Курсовая с практикой на тему Исследование систем управления и их роль в научной и практической деятельности человека
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования систем управления и их роли в научной деятельности человека 5
Сущность систем управления 5
Теория выбора управленческих решений 14
Глава 2. Анализ систем управления в практической деятельности человека в АО «СИЛД ЭЙР КАУСТИК» 19
2.1. Особенности системы управления персоналом 19
2.2. Специфика управления финансами 23
2.3. Система управления качеством как направление практической деятельности человека 24
Заключение 31
Список источников и литературы 34
Введение:
Совершенствование процесса разработки и реализации управленческих решений в организации, с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды является важной частью любой управленческой деятельности. Для выполнения управленческих функций и достижений целей необходимо учитывать эффективность принятия решений. В ситуациях исключительной сложности принятия обоснованных объективных решений достигается методом использования научного подхода к данному процессу.
Любая управленческая деятельность тесно связана с разработкой и принятием соответствующих решений для различных управленческих ситуаций. Выбор типа и характера управленческого решения в Российской Федерации осуществляется, как правило, уполномоченным лицом путем согласования разработанного варианта с другими руководителями. Зачастую единственным критерием целесообразности управленческого решения на сегодня является его финансовая составляющая, а именно — увеличение поступлений или отсутствие / уменьшение расходов из бюджетов любых уровней.
Поэтому возникла необходимость внедрить в жизнь научные методы теории управления экономикой предприятия, в том числе для разработки и принятия наиболее целесообразных, экономичных и эффективных управленческих решений.
Управленческие решения принимаются в самых разных областях деятельности людей: политической, экономической, социальной, военной, административной, в области культуры, образования, здравоохранения и в ряде других принципиально значимых крупных областях. Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки понятия «решение» заключается в том, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований.
Актуальность выбранной темы работы обуславливается тем, что в настоящее время независимо от должности, каждый человек должен принимать свои управленческие решения. В российской и зарубежной научной литературе исследованию сущности понятия «управленческое решение», разработке классификации управленческих решений посвящено достаточно много работ, например, Тарабан С., Поканевич Ю., H. Т. Малая и И.С. Процик, О. Ипотека и Дерикот А.Н., С.В. Цюцюра, А.В. Криворучко, М.И. Цюцюра и т.п. Вопрос исследования количественного аспекта принятия управленческих решений освещен А.М. Ульяновой, А.В. Сопильник, В.Д. Бакуменко, А. Паршин, Чернобай Л.И. и Кулиняк И. Я., Шатохин О.Д. и т. д. Ефимова Ф., М. Шигун предлагают многоаспектный подход к принятию управленческих решений: централизованный, децентрализованный, групповой, демократический и др.
Целью является исследование систем управления и их роли в научной и практической деятельности человека.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1. Исследовать сущность систем управления.
2. Изучить теорию выбора управленческих решений.
3. Выявить особенности системы управления персоналом.
4. Определить специфику управления финансами.
5. Проанализировать систему управления качеством как направление практической деятельности человека.
Объект исследования – система управления.
Предмет исследования – исследование систем управления и их роли в научной и практической деятельности человека.
Для написания работы была использована научно-практическая и специализированная литература, освещающая данный вопрос, периодические издания и специализированные печатные издания, монографии и материалы Интернета. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Управление — одна из форм производственных отношений. Она отражает причинно-следственную связь и зависимости, которые возникают в процессе осуществления общественного производства. Поскольку объектом отношений управления является трудовая деятельность людей, то управленческие отношения являются, прежде всего, экономическими отношениями.
Принятие решений, как и обмен информацией, — составная часть любой управленческой функции и представляет собой сложный и систематизированный процесс, который начинается с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, которые решают эту проблему.
Акционерное общество «СИЛД ЭЙР КАУСТИК» — мировой лидер в сфере пищевой упаковки. Операционно представлена в 122 странах. В России головной офис и производственные мощности компании находится в Волгограде, а филиал — в Москве.
Организация осуществляет свою деятельность стабильно с прибылью и увеличивает объемы своей деятельности. При этом последний год характеризуется негативной динамикой прибыли.
В анализируемом периоде по сравнению с 2015 годом, товарная продукция выросла на 0,68%. Себестоимость товарной продукции так же выросла на 1,1% по сравнению с 2015 годом. Затраты на 1 рубль товарной продукции на 2017 год составляют 0,81 руб.
В структуре продукции произошли существенные изменения по верхним плёнкам для термоформожа, произошло их снижение с 1129800 тыс.руб. в 2015 году до 366030 тыс.руб. в 2017 году. По остальным видам продукции не было существенных изменений. В целом товарная продукция предприятия выросла с 4981598 тыс.руб. в 2015 году до 50151915 тыс.руб. в 2017 году.
Стоимость основных средств по первоначальной стоимости увеличилась на 2,87% — с 2091265 тыс.руб. в 2015 году до 2151265 тыс.руб. в 2017 году. Этот рост обусловлен ростом стоимости машин и оборудования на 8,97%. В тоже время наблюдается снижение стоимости зданий на 18,63%, транспортных средств на 14,14% и производственного и хозяйственного инвентаря на 17,93%.
Эффективность использования основных средств в анализируемом периоде снизилась, о чем свидетельствует снижение фондоотдачи и фондорентабельности, а также рост фондоемкости.
Численность работников увеличилась с 410 чел. в 2015 году до 437 чел. в 2017 году. Коэффициент текучести рабочей сократился на 0,01 и составил 0,06 в 2017 году. Основную часть уволившихся работников составляют молодые специалисты, недовольные уровнем оплаты труда. В тоже время значение коэффициента постоянства персонала достаточно велико: 0,94 в 2015 году, 0,95 в 2016 году и 0,96 в 2017 году.
Производительность труда в анализируемом периоде сократилась с 1233,69 руб./чел. до 11692,11 руб./чел., что связано со снижением товарной продукции и ростом численности работников.
Фонд заработной платы в 2017 году по сравнению с 2015 увеличился с 187042 тыс.руб. до 208755 тыс.руб. Среднегодовая заработная плата по сравнению с 2015 годом возросла на 21,5 тыс.руб.
Несмотря на это, темпы ее роста невелики. Себестоимость увеличилась на 1,1% за 2015-2017 гг., в том числе за счет роста средств на оплату труда на 11,6%, амортизации и прочих затрат.
В структуре себестоимости наибольшую долю занимают материальные затраты: 88,96% в 2015 году, 86,45% в 2016 году и 83,64% в 2017 году. Данная структура типична для такого предприятия.
Анализ финансового состояния показал, что предприятие обладает абсолютной финансовой устойчивостью, т.е. собственного капитала, а также заемных средств достаточно для формирования запасов.
В 2016-2017 годах ликвидность баланса недостаточна, поскольку не соблюдается первое нормативное соотношение.
Предприятие платежеспособно, о чем свидетельствуют значения показателей платежеспособности, которые находятся в пределах нормативных значений.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования систем управления и их роли в научной деятельности человека
1.1. Сущность систем управления
В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений. Они отличаются по содержанию, срокам действия и разработке, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т.д. С помощью рациональной классификации можно выделить классы или виды решений, требующих разного подхода к процессу и методов их принятия, не одинаковых по затратам времени и других ресурсов (табл. 1).
Таблица 1
Классификация решений, принятых организацией
Критерии Классы решений
Степень структурированности Слабоструктурированные (незапрограммированные), высокоструктурированные (запрограммированные)
Содержание Экономические, социальные, организационные, технические, научные и т.д.
Количество целей Одноцелевые, многоцелевые
Продолжительность действий Стратегические, тактические, оперативные (или долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные)
Люди, которые принимают решения Индивидуальное, групповое
Уровень предприятия Организация в целом, ее структурные службы, отдельные работники
Глубина воздействия Одноуровневые, многоуровневые
Направление решения Внутрь организации как системы, за ее пределы.
По затрачиваемому времени самыми ресурсоемкими являются стратегические решения. Распределение общих затрат времени на принятие оперативных, тактических и стратегических решений в организациях крупного, среднего и малого размера также имеет свои особенности. На малых предприятиях основная доля этих расходов приходится на оперативные решения, но по мере роста предприятий существенно увеличивается время, затрачиваемое на выработку стратегии развития.
Организационные решения.
Менеджер, выполняющий обязанности, обусловленные занимаемой должности, принимает обычно организационные, интуитивные, основанные на суждениях и рациональные решения.
Организационные решения представляют собой результат реализации определенной последовательности шагов и действий, подобных тем, которые употребляют при решении математических уравнений. Это самый сложный и ответственный вид решений. Они подразделяются на три группы: запрограммированные, незапрограммированные и компромиссы [15, с. 120-121].
Запрограммированные решения принимаются чаще всего для повторяющихся, т.е. стандартных ситуаций. Они имеют относительно меньшее количество альтернатив и, как правило, заложены в правила, нормы, процедуры, инструкции, технологии работ, что позволяет более эффективно управлять текущими процессами деятельности фирмы, экономить время, ресурсы и создавать плавность, ритмичность в работе. В качестве примера такого решения можно привести финансовое планирование в фирме, где выбор альтернатив должен быть в пределах направлений, заданных возможностями организации. Выделение класса запрограммированных решений позволяет разработать стандартные процедуры и программировать решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью.
Чем больше запрограммированных решений, тем легче управлять фирмой, но здесь существует и недостаток — стремление к консерватизму и сдерживания инициативы, развивающие тенденцию бюрократизации фирмы. Новые (незапрограммированные) ситуации (не заложены в правилах, нормах, процедурах фирмы) требуют незапрограммированных решений.
К запрограммированным решениям можно отнести решения о том, как усовершенствовать организационную структуру предприятия или усилить мотивацию подчиненных в изменившихся условиях, как повысить качество продукции для обеспечения ее конкурентоспособности и др. Для таких ситуаций, возможно, существуют методы решения задач, но при этом существует множество различных вариантов, каждый из которых, в свою очередь зависит, от факторов, которые изменяются. Эти решения требуют жесткого регламента времени: необходимо просчитать максимально большое количество альтернатив и принять оптимальный вариант. Умение творчески применять решение в незапрограммированных ситуациях составляет искусство менеджера.
Способы, используемые руководителями для принятия решений, варьируются от спонтанных до высокологичных. При этом руководители находятся под воздействием таких психологических факторов, как социальные установки, накопленный опыт и личностные ценности. Различают интуитивные, основанные на суждениях и рациональные решения.
Интуитивные решения — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правильный, — на интуиции на базе своих чувств, эмоций, возникшей ситуации, особенностей характера. Эти решения связаны с риском, с точки зрения статистики шансы на правильность у этого способа небольшие.
Практически каждый член организации регулярно принимает множество самых разнообразных решений, делает выбор между возможными вариантами своих действий. Происходит это в большей степени рефлекторно, без глубокого обдумывания и значительных затрат времени.
Как известно, менеджеры и руководители принимают различные по содержанию и значению решения. Высшее руководство организации, например, решает задачи, связанные с установлением целей и стратегии развития, утверждением ассортимента продукции, организацией деятельности аппарата управления компании в целом, размещением нового производства и т.п. Менеджеры среднего и низового уровней занимаются решениями относительно плана производства продукции, подбора и расстановки кадров, распределения между работниками премиальных выплат и т.п. Работники, которые вообще не являются руководителями, тоже принимают решения, касающиеся их непосредственной деятельности по выполнению отведенных им организационных функций.
Лица, которые принимают управленческие решения, называются субъектами решения. Ими могут быть как отдельные менеджеры, так и группы работников, которые имеют соответствующие полномочия. В первом случае говорят о решениях, принятых индивидуально, во втором — о тех, которые принято группой или коллективом. Оба случая имеют свои преимущества и недостатки [26, с. 77-78].
Существует три типа моделей принятия решения — физическая, аналоговая, математическая.
Математические символические модели используются для описания характеристик и свойств объекта или событий в виде математических символов, формул, расчетов, экономических анализов. В математических моделях используются символы, которыми выражаются зависимости одних величин от других.
Число всевозможных конкретных моделей науки управления почти так же велико, как число проблем, которые приходится решать и при определении целей деятельности, и в процессе достижения целей предприятия.
Различают такие методы принятия управленческих решений.
Качественные методы прогнозирования. Прогнозирование будущего выполняется экспертами, к которым обращаются с целью углубленного анализа вопроса перед принятием управленческого решения (в данном случае используется мнение конкурентов, потребителей, проводится изучение оценок правительства, проведение экспертизы и т.д.). Например, модель ожидания потребителя является прогнозом, который основан на результатах опроса предприятий и клиентов. Им предлагают оценить собственные потребности в будущем и новые требования. Собрав все данные и сделав поправки на пере- или недооценку, исходя из своего опыта, руководитель зачастую оказывается в состоянии точно предсказать совокупный спрос.
Также существует групповой метод принятия управленческих решений. В случае использования данного возможна генерация свежих идей и новых подходов благодаря творческому подходу и обсуждению идей. Так, метод групповой техники выстроен на принципе ограничения межличностных коммуникаций. Так, изначально вся группа, которая сформировалась для принятия определенного управленческого решения, предоставляет некие письменные зарисовки, предусматривающие пути решения вопроса или способы принятия управленческого решения. В дальнейшем непосредственно каждый член группы озвучивает суть своей зарисовки. После чего информация подлежит рассмотрению и анализу группой. На этом этапе проводится непосредственно изучение, материалы не поддаются критике, либо каким-либо обсуждениям. На следующем этапе каждый из членов группы в письменном либо электронном виде излагает свою оценку предоставленных проектов. Зарисовка, которая получила наибольшее количество положительных отзывов, должна быть принята в качестве основного управленческого решения.
Платежная матрица применяется в случае, если необходимо сделать выбор в пользу какой-то вариант при наличии нескольких вариантов решений. Использование данного метода будет очень актуальным в случае, если руководителем предварительно установлена стратегия, которая наилучшим образом поспособствует достижению целей [33, с. 201-202].
Итак, метод платежной матрицы может применяться в таких случаях:
− в наличии не значительное количество возможных вариантов решения;
− результат управленческого решения будет полностью зависеть от того, какой способ действия выбран.
Наличие рисков оказывает непосредственное влияние на принятие решения. Определив по каждому возможному варианту решения значение, которое ожидается в результате, возможно принять управленческое решение относительно того, какой вариант при определенных условиях является наиболее привлекательным.
Еще одним методом принятия управленческих решений является метод, который называется «дерево решений» — схематическое изображение наилучшего варианта действий из нескольких возможных.
Так, можем предположить, что в компании предварительно были выработаны стратегические направления, а именно:
1. Приложить усилия для выпуска конкурентоспособной продукции нескольких видов, при использовании внутренних и внешних рынков сбыта.
2. Разработать программу партнерства с другими компаниями, которые каким-либо образом связаны с изготовление продукции этих видов, для возможности привлечения капиталовложений в компанию.
3. Снизить бюрократизацию в системе управления компанией.
Использование количественного метода с целью принятия управленческих решений даст возможность воспользоваться в качестве признака отбора конечную цель, которую необходимо будет либо максимизировать, либо свести к минимуму. В качестве примеров приведем такие цели: минимизация простоев расходов, потерь от брака, максимизация доходов, производительности, прибыли, доходов. Оптимальное решение принимается посредством сравнения количественных значений всех возможных вариантов; оптимальным управленческим решением можно считать то решение, которое в наибольшей мере способствует достижению желаемого значения критерия. Метод количественного прогнозирования — анализ временных рядов — основан на предположениях, в соответствие с которыми то, что имело место в прошлом году, дает хорошее приближение в оценке показателей будущего года.
Таким образом, существует достаточно большой арсенал методов принятия управленческих решений. Среди них следует отметить запрограммированные решения, организационные решения, групповые, индивидуальные, а также интуитивные управленческие решения. Каждый, из вышеприведенных методов принятия решений имеет и ряд положительных, и ряд отрицательных факторов. Тем не менее, каждое управленческое решение, несмотря на то, каким методом его планируют принимать, имеет свою структуру, которая состоит их таких этапов: предварительная проработка, диагностика вопроса; определение возможных вариантов решения; выбор одного конкретного решения; приведение в действие решения.
Принцип объединенного разделения труда отражает важное требование к управленческой деятельности учебным процессом. Только опора на сообщество в организации учебного процесса на коллективное творчество обеспечат успех педагогического процесса. В этом плане заслуживающим внимания считаем опыт школы человеческих отношений, сделанный Г. Мюнстербергом. Немецкий ученый, признанный лидер экспериментальной психологии, исследуя поведение людей в различных сферах деятельности (на производстве, в образовании, воспитании, юридической практике), раскрыл механизмы использования знаний психологии в практической работе. Разработанный и предложенные им тесты давали возможность осуществлять отбор рабочих с учетом их личностных способностей и совместимости в работе. Также была предпринята попытка выявить психологические условия, которые увеличивают мотивацию и снижают утомляемость от профессиональной деятельности. Поэтому, опираясь на знания психологии каждого человека, процесс управления приобретал гуманистического характера, а научные методы организации труда сочетались с духовными потребностями личности.
Учитывая рекомендации Г. Мюнстерберга, в реализации ресурсного подхода в управлении образовательным учреждением теоретическую подготовку будущих учителей стоит направить на выработку у учеников обобщенных умений педагогически мыслить, что предполагает наличие у педагога аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений. Практическую подготовку следует направить на формирование у будущих учителей внешних (предметных) умений, то есть практикования в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения [3, с. 23].
Представители известной школы человеческих отношений М. Фоллет и Э. Мэйо, опираясь на понимание организации людей как социальной системы, доказали необходимость использования приемов управления, основанных на доверии, общении, понимании и учете персональных проблем, связанных с социальной, физическим состоянием работников, опосредованно влияет на результаты профессиональной деятельности.
Сегодня от руководителя общеобразовательного учебного заведения требуется не только знание специфики педагогического процесса, но и понимание ситуаций, обусловленных поведением людей. Подходящими и в наше время остаются убеждению Э. Мэйо в том, что власть должна базироваться не в авторитарных началах или технических навыках, а на кооперативных идеях, стремлении к социальной солидарности и сотрудничества. Таким образом сохраняется основы демократических преобразований, устранены авторитарный стиль в общении, утвержден восприятия личности будущего учителя как высшей социальной ценности, определение его права на свободу, на развитие педагогических способностей.
Распространение идей гуманистической и личностно ориентированной педагогики актуализирует в управлении общеобразовательным учебным заведением идей, предложенных Д. МакГрегором в теории «Х» и «Y». Эти идеи не противоречат ресурсному подходу и дают представление о феномене человеческого фактора и его важную роль в развитии производства или организации. Положение ученого о стремлении человека реализовать свои интеллектуальные способности из-за профессиональной творчество соответствуют нашим представлениям о способности личности работать в нестандартных, меняющихся ситуациях, которые в основном характерны для инновационной педагогической среды в современных общеобразовательных учебных учреждениях. В то же время важным в контексте нашего исследования, является положение о способности личности работать на уровне самоуправления и самоконтроля.
Научные исследования Д. МакГрегора подтвердили гипотезу о необходимости учета руководителем социальных потребностей работников, их взаимосвязей, группового статуса и тому подобное. Это обусловливает целесообразность разработки конкретных путей создания условий для развития индивидуально-личностной творчества учеников и педагогов в общеобразовательных учебных учреждениях.
Существенно расширил теорию человеческих отношений Ч. Бернард взглядом на организацию как на вид сотрудничества между людьми, которое является сознательным, продуманным и целенаправленным. Достижением американского экономиста дали обоснование теории власти, провозглашение идей морального лидерства руководителя, определение формальных и неформальных руководителей организаций. Самой серьезной проблемой современного управления общеобразовательным учебным учреждением в соответствии с ресурсным подходом остается проблема отказа от монологизма как социально ориентированного общения, перехода к конструктивному диалогу; развитие умений видеть сильные и слабые стороны собеседника, критически относиться к полученной информации, различать предвзятое непредвзятую информацию, выявлять расхождения в позициях участников диалога и понимать позицию собеседника в педагогическом процессе.
Как известно, функциональность управления обеспечивается через постоянное обновление, уточнение и конкретизацию функций исполнителей. Должностные обязанности, правила внутреннего распорядка, научно обоснованные требования к учебно-воспитательной деятельности преподавателей и учебно-познавательной деятельности учеников не могут быть определены раз и навсегда, а имеют все время обновляться соответствии с современными условиями развития общества. Особенно это касается осознания смысла и сути тех нововведений, которые отражают современные тенденции развития современного среднего образования. рассматривают информационные связи в учебных заведениях, виды информации и классификации, аналитическую деятельность и ее типологию, виды анализов и процедуры их проведения. Но считаем целесообразным больше внимания уделять практическим навыкам применения навыков работы с информацией в условиях современной технологизации учебного процесса.