Курсовая с практикой на тему Исследование самооценки студентов и ее влияние на успешность обучения в ВУЗе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ САМООЦЕНКИ И ЕЁ
РОЛЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ.. 6
1.1. Понятие самооценки, её
структура и функции. 6
1.2. Понятие успешности в
учебной деятельности студентов. 14
1.3. Связь уровня притязаний и
самооценки. 17
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ.. 20
2.1. Используемые методики и их
описание. 20
2.2. Результаты исследования. 21
2.3. Анализ результатов
исследования. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 28
ПРИЛОЖЕНИЕ. 31
Введение:
Актуальность темы.
Исследование самооценки в студенческом возрасте на протяжении длительного
времени является предметом многочисленных психолого-педагогических
исследований. Так, В.И. Андреев полагал, что формирование самооценки личности
начинается ещё в дошкольном детстве и в юношеском возрасте она становится
устойчивой. При этом ключевое значение имеют особенности детско-родительских
отношений. Л.С. Выготский отмечает значимость развивающей деятельности для
формирования самооценки детей школьного возраста. При этом он указывает на
взаимосвязь развития интеллекта и творческих способностей детей и особенностей
их самооценки в последующие периоды онтогенеза. Н.Г. Морозова отмечает связь
формирования самооценки с особенностями установления межличностных отношений
молодых людей со сверстниками в процессе различных видов деятельности. В.А.
Сластёнин отмечает взаимосвязь формирования самооценки в юношеском возрасте с
успешностью интеллектуального, эмоционального и коммуникативного развития их в
юношеском возрасте. Б.М. Теплов отмечает, что на формирование самооценки
студента в значительной степени оказывает влияние уровень тревожности и
уверенности в себе.
В связи с тем, что в
современном обществе на формирование личности в разные периоды онтогенеза
оказывают влияние различные психологические стрессоры, необходимо проводить
исследование их воздействия на самооценку с целью своевременной
психопрофилактики.
Одним из значимых
факторов формирования самооценки является успешность студента в образовательной
деятельности. В отличие от обучения в школе, студенты осваивают сознательно
выбранную ими область, которая создаёт базу для их профессиональной реализации.
При этом может отмечаться и обратная зависимость: студенты, имеющие высокий
уровень самооценки, стремятся к самореализации и активно осваивают выбранную
образовательную область. Данное исследование позволит интерпретировать данное
утверждение.
Цель работы:
проанализировать влияние самооценки на успешность студента в образовательной
деятельности. Задачи:
1. Проанализировать
проблему самооценки в психолого-педагогической литературе.
2. Определить
особенности успешности студента в обучении
3. Охарактеризовать
влияние уровня притязаний на развитие самооценки.
4. Провести
исследование самооценки студентов
5. Проанализировать
полученные результаты исследования.
Объект
исследования: самооценка.
Предмет исследования: исследование самооценки
студентов и её влияния на успешность в обучении.
Гипотеза исследования: студенты, проявляющие
успешность в обучении, имеют более высокий уровень самооценки по сравнению со
студентами, которые имеют проблемы с успеваемостью в вузе.
Методологическую
основу исследования составили концепции единства личности и деятельности Б.Г. Ананьева, А.А.
Бодалева, Б.С. Братусь, Л.С. Выготского, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, А.
Маслоу, К.К. Платонова и др.; теоретические подходы к
социально-психологическому исследованию личности Г.В. Акопова, Г.М. Андреевой,
Е.С. Кузьмина, Д. Майерса, В.М. Миниярова, В.Н. Мясищева, Б.Д. Парыгина, В.А.
Ядова, Н.Н. Ярушкина и др.; методологические положения о личности как активном
субъекте жизнедеятельности (К.А. Абульхановой-Славской, Н.Р. Битяновой, А.В.
Брушлинского, Л.И. Божович, И.С. Кон, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, С.Л.
Рубинштейна и др.
Методы исследования: анализ
литературных источников и интернет-ресурсов, анализ психолого-педагогической
практики, проведение диагностических методик.
Структура работы. Данная
исследовательская работа сдержит в себе введение, две главы основной части,
заключение, список использованных источников.
Заключение:
Психологи обычно
рассматривают самооценку как устойчивую характеристику личности, хотя
существуют и её нормальные, кратковременные вариации. Синонимы или почти
синонимы самооценки включают в себя самоуважение, самоуважение, самоуважение,
самоуважение и самосознание.
Современный ФГОС как одну
из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной
личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать
их, самостоятельно принимать правильные, жизненно важные решения, позитивно
самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности. Адекватно
сформированный, зрелый "образ Я" представляется как один из основных
факторов формирования субъектности личности, приводящий к самореализации в
жизни. Развитие «Я-образа» или «Я-концепции» и самооценки, являющейся одним из
ее важных компонентов, определяет развитие поведенческого компонента,
связанного с развитием основ компетентности в учебно-познавательной
деятельности.
В данном исследовании
было установлено, что в различные возрастные периоды на развитие самооценки
личности оказывают влияние разнообразные факторы.
В юношеском
возрасте на формирование самооценки оказывают влияние несколько ключевых
факторов. Так, к этому времени личностные особенности почти полностью
сформированы, однако и внешние воздействия могут оказать влияние на
формирование самооценки. Так, среди внешних факторов на развитие самооценки
влияние оказывают соответствие интересам человека выбор его профессии,
отношения с противоположным полом, материальный статус. Однако психологические
характеристики оказывают решающее значение на формирование самооценки для
данной возрастной категории; к этим характеристикам следует отнести уверенность
в себе. Локус контроля, уровень тревожности. В целом проведённый обзор показал,
что в различные периоды онтогенеза на формирование самооценки оказывают влияние
разнообразные факторы. При этом постепенно снижается воздействие внешних
факторов и усиливается влияние внутренних.
В данной
работе проведено исследование самооценки студентов, проявляющих разные уровни
успеваемости в вузе. Диагностика показала, что в целом самооценка студентов,
которые показывают отличные результаты в обучении, проявляют более высокую
самооценку по сравнению с теми, кто не показывает хороших результатов в
обучении. Это подтверждает выдвинутую гипотезу находит логическое обоснование.
Фрагмент текста работы:
1. СУЩНОСТЬ САМООЦЕНКИ И ЕЁ РОЛЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
1.1. Понятие самооценки, её структура и функции Самооценка представляет
собой субъективную оценку человеком своей собственной личности. Самооценка
включает в себя убеждения о себе (например, «я нелюбим», «я достоин»), а также
эмоциональные состояния, такие как триумф, отчаяние, гордость и стыд. Л.В.
Куликов отмечает, что Смит и Макки определили данную характеристику, отметив: «Я-концепция-это
то, что мы думаем о себе; самооценка — это положительные или отрицательные
оценки себя, как и то, как мы чувствуем себя по этому поводу» [15]. Понятие
самооценки в первую очередь связано с понятиями «Я-концепция» или «Я-образ».
Несмотря на свою стабильность, образ себя не статичен, а динамичен. На
формирование образа «я» влияет целый комплекс факторов, из которых особенно
важны контакты со" значимыми другими", фактически определяющими
представления о себе. Идеи самого индивида, как правило, кажутся ему
убедительными независимо от того, основаны ли они на объективном знании или
субъективном мнении. Предметом восприятия человека может, в частности, стать
его тело, его способности, его социальные отношения и многие другие личностные
проявления. «Я» — идентичность – «Я» — образ в сравнении себя с другими и
определении своего места в социальной структуре. Человеческое «Я» существует
только через постоянный диалог с другими. Формирование адекватной " Я
" — концепции, как и самосознания в целом, является важным условием
воспитания сознательного члена общества [8, c. 63].
"Я-концепция"
("Я-образ"," образ я", англ. Я-концепция человека, а также:
самоконструкция, самоидентификация или самооценка) — система представлений
индивида о самом себе, сознательная, рефлексивная часть личности. Эти
самоощущения более или менее осознанны и относительно стабильны. Я-концепция
(или образ Я) — это относительно устойчивое, более или менее осознанное и
зафиксированное в вербальной форме представление человека о самом себе. Это
понятие является результатом познания и оценки себя через индивидуальные образы
самого себя в самых разнообразных реальных и фантастических ситуациях, а также
через мнения других и отношение себя к другим.
Термин «я» — концепт
появился в научном языке на рубеже XIX-XX веков в связи с представлениями о
двойственной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта.
Понятие «Я»- концепт
"развивалось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии,
представители которой, в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились
рассматривать целостное человеческое «я» как фундаментальный фактор поведения и
развития личности[1, c.
72].
Часто этот термин
используется как синоним "самосознания", но в отличие от последнего
«Я-концепция» менее нейтральна, включая оценочный аспект самосознания.
Сложность проблемы
определения понятия «я» подчеркивалась многими исследователями. Суть его
заключается в слишком общем характере того, что мы определяем как «я».
Для развития личностных
качеств самооценка имеет большое значение, оказывая влияние на уверенность в
себе, активность личности, её ценности и убеждения, а также склонность к
депрессивности, агрессии и т.п.
Самооценка может быть связана с отношением личности к определённому
своему качеству (например, «я думаю, что я замечательный художник, и от этих
мыслей о себе я получаю удовлетворение») или иметь обобщающий характер
(например, «я полагаю. Я плохой человек, и в целом отношусь к самому себе
негативно»).
Психологи обычно рассматривают самооценку как
устойчивую характеристику личности, хотя существуют и её нормальные,
кратковременные вариации. Синонимы или почти синонимы самооценки включают в
себя самоуважение, самоуважение, самоуважение, самоуважение и самосознание [18].
В работе В.Б. Шапаря [18,
c.
95] имеются сведения о том, что в середине 1970-х годов социальный психолог
Моррис Розенберг определил самооценку как чувство собственного достоинства и
разработал шкалу самооценки Розенберга (RSE), которая стала наиболее широко
используемой шкалой для измерения самооценки в социальных науках (Приложение
1).
В начале 20-го века
бихевиористское движение свело к минимуму интроспективное изучение психических
процессов, эмоций и чувств, заменив интроспекцию объективным изучением через
эксперименты по поведению, наблюдаемому в отношении к окружающей среде.
Бихевиоризм рассматривал человека как животное, подлежащее подкреплению, и
предлагал рассматривать психологию как экспериментальную науку, подобную химии
или биологии. Как следствие, клинические исследования самооценки были
проигнорированы, так как бихевиористы считали идею менее подверженной строгому
измерению [25, c.
110].
В середине 20-го века рост феноменологии и
гуманистической психологии привел к возобновлению интереса к самооценке.
Самооценка тогда играла центральную роль в самоактуализации личности и в
лечении психических расстройств. Психологи начали рассматривать связь между
психотерапией и личной удовлетворенностью людей с высокой самооценкой как
полезную для данной области. Это привело к появлению новых элементов в
концепции самооценки, включая причины, по которым люди склонны чувствовать себя
менее достойными и почему люди становятся обескураженными или неспособными самостоятельно
решать проблемы.
В.Д. Небылицын отмечает,
что по состоянию на 1997 год основной подход к самооценке включал самооценку
как одно из четырех измерений, составляющих фундаментальную оценку самого себя
— наряду с локусом контроля, нейротизмом и самоэффективностью. Концепция
основных самооценок впервые рассмотрена Локком и Даремом (1997). С тех пор
доказала способность предсказывать удовлетворенность работой и производительность
труда [17, c.
105].
Согласно исследованиям
Л.И. Божович, идентификация самооценки как особого психологического конструкта
берет свое начало в работах философа и психолога, геолога, антрополога Уильяма
Джеймса (1892). Джеймс выделил несколько измерений самости, с двумя уровнями
иерархии: процессами познания и результирующим знанием о себе («Я-я»).
Наблюдение себя и хранение этих наблюдений создают три типа знания, которые в
совокупности составляют «я», согласно Джеймсу. Социальное «Я» ближе всего
подходит к самооценке, включающей в себя все признанные другими характеристики.
Материальное «Я» состоит из представлений о теле и имуществе, а духовное «Я» —
из описательных представлений и оценочных диспозиций относительно «Я». Этот
взгляд на самооценку как совокупность отношений индивида к самому себе
сохраняется и сегодня [4].