Курсовая с практикой на тему Исследование стилей руководства в фирме и выбор адекватного стиля
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА В ФИРМЕ 5
1.1 Понятие, виды и методы исследования стилей руководства 5
1.2 Влияние стилей руководства на социально-психологический климат фирмы 13
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА ФИРМОЙ НА ПРИМЕРЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ «МАСТЕРСКАЯ УЛЫБОК» 19
2.1 Характеристика управления персоналом стоматологической клиники «Мастерская улыбок» 19
2.2 Оценка существующего стиля руководства и выбор адекватного стиля руководства стоматологической клиники «Мастерская улыбок» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
Данная работа посвящена изучению стилей руководства в фирме и обоснованию выбора адекватного стиля.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что в стратегическом управлении предприятием акцент преимущественно делается на разработке стратегии, которая бы наилучшим образом обеспечивала использование ресурсов предприятия в сложившихся условиях внешней среды с учетом тенденций ее изменения. В то же время неоправданно незначительное внимание уделяется вопросам реализации стратегии, которая непосредственным образом связана с доминирующей на предприятии организационной культурой и применяемыми стилями руководства.
Для того, чтобы стратегия предприятия была не просто данью моде и красиво напечатанным документом, который хранится в сейфе у руководителя предприятия, она должна ежедневно подкрепляться используемыми на предприятии в достижении поставленных целей практиками управления. В этой связи сложно переоценить такую ежедневно используемую практику управления, как стиль руководства.
Стиль руководства воплощает отношение руководителя к поставленным целям предприятия, привычные практики общения с другими работниками предприятия, подчинёнными, практикуемый порядок принятия и воплощения решений, мотивации и стимулирования подчинённых к выполнению таких решений и т.д.
Важно заметить, что, во-первых, стиль руководства не является самоценностью, он является одним из инструментов выполнения стратегии предприятия; во-вторых, принятый стиль руководства не является психологически определенной константой, он может быть согласно поставленным целям и содержанию стратегии предприятия изменен как с точки зрения усилий самого руководителя, так и ситуационной коррекцией.
Цель работы – провести анализ стилей руководства фирмой и обосновать выбор адекватного стиля на примере стоматологической клиники «Мастерская улыбок».
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие, виды и методы исследования стилей руководства;
2) изучить влияние стилей руководства на социально-психологический климат фирмы;
3) дать характеристику управления персоналом стоматологической клиники «Мастерская улыбок»;
4) дать оценку существующего стиля руководства и предложить рекомендации по выбору адекватного стиля руководства стоматологической клиники «Мастерская улыбок».
Объект исследования – ООО «Мастерская улыбок».
Предмет исследования – организационно-методические и социально-психологические условия реализации стилей руководства организацией.
В работе использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.
Источниковую базу исследования составили материалы научной периодики, а также материалы научно-практических конференций, посвященные вопросам стилей руководства в организации, опубликованные за последние 5 лет.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения.
Заключение:
В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) Рассмотрены основные стили управления, их положительные и отрицательные стороны, а также влияние специфических особенностей стиля на деятельность коллектива организации. Выбрать лучший стиль руководства невозможно. Для его выбора необходимо учитывать специфику конкретного предприятия, количество, профессионализм сотрудников, взаимодействие в коллективе, психологические особенности руководителя и многое другое. Только при грамотном анализе и правильном выборе стиля управления можно достигнуть наилучших результатов в эффективности деятельности организации.
2) Социально-психологический климат в коллективе представляет собой качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Руководители, которые не обладают организаторскими способностями, высокими моральными качествами и профессиональными знаниями, как правило, отрицательно влияют на социально-психологический климат, что понижает жизненный тонус и продуктивность деятельности всего коллектива и каждого сотрудника. Условия, в которых происходит взаимодействие членов коллектива, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда.
3) Представлена характеристика управления персоналом стоматологической клиники «Мастерская улыбок». ООО «Мастерская улыбок» предоставляет пациентам самый широкий комплексный спектр первоклассных стоматологических услуг в сочетании с соблюдением санитарно-эпидемиологических и правовых норм медицинского приема.
Организационная культура рассматриваемой организации определена как клановая или семейная.
Стиль руководства клиники охарактеризован как демократический. Численность работников ООО «Мастерская улыбок» за анализируемый период сократилась незначительно, что говорит о высокой эффективности управления организацией с клановым типом организационной культуры, демократическим стилем управления и использования трудового потенциала. Низкая текучесть говорит о приверженности персонала организации.
В ходе управления персоналом предприятия при выборе стиля руководства необходимо учитывать научный подход.
4) Проведен анализ основных аспектов внешней среды, которые оказывают влияние на бизнес клиники «Мастерская улыбок». В качестве метода исследования использован PEST-анализ. Наибольшее влияние на деятельность клиники оказывают экономические факторы, усиление конкуренции на отдельных сегментах предоставления стоматологических услуг (протезирование, ортодонтия, отбеливание).
Проведена диагностика стиля руководства заместителя главного врача по лечебной деятельности, главного бухгалтера, заместителей главного врача по экономике, заместителя главного врача по охране труда. По результатам сделан вывод, что для стиля работы в клинике характерен директивный стиль — 45,3% и коллегиальный стиль — 46,85%.
Даны рекомендации по совершенствованию стиля работы в клинике «Мастерская улыбок» с учетом результатов PEST-анализа. В частности, заместителю главного врача по экономике работать над собой в части выработки лидерских качеств, поскольку это единственный сотрудник, не использующий директивных (авторитарных) методов руководства. Это позволит снизить влияние на организацию экономических факторов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА В ФИРМЕ
1.1 Понятие, виды и методы исследования стилей руководства
В настоящее время мировая экономика находится в той степени нестабильности, когда стандартные подходы только усугубляют положение дел и обостряют конфликты. Часть из которых, впрочем, можно было бы объяснить политической волей, однако эта политическая воля также диктуется экономической ситуацией [1, с. 157].
Огромное влияние на эффективность деятельности, трудоемкость, производительность труда и другие экономические факторы предприятия оказывает непосредственно руководитель организации и определенные методы, способы воздействия на подчиненных, которые он использует в процессе управленческой деятельности.
Стиль управления влияет на такие факторы, как уровень взаимодействия в коллективе, развитие инновационного подхода к производству, продуктивность работников, психологический климат в коллективе и многое другое, что в конечном итоге оказывает воздействие на эффективность деятельности организации в целом [2, c. 223].
Вопросы наиболее эффективного управления интересовали людей еще в древности, но не утратили своей актуальности и на сегодняшний день. Каждому руководителю хочется работать с квалифицированными сотрудниками, способными на молниеносное решение поставленных перед ним задач [3, с. 113].
Стиль руководства — это способ (или их совокупность), система методов, манера поведения руководителя, который оказывает влияние на подчиненных и побуждает их к достижению целей организации [4, c. 177].
Сегодня существуют различные классификации стилей управления.
Дуглас Макгрегор предложил теорию, основанную на выделении двух типов — X и Y. Согласно этому подходу он разделил руководителей на 2 группы [5, c. 27]:
1. Руководить (X) стремится к сильному контролю, пристальному наблюдению, предполагая, что сотрудники изначально ленивы и не способны выполнять поставленные задачи.
2. Руководитель (Y) возлагает всю ответственность на подчиненного, предполагая, что подчиненные имеют собственную мотивацию и цели для качественного выполнения работы, они креативны и способны к самоконтролю.
Согласно исследованиям, проведенным Р. Лайкертом, существует руководство, более сосредоточенное на выполнении работы и руководство, которое обращает большое внимание на человека, создает комфортную среду для выполнения им работ. В зависимости от вышесказанного Р. Лайкерт выделял 4 стиля руководства [6, c. 47]:
1) эксплуататорско-авторитарный;
2) патерналистски-авторитарный;
3) консультативный;
4) демократический.
Однако самой распространенной и общепринятой является теория лидерства К. Левина. Он разделял стили руководства на 3 типа [7, c. 25]:
1) демократический;
2) авторитарный;
3) либеральный.
Именно эту классификацию мы рассмотрим более подробно.
Демократический стиль управления основан на разделении полномочий и обязанностей между руководителем и подчиненными. При этом все сотрудники организации несут равную ответственность, так как решения важных вопросов происходят коллективно. При демократическом стиле руководитель обеспечивает свободу действий для работников, советуется с ними при принятии решения. Управление подчиненными происходит не за счет жестких приказов, требующих принудительного выполнения, а в форме просьб, советов, рекомендаций. Как правило, при качественном выполнении работы существует система поощрений, повышающая работоспособность и мотивацию работников. Стоит отметить, что именно данный стиль руководства способствует развитию новых технологий [8, c. 115].
На сегодняшний день демократический стиль управления является лучшим и одним из самых перспективных стилей, однако не всегда и не во всех организациях будет целесообразно применять именно его. Данный стиль руководства идеально подходит при наличии высококвалифицированного персонала, при наличии инициативных и мотивированных работников, при высокой степени сплоченности внутри коллектива и т.д. Если работники имеют низкую квалификацию, работоспособность, ответственность, то демократический стиль управления применять не следует.
Преимуществами данного стиля является высокая работоспособность, мотивация, инициативность работника, достигнутая путем уважения к подчиненным, предоставления им свободы действий и наличия системы поощрений, высокий карьерный рост, отсутствие психологического напряжения у руководителя и подчиненных, эффективных управленческих решений, путем коллективного взаимодействия и т.д.
Безусловно, наряду с преимуществами имеются и недостатки: потребность в высококвалифицированном персонале, трудность в принятии единогласного решения, сложность в организации взаимодействия между подразделениями предприятия.
Авторитарный стиль руководства противоположен демократическому. Он стиль основан на единоличном принятии руководителем управленческих решений и жесткой требовательности к выполнению поставленных задач.