Курсовая с практикой на тему Исследование профессиональных предпочтений старшеклассников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессионального выбора личности в психологической литературе 6
1.1 Психологические аспекты профессионального самоопределения личности 6
1.2 Психологическая характеристика старших школьников 11
1.3 Особенности профессионального самоопределения старшеклассников 17
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Эмпирическое исследование профессиональных предпочтений старшеклассников 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 30
2.3 Рекомендации педагогам и родителям по активизации профессионального самоопределения старшеклассников 37
Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения 51
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день динамичная социально-экономическая ситуация предполагает постановку перед психологической наукой задач, которые относятся с выбором профессии. Отмечается, что такой выбор является одним из главных жизненных выборов, которые совершает человек в юном возрасте, поскольку при выборе профессии определяется и образ жизни.
Период выбора профессии совпадает с обучением детей в старших классах школы. При этом проблема определения особенностей профориентация на последнем этапе обучения в школе не являлась ранее предметом отдельного изучения, несмотря на всю свою актуальность. Однако в этот период протекает формирование профессионального самоопределения, что становится определяющим в постановке карьерных целей и разработки планов. В старшем школьном возрасте обучающим присуще приобретение конкретных представлений, которые связаны с профессиональным и личностным будущим, с требованиями, которые выдвигаются в каждой конкретной профессии.
Гуманизация в нынешнем обществе предусматривает признание ценности человеческой личности, воплощение ее способностей с учетом индивидуальных физических и психических характеристик. Совершенствование подготовки будущих специалистов в ситуации современного образования детерминировано различными факторами, среди которых одним из наиболее значительных предстает проблема профессионального выбора старшеклассников.
Среди исследователей, которые занимались вопросами профессионального самоопределения, можно выделить работы А.С. Гусевой, А.А. Деркача, А.И. Китова, С.И. Сотниковой и др. Проблемой психологии профессиональной деятельности и самоопределения занимались такие ученые как А.Г. Асмолов, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова и др.
Проблема исследования: поиск оптимальных путей решения вопросов профессионального самоопределения старшеклассников.
Таким образом, целью курсового исследования является определение основных профессиональных предпочтений старшеклассников.
Гипотеза исследования: известно, что актуальной задачей успешной социализации старшеклассников является профессиональное самоопределение, суть которого на ранних этапах процесса состоит в формировании профессиональных предпочтений. Предполагаем, что во-первых, возможно формирование комплекса диагностических методик, применение которых позволит педагогу-психологу выявить для каждого старшеклассника рекомендуемую профессиональную группу, предпочитаемые профессии и спрогнозировать образ будущей профессии, а также выявить ведущие мотивы профессионального выбора;
Во-вторых, выявленные диагностические параметры профессионального самоопределения находятся в прямой зависимости и не противоречат друг другу;
В-третьих, мотивы профессионального самоопределения старшеклассников находятся приблизительно в равном соотношении друг к другу.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить психологические аспекты профессионального самоопределения личности
2. Составить психологическую характеристику старшеклассников.
3. Изучить особенности профессионального самоопределения старшеклассников.
4. Организовать исследование по определению профессиональных предпочтений старшеклассников.
5. Проанализировать полученные результаты.
6. Составить рекомендации педагогам и родителям по активизации профессионального самоопределения старшеклассников
Объектом исследования в курсовой работе выступает процесс профессионального самоопределения личности.
Предметом исследования является определение профессиональных предпочтений старшеклассников.
Методы исследования:
1. Теоретико-познавательные: теоретический анализ литературы и публикаций по теме исследования, осмысление и систематизация содержания проведенных другими специалистами исследований, сравнение и сопоставление существующих точек зрения, классификация и схематизация полученных результатов.
2. Эмпирические методы – наблюдение, беседа, тестирование, опрос.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: МБОУ СОШ № 23 города Читы в 9-х, 10-м и 11-м классе.
Теоретическая значимость исследования заключается в разширении и уточнении представлений профессионального самоопределения старшеклассников. Теоретические и экспериментальные результаты имеют значимость для психологии личности.
Практическая новизна исследования представляет тем, что полученные в ходе эмпирического исследования данные, дают возможность определить пути оптимизации проблемы профессионального самоопределения личности. Результаты исследования могут применяться в практике работы психологов с целью диагностиики особенностей профессионального самоопределения старшеклассников.
Апробация результатов исследования проведена в средней общеобразовательной школе города Читы.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Гуманизация в нынешнем обществе предусматривает признание ценности человеческой личности, воплощение ее способностей с учетом индивидуальных физических и психических характеристик. Совершенствование подготовки будущих специалистов в ситуации современного образования детерминировано различными факторами, среди которых одним из наиболее значительных предстает проблема профессионального выбора старшеклассников. Проблема профессионального выбора – одна из фундаментальных в психологии, ведь ее следствием есть эффективное познание содержания труда, удовлетворенность трудовой деятельностью, вовлечение в деятельность трудового коллектива, а в конечном итоге – качество подготовки специалистов.
Профессиональная самореализация как способ развития личности и ее функционирования относится к нескольким классам психических явлений, одновременно выступая процессом, состоянием и свойством субъекта. Так, самореализация как процесс выступает в роли ведущего класса психических явлений, при котором появляется возможность комплексно и системно исследовать деятельность индивида. Тем самым мы можем сказать, что самореализация человека в таком случае будет включать в себя осознание, выбор и реализацию аспектов индивидуальности, способствующих самовыражению личности, реализации ее потенций, а так же формированию собственной системы ценностей, мотивов и представлений о себе, постановке целей и выборе способа их достижения.
Выбор профессии является важным звеном в жизненном и профессиональном развитии человека, так как позволяет удовлетворить большинство собственных потребностей, реализовать себя как личность. Заметим, что проблема самореализации личности имеет комплексный и междисциплинарный характер, выступая одновременно целью, средством, явлением, процессом и результатом деятельности. А понятие профессиональной самореализации предполагает целенаправленное развитие индивидом своих задатков и качеств в определенной профессиональной деятельности с целью достижения поставленных задач и совершенствования себя.
Так, в ходе работы было проведено исследование, которое направлялось на изучении профессиональных предпочтений и профессиональной отнесенности старшеклассников. Основываясь на комплексе диагностических методик, была определена рекомендуемая профессиональная группа для каждого старшеклассника, а так же выявлены предпочитаемые им профессии и изучены ведущие мотивы, которые побуждают старшеклассника выбирать ту или иную профессию.
Изначально поставленная гипотеза не нашла полного подтверждения в ходе исследования, поскольку не все диагностические параметры профессионального самоопределения находятся в прямой зависимости друг от друга. Анализ полученных данных указывает, что большинству старшеклассников характерно противоречие между выбором профессии и рекомендуемой профессиональной группой. А мотивы профессионального самоопределения старшеклассников не находятся в равном соотношении, поскольку преобладает мотив престижа при выборе профессии.
Тем самым, полученные результаты позволяют сделать вывод, что большинство респондентов не определились в своем профессиональном выборе и не до конца осознают свое профессиональное соотнесение, что указывает на необходимость проведения со старшеклассниками профориентационной работы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессионального выбора личности в психологической литературе
1.1 Психологические аспекты профессионального самоопределения личности
Процесс профессионального самоопределения охватывает очень продолжительный период жизни человека – от появления профессиональных интересов и склонностей в детстве до окончательного утверждения в сфере профессиональной деятельности в зрелые годы. Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания. Поэтому работа по подготовке к выбору учащимися профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса и начинаться уже в младших классах [18, с. 94].
На протяжении этого времени происходит не только профессиональное, но и социальное, а также и жизненное самоопределение личности. В понятии самоопределения подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. На личность воздействует очень широкий спектр различных, часто противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личности [10, с. 55].
В настоящее время исследователи подчеркивают многомерность и многоступенчатость этого процесса, в котором выделяются несколько аспектов, связанных: а) с задачами общества, которые оно выдвигает перед формирующейся личностью; б) с процессом формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность; в) с принятием решений, в которых должен быть установлен баланс личных предпочтений и склонностей и потребностей существующей системы разделения труда. Последний аспект является точкой пересечения социальных и психологических факторов профессионального самоопределения и представляет наиболее широкие возможности для эффективного решения самых острых проблем выбора молодежью профессии и жизненного пути [6, с. 20].
В современной науке существуют различные определения понятия профессионального самоопределения. В частности С.Н. Чистякова рассматривает профессиональное самоопределение как готовность к выбору профессии и определяет ее как устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности (положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, наличие необходимых знаний, умений, навыков). В работах М.В. Ретивых рассматривается профессиональное самоопределение как интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора, что проявляется в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации профессиональных намерений и стремлений [40, с. 16]. Н.С. Пряжников утверждает, что сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения [29, с. 82]. По мнению В.А. Полякова, профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирования практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития [23, с. 41].
Существуют определенные личностные предпосылки самоопределения, которые представляют собой структурные элементы личности. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам:
1) особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса (волевые черты характера, трудолюбие, наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека);
2) различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования (потребность в профессиональном самоопределении, учебные и профессиональные интересы и склонности, убеждения и установки, ценности и идеалы, представления о жизненных ценностях) [2, с. 92].
Исследование жизненной перспективы молодежи, находящейся на различных этапах профессионального самоопределения, открывает большие возможности реализации междисциплинарного подхода, поскольку в содержании жизненной перспективы сконцентрированы ценности и нормы социальной среды, в которой формируется личность. Каждому этапу профессионального самоопределения соответствуют определенная социальная ситуация. В процессе профессионального становления личности выделяются четыре основные стадии: формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение; профессиональная адаптация; частичная или полная реализация личности в профессиональном труде. Ключевым моментом этого длительного процесса оказывается выбор профессии, отделяющий период неограниченных, но абстрактных возможностей профессиональной самореализации от реальной, но ограниченной перспективы профессиональной деятельности. Именно в этом смысле “самоопределение — одновременно и самоограничение” [1, с. 52].
Старший школьный возраст – это период формирования ценностных ориентации человека, которые в дальнейшем будут определять его отношение к профессиональной и другим сферам деятельности. Среди этих ориентации выделяются одна или несколько наиболее значимых для личности, определяющих главные направления жизненного пути. И если выбор профессии не соотносится с этими ориентациями, то он, вероятнее всего, окажется неудачным. Поэтому в описаниях профессий наряду с информацией об условиях и содержании труда, о качествах, требуемых от работника, и другими характеристиками профессии, необходимо выделить специальный раздел, посвященный ценностно-ориентационному аспекту данной профессии, что, по сути, и будет непосредственным профориентационным воздействием. Различные профессии могут в разной степени способствовать реализации тех или иных ценностных ориентации личности [8, с. 64].
В профессиональной информации не принято говорить о трудностях и проблемах, которые могут ожидать человека, избравшего ту или иную профессию. По-видимому, здесь срабатывает принцип рекламы, который накладывает запрет на недостатки и целиком сосредоточен на достоинствах того, что необходимо сбыть в данный момент. Однако профессия — не совсем тот “предмет”, с которым, как правило, имеет дело реклама. Даже если на какое-то время привлечь человека к профессии, акцентируя его внимание только на достоинствах ее выбора, то в дальнейшем его неподготовленность к возможным трудностям может только усугубить ситуацию недостаточно взвешенного и продуманного выбора.
Молодежь должна ясно осознавать и преимущества, и трудности, связанные с выбором профессии, и на основании объективной информации принимать продуманное решение, от которого зависит вся дальнейшая жизнь. В этом случае профессиональная деятельность будет представлена как сложная, в ряде моментов противоречивая сфера самореализации личности, поскольку многие сами по себе положительные ценности, которые молодой человек предполагает реализовать во внепроизводственной деятельности, могут вступить в противоречие с требованиями профессии [11, с. 74].
Таким образом, проблема несоответствия профессиональных намерений старшеклассников реальной профессиональной структуре могла бы быть вполне успешно разрешена, если бы ориентация на высшее образование не была безусловной доминирующей ценностью, а рассматривалась самими школьниками как одна из возможных линий профессиональной деятельности наряду с другими возможностями, предоставляемыми профессиями, не требующими высшего образования. И здесь решение вопроса упирается в проблему формирования жизненной перспективы. Одно дело, если с конкретной профессией, обязательно предусматривающей высшее образование, связаны основные жизненные ценности и цели человека, тогда совершенно оправданно его стремление во что бы то ни стало поступить в вуз по конкретной специальности. И совсем другое дело, когда высшее образование — самоцель, дань стереотипам, прочно утвердившимся в общественном сознании. Тогда ближайшие жизненные планы, даже если они реализуются, вступят в неминуемое противоречие с долговременными жизненными целями и ценностными ориентациями. Уровень образования обязывает ко многому, в первую очередь к более сложным и ответственным профессиональным обязанностям, наконец, просто к поддержанию определенного культурного образца, ожидаемого окружающими от человека, имеющего высшее образование [17, с. 70].