Курсовая с практикой на тему Исследование Педагогической рефлексии как составляющей психологической культуры учителя.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Психологическая культура и сущность педагогической
рефлексии. 6
1.1. Психологическая культура в деятельности педагога. 6
1.2. Сущность педагогической рефлексии. 15
1.3. Рефлексия как часть деятельности педагога. 22
1.4. Способы развития способностей педагогов к рефлексии. 24
Выводы по 1 главе. 31
Глава 2. Эмпирическое исследования педагогическое рефлексии
как составляющей психологической культуры учителя. 33
2.1. Организация и процедура исследования. 33
2.2. Методы и методики исследования. 33
2.2.1 Анкетирование. 36
2.2.2. Методика диагностики индивидуальной меры выраженности
рефлексивности (автор – А.В. Карпов) 36
2.2.3. Методика изучение педагогической рефлексии (автор –
Е.Е. Рукавишникова) 37
2.2.4. Анкета «Самодиагностика способности к саморазвитию»
(автор – В.И. Зверева) 37
2.2.5. Методика «Психологическая культура личности» О.И.
Моткова. 38
2.3. Результаты исследования. 39
2.3.1. Результаты анкетирования. 39
2.3.2. Результаты описательной статистики. 45
2.3.3. Результаты сравнительного анализа. 52
2.3.4. Результаты корреляционного анализа. 54
2.4. Реализация методических условий повышения педагогической
рефлексии как составляющей психологической культуры учителя. 56
Выводы по 2 главе. 65
Заключение. 67
Список использованной литературы.. 69
Приложения. 72
Введение:
Фундаментальная трансформация культурной и
социально-экономической жизни страны породила появление новых ценностей
образования, создав в обществе устойчивый спрос на профессионально компетентных
педагогов, способных проектировать развивающуюся социально-педагогическую среду
и создавать психолого-педагогические условия для воспитания человека на
основных этапах его становления. По сути, единственной функцией школы является
передача культурного опыта новому поколению в виде логически завершенной
системы знаний, формирующей научную картину мира для учащихся. На смену ей
пришла новая функция образования — субъект социальных преобразований, развитие
самостоятельности личности и творчества.
Эта образовательная система требует от педагогов быть
профессионалами, ориентироваться на развитие способностей человека, не только
воспроизводить знания, умения, уметь взаимодействовать с учебным процессом,
устанавливать состояние образования в развитии, а не только составлять и решать
педагогические задачи; это и есть настоящая задача педагогики. Это должен быть
новый тип педагога, способного быстро реагировать на происходящие социальные
изменения и корректировать свою профессиональную деятельность в направлении
удовлетворения своих социальных потребностей.
Прежде всего, они должны быть профессионалами в
области педагогической деятельности, по сравнению со специалистами в узких
предметных областях, способными целенаправленно осуществлять обучение и
развитие учащихся, способными проектировать собственную деятельность, изменять
и развивать ее. Одной из характеристик его профессионального сознания должна
быть концентрация мышления на педагогических проблемах, на педагогическом
процессе как целостном явлении, принадлежащем к центру формирующейся личности
ученика.
Социальная востребованность профессиональных
педагогов резко повысила интерес ученых к изучению структуры и закономерностей
развития профессионального самосознания, профессиональной значимости и
профессионально необходимых личностных качеств. Учителя должны обладать набором
качеств, без которых достижение вышеуказанных целей практически невозможно.
Кроме того, профессиональный рост требует от
педагогов концентрации на самообразовании и саморазвитии. Важную роль в этом
отношении играет необходимость отражения развития педагогической деятельности.
Рефлексия педагога связана со специфическим
механизмом межличностного познания, перцептивной способностью педагога,
управлением познавательным процессом ученика, управлением образовательным
учреждением, психолого-педагогической культурой и способностями педагога, его
личным стилем деятельности и др.
Рефлексия в деятельности учителя рассматривается в
большом количестве работ (Б.З.Вульфова, Г.М. Коджаспировой, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.
Кулюткина, А.К.Марковой, А.И.Мищенко, Н.Ю. Посталюк, И.Н.Семенова,
В.В.Серикова, В.А. Сластенина, С.Ю.Степанова, Г.С .Сухобской, В.Н. Харькина и
др.).
Проблемы формирования рефлексии учителя обсуждались
О.С. Анисимовым, Е.В. Бережновой, В.В. Краевским, В.В. Сериковым, А.Н.
Ходусовым и др.
Актуальность данного исследования обусловлена
возросшей ролью рефлексивных процессов в психологии и педагогической науке и
практике, а также противоречием между неразвитостью условий, необходимых для
формирования педагогической рефлексии, и развитием рефлексивных функций
сознания будущего учителя.
Объект исследования: педагогическая рефлексия
учителя.
Тема исследования: процесс педагогической рефлексии
учителя.
Целью данного исследования является изучение
педагогической рефлексии как неотъемлемой части психологической культуры
педагогов.
Заключение:
Учитель в системе образования — это саморазвивающаяся
личность. Постоянно работая над собой, он совершенствует свои профессиональные
и личностные качества.
Большую роль в становлении профессионализма играет
рефлексия. Профессиональная деятельность и рефлексия находятся в неразрывном
единстве друг с другом, так как способность к рефлексии является важнейшим
фактором в становлении педагогического мастерства. Рефлексивные процессы
буквально пронизывают всю профессиональную деятельность педагога, проявляясь и
в ситуации непосредственного взаимодействия с детьми, и в процессе
проектирования и конструирования их учебно-воспитательной деятельности, и на
этапе самоанализа и самооценки собственной деятельности, самого себя как ее
субъекта.
Рефлексия – это необходимое свойство практического
мышления педагога, проявляющееся в применении знаний общего к конкретным
ситуациям действительности. Рефлексия педагога также выступает как его
способность к анализу, осмыслению и конструированию смыслообразующей ценностной
основы своей деятельности, основанной на отражении себя как субъекта
деятельности, личности и индивидуальности в системе общественных отношений.
Рефлексируя, педагог фактически становится на путь
анализа, исследования своего педагогического опыта. В этом контексте можно
говорить о том, что педагогическая рефлексия предполагает активную
исследовательскую позицию педагога по отношению к своей деятельности и к себе
как ее субъекту с целью конструктивного преобразования деятельности и
дальнейшего самосовершенствования.
В результате эмпирического исследования был выявлен
уровень развития педагогической рефлексии среди учителей школы №18. В
исследовании приняли участие 40 педагогов, средний возраст педагогов от 31 до
40 лет (55%). Стаж работы до 5 лет имеют 15% педагогов, от 5 до 10 лет 30%
педагогов школы, 10-20 лет – 40% педагога и более 20 лет стаж работы имеют 15%
опрошенных. Также стоит заметить, что 75% опрошенных педагогов имеют высшее
педагогическое образование.
Результаты диагностики педагогической рефлексии
педагогов позволили нам сделать вывод, что у 45,8% опрошенных выявлен высокий
уровень педагогической рефлексии, столько же педагогов продемонстрировали
средний уровень педагогической рефлексии, и 14,2 % характеризуется низким
уровнем педагогической рефлексии. Определение уровней сформированности
педагогической рефлексии позволило нам выявить недостаточно развитые критерии и
показатели сформированности педагогической рефлексии педагогов, наметить пути
дальнейшего развития и избрать средства и методы, с помощью которых можно было
бы влиять на развитие рефлексивной компетентности.
На основе полученных данных были разработаны
методические условия развития педагогической рефлексии у учителей. Система
методических мероприятий предполагает высокую степень вовлечения педагогов в
процесс практических семинаров и тренингов, обязательное взаимодействие
участников между собой и с материалами мероприятий. При этом педагогическая
рефлексия учителя развивается одновременно с полученными знаниями, умениями и
навыками в ходе практической деятельности. Таким образом, педагогическая рефлексия — это также
способность признавать свои ошибки. Поскольку человек, уверенный в том, что он
всего достиг и все знает, останавливается в развитии и не может уже обучать
других. Если студент хочет стать мастером своего дела, ему придется уделять
много времени рассмотрению своих ошибок и поиску новых способов взаимодействия
с учениками.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психологическая культура и сущность педагогической рефлексии 1.1. Психологическая культура в
деятельности педагога
Профессия учителя — одна из старейших в мире. Учитель –
это мыслитель, общественный деятель, который формирует взгляды и убеждения
людей и помогает им найти свой жизненный путь.
В научной литературе широко рассматриваются
особенности формирования профессиональных качеств и умений педагогов,
педагогических способностей, личностно-профессионального развития (Л.М. Митина,
А.К. Маркова, В.А. Сластенин, А.И. Мищенко, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.Ф.
Талызина и др.).
Личность педагога характеризуется устойчивой
доминирующей системой педагогических ориентаций — мотивацией, убеждениями,
способностями, интересами и др.
Педагогическая направленность, педагогическое
мышление, рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое остроумие —
все это центральный уровень иерархической модели структуры личности учителя.
А. К. Маркова отмечает, что педагогическая
деятельность, педагогическое общение и личность являются тремя основными
аспектами педагогической деятельности. «Личность учителя является центральным
фактором в работе учителя и определяет его позицию в педагогической
деятельности и педагогических обменах» [14, С. 43]. В процессе работы учителя
три стороны учителя вступают в сложные диалектические отношения друг с другом,
когда каждая из них является либо предпосылкой, либо средством, либо
результатом развития другой. «С некоторым упрощением можно сказать, что
педагогическая деятельность – это «техника» учителя, педагогическое
общение-атмосфера и атмосфера работы, а также личностные ценности, идеалы,
внутренний смысл деятельности учителя»[14, С. 46].
Точно так же, как A.К. Маркова отмечает, что «полноценное
осуществление педагогической деятельности педагогами предполагает реализацию
(расширение и достаточно высокий уровень) всех ее составляющих: самостоятельную
подготовку педагогических целей и задач; широкое воздействие на учащихся;
непрерывный самоконтроль за процессом и состоянием их педагогической
деятельности» [15, С. 62].
А. К. Маркова относит к важным профессиональным
качествам: педагогическую эрудицию, педагогическое целеполагание,
педагогическое мышление, педагогическую интуицию, педагогическую импровизацию,
педагогическую наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическое
остроумие, педагогическое видение и педагогическую рефлексию [15, с. 63].
Главной предпосылкой успешного выполнения
педагогических функций является индивидуальная педагогическая культура.
Современные исследователи (В. Л. Бенин, К. М. Левитан, Н.в. Седова и др.
Рассматривать интеграцию, синтез педагогической культуры личности как
естественное и приобретенное личностное свойство, обеспечивающее высокий
уровень активности педагогов, воспитателей, досуговых работников — в общем,
педагогов в широком смысле.
Профессиональная культура педагога – это выражение
зрелости и развития важных социально-личностных ценностных характеристик,
реализуемых в его профессиональной деятельности. Профессиональная культура —
это сочетание компетентности и профессионализма в определенной области знаний с
реальной педагогической культурой личности, готовой не только транслировать
знания, но и создавать гуманизированную среду для развития в образовательном
процессе [15, С. 23].
В работе А.Б. Орлова дается определение
психологической культуры профессии учителя: «истинная психологическая культура
учителя предполагает культуру его убеждений, переживаний, мыслей и влияний,
проявляющихся в культуре, связанной с ним самим, а также учениками. Эта
культура является результатом постепенного преодоления и устранения невротических
(то есть нереальных) компонентов их внутреннего мира в различных
психотерапевтических практиках» [16, С. 46]. Поэтому психологическая культура в
этом смысле проявляется как совокупность следующих компонентов: вера, опыт,
мысли о себе (рефлексия), педагогическое воздействие. Не вдаваясь в мнение о
полноте данного определения, отметим, что нас интересует, как это определение
соотносится с концептуальными аспектами общей (а не профессиональной)
психологической культуры личности.