Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Исследование школьной тревожности первоклассников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ 6
1.1. Понятие «тревожность» в психологии 6
1.2. Особенности проявления тревожности у первоклассников 11
Вывод по главе 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ 17
2.1. Организация и процедура исследования тревожности у первоклассников 17
2.2. Методы и методики исследования 18
2.3.Результаты исследования 22
Вывод по главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, повышенным беспокойством. Проблемы школьной тревожности и путей ее коррекции раскрыты в исследованиях А.М. Прихожан, Р.С. Немова, А.В. Петровского, М.С. Неймарка, Л.С. Славиной, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, Л.И. Божович, Л.Ф. Обуховой, Е.В. Савиной и т.д.
Известно, что школьное обучение всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремление избежать неуспеха также усиливает страх неудачи. В результате, возрастающая тревожность становится постоянной помехой и ведет к появлению таких негативных симптомов, как школьная дезадаптация, дидактогенные неврозы, дидактоскалогения, школьная фобия, хроническая неуспешность, школьный невроз.
Некоторые дети с выраженной тревожностью могут считаться «удобными» и внешне выглядят довольно успешными: они всегда готовят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения. Другая форма проявления школьной тревожности – так называемые трудные дети, неуправляемые, невнимательные.
Особое внимание школьная тревожность привлекает тем, что отрицательно влияет на все сферы жизнедеятельности ребенка: на учебу, общение, здоровье и общий уровень психологического благополучия. Поэтому исследования проблем тревожности у детей младшего школьного возраста является актуальным.
Цель исследования – изучение проблем проявления тревожности у детей младшего школьного возраста и провести диагностику тревожности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – диагностика тревожности у детей младшего школьного возраста.
Гипотезы исследования: Своевременное выявление факторов, влияющих на формирование тревожности у младших школьников, снизит уровень тревожности младших школьников.
Для проверки гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
— изучить понятие «тревожность» в психологии,
— проанализировать особенности проявления тревожности у первоклассников,
— определить организацию и процедуру исследования тревожности у первоклассников,
— проанализировать методы и методики исследования,
— провести анализ и обсуждение результатов диагностики тревожности у первоклассника.
Методологическую основу исследования составили работы таких психологов, как: Адлер А., Астапов В.М., Долгова В. И., Прихожан А.М., Сушкова Ф., Фрейд 3. И др.
Для реализации поставленных задач и подтверждения гипотез использовался комплекс методов исследования.
Метод теоретического уровня (теоретический анализ научной литературы; сопоставление и обобщение научно-исследовательских работ по проблеме).
Методы эмпирического уровня – диагностические методы. Согласно поставленным целям и задачам исследования нами использовались следующие методики: Проективная методика диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан; «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса», «Опасения и страхи» (А. И. Захарова).
Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось на базе Средней общеобразовательной № 153 г. Челябинска, ул. Энтузиастов, 15Б. Выборку составили учащиеся 1 класса. Общее количество участников исследования составило 20 испытуемых младшего школьного возраста от 7 до 8 лет. Среди них 12 девочек и 8 мальчиков.
Структура и объем работы. Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, из всего вышесказанного, необходимо заключить, что анализ теоретических подходов к понятию «тревожность» относится к эмоциональной сфере человека и связана с тревогой, к переживанию которой человек испытывает склонность.
Причины тревожности могут быть следующие: временное психическое состояние, когда тревожность является оптимальной реакцией человека на проблемную ситуацию; свойство личности, т.е. основывается на врожденных качествах; фрустрация социальных потребностей, возникающая под воздействием факторов стрессового характера (формируется в болезненный тип тревожности в результате длительного стресса, который накладывается на последствия неправильного воспитания в семье).
В настоящее время возрастает число детей, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, повышенным беспокойством, что является проявлением тревожности. Возрастающая тревожность у детей младшего школьного возраста становится причиной появления школьной дезадаптации, дидактогенных неврозов, дидактоскалогении, школьной фобии, хронической неуспешности, школьного невроза.
Часто проблемы ребенка связаны с его взаимодействием в системах «ребенок — ребенок» и «ребенок — взрослый» и формируются при определенных неблагоприятных условиях. Тем не менее, хотя основные проблемы ребенка младшего школьного возраста связаны с переходом к новому типу деятельности (от игры к учебе) и, соответственно, сменой образа жизни, основная проблема зачастую кроется в семейных отношениях.
Отрицательный эмоциональный фон тревожного ребенка первоклассника характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера. Кроме того, одним из проявлений тревожности у детей младших классов является снижение уровня произвольности в двигательной, эмоциональной сферах, поведении и общении.
Нами были рассмотрены следующие методики диагностики тревожности у детей младшего школьного возраста: Проективная методика диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан, «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса», «Опасения и страхи» (А. И. Захарова).
Таким образом, у детей с высоким уровнем тревожности отрицательное отношение появлялось во многих ситуациях. Даже, казалось бы, мирные ситуации вызывают отторжение. У большинства детей отторжение вызывали в основном ситуации, на которых ребенка заставляли что-то делать или оставляли одного. У некоторых детей наблюдается эффект «не вижу зла»: во многих ситуациях с агрессией пока учитель не опишет ситуацию, как агрессивную, они не видят ничего плохого.
Общая тревожность в школе характерна для всех испытуемых; высокий уровень переживания социального стресса характерен для 6 человек. Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети выявилось, что дети больше всего подвержены страху темноты, менее подвержены страху к животным и стихиям. Боязнь крови наблюдается у 14 человек, меньше всего дети подвержены всем остальным страхам.
Таким образом, сформулированная в работе гипотеза, что своевременное выявление факторов, влияющих на формирование тревожности у младших школьников, снизит уровень тревожности младших школьников, подтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1.1. Понятие «тревожность» в психологии

В современных психологических словарях «тревожность» определяется как:
— склонность индивида к переживанию тревоги («Краткий психологический словарь» ;
— состояние подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения, целесообразного в ситуации возможной опасности («Словарь практического психолога» );
— чувство страха и негативные предчувствия, сопровождаемые продолжительной и усиленной физиологической активацией (словарь-справочник «Психология. А-Я» );
— личностная черта, характеризуемая легким и частым проявлением состояния тревоги («Психологический словарь» И.М. Кондакова) ;
— индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности к частым переживаниям тревоги («Большой психологический словарь») .
«Тревожность» близко связана с понятием «тревога» — эмоциональное состояние, связанное с ощущением страха и негативных предчувствий относительно будущего при отсутствии ощутимой угрозы. Тревога является «разовым» эмоциональным состоянием, т.е. таким, которое возникает в определенные моменты. Тревожность – это именно склонность к такому состоянию, которая может быть:
— ситуативной (связанной с какой-либо внешней ситуацией);
— свойством темперамента (являющейся стабильным свойством личности);
— сформировавшимся вследствие внутренних и внешних факторов образованием (последствием нервно-психического заболевания, соматического заболевания или психической травмы).
Тревожность характеризуется низким порогом тревоги. Возникает тревожность на фоне свойств нервной и эндокринной системы. Окончательно формируется в силу нарушения форм внутриличностного и межличностного общения.
Представления о тревожности в психологии изменяются в зависимости от подхода, теории, направления.
В психоаналитическом подходе природа тревожности объясняется следующим образом. Тревожность возникает, когда порождающие сильную тревогу болезненные для человека переживания, вытесненные из сознания для защиты от излишнего и мучительного перевозбуждения, грозят вырваться из подсознательного уровня при взаимодействии с факторами, восприятие которых связывается на уровне ассоциативных связей с травмирующей ситуацией . Таким образом, при, казалось бы, абсолютно не связанных с изначальной травмой событиях человек испытывает постоянное чувство тревоги, что и определяется как тревожность.
Индивидуальная теория личности А. Адлера рассматривает тревожность как следствие невроза, симптомом которого является тревога. Так как невроз, по А. Адлеру, возникает вследствие переживания в детстве физических страданий, чрезмерной опеки или отвержения и представляет отсутствие чувства безопасности и наличие чувства неполноценности, то тревожность является реакцией на тревогу от чувства постоянной угрозы самооценке, ощущения неуверенности и повышенной чувствительности .
В социокультурной теории личности К. Хорни тревога связывается с отсутствием чувства безопасности в межличностных отношениях. Тревожность формируется на основании именно базальной тревоги, т.е. той, что возникла при разрушении чувства безопасности в отношениях с родителями в детстве . Таким образом, человек не чувствует безопасности своего пребывания в мире, постоянно ощущая отсутствие потенциальной поддержки, свое онтологическое одиночество перед лицом любых событий.
Э. Фромм считал, что основным источником тревожности является переживание человеком своей отчужденности, связанной с представлением о себе как об отдельной личности, чувствованием в связи с этим своей беспомощности перед силами природы и общества .
Поведенческое направление определяет тревожность и страх как эмоциональные реакции, возникающие на основе условного рефлекса (теория научения). Тревожность возникает при длительном присутствии раздражителя, вызывающего страх (явно или гипотетически).
«Концепция влечения» К.Л. Халла породила социальную школу научения, в которой соединились идеи психоанализа и бихевиоризма, и стала основой для исследований Р. Спенса и Дж. Тейлор, которая рассматривала тревожность как приобретенное влечение, имеющее стойкий характер. Исследования Дж. Тейлор демонстрировали, что тревожность дает пеструю картину реакций носителей на окружающую среду и взаимодействие с ней. Благодаря ее исследованиям и, в первую очередь, разработанной ею Шкале проявлений тревожности для диагностики индивидуальных различий в предрасположенности к переживанию тревожности было принято положение об индивидуализированном влиянии тревожности на успешность деятельности .
Изучение тревожности развивалось не только относительно влияния состояния на деятельность, но и относительно действия тревожности в оценочных ситуациях. Так, И.Г. Сарасон показывал в своих исследованиях, что тревожность, проявляемая во время испытаний, характеризует общую тревожность индивида .
Тревожность в психологической науке часто рассматривается в аспекте стресса. Так, Г. Селье, впервые выдвинувший концепцию стресса, выделял реакцию тревоги как первую фазу развития стресса. Люди по своей психической конституции и психологическим особенностям не всегда могут преодолеть начало стресса (мобилизация всех ресурсов организма, которые способствуют включению защитной реакции, в первую очередь, биохимических и физиологических). Из-за этого развиваются психологические синдромы, составной частью которых становится тревожность: позитивный психопатологический, астенический, дереализационный, депрессивный, рассеянности, деперсонализационный, параноидный, двигательные расстройства, помрачения сознания .
Наличие у человека определенного уровня тревожности (на оптимальном для него уровне) является естественной и обязательной особенностью адекватной деятельности. Это – так называемая полезная тревожность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы