Курсовая с практикой на тему Исследование особенностей памяти у детей младшего школьного возраста в условиях обучения в частной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Характеристика младшего школьного возраста 6
1.2 Особенности памяти у младших школьников 18
1.3 Развитие познавательной деятельности в условиях обучения в частной школе 22
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЧАСТНОЙ ШКОЛЕ 33
2.1 Организация и ход исследования 33
2.2 Интерпретация результатов эмпирического изучения особенностей памяти младших школьников, обучающихся в частной школе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Введение:
Проблема исследования. Проблема исследования памяти в различ-ных ее аспектах – это одна из традиционных проблем в области педагогики и психологии. Различными психологическими концепциями были раскрыты многие общие психологические закономерности памяти, которая изучалась в разых аспектах. Сегодня исследования мнемических процессов у школьников младшего школьного возраста снова приобретает актуальность, поскольку именно в данном возрасте память играет ключевую роль во всем дальнейшем развитии детей.
Актуальность темы исследования. В младшем школьном возрасте учебная деятельность преобразуется в ведущий вид деятельности учащихся. Учебная деятельность является базисом для развития основных новообразо-ваний младших школьников: мотив достижения успеха, произвольность пси-хических процессов, рефлексия, развитие внутреннего плана действий. Раз-витие психических процессов у младших школьников характеризуется ин-тенсивностью, однако им также свойственна неравномерность в развитии. Под влиянием обучения перестраиваются все познавательные процессы. Психические процессы обладают следующими общими характеристиками: произвольностью, продуктивностью и устойчивостью.
Детям младшего школьного возраста свойственно активное развитие механической памяти. Такие виды памяти, как опосредованная и логическая, в своем развитии несколько отстают. Младшие школьники овладевают логи-ческими приемами запоминания. Память развивается в направлении усиле-ния сознательного управления и увеличения объема смысловой, словесно-логической памяти.
Разработанность проблемы. В классических отечественных и зару-бежных исследованиях были установлены функции памяти, ее процессы, ви-ды, связь с активностью субъекта, его познавательной деятельностью, усло-вия организации которой обусловливают эффективность мнемических про-цессов (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, Г. Ебингауз, П. Жане, Ф. Бартлет и др.).
Изучение произвольных и непроизвольных процессов памяти на базе системно-деятельностного подхода способствовали разработке практических рекомендаций относительно рациональных методов развития памяти и по-вышения уровня усвоения знаний в учебной деятельности (А.А. Смирнов, П.И. Зинченко, В.Я. Ляудис, С.П. Бочарова, Е.Ф. Иванова, Л.М. Житникова и др.). Однако нами не обнаружено исследований, посвященных изучению особенностей памяти детей в условиях обучения в частной школе. В связи с этим, мы считаем, актуальным вопрос изучения особенностей памяти млад-шего школьника в условиях частных учебных заведений.
Цель исследования – выявить особенности памяти у детей младшего школьного возраста в условиях обучения в частной школе.
Объект исследования – память у детей младшего школьного возрас-та.
Предмет исследования – особенности памяти у детей младшего школьного возраста в условиях обучения в частной школе.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику младшему школьному возрасту.
2. Описать особенности памяти у младших школьников.
3. Описать развитие познавательной деятельности в условиях обуче-ния в частной школе.
4. Провести эмпирическое изучение особенностей памяти младших школьников, обучающихся в частной школе.
Гипотеза исследования состоит в том, что память младших школьни-ков, обучающихся в частной школе развита на более высоком уровне, чем у детей, обучающихся в государственной школе.
Методы и методики исследования. Методами исследования были определены следующие:
– анализ литературы по теме исследования;
– синтез и обобщение;
– диагностика.
Методиками исследования были определены следующие:
– Методика «Запомни рисунки» для определения объема кратковре-менной зрительной памяти;
– Методика «Оценка объема кратковременной слуховой памяти» для оценки объема кратковременной слуховой памяти детей младшего школьно-го возраста;
– Методика «Повторение сказки» для оценки долговременной памяти ребенка.
База исследования и выборка исследования. Исследование прово-дилось на базе: ____________________________________________________. Выборку ис-следования составили учащиеся 2 класса в количестве 30 человек. Экспери-ментальную группу составили учащиеся частной школы – 15 детей (среди которых 7 мальчиков и 8 девочек). Экспериментальную группу составили учащиеся государственной общеобразовательной школы – 15 детей (среди которых 8 мальчиков и 7 девочек).
Теоретические и методологические основы исследования составили труды таких исследователей, как Л.И. Божович, Т.М. Водопьянова, Л.С. Вы-готский, Ю.Б. Гиппенрейтер, Г.М. Грунина, Б.И. Додонов, В.И. Лозовая, Л.А. Петровская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.
Практическая значимость исследования стоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материал можно использовать в даль-нейших разработках данного вопроса, а также в работе учителя начальных классов.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Ра-бота состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Данное исследование является актуальным, поскольку частные школы сегодня приобретают все большую популярность.
В результате исследования была достигнута его цель – выявлены осо-бенности памяти у детей младшего школьного возраста в условиях обучения в частной школе. Задачи исследования были решены в полной мере.
Проведенное эмпирическое исследование позволило установить, что у детей, обучающихся в частной школе, память, объем кратковременной и долговременной памяти развиты на более высоким уровне, чем у детей, обу-чающихся в государственной общеобразовательной школе. Гипотеза иссле-дования была подтверждена с помощью метода математической статистики – коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Память – это запоминание, сохранение и, позже, воспроизведение че-ловеком собственного опыта. В памяти различают такие процессы как запо-минание, сохранение, воспроизведение и приобретения. В зависимости от це-ли деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.
Память – это когнитивный (познавательный) процесс сохранения ин-формации для дальнейшего использования. Память тесно связана с мышле-нием и речью.
Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения необходимы для успешного функционирования памяти. Однако есть три этапа, через ко-торые информация проходит, чтобы зафиксироваться в мозге. Эти процессы происходят с помощью видов памяти.
У младших школьников преобладающим является наглядно-образный тип мышления. Развитие памяти происходит в двух направлениях – произ-вольности и осмысленности. В процессе учебной деятельности развиваются все виды памяти: долгосрочная, краткосрочная и оперативная. Активно формируется непроизвольное запоминание.
Учащиеся младшего школьного возраста начинают приобретать уме-ния мыслить логически, устанавливать причинно-следственные связи, однако могут делать это только по отношению к образно представляемым связям.
Для их мышления характерным является конкретно-образное, что определяет необходимость организации передачи материала через опыт.
Однако, как бы упорно не осуществлял учитель меры компенсации и коррекции индивидуальных недостатков, которые имеют место в мнемиче-ской деятельности отдельных учащихся, его усилия неизбежно оказываются малопродуктивными, если он не привлечет себе на помощь сознание самих детей. Только после того, как они начнут осознавать, что умственная дея-тельность каждого – это целый мир, который надлежит так же узнать, как мир окружающий, и узнать не просто ради любопытства, а чтобы овладеть им, сделать свой ум совершенным и эффективным, – только при этом усло-вия учитель сможет рассчитывать на то, что его психофизическая работа принесет щедрые и устойчивые плоды. Итак, только педагогика сотрудниче-ства сможет принести результат.
Полученные в результате исследования обладают своей практической значимостью, поскольку могут быть использованы в дальнейших разработ-ках данного вопроса, а также в работе учителей начальных классов как част-ных, так и государственных общеобразовательных школ с целью совершен-ствования процесса развития памяти и познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
Фрагмент текста работы:
Младший школьный возраст является новым этапом развития ребен-ка, охватывающей период с 6-7 лет до 10-11 лет. Это время испытания ре-бенком своих сил, решения сложных задач, стоящих в результате взаимодей-ствия с внешним средой. Обычно, с ростом детского организма происходят качественные изменения и в психике ребенка, усложняется система ее соци-альных связей, мотивов. Но главным событием этого возрастного периода является, бесспорно, изменение социального статуса – поступление ребенка в школу.
Рассмотрение исследователями различных отраслей науки проблемы формирования ценностей дает нам возможность подчеркнуть, что младший школьный возраст современные отечественные педагоги, психологи (И. Бех, Т. Буняк, К. Гуревич, В. Крутецкий, А. Никоненко, Ж. Петрочко, В. Полищук и др.) считают этапом важных социальных изменений в жизни человека, а также, наиболее благоприятным для развития личностных ка-честв ребенка, благоприятным для начала формирования гуманистических ценностей и потребностей учащихся в процессе обучения и воспитания.
Наблюдается дисгармония в нервно-психическом и физическом разви-тии детей, в результате чего временно ослабляется нервная система. Возни-кает беспокойство, повышенная потребность в движении и утомляемость. Также у детей данной возрастной категории интенсивно развиваются двига-тельные функции. Именно в возрасте 7-11 лет отмечен самый важный при-рост по таким показателям моторного развития, как пространственная ори-ентация движений, мышечная выносливость, зрительно-двигательная коор-динация [9, с. 99].
С поступлением ребенка в школу, когда происходят качественные из-менения в психике школьника, усложняется система его социальных связей, мотивационной деятельности. Однако по мнению известного психолога со-ветского периода С.Л. Рубинштейна, меняется не только социальная роль, но и восприятие собственного статуса, поскольку ребенок выступает в новой роли – роли ученика. Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, которые приходят в первый класс. В этой ситуации, учебная деятельность становится ведущей по отношению к дошкольному возрасту, когда ведущей была игровая. Они должны привыкать к новому коллективу, новым требованиям, к повседневным обязанностям, режима. Обучение становится важной общественно-оценочной деятельностью [29, с. 286].
На пути своего становления как личность ребенок проходит несколько этапов психического и физического развития, которые создают предпосылки формирования и воспитания у нее различных качеств и свойств, развитие способностей и интересов, в которых она является наиболее сенситивной (наиболее восприимчивой). Такой подход в воспитании значительно облег-чает взаимопонимание родителей и детей, облегчает ребенку обучение и усвоение навыков, способствует достижения лучших результатов в учебе и стимулирует к дальнейшему саморазвитию.
Исследователи проблем детей младшего школьного возраста И. Агафонова, А. Никоненко утверждают, что изменение социальной роли ребенка, появление новых обязанностей сказывается на его отношениях со сверстниками, учителями, родителями. Поскольку каждый ученик на начало обучения в школе реагирует по-разному, то на успешность приспособления младших школьников к новому социальному статусу в значительной степени влияет деятельность педагога начальных классов и поддерживающего отно-шения родителей. В условиях благоприятного начала школьного обучения в психике младшего школьника формируется первое важное психическое но-вообразование данного возраста – это внутренняя позиция школьника, кото-рая представляет собой показатель успешной адаптации к условиям школь-ного обучения [Цит. по: 26].
Сформировавшаяся внутренняя позиция школьника предполагает сформированность общего положительного отношения школьника к обуче-нию. Это значит, что ребенок готов выполнять требования педагога, он при-знает авторитет учителя. Сформированность внутренней позиции школьника означает также, что психологически ребенок перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст.
Переход ребенка от дошкольного детства к школьному обучению, от семейной системы к школьному воспитанию является важным и сложным процессом, и сопровождается значительными анатомо-физиологическими, психологическими изменениями, новообразованиями в его личном развитии, которых не было в дошкольном возрасте.
Известные психологи советской эпохи В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др. отмечают, что личность младшего школьника характеризуется опреде-ленной системой качеств, относящихся к новообразованиям личности ребен-ка в этот возрастной период. В частности, по мнению ученых, появляются такие свойства, как произвольность действий, внутренний план действий, ре-флексия, в определенной степени способствуют формированию гуманистиче-ских ценностей. Авторы доказывают, что произвольность внутренних дей-ствий личности младшего школьника проявляется в умении ставить перед собой определенную цель, задачи и находить средства достижения результа-та или решение проблемы, преодолевать препятствия. Сформированность внутреннего плана действий у младших школьников дает им возможность осуществлять планирование и продумывать заранее возможный ход выпол-нения деятельности и подбирать все необходимое для этого; устно решать задачи; устно отчитываться о выполнении и т.д. [40].