Возрастная и педагогическая психология Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Исследование Педагогической рефлексии как составляющей психологической культуры учителя.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Психологическая культура и сущность педагогической
рефлексии
. 6

1.1. Психологическая культура в деятельности педагога. 6

1.2. Сущность педагогической рефлексии. 15

1.3. Рефлексия как часть деятельности педагога. 22

1.4. Способы развития способностей педагогов к рефлексии. 24

Выводы по 1 главе. 31

Глава 2. Эмпирическое исследования педагогическое рефлексии
как составляющей психологической культуры учителя
. 33

2.1. Организация и процедура исследования. 33

2.2. Методы и методики исследования. 33

2.2.1 Анкетирование. 36

2.2.2. Методика диагностики индивидуальной меры выраженности
рефлексивности (автор – А.В. Карпов)
36

2.2.3. Методика изучение педагогической рефлексии (автор –
Е.Е. Рукавишникова)
37

2.2.4. Анкета «Самодиагностика способности к саморазвитию»
(автор – В.И. Зверева)
37

2.2.5. Методика «Психологическая культура личности» О.И.
Моткова
. 38

2.3. Результаты исследования. 39

2.3.1. Результаты анкетирования. 39

2.3.2. Результаты описательной статистики. 45

2.3.3. Результаты сравнительного анализа. 52

2.3.4. Результаты корреляционного анализа. 54  

Введение:

 

Фундаментальная трансформация культурной и
социально-экономической жизни страны породила появление новых ценностей
образования, создав в обществе устойчивый спрос на профессионально компетентных
педагогов, способных проектировать развивающуюся социально-педагогическую среду
и создавать психолого-педагогические условия для воспитания человека на
основных этапах его становления. По сути, единственной функцией школы является
передача культурного опыта новому поколению в виде логически завершенной
системы знаний, формирующей научную картину мира для учащихся. На смену ей
пришла новая функция образования — субъект социальных преобразований, развитие
самостоятельности личности и творчества.

Эта образовательная система требует от педагогов быть
профессионалами, ориентироваться на развитие способностей человека, не только
воспроизводить знания, умения, уметь взаимодействовать с учебным процессом,
устанавливать состояние образования в развитии, а не только составлять и решать
педагогические задачи; это и есть настоящая задача педагогики. Это должен быть
новый тип педагога, способного быстро реагировать на происходящие социальные
изменения и корректировать свою профессиональную деятельность в направлении
удовлетворения своих социальных потребностей.

Прежде всего, они должны быть профессионалами в
области педагогической деятельности, по сравнению со специалистами в узких
предметных областях, способными целенаправленно осуществлять обучение и
развитие учащихся, способными проектировать собственную деятельность, изменять
и развивать ее. Одной из характеристик его профессионального сознания должна
быть концентрация мышления на педагогических проблемах, на педагогическом
процессе как целостном явлении, принадлежащем к центру формирующейся личности
ученика.

Социальная востребованность профессиональных
педагогов резко повысила интерес ученых к изучению структуры и закономерностей
развития профессионального самосознания, профессиональной значимости и
профессионально необходимых личностных качеств. Учителя должны обладать набором
качеств, без которых достижение вышеуказанных целей практически невозможно.

Кроме того, профессиональный рост требует от
педагогов концентрации на самообразовании и саморазвитии. Важную роль в этом
отношении играет необходимость отражения развития педагогической деятельности.

Рефлексия педагога связана со специфическим
механизмом межличностного познания, перцептивной способностью педагога,
управлением познавательным процессом ученика, управлением образовательным
учреждением, психолого-педагогической культурой и способностями педагога, его
личным стилем деятельности и др.

Рефлексия в деятельности учителя рассматривается в
большом количестве работ (Б.З.Вульфова, Г.М. Коджаспировой, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.
Кулюткина, А.К.Марковой, А.И.Мищенко, Н.Ю. Посталюк, И.Н.Семенова,
В.В.Серикова, В.А. Сластенина, С.Ю.Степанова, Г.С .Сухобской, В.Н. Харькина и
др.).

Проблемы формирования рефлексии учителя обсуждались
О.С. Анисимовым, Е.В. Бережновой, В.В. Краевским, В.В. Сериковым, А.Н.
Ходусовым и др.

Актуальность данного исследования обусловлена
возросшей ролью рефлексивных процессов в психологии и педагогической науке и
практике, а также противоречием между неразвитостью условий, необходимых для
формирования педагогической рефлексии, и развитием рефлексивных функций
сознания будущего учителя.

Объект исследования: педагогическая рефлексия
учителя.

Тема исследования: процесс педагогической рефлексии
учителя.

Целью данного исследования является изучение
педагогической рефлексии как неотъемлемой части психологической культуры
педагогов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Учитель в системе образования — это саморазвивающаяся
личность. Постоянно работая над собой, он совершенствует свои профессиональные
и личностные качества.

Большую роль в становлении профессионализма играет
рефлексия. Профессиональная деятельность и рефлексия находятся в неразрывном
единстве друг с другом, так как способность к рефлексии является важнейшим
фактором в становлении педагогического мастерства. Рефлексивные процессы
буквально пронизывают всю профессиональную деятельность педагога, проявляясь и
в ситуации непосредственного взаимодействия с детьми, и в процессе
проектирования и конструирования их учебно-воспитательной деятельности, и на
этапе самоанализа и самооценки собственной деятельности, самого себя как ее
субъекта.

Рефлексия – это необходимое свойство практического
мышления педагога, проявляющееся в применении знаний общего к конкретным
ситуациям действительности. Рефлексия педагога также выступает как его
способность к анализу, осмыслению и конструированию смыслообразующей ценностной
основы своей деятельности, основанной на отражении себя как субъекта
деятельности, личности и индивидуальности в системе общественных отношений.

Рефлексируя, педагог фактически становится на путь
анализа, исследования своего педагогического опыта. В этом контексте можно
говорить о том, что педагогическая рефлексия предполагает активную
исследовательскую позицию педагога по отношению к своей деятельности и к себе
как ее субъекту с целью конструктивного преобразования деятельности и
дальнейшего самосовершенствования.

В результате эмпирического исследования был выявлен
уровень развития педагогической рефлексии среди учителей школы №18. В
исследовании приняли участие 40 педагогов, средний возраст педагогов от 31 до
40 лет (55%). Стаж работы до 5 лет имеют 15% педагогов, от 5 до 10 лет 30%
педагогов школы, 10-20 лет – 40% педагога и более 20 лет стаж работы имеют 15%
опрошенных. Также стоит заметить, что 75% опрошенных педагогов имеют высшее
педагогическое образование.

Результаты диагностики педагогической рефлексии
педагогов позволили нам сделать вывод, что у 45,8% опрошенных выявлен высокий
уровень педагогической рефлексии, столько же педагогов продемонстрировали
средний уровень педагогической рефлексии, и 14,2 % характеризуется низким
уровнем педагогической рефлексии. Определение уровней сформированности
педагогической рефлексии позволило нам выявить недостаточно развитые критерии и
показатели сформированности педагогической рефлексии педагогов, наметить пути
дальнейшего развития и избрать средства и методы, с помощью которых можно было
бы влиять на развитие рефлексивной компетентности.

На основе полученных данных были разработаны
методические условия развития педагогической рефлексии у учителей. Система
методических мероприятий предполагает высокую степень вовлечения педагогов в
процесс практических семинаров и тренингов, обязательное взаимодействие
участников между собой и с материалами мероприятий. При этом педагогическая
рефлексия учителя развивается одновременно с полученными знаниями, умениями и
навыками в ходе практической деятельности.  

Таким образом, педагогическая рефлексия — это также
способность признавать свои ошибки. Поскольку человек, уверенный в том, что он
всего достиг и все знает, останавливается в развитии и не может уже обучать
других. Если студент хочет стать мастером своего дела, ему придется уделять
много времени рассмотрению своих ошибок и поиску новых способов взаимодействия
с учениками.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Психологическая культура и сущность педагогической рефлексии

 

1.1. Психологическая культура в
деятельности педагога

Профессия учителя — одна из старейших в мире. Учитель –
это мыслитель, общественный деятель, который формирует взгляды и убеждения
людей и помогает им найти свой жизненный путь.

В научной литературе широко рассматриваются
особенности формирования профессиональных качеств и умений педагогов,
педагогических способностей, личностно-профессионального развития (Л.М. Митина,
А.К. Маркова, В.А. Сластенин, А.И. Мищенко, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.Ф.
Талызина и др.).

Личность педагога характеризуется устойчивой
доминирующей системой педагогических ориентаций — мотивацией, убеждениями,
способностями, интересами и др.

Педагогическая направленность, педагогическое
мышление, рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое остроумие —
все это центральный уровень иерархической модели структуры личности учителя.

А. К. Маркова отмечает, что педагогическая
деятельность, педагогическое общение и личность являются тремя основными
аспектами педагогической деятельности. «Личность учителя является центральным
фактором в работе учителя и определяет его позицию в педагогической
деятельности и педагогических обменах» [14, С. 43]. В процессе работы учителя
три стороны учителя вступают в сложные диалектические отношения друг с другом,
когда каждая из них является либо предпосылкой, либо средством, либо
результатом развития другой. «С некоторым упрощением можно сказать, что
педагогическая деятельность – это «техника» учителя, педагогическое
общение-атмосфера и атмосфера работы, а также личностные ценности, идеалы,
внутренний смысл деятельности учителя»[14, С. 46].

Точно так же, как A.К. Маркова отмечает, что «полноценное
осуществление педагогической деятельности педагогами предполагает реализацию
(расширение и достаточно высокий уровень) всех ее составляющих: самостоятельную
подготовку педагогических целей и задач; широкое воздействие на учащихся;
непрерывный самоконтроль за процессом и состоянием их педагогической
деятельности» [15, С. 62].

А. К. Маркова относит к важным профессиональным
качествам: педагогическую эрудицию, педагогическое целеполагание,
педагогическое мышление, педагогическую интуицию, педагогическую импровизацию,
педагогическую наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическое
остроумие, педагогическое видение и педагогическую рефлексию [15, с. 63].

Главной предпосылкой успешного выполнения
педагогических функций является индивидуальная педагогическая культура.
Современные исследователи (В. Л. Бенин, К. М. Левитан, Н.в. Седова и др.
Рассматривать интеграцию, синтез педагогической культуры личности как
естественное и приобретенное личностное свойство, обеспечивающее высокий
уровень активности педагогов, воспитателей, досуговых работников — в общем,
педагогов в широком смысле.

Профессиональная культура педагога – это выражение
зрелости и развития важных социально-личностных ценностных характеристик,
реализуемых в его профессиональной деятельности. Профессиональная культура —
это сочетание компетентности и профессионализма в определенной области знаний с
реальной педагогической культурой личности, готовой не только транслировать
знания, но и создавать гуманизированную среду для развития в образовательном
процессе [15, С. 23].

В работе А.Б. Орлова дается определение
психологической культуры профессии учителя: «истинная психологическая культура
учителя предполагает культуру его убеждений, переживаний, мыслей и влияний,
проявляющихся в культуре, связанной с ним самим, а также учениками. Эта
культура является результатом постепенного преодоления и устранения невротических
(то есть нереальных) компонентов их внутреннего мира в различных
психотерапевтических практиках» [16, С. 46]. Поэтому психологическая культура в
этом смысле проявляется как совокупность следующих компонентов: вера, опыт,
мысли о себе (рефлексия), педагогическое воздействие. Не вдаваясь в мнение о
полноте данного определения, отметим, что нас интересует, как это определение
соотносится с концептуальными аспектами общей (а не профессиональной)
психологической культуры личности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы