Курсовая с практикой на тему Исследование показателей произвольного внимания у учащихся младших классов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ.. 5
1.1. Сущность внимания как познавательного процесса. 5
1.2. Возрастные особенности младших школьников.
Характеристика внимания у учащихся младших классов. 8
Выводы по первой главе. 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ.. 16
2.1. Организация и методика исследования. 16
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. 23
Выводы по второй главе. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 31
Введение:
Актуальность темы
курсовой работы. Сегодня перед школой стоит задача – не
просто дать ученикам определенные знания и умения с любой дисциплины, но и
создать такую личность, которая способна творчески мыслить, ориентироваться в
потоке разнообразной информации, свободно выражать свою позицию, быть
эмоционально и эстетически чувствительной.
Чтобы образование было
качественным, педагогическую деятельность следует направить не только на
усвоение учащимися знаний, предметных умений и навыков, но и на усвоение ими
способов, методов и приемов, на развитие способностей в познании нового,
незнакомого, коррекции познавательных процессов, на создание условий для
развития самостоятельности и приобретения еще в школьном возрасте опыта решения
проблемы, реализации своих попыток как в образовательной деятельности, так и в
целом в обществе.
Сегодня принято выделять
в структуре познавательной сферы ребенка такие психические процессы, которые
способствуют обеспечению всестороннего формирования его личности. Данные
психические процессы делятся на три следующие группы: эмоциональные,
познавательные, волевые.
Чтобы развитие
познавательной деятельности ребенка происходило полноценно, необходимо
организовать слаженную, взаимосвязанную между собой работу всех психических
процессов, а именно: восприятия ощущений, воображения, памяти, речи, мышления,
внимания.
Заинтересованность
исследователей (А. Вудворс, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский,
П.Я. Гальперин, Н. Берштейн и др.) из различных научных сфер проблемой развития
внимания, в частности, произвольного, была и на сегодняшний день остается очень
большой. Особенно значимым является развитие свойств внимания младших школьников.
Итак, на современном
этапе модернизации системы образования особое внимание отводится проблеме
развития внимания детей младшего школьного возраста.
Объект исследования
– внимание младших школьников как познавательный процесс.
Предмет исследования
– показателей произвольного внимания у учащихся младших классов.
Цель исследования
– выявить показатели произвольного внимания у учащихся младших классов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность
внимания как познавательного процесса.
2. Описать возрастные
особенности младших школьников.
3. Охарактеризовать
внимание у учащихся младших классов.
4. Провести эмпирическое
исследование показателей произвольного внимания у учащихся младших классов.
Методами исследования,
способствующими решению поставленных задач, были определены следующие:
– анализ литературы по
теме курсовой работы;
– синтез и обобщение;
– наблюдение;
– тестирование.
Структура курсовой работы
обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В результате проведенного
исследования была достигнута цель данной курсовой работы – выявлены показатели
произвольного внимания у учащихся младших классов.
Достижению поставленной цели
способствовало решение ряда задач исследования:
1. Раскрыта сущность
внимания как познавательного процесса. В результате проведенного анализа
литературы мы пришли к выводу, что внимание является психическим процессом,
позволяющим усваивать необходимую информацию, получать новые знания умения и
навыки. Внимание активирует нужные и притормаживает ненужные в данный период
времени физиологические процессы, способствует результативному усвоению
информации, обеспечивает непроизвольную и произвольную активизацию на
необходимых в этот момент видах деятельности. Основными свойствами
(показателями) внимания являются: объем, концентрация, устойчивость и
переключение.
2. Описаны возрастные
особенности младших школьников. Основным событием этого возраста является поступление
ребенка в школу, в связи с изменяется его социальный статус, переход от
дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Младший школьный возраст –
это сензитивный период в процессе развития всех психических процессов:
ощущения, восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения.
3. Охарактеризовано
внимание у учащихся младших классов. Преобладающим у младших школьников
является непроизвольное внимание, произвольное внимание развивается совместно с
мотивами учебной деятельности. Постепенно
развивается способность к концентрации внимания, однако преобладающим еще
некоторое время остается непроизвольное внимание, а произвольность
внимание достигается посредством волевого усилия. Детям свойственна
нестабильность внимания, его неустойчивость и слабая переключаемость.
4. Проведено эмпирическое
исследование показателей произвольного внимания у учащихся младших классов. В
исследовании принимали участие учащиеся 3-го класса в количестве 20 человек.
Целью эмпирического
исследования было установлено выявление показателей произвольного внимания у
учащихся младших классов.
Исследовались такие
показатели (свойства) внимания младших школьников, как объем, концентрация,
устойчивость и переключаемость.
Исследование уровня
развития объема внимания показало, что большинство учащихся (13 детей) обладает
средним уровнем развития объема внимания. Высокий уровень свойственен 2
учащимся, низкий – 2 учащимся, очень низкий – 3 учащимся.
Исследование концентрации
внимания показало, что среди учащихся 3-го класса большинство (13 детей)
обладает средним уровнем развития концентрация внимания. Высокий уровень
развития концентрации внимания свойственен 2 учащимся, низкий – 3 учащимся,
очень низкий – 2 учащимся.
Исследование устойчивость
внимания показало, что устойчивым вниманием обладают 7 учащихся младшего
школьного возраста, недостаточно устойчивое внимание свойственно 13 учащимся.
Исследование переключения
внимания показало, что большинство (12 детей) обладает средним уровнем его
развития. Высокий уровень развития переключения внимания свойственен 2
учащимся, низкий – 3 учащимся, очень низкий – 3 учащимся.
Итак, полученные
результаты исследования свидетельствуют о том, что у младших школьников
недостаточно развиты такие показатели произвольного внимания, как объем,
концентрация, устойчивость и переключение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ
МЛАДШИХ КЛАССОВ
1.1. Сущность внимания
как познавательного процесса Для начала считаем
целесообразным раскрыть сущность понятия внимания о писать его виды.
В процессе познания мира
детям необходимо внимание, поскольку оно позволяет им сосредоточиться на
конкретных объектах, что дает возможность ребенку из потока информации, которую
он получает из окружающей среды непрерывно, выделить самую интересную и для
него значимую. Природа внимания заключается в том, что выбранный объект
обладает доминирующим значением. По этой причине увлеченные чем-то дети часто
могут не замечать происходящего вокруг.
Внимание –
психофизическая функция, которая обеспечивает процессы воспитания и обучения.
Внимание повышает уровень активации коры больших полушарий, его формируют
различные структуры головного мозга, к которым относится: генерализованная
активация коры больших полушарий (ретикулярный формация среднего мозга),
которая вызывает процесс непроизвольного внимания; локальная активация
(лимбическая система и высший корковый центр регуляции и контроля – в лобной
области), которая осуществляет произвольное внимание.
Нарушения
целенаправленного внимания – причина неуспеваемости учащихся младшего школьного
возраста являются, поскольку недостаточность внимания отрицательно сказывается
на всех познавательных процессах, что является причиной снижения эффективности
овладения умениями и навыками, знаниями.