Курсовая с практикой на тему Исследование сформированности умений второклассников решать текстовые задачи арифметическим способом
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШАТЬ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ АРИФМЕТИЧЕСКИМ СПОСОБОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 8
1.1. Психолого-педагогические основы формирования умений младших школьников решать задачи 8
1.2. Текстовая задача: понятие, виды, способы решения 13
1.3. Состояние проблемы формирования умений младших школьников решать текстовые задачи арифметическим способом в современной психолого-педагогической практике 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШАТЬ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ АРИФМЕТИЧЕСКИМ СПОСОБОМ ВО 2 КЛАССЕ 26
2.1. Методика изучения уровней сформированности умений второклассников решать текстовые задачи арифметическим способом 26
2.2. Результаты изучения уровней сформированности умений второклассников решать текстовые задачи арифметическим способом 31
2.3. Проект технологии формирования умений второклассников решать текстовые задачи арифметическим способом на уроках математики 35
Вывод по второй главе 45
Заключение 47
Список литературы 49
Приложение 52
Введение:
Актуальность темы исследования. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети очень любознательны и полны желания учиться, но для того, чтобы показать свои таланты, им нужно умелое руководство взрослых.
Даже древнегреческие философы стремились в своих системах препо-давания применять методы, которые развили бы способности учеников. «Не идти вперед — это значит вернуться назад», — говорили древние мыслители. Эта идея лежит в основе обучения, которое развивает способности детей, влияет на умственное развитие, развитие способностей, основателями кото-рой были такие психологи, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и другие. Проблема развития способностей не нова. В разные исторические периоды Аристотель, Платон и другие занимались решением этой проблемы.
Современные ученые внесли большой вклад в изучение этой темы: П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. До недавнего времени раз-витие считалось побочным продуктом обучения, спонтанно возникающим и почти неуправляемым. Проблема развития способностей не выделялась в ка-честве особой задачи педагогики. Но сейчас ситуация резко изменилась.
Интенсивно ориентированное развитие становится одной из централь-ных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Пробле-ма развития способностей школьников многогранна и сложна.
Сложность заключается, прежде всего, в самой сути явления. Форми-рование и развитие способностей является важной составляющей педагогиче-ского процесса. Помощь учащимся в полной мере продемонстрировать свои способности, развить инициативу, самостоятельность, креативность — одна из главных задач современной школы. Педагоги и психологи ищут пути повы-шения эффективности обычного обучения, при котором дети учатся навы-кам, а формирование способностей выступает косвенным результатом.
Все более важное место в исследованиях занимает вопрос: как повысить эффект развития, т.е. как целенаправленно развивать способности. В настоя-щее время имеются достаточные условия для организации обучения допол-нительному образованию с целью развития способностей.
Одной из основных целей начального курса математики является фор-мирование умения решать текстовые задачи арифметическим способом. Тек-стовые задачи на уроке математики в начальных классах можно использо-вать для самых разных целей: для подготовки к введению новых понятий (в частности, арифметических операций); для ознакомления с новыми понятия-ми, свойствами понятий; показать область применимости изучаемых поня-тий; углублять и расширять сформированные математические знания и навыки; для формирования вычислительных навыков; для обучения методам и приемам решения задач на разных этапах этого обучения; для многих дру-гих целей. Проблема развития математического мышления в настоящее вре-мя особенно актуальна. Сегодня как никогда в стране остро ощущается де-фицит специалистов высокого уровня, способных глубоко и самостоятельно мыслить. Только таким под силу совершить прорыв в экономике, экологии, науке и, наконец, продвинуть наше общество вперед.
В современной методической системе обучения наметился перенос ак-центов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование у школьников обще логических мыслительных умений, так как интеллект человека в первую очередь определяется не сум-мой накопленных им знаний, а уровнем развития логического мышления. В связи с этим уже в начальной школе перед учителем стоит задача научить де-тей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в ре-зультате взаимодействия с объектами и явлениями не только действительно-сти, но и абстрактного мира. Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми, в свою очередь, занимается математическая логика. Безусловно, игра, в силу своих психоло-гических качеств, помогает развивать логику гораздо эффективнее и более непринужденно.
Все вышеперечисленное определяет актуальность данного исследова-ния. Особую роль в организации продуктивной деятельности учащихся начальной школы в процессе обучения математике играет текстовая задача. Как один из методов умственной деятельности наиболее широко использует-ся в практике преподавания математики. Необходимо начать работу по фор-мированию решения текстовой задачи, выделив содержание этой техники, т.е. выделив компоненты ее действий.
Заключение:
Решение задачи представляет собой сложный процесс, который вклю-чает в себя существующие математические знания, опыт применения знаний и определенный набор сформированных свойств мышления, проявляющихся в процессе решения проблем. К ключевым когнитивным навыкам, характер-ным для процесса решения проблем, относятся следующие:
1) проанализировать заданную ситуацию, выявить значимые взаимо-связи, определить полноту, согласованность, независимость условий задачи или ее элементов;
2) способность связывать общеизвестную проблему элемента с неиз-вестной, распознавать известные значения в различных сочетаниях, сравни-вать эту задачу с уже известными проблемами или классами задач; матема-тическая задача обучение тексту
3) способность идентифицировать скрытые свойства заданной ситуа-ции, создавать новые комбинации известных понятий и фактов, связанных с элементами этой задачи, связывая их с постановкой задачи и целью;
4) умение проектировать простые математические модели ситуации за-дачи, идентифицировать элементы элементов модели задачи, устанавливать модель подобия, и ситуация задачи имеет большое значение для решения свойств и отношений задачи;
5) умение определять структуру заданной ситуации, воспроизводить структуру в разных состояниях;
6) умение проводить мысленный эксперимент, предвидеть результаты, гипотезы, догадки, делить задачу на подзадачи;
7) умение проверить предложенные гипотезы индуктивным путем, опровергнуть контрпример, уверенно и грамотно провести соответствующие расчеты;
8) умение кратко и четко изложить основные идеи, наглядно проиллю-стрировать ведущие идеи процесса решения проблем;
9) умение критически оценивать результаты решения с разных точек зрения, обобщать результаты решения задач, исследовать возможные част-ные случаи;
10) способность эффективно осуществлять отбор информации, содер-жащейся в задании, процессе принятия решения или его результатах, систе-матизировать эту информацию, соотнося ее с имеющимися знаниями, опытом и т.д.
Эти умственные навыки органично сочетаются с известными методами научного познания, образуют совокупность общих решений задач, которые выражаются в виде эвристики, повышающей производительность процесса решения как стандартных, так и нестандартных задач. Формирование спо-собности учащихся решать задачи также обеспечивает продуктивный про-цесс решения проблем, тем самым повышая эффективность и качество обуче-ния и развивая потенциал математики.
Следовательно, «ключевым вопросом для учителя при планировании уроков является вопрос выбора заданий, которые, с одной стороны, позво-ляют учащимся осваивать программный материал на требуемом уровне, а с другой стороны, позволяют учителю контролировать обучение процесс и качество достигнуты» [3, с. 38].
Таким образом, способность решать проблемы формируется в процес-се обучения математике, если методика обучения направлена на всестороннее развитие соответствующих умственных способностей, качеств мышления и личностных качеств учащихся; если в процессе решения проблем учащиеся ориентируются на усвоение соответствующих методов их решения; если вы изучите эти методы целенаправленно и систематически.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШАТЬ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ АРИФМЕТИЧЕСКИМ СПОСОБОМ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования умений
младших школьников решать задачи
Решение математических задач требует использования множества ум-ственных навыков, которые помогут ребенку: анализировать конкретную си-туацию, сравнивать данные, в которых нужно выявлять скрытые свойства; построить простейшие математические модели путем проведения мысленного эксперимента; обобщать, отбирать информацию, полезную для решения проблемы, систематизировать ее кратко и ясно, в виде текста, графически и т. д., излагать свои мысли; объективно оценивать результаты, полученные при решении задачи, обобщать или специализировать результаты решения про-блемы, исследовать особенности проявления данной ситуации. Таким обра-зом, необходимо учесть современные достижения психологической науки при обучении решению математических задач. [23, c. 24]
Ученикам нужны теоретические знания о задачах и решениях, чтобы они могли осознанно и целенаправленно решать различные проблемы, и не только на основе имитации с ранее решенными проблемами.
Если учащийся обладает необходимой системой знаний и навыков для правильного и дисциплинированного поиска решения проблем, тогда все технические трудности отойдут на второй план, и учебно-познавательная цель решения проблем выйдет на первый план.
Для решения проблемы необходимо рассматривать ее как объект для анализа, а ее решение — как изобретение метода решения. Для этого должны быть применены основные принципы дидактики: