качественное единство — речевое мышление, речевая деятельность. Но есть много людей, страдающих нарушениями речи.
Нарушение речи ограничивает речевое общение, может отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать умственную стратификацию, особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию негативных качеств. Многие ученые исследовали развитие связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста и факторы ее развития: Е.П. Короткова, Н.М. Крылова, В.И. Логинова, Э.И. Радина Е.А. Флерин и другие.
Таким образом, актуальность поиска новых, более эффективных, научно обоснованных путей развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР определял выбор темы нашего исследования.
Цель исследования: теоретически и эксперементально изучить особенности связной диалогической речи у дошкольников с ОНР.
Объект исследования: процесс развития связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития связной диалогической речи у старших дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: предполагаем, что развитие связной диалогической речи дошкольников будет проходить эффективно при условии использования в процессе работы с детьми упражнений, игр-драматизаций.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать и провести методики изучения связной диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Проанализировать результаты исследования, сделать выводы.
Методы исследования:
1. Теоретико-методологические: теоретический анализ психолингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: изучение документации, наблюдение, беседа, анкетирование, анализ различных видов деятельности дошкольников, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты; методы количественного анализа и обработки экспериментальных данных.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 104» г. Нижний Новгород.
Структура работы: введение, две главы, заключения, список литературы и приложение.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы развития связной диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи представляет собой множество сложных речевых нарушений, при которых образование всех компонентов речевой системы, связанных с ее звуковой и чувственной стороны, нарушается у детей с нормальным слухом и интеллектом [28].
Несмотря на разную природу дефектов, у детей с OHP характерны проявления, которые указывают на системное нарушение речевой активности. Одним из главных признаков ОНР является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и 5 годам. Речь аграмматична и не фонетически обрамленная. Самым выразительным показателем является отставание выразительной речи с относительно безопасным, на первый взгляд, пониманием речи. Речь этих детей неясна.
Отсутствует стабильность внимания, ограниченные возможности для его распространения. Имея относительно сохраненную семантическую, логическую память, дети имеют уменьшенную словесную память, страдает производительность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность задач. Недостаточная координация пальцев, рук, недоразвитость мелких моторных навыков. Медленность обнаруживается, застревает в одном положении.
Подход Р.Е. Левина позволил отступить от описания только отдельных проявлений речевой недостаточности и представить картину аномального развития ребенка по ряду параметров, отражающих состояние лингвистических средств и коммуникативных процессов. На основе поэтапного структурно-динамического исследования аномального развития речи также выявляются конкретные закономерности, которые определяют переход от низкого уровня развития к высшему. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, которые задерживают формирование компонентов речи в зависимости от него.
Переход от одного уровня к другому определяется появлением новых языковых возможностей, повышенной речевой активностью, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-семантического содержания, а также мобилизацией компенсационного фона. Индивидуальный темп развития ребенка определяется серьезностью первичного дефекта и его формы. Наиболее типичные и постоянные проявления ОНР наблюдаются в алалии, дизартрии и реже с ринолалиями и заиканием. Существует три уровня развития речи, которые отражают типичное состояние языковых компонентов у детей дошкольного и школьного возраста с общим дефицитом речи [31].
Первый уровень развития речи. Средства связи речи крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко выраженных повседневных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются выраженные жесты и выражения лица. Дети используют один и тот же комплекс для описания объектов, действий, качеств, интонации и жестов, обозначая разницу в значениях. В зависимости от ситуации лепетные образования могут рассматриваться как предложения с одним словом [22].
Второй уровень развития речи. Переход к ней характеризуется повышенной речевой активностью ребенка. Связь осуществляется с использованием постоянного, хотя и все еще искаженного и ограниченного предложения обычно используемых слов. Имена объектов, действий и отдельных характеристик различаются. На этом уровне можно использовать местоимения, а иногда и объединения, простые предлоги в элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы о картине, связанной с семьей, знакомом опыте окружающей жизни. Дефицит речи четко проявляется во всех компонентах [14].
Третий уровень развития речи характеризуется наличием подробной фразовой речи с элементами лексико-грамматической и фонетико-фонетической недоразвитости. Характерным является недифференцированное высказывание звуков (в основном свист, шипение, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или более звуков данной или подобной фонетической группы. На фоне относительно развитой речи существует неточное использование многих лексических значений. Существительные и глаголы преобладают в активной лексике. Недостаточно слов, обозначающих качества, знаки, состояния объектов и действия. Неспособность использовать словосочетания создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается находить однокорневые слова, формировать новые слова с помощью суффиксов и префиксов. Часто они заменяют имя части объекта именем всего предмета, правильное слово для другого, похожее по смыслу.
Понимание реверсивной речи значительно развивается и приближается к норме. Отсутствует понимание изменений в значении слов, выражаемых префиксами и суффиксами; существуют трудности в отличии морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логических и грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения [28].
Некоторые исследователи отмечают, что дети с OHP страдают не только словесными, но и связанными с ней высшими психическими функциями (внимание, восприятие разных модальностей, визуально-пространственные представления, координация оптико-двигательного аппарата, память и мышление); недостаточные мелкие моторные навыки пальцев.
Т.Б. Филичева также отмечает, что с относительно консервативной семантической, логической памятью дети уменьшают словесную память и производительность памяти по сравнению с обычными сверстниками. У некоторых детей дошкольного возраста низкая активность наведения, которая сочетается с ограниченными возможностями когнитивного развития. Связь между речевыми расстройствами и другими аспектами психического развития вызывает определенные особенности мышления. Обладая полными предпосылками для овладения умственными операциями, доступными для их возраста, дети отстают в развитии визуально-образной сферы мышления, без специальной подготовки они едва ли справляются с анализом и синтезом, сравнением. Многие из них характеризуются жесткостью мышления. Такие дети испытывают трудности в классификации объектов, обобщении явлений и признаков. Часто проявляются у детей с общей гипоплазией речи и личными проблемами: снижение самооценки, коммуникативные расстройства, беспокойство, агрессивность [19].
По мнению Г.В. Чиркиной у детей неустойчивое и изнурительное внимание, слабо сформированное добровольное внимание. Детям трудно сосредоточиться на одном предмете и переключиться на другой предмет по специальному заданию. Отмечаются особенности в ходе умственных операций: наряду с преобладанием визуально-образного мышления детям может быть трудно понять абстрактные понятия и отношения. Скорость хода умственных операций может быть несколько медленной.
По мнению О.В. Марьясова, Ю.Ф. Гаркуши, И.Т. Власенко нарушение внимания и памяти проявляется у детей старшего дошкольного возраста с OHP в следующем: им трудно восстановить порядок расположения даже четырех предметов после их перегруппировки, они не замечают неточностей в рисунках-шуточках; всегда выделяйте объекты или слова на данном основании. Еще труднее сконцентрироваться и уделять внимание чисто словесному материалу вне визуальной ситуации. Поэтому такие дети не могут полностью принять длительные, неполные объяснения учителя, длительные инструкции и длительные оценки их деятельности [28].
Низкий уровень добровольного внимания приводит к отсутствию образования или существенному нарушению структуры их деятельности. Результаты изучения памяти детей дошкольного возраста позволяют сделать вывод о том, что в этой категории детей значительно уменьшается слуховая память и производительность запоминания. В то же время уровень слуховой памяти уменьшается с уменьшением уровня развития речи. Нарушаются как тонкие формы визуального гнозиса, так и пространственные и временные нарушения. Детям требуется больше времени для получения, обработки визуальных, слуховых и других видов показов.
В исследованиях отмечается, что также наблюдаются особенности активности детей с ОНР. Страдают все типы памяти, особенно те, которые требуют умственных процессов (опосредованное запоминание). Снижение производительности, переключения, распределения и стабильности процесса запоминания.
Дошкольники с ОНР имеют особенности ориентации в пространстве. Дети не понимают различия в понятиях «правые» и «левые», испытывая трудности в ориентации в своем теле.
Для особенностей протекания когнитивной субъектно-практической деятельности дошкольников с ОНР характерно [27]:
— использование методов проб и ошибок;
— трудности при выборе из известных методов действий метода, адекватного ситуации;
— использование дополнительных практических опор.
Соотношение характера высказываний с уровнем действий позволило сделать вывод о том, что усложнение характера речи связано с трансформацией материального аспекта предметно-практической деятельности.
Связь между речевыми расстройствами и другими аспектами психического развития вызывает определенные особенности мышления, поэтому мышление детей этой группы отстает в развитии визуально-образной сферы, умственных операций и расстройств самоорганизации. Неформатированное визуальное мышление при недостаточном развитии речи в большинстве случаев с точки зрения степени выраженности связано с серьезностью дефекта речи в соответствии с Т.А. Фотековой.
Для многих детей с общей гипоплазией речи характерна также ригидность мышления. В исследовании речевого мышления И.Т. Власенко обнаружил особенности, которые, согласно их психологическому механизму, в первую очередь связаны с системным недоразвитием речи, а не с нарушением правильного мышления [27]. Установление во внутреннем плане рече-коммуникативной связи слова с объективным изображением (например, в случае косвенной памяти) у этих детей нарушается из-за недостаточного формирования механизма внутренней речи в связи ход речевых образований в умственные образования и наоборот.
Внимание обращается на низкий уровень развития игровой деятельности, детей дошкольного возраста с недостаточной развитостью речи: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность, попытки общения этих детей со сверстниками не приводят к успеху. Дети часто теряют возможность работать вместе со своими сверстниками в игре из-за неправильного воспроизведения звука, неспособности выразить свои мысли, боязни появления смешного. Большинство из этих детей характеризуются крайней возбудимостью, которая связана с различными неврологическими симптомами, и поэтому игры, которые не контролируются педагогом, иногда являются очень неорганизованными формами. Часто дети этой категории еще не могут заняться каким-либо бизнесом, что указывает на их недостаток навыков сотрудничества. Если дети выполняют какую-либо общую работу от имени взрослого, каждый ребенок стремится сделать все по-своему, не сосредотачиваясь на партнере, не сотрудничая с ним. Такие факты указывают на слабую ориентацию дошкольников с недостаточным развитием речи среди сверстников в ходе совместной деятельности, низкий уровень формирования их коммуникативных навыков и навыков сотрудничества [17].
Особенности эмоциональной сферы таких детей включают повышенную лабильность поведенческих реакций, нестабильный фон настроения, что приводит к повышенному уровню тревоги; неуверенность в себе, свои сильные стороны, что способствует тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, признательности. В то же время дети могут видеть агрессивные реакции, если в стремлении к своим устремлениям они сталкиваются с препятствиями. Для некоторых детей с гиперчувствительностью OHP характерен, проявляющийся в общей эмоциональной и двигательной тревоге, чрезмерной двигательной активности: ребенок производит много движений своими ногами, руками и не убежден. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей отсталостью, летаргией, пассивностью. Фиксация дефекта речи часто дает ребенку чувство неудобства, а это, в свою очередь, делает его отношение к себе, своим сверстникам и к особенностям взрослых и детских групп [12].
В OHP фонетические расстройства являются общими, имеют постоянный характер, сходны по своим проявлениям с другими нарушениями арттикуляции и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Эти нарушения отрицательно влияют на формирование и развитие фонематического аспекта речи [17].
Такие дети отмечаются неточностью, слабостью движений органов артикуляторного аппарата, их быстрое истощение, недостатки произношения устранялись только в результате артикуляторной гимнастики и развития правильного артикуляционного способа того или иного звука.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы