Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Исследование совладающего поведения и механизмов психологической защиты у людей молодого и зрелого возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ  3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О СОВЛАДАЮЩЕМ ПОВЕДЕНИИ И МЕХАНИЗМАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ЛЮДЕЙ МОЛОДОГО И
ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА   6
1.1. Понятие о стрессе и совладающем
поведении  6
1.2. Исследование совладающего
поведения и механизмов психологической защиты в зарубежной и отечественной
психологии  18
1.3. Механизмы психологической
защиты как регуляторы реакции человека на стресс  27
1.4. Классификации механизмов
психологической защиты   30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ЛЮДЕЙ МОЛОДОГО И
ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА   35
2.1. Организация и методы
исследования  35
2.2. Анализ полученных результатов  37
ВЫВОДЫ   43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ   47

  

Введение:

 

Курсовая работа посвящена исследованию совладающего поведения и
механизмов психологической защиты у людей молодого и зрелого возраста. Следует отметить,
что проблема получила недостаточную разработку, как в отечественной, так и
зарубежной литературе. Поэтому она является актуальной и содержит в себе как
теоретическую, так и практическую значимость.

Традиционно, в
психологической науке (а именно в психологии совладания) рассматриваются два
основных подхода к копинг-поведению: личностный и личностно-ситуационный.

При выполнении нашей
работы мы придерживались личностно-ситуационного подхода к копинг-поведению,
который постулирует, что выбор копинг-стратегии детерминирован личностными
особенностями человека, но в связи со специфичностью ситуации, в которой
необходим копинг, нельзя отрицать и влияние ситуационных факторов на его выбор
[21; 26].

В личностно-ситуационном подходе к копинг-поведению на выбор
копинг-стратегий влияет, наряду с личностными детерминантами, и специфичность
ситуации. С позиций С.К. Нартовой-Бочавер, «ситуация во многом определяет
логику поведения человека и меру ответственности за результат поступка».
Копинг-поведение тогда рассматривается, как характерный способ поведения
человека в конкретной ситуации и предназначен для адаптации человека к
требованиям этой ситуации, к овладению ею и, как следствие, к погашению её
стрессового воздействия [20; 21].

Важной
особенностью взрослого периода жизни человека является необходимость выбора в
ситуации множества вариантов жизненных планов и замыслов. Противоречия и
кризисы, успехи и неудачи, надежды и разочарования, поиски смысла жизни и пути
его понимания — во многом определяют качественное содержание жизни взрослого
человека.

В условиях
современной жизни для многих людей становится практически привычным состояние
беспокойства, тревоги. Напряжение стало общим знаменателем в нашем
быстротемповом, сложном обществе. Профессиональное напряжение, семейное
напряжение, финансовое напряжение, хроническое напряжение и, для некоторых,
посттравматическое напряжение больше не изолировано от опыта. Все эти условия
ставят человека в ситуацию повышенных требований к адаптационным ресурсам
человека, где психологический комфорт будет зависеть от возможности личности
справляться с информацией, рассогласующейся с привычными представлениями об
окружающем мире и себе.

Наше эмпирическое исследование совладающего поведения и механизмов
психологической защиты у людей молодого и зрелого возраста базируется на
проведенном теоретическом анализе проблемы, который предшествовал ее
эмпирической разработке.

Объект исследования – механизмы защиты.

Предмет исследования – различия в совладающем
поведении и механизмах защиты у людей разных возрастов.

Цель исследования – изучение совладающего поведения и механизмов
психологической защиты у людей молодого и зрелого возраста.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический
анализ научных источников по проблеме исследования.

2. Составить выборку
респондентов и подобрать методики эмпирического исследования.

3. Изучить
копинг-стратегии у людей молодого и зрелого возраста.

4. Определить механизмы
психологической защиты у людей молодого и зрелого возраста.

5. Сравнить копинг-стратегии
и механизмы психологической защиты у людей молодого и зрелого возраста.

Гипотеза исследования – люди молодого и
зрелого возраста будут отличаться друг от друга по преобладанию
копинг-стратегий и выраженности механизмов психологической защиты.

Эмпирическим методом
исследования явилось тестирование.

Применение данного метода конкретизировалось в следующих
психодиагностических методиках:

1. Методика диагностики копинг-поведения (автор – Р.С. Лазарус и С.
Фолкман; адаптация – Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляева).

2. Методика диагностики
типов психологических защит (автор – Р. Плутчек).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование
проблемы совладающего поведения и механизмов психологической защиты у людей
молодого и зрелого возраста состояло из двух этапов – теоретического и
эмпирического.

В результате
теоретического анализа было выявлено, что личность рассматривается как особое
качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе
совместной деятельности и общения. Стресс – это состояние повышенной
напряженности; психический стресс возникает в условиях угрозы и имеет место
тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Психологическое
преодоление (копинг) – это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в
соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его
психологическими возможностями. Посредством механизмов психологического
преодоления человек включается в ситуацию, изменяет различным образом ее
требования, сводит к минимуму действие стрессовой ситуации.

Типы копинга, или
копинг-стратегии – это определенные способы, приемы, используемые человеком при
совладании с трудной, стрессовой ситуацией. Защитные механизмы или
психологические защиты – это понятие, которое обозначает неосознаваемый
психический процесс и механизм, направленный на минимизацию отрицательных
переживаний личности.

В результате проведенного
эмпирического исследования было выявлено, что наиболее предпочитаемыми
копинг-стратегиями у людей 20-30 лет являются такие копинг-стратегии, как
избегание и дистанцирование. В то же время наиболее предпочитаемыми
копинг-стратегиями у людей 40-50 лет являются такие копинг-стратегии, как
самоконтроль и принятие ответственности.

Также было выявлено, что у людей 20-30 лет больше
преобладают по сравнению с людьми 40-50 лет такие копинг-стратегии, как
самоконтроль. С другой стороны, у людей 40-50 лет больше преобладают по
сравнению с людьми 20-30 лет стратегии принятия ответственности.
Предпочитаемыми копинг-стратегиями у людей 40-50 лет являются такие
копинг-стратегии, как поиск поддержки и принятие ответственности. А наименее
преобладающими копинг-стратегиями являются стратегии планирование решения. Люди
молодого возраста отличаются экстраверсией, в отличие от людей 40-50 лет. У людей 40-50 лет по сравнению с
людьми 20-30 лет больше выражены такие типы черты, как привязанность,
интроверсия

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОВЛАДАЮЩЕМ ПОВЕДЕНИИ И МЕХАНИЗМАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У
ЛЮДЕЙ МОЛОДОГО И ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА 1.1. Понятие о стрессе и
совладающем поведении Начнем с того, что понятие стресса возникло первоначально в
физиологии для обозначения неспецифической генерализированной реакции организма
– «общего адаптационного синдрома» – ответ на любое неблагоприятное воздействие
(голод, усталость, холод, угроза, боль и другие). Понятием «неспецифический
ответ организма» принято обозначать необычную или несвойственную для организма
или какой-либо его системы реакцию на внутренний или внешний стимул. Часто
состояние стресса рассматривается как неотъемлемая часть адаптационного
процесса. Это связанно с тем, что стресс имеет свои стадии. Их описание
содержится в классических исследованиях Г. Селье, и они свойственны любому
адаптационному процессу [11].

Любой стресс проходит три его стадии, описанные еще Г. Селье.

Первая из них – стадия беспокойства представляет собой как бы
«встряску организма», призыв к мобилизации нейроэндокринных механизмов,
обеспечивающих значительное преобладание реакций и дающих энергию для борьбы
или бегства.

Вторая стадия стресса – стадия резистентности, или адаптации.
Устойчивость организма к действию стрессора при этом увеличивается, возрастает
резистентность и к другим неблагоприятным воздействиям, улучшается общее
самочувствие, улучшается состояние здоровья. Такое явление Г. Селье назвал
«эустрессом», т.е. «хорошим стрессом».

Третья стадия стресса называется стадией истощения, или «дистресса». Происходит нарушение
адаптационного процесса. Исходом этой стадии может быть срыв адаптивных
механизмов, развитие болезни или смерть [11].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы