Курсовая с практикой Экономические науки Стратегический менеджмент

Курсовая с практикой на тему Исследование роли стратегии бережливого производства в повышении эффективности деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стратегии бережливого производства 6
1.1. Стратегия и стратегическое планирование 6
1.2. Бережливое производство 9
Глава 2. Исследование роли стратегии бережливого производства на основе российского и зарубежного опыта 18
2.1. Исследование роли стратегии бережливого производства на примере компании ОАО «Российские железные дороги» 18
2.2. Исследование роли стратегии бережливого производства на примере компании «Тойота» 24
2.3. Рекомендации по применению стратегии бережливого производства в современной деловой практике 31
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 38
Приложения 40

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Использование эффективной производственной системы позволяет существенно сократить расходы, повысить производительность труда и конкурентоспособность предприятия, улучшить производственный процесс, достичь высоких финансовых показателей и получить много других количественных и качественных изменений. Концепция «бережливого производства» на сегодня признана в мире и, как показывает практика, является одним из наилучших механизмов построения и развития таких производственных систем, которые позволяют организации идти по пути устойчивого развития, что в современных условиях является главной целью любого экономического субъекта. В связи с этим, тщательное исследование всех аспектов проблемы создания и внедрения производственной системы бережливого производства на предприятиях является актуальным и важным.
На данный момент много предприятий и их руководители хорошо понимают, что такое стратегия, и в частности общая стратегия конкуренции или общеконкурентная стратегия. И не только понимают, но и разрабатывают и реализуют ее, потому что рыночная конкуренция вынуждает это делать. Общеконкурентные стратегии лидерства за расходами и ценами и оптимальных расходов в решающей мере базируются именно на экономии всех видов ресурсов при производстве продукции.
Практика показывает, что концепция «бережливое производство» дает возможность предприятиям значительно сократить свои расходы, тем же направив денежные потоки на оптимизацию и улучшение производства. Существует огромное количество успешных примеров применения этой концепции в деятельности отечественных и зарубежных предприятий, что и актуализирует необходимость дальнейшего основательного исследования, анализа, выделения сильных и слабых сторон применения концепции «бережливое производство» и ее воплощение в практике предприятий как методу эффективной организации производственного процесса.
Целью курсовой работы является исследование роли стратегии бережливого производства в повышении эффективности деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задач:
‒ раскрыть сущность стратегии и стратегического планирования;
‒ изучить особенности бережливого производства;
‒ исследовать роль стратегии бережливого производства на примере компании ОАО «Российские железные дороги»;
‒ исследовать роль стратегии бережливого производства на примере компании «Тойота»;
‒ разработать рекомендации по применению стратегии бережливого производства в современной деловой практике.
Объект исследования — ОАО «Российские железные дороги» и компания «Тойота».
Предмет исследования — стратегии бережливого производства на предприятиях.
Анализ источников и литературы. Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлоpa, Генри Гантта, Френка и Лилии Гилбрет. Они полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Гарринтон Эмерсон написал книгу «Двенадцать принципов производительности», в которой впервые изложил систему взглядов на рационализацию всей деятельности человека.
Известный вклад в развитие научного управления внесли Г. Гантт, разработавший графические методы учета и планирования, Ф. Гильберт, предложивший наилучшие методы выполнения отдельных работ с применением стандартных движений или рационализации труда, а также А. Файоль, который функции управления сводил к рационализации — предвидение, организация, распорядительство, согласование и контроль.
В основе бережливого производства лежит сокращение потерь. Понятие работы, которая не добавляет ценности, впоследствии заключённого в термин MUDA (потери), было введено Франком Гилбертом (1868-1924 гг.)
Теоретической и методологической основой исследования служат концепции и положения, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области экономики и финансов, исследовавших различные аспекты финансового анализа предприятия. Теоретическую основу и анализ исследуемой темы составили работы Дж. Вумека, Д. Джонса, М. Вейдера, А.Е. Леви, Т. Луйстера, Д. Теппинга, М.Л. Джорджа, Г.М. Скударю и др.
Методы исследования: описательный, аналитический, расчетный, сравнение, графический.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Введение обосновывает актуальность данной темы, отражает цели и задачи, поставленные в ВКР, описывает объект и предмет исследования, методы, использованные для сбора, систематизации и интерпретации данных об объекте исследования, содержит обзор основных использованных источников и литературы, краткий анализ структуры ВКР.
В первом разделе рассматриваются теоретические основы стратегии бережливого производства.
Второй раздел посвящен исследованию роли стратегии бережливого производства на основе российского и зарубежного опыта, в ходе проведения которого были выявлены роли стратегии бережливого производства на примере компании «Тойота» и ОАО «Российские железные дороги».
В Заключении подведены итоги дипломного исследования, а также кратко излагаются полученные автором выводы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В работе проведено исследование роли стратегии бережливого производства в повышении эффективности деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).
1) Раскрыта сущность стратегии и стратегического планирования. Стратегии роста относятся к базовым, или генеральных стратегий, является группой стратегий развития и для любого предприятия, которое развивается, которое находится на этапе жизненного цикла, называемому «рост, развитие», эти стратегии являются основными.
2) Изучены особенности бережливого производства. Концепция «бережливое производство» выступает в качестве инновационного метода повышения эффективности организации производственного процесса предприятий, имея свои преимущества и недостатки, возможности и угрозы, комплексный учет которых даст возможность принимать эффективные управленческие решения и стратегии относительно преодоления кризисного состояния на предприятии и повышения его конкурентоспособности. Дальнейшие исследования необходимо направить в направлении разработки и выбора оптимальных стратегий применения принципов концепции «бережливое производство» с учетом внутренних и внешних факторов, которые формируют среду организации производства
Использование эффективной производственной системы позволяет существенно сократить расходы, повысить производительность труда, улучшить производственный процесс, достичь высоких финансовых показателей, повысить конкурентоспособность предприятия и получить много других количественных и качественных изменений. Система «бережливого производства» является философией современного конкурентоспособного производства, которую необходимо внедрять на отечественных предприятиях.
Корректное внедрение основных идей этой системы позволит существенно повысить конкурентоспособность машиностроительных предприятий. Устранение скрытых потерь — первоочередная цель философии бережливого производства. Совместная работа робота, открытый обмен информацией, эффективное использование ресурсов, стремления к постоянному совершенствованию в комплексе с минимальными финансовыми потерями делают бережливое производство почти идеальным инструментом для повышения эффективности экономики любого предприятия. При этом обязательно надо учитывать реалии и возможности, а не просто копировать заграничный опыт, поскольку речь идет о концепции, которая базируется на философии и была разработана людьми, которые имеют кое-что отличный менталитет, но в то же время придерживаться ее основных положений, чтобы получить максимально возможный результат для победы в конкурентной борьбе.
3) Исследована роль стратегии бережливого производства на примере компании ОАО «Российские железные дороги». Применение инструментов бережливого производства на железнодорожном транспорте позволяет оптимизировать использование материальных и трудовых ресурсов, сократить время на выполнение операций, увеличить производительность труда, улучшить условия охраны труда, снизить стоимость и повысить качество перевозок, способствует росту клиентоориентированности и конкурентоспособности железнодорожных перевозок. В новых экономических условиях Компания нуждается в использовании всех резервов для обеспечения финансовой устойчивости ее деятельности. Одним из таких резервов при должном подходе может стать измеримый эффект от проектов бережливого производства. Бережливое производство – это реальный инструмент обеспечения устойчивости деятельности организации, что подтверждается не только нашим, но и мировым опытом. РЖД планирует от проектов бережливого производства получить реальный экономический эффект на общую сумму не менее 823 млн. рублей Вместе с тем, в текущем году необходимо сформировать условия для увеличения вклада бережливого производства в повышение эффективности деятельности Компании в 2018 году до уровня экономии в среднем по филиалам не менее 0,1% по отношению к суммарным расходам ОАО.«РЖД» на перевозки. Раскрытию потенциала бережливого производства должно способствовать увеличение роли руководителей в повышении эффективности деятельности за счет методов бережливого производства, вовлечение работников в улучшение технологических процессов на основе бережливого производства, повышение качества проектов за счет поиска и минимизации потерь в ключевых технологических процессах, улучшения экспертизы проектов. Реализация этих шагов может позволить выйти на новый уровень развития бережливого производства в ОАО.«РЖД».
4) Исследована роль стратегии бережливого производства на примере компании «Тойота». Автором концепции считают Тайити Оно, который разработал уникальную производственную систему для корпорации Toyota — Toyota Production System (TPS), на Западе она называется Lean production. Принципы бережливого производства в свое время пытался донести до бизнес-общественности еще Генри Форд. Но его идеи тогда не восприняли. Внедрив методологию бережливого производства первыми в мире, японцы еще раз продемонстрировали свой талант не столько генерировать новые идеи, сколько развивать уже существующие. Из «Тойотою» вышло с точностью до наоборот: ее «фирменная» производственная система в этот раз заинтересовала американцев, в результате чего появилось знаменитое «пособие по бережливому производству» — книга Джеймса Вумека и Деніела Джонса, в которой авторы «рассекретили» главные составляющие успеха «Тойоти» — инструменты TPS, которые включают ТРМ (Total Productive Maintenance — общее производительное обслуживание оборудования); систему 5S (сортировка, рациональное расположение, уборка (содержание в чистоте), стандартизация, совершенствование); систему быстрой переналадки SMED — Single — Minute Exchange of Die (переналадка / переоснастки оборудования менее чем за 10 минут).

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы стратегии бережливого производства

1.1. Стратегия и стратегическое планирование

В современных условиях предприятия осуществляют свою деятельность в условиях неопределенности, связанной с быстрыми изменениями внешней среды, обусловленными ускорением динамической трансформационных процессов в экономике РФ. При этом одним из основных условий выживания предприятия в долгосрочной перспективе и достижения им поставленных целей остается эффективное осуществление процесса стратегического управления, в основе которого лежит выбор и реализация стратегий функционирования и развития. Именно стратегия определяет те виды деятельности, которыми предприятие занимается и те, которыми оно может заниматься, а также иерархию приоритетов на фирме .
Несмотря на относительное сходство стратегических целей компаний, направленных на обеспечение выживания, стабилизации, завоевания рынков путем создания и поддержки конкурентных преимуществ компании и максимизацию в конечном итоге размеров доходов и прибыли, комбинация базовых и функциональных стратегий на каждой компании уникальна.
Стратегия — долгосрочное качественно направленное развитие компании, которая касается сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде. Стратегию также понимают как общий, всесторонний план достижения целей; как стержень, вокруг которого концентрируются все виды производственно-хозяйственной деятельности; как принцип поведения или следования какой-то модели поведения. При рассмотрении компании в целом целесообразно определить стратегию как генеральное направление действий организации, следования которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Все рассмотренные стратегии делятся на стратегии роста или развития и стратегии сокращения. В той экономической ситуации, которая сложилась на сегодня в РФ, большинство предприятий стремятся не только выживать, но и развиваться. Следовательно, выбранная стратегия должна обосновывать перспективное развитие предприятия .
Данные стратегии роста относятся к базовым, или генеральных стратегий, является группой стратегий развития и для любого предприятия, которое развивается, которое находится на этапе жизненного цикла, называемому «рост, развитие», эти стратегии являются основными.
Планирование это важнейший инструмент регулирования экономики в целом и ее направлений: темп экономического роста, структура экономики, цены, инфляция, финансы, социальное развитие, потребительский рынок, инвестиции, инновационная деятельность, производственные отрасли, внешнеэкономическая деятельность, и т.п.
Прогноз и план взаимосвязаны и дополняют друг друга. Чаще всего прогноз предшествует плану, но иногда следует за планом, прогнозируя последствия принятого планом решения. Рентабельная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в зависит от того, насколько достоверно менеджеры спланировали перспективу развития деятельности предприятия. Прогнозирование, планирование получения прибыли предприятиями необходимо для сборки перспективных и текущих финансовых планов. Планированием называются закономерности, определяющие пропорциональность и планомерность производства, технические, технологические и организационные меры, обеспечивающие высокоэффективное функционирование промышленных предприятий.
В качестве исходных данных для планирования применяются: показатели достигнутого уровня объемов производства продукции и ее реализации предприятием; производственная мощность предприятия и его отдельных цехов и производственных участков; система договорных обязательств и заказы на производство продукции; научно-производственные рекомендации, прогрессивные нормы и нормативы; размеры и перспективы развития сырьевых зон для предприятий.
И так планирование позволяет не только предсказать направления развития, но и лучше понять, какие цели необходимо установить и каких последствий можно ожидать от различных действий, оно помогает выбрать способы оптимального распределения ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей. Планирование является одним из средств разработки стратегии управления предприятием.
Если проанализировать последние наиболее основательные публикации относительно этой проблемы, то можно увидеть, что почти все они зарубежного происхождения. Посвящены они внедрению разработанной фирмой «Тойота» системы организации производства, известной как «бережливое производство». Очень привлекательной эту систему делает возможность за ее помощью реализовать одну из самых эффективных общеконкурентных стратегий — стратегию оптимальных расходов (в классификации А.Дж. Стрикленда и А.А. Томпсона ). Эта стратегия рассчитана на создание продукции или услуг с наилучшим соотношением «качество — цена». Определить себе такую цель несложно, но очень сложно ее реализовать.
Если детально проанализировать общеконкурентные стратегии подавляющего большинства фирм, которые работают в разных отраслях, то можно сделать вывод, что они пытаются реализовать именно такую стратегию в своем ценовом сегменте. Однако, выходит успешно далеко не во всех. Много зарубежных фирм, которые внедряли такую систему, очутились в крайне тяжелом положении в результате не до конца точного внедрения этой системы . Лидером в реализации этой стратегии является автомобильная фирма «Тойота». Известный авторитет стратегического управления Майкл Портер называл такую стратегию «очутиться между двух стульев» или «те, которые погрязли на полпути» . И хоть А.Дж. Стрикленд и А.А. Томпсон в своих классификациях общеконкурентных стратегий в своих исследованиях ссылаются именно на Майкла Портера, но в его работе существует именно такое определение стратегии «Тойоты». Это говорит лишь о том, что во время написания данной работы «Тойота» имела проблемы с реализацией данной стратегии. Это понятно — данная стратегия, на наш взгляд, является самой сложной в реализации. Но она есть и самой эффективной.

1.2. Бережливое производство

Авторами и наиболее успешными реализаторами стратегии оптимальных расходов является японская фирма «Тойота». В значительной степени эта стратегия успешно реализуется благодаря уже упоминавшейся системе организации бережливого производства. По нашему мнению, именно система организации производства является одним из важнейших и сложных для копирования факторов, которые вывели эту компанию в лидеры.
Многие специалисты признают, что Тойота обладает наиболее эффективной производственной системой среди когда-либо существовавших, поэтому выбор именно ее в качестве основы бизнес-системы многих промышленных корпораций очевиден .
Разрабатывая любые задания, надо всегда видеть их стратегический аспект. Потому, анализируя проблемы внедрения системы «бережливого производства», определим их место в стратегических возможностях улучшения состояния и конкурентоспособности предприятий.
Нынешнее состояние экономики является кризисным, а состояние машиностроения еще худшее. Его проблемы заключаются в невысоком качестве и конкурентоспособности продукции, которая является определяющий при попытке выхода на европейский рынок, а также в низком уровне оплаты труда и недостаточном количестве квалифицированных мотивированных работников (инженеров, рабочих), которое мешает разрабатывать и внедрять современную продукцию. Вместе с тем, простое повышение заработной платы при изготовлении уже разработанной продукции может привести к проблемам с реализацией продукции, потому что уровень конкуренции на рынке в некоторых отраслях очень высокий .
Очевидно, что одной из главных проблем предприятий является необходимость иметь возможность работать на европейском рынке, а для этого необходимо повысить качество изготавливаемой продукции и реализовать приемлемую стратегию. Приемлемыми обще конкурентными стратегиями являются, в данной ситуации, стратегия оптимальных расходов и стратегия лидерства за расходами. Одной из важнейших черт этих стратегий, которая обеспечивает им успех, является максимально возможная минимизация расходов на изготовление продукции.
Данная концепция давно и широко известна в мире под разными названиями — «точно в срок» («just in time»), «синхронизированное производство», «Гемба кайдзен» и, наконец, «бережливое производство» («lean production»). Это объясняется тем, что разные названия используют разные авторы, а также тем, что в течение длительного времени система совершенствовалась и акценты переносились из одних аспектов на другие. На данном этапе развития наиболее широко признанным сроком есть термин «бережливое производство», в котором воплощаются все наилучшие приобретения, связанные с другими сроками. И именно это название точнее всего формулирует основную стратегическую цель данной организации производства. Главной целью создания системы «бережливого производства» является максимальное снижение расходов на производство при изготовлении безукоризненной по качеству продукции. Эта система базируется на некоторых основных составляющих, которые и позволяют решать поставленную задачу :
1. Производство только необходимой продукции — система «канбан».
2. Работа малыми партиями с возможностью быстрой переналадки оборудования — система SMED.
3. Работа оборудования за оптимизированной календарной планами-графиками.
4. Безукоризненное управление качеством.
5. Выравнивание загрузки — изготовление готовой продукции за заказами, а не сериями в меру переналадки оборудования.
6. Текущая организация производства — поток единичных изделий разного вида.
7. Использование оборудования, которое обеспечивает минимальную технологическую себестоимость.
8. Снабжение комплектующих и сырья за графиком за потребностью точно в срок.
Следует заметил важный аспект, который заключается в том, что внедрение системы «бережливого производства» должно быть комплексным, то есть предусматривать внедрение всех ее элементов. Так, работа по оптимизированному календарному плану-графику детально рассмотрена в трудах , а использование оборудования, которое обеспечивает минимальную технологическую себестоимость.
Внедрение в производство метода «бережливое производство» обеспечит усовершенствование процессов системы менеджмента качества и позволит обеспечить прозрачность работы организации, а значит её управляемость – поддержание и изменение текущей деятельности в соответствии со стратегией и целями предприятия.
На современном этапе большинство зарубежных предприятий во время возникновения кризисной ситуации вводят концепцию «бережливое производство», которое помогает сократить расходы и тем же выйти из кризисного состояния.
Большинство предприятий, которые внедрили идею бережливого производства в свою практику, находились в кризисном состоянии. Кризис выступает в качестве толчка, который стимулирует предпринимателей искать новые подходы к управлению бизнесом. По логике бережливого производства предприятие направляется на устранения потерь, которые, согласно разным оценкам, составляют до 50% в общей структуре расходов предприятия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы