Курсовая с практикой на тему Исследование навыка орфографического самоконтроля у учащихся с умственной отсталостью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ В
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 6
2. ВЛИЯНИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА РАЗВИТИЕ
ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.. 10
3. ДИАГНОСТИКА АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ… 19
4. РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 38
Введение:
Актуальность
исследования. Важнейшая роль в
реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению
родного языка.
В современной школе главнейшая
задача обучения русскому языку младших школьников – формирование
орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей
языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в
письменном общении.
Из практики обучения в начальных
классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает
достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых
контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 — 4 классах. Такое качество
грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у
общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась
(хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних
двух десятилетий не повысилась).
Одной из причин недостаточно высокой
орфографической грамотности младших школьников является несформированность их
орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы.
Орфографическая зоркость – это
способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять
их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаружить ошибки, допущенные
пишущим (собственные ошибки или чужие).
Значение орфографической грамотности
очень велико. Современное поколение отличается безграмотностью и, несомненно, с
этим нужно бороться. Методисты и преподаватели предлагают новые методики,
способы обучения подрастающего поколения; учеными разрабатывается реформа
орфографии, поэтому данный вопрос интересен и увлекателен. Цель орфографии —
служить удобным средством письменного общения, и потому её прямое назначение —
точно и ясно передавать содержание речи, выражать те или иные мысли.
В условиях, когда современное
начальное образование связано с новыми требованиями к построению учебного
процесса, возникает противоречие между общей структурой изучения русского языка
в начальной школе и необходимостью особого внимания к рассмотрению орфографии
как важнейшего раздела данной учебной дисциплины.
Подходов к решению проблемы орфографических умений и
навыков школьников с умственной отсталостью за долгое время существования
педагогической науки описано множество. Полемика между сторонниками
грамматического и антиграмматического направления в методике обучения
правописанию развилась ещё в XIX веке. Довольно долгие дискуссии по данному
вопросу утихли лишь в середине ХХ века, разрешившись безоговорочным в системе
советского образования положением об абсолютной осознанности действий учащихся
при формировании ими орфографического навыка, то есть точном и полном понимании
ими усваиваемого теоретического материала (прежде всего, орфографических
правил, в которых учтены все языковые особенности слова) и сознательного его
применения в практике письма.
Цель исследования: исследование
навыка орфографического самоконтроля у учащихся с умственной отсталостью.
Объект исследования: учебный
процесс на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования:
исследование навыка орфографического самоконтроля у учащихся с умственной
отсталостью.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза
исследования обусловили необходимость выполнения следующих заданий:
1. Изучить теорию умственной отсталости;
2. Исследовать орфографические навыки,
провести диагностику;
3. Разработать методические рекомендации
по формированию орфографического навыка у учащихся с умственной отсталостью.
В процессе исследования использовались
следующие методы:
теоретические: анализ и обобщение
лингвистических, психолого-педагогических и лингвометодических источников по
теме исследования; метод теоретического анализа и синтеза на этапах определения
цели, предмета, гипотезы, задач исследования; синтезирование результатов
эксперимента, определение их научной новизны;
эмпирические: наблюдение и анализ уроков с
учетом проблемы исследования; индивидуальные беседы с учащимися и учителями;
констатирующие срезы и формирующий эксперимент; методы статистической обработки
и анализа результатов исследования.
Структура исследования: введение, две главы,
заключение, список источников
Заключение:
Использование интерактивных форм обучения в школьной образовательной
практике является мощным дополнительным фактором, способствующим активизации
мотиваций у обучаемых подопечных. Младший этап школьного обучения является
одним из тех экспериментальных площадок, где данная образовательная технология
может быть внедрена с максимальной успешностью и минимальными шансами на
неудачу. Как правило, для детей одной из важнейших сфер любой продуктивной
деятельности является игра и различные её формы. Этот фактор является
неотъемлемой составляющей частью общей карнавализации как одной из ключевых
характеристик, формирующих культурный срез человеческой жизнедеятельности.
Через игровые элементы занятия формируется желание постигать словарные умения и
навыки в дальнейшем, на основе полученных знаний сформулировать собственные высказывания. Такая работа очень
важна и оказывает непременное влияние на будущее всестороннее развитие
школьника с умственной отсталостью, в частности, в сфере гуманитарного знания.
В
экспериментальном классе в ходе образовательной деятельности применялись
элементы культурно-творческой деятельности, поэтому именно его следует считать
экспериментальным классом. В контрольном классе продолжали применяться
стандартные методы работы, следовательно, его ученический коллектив составил
основу контрольного класса, по результатам которого, собственно, и определялась
успешность эксперимента, поскольку выдвинутая гипотеза была призвана доказать
преимущества именно экспериментальной методики с привлечением интерактивных
форм обучения в процесс формирования языковых умений школьников.
Проведённый
эксперимент состоял из трёх этапов: констатирующего, на котором были собраны
первичные данные, касающиеся состояния сформированности языковых умений
школьников с умственной отсталостью, определены дальнейшие пути по
усовершенствованию упомянутых умений и навыков; формирующий, направленный на
создание условий для улучшения языковых умений учащихся путём использования
игровых форм работы; контрольный или итоговый, подразумевающий своеобразный
финальный «замер» результатов и формулирование выводов о состоятельности либо
несостоятельности выдвинутой гипотезы.
Таким образом,
успешность выдвинутой гипотезы была доказана качественными показателями
учащихся экспериментального класса, которые ощутимо выше, чем соответствующие
результаты контрольного класса. Эффективность методики использования
интерактивных форм работы с учащимися в ходе формирования их языковых умений
продемонстрирована на протяжении всех этапов проведённого эксперимента и
означает её неоспоримую перспективность.
Фрагмент текста работы:
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО САМОКОНТРОЛЯ В
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Понятие орфографического самоконтроля
впервые исследовал известный ученый-методист второй половины XIX века В.П.
Шереметевский. Под орфографическим самоконтролем он понимал пристальное
внимание при чтении и списывании к орфографической стороне слова, умение
заметить те места в слове, которые могут затруднить пишущего. То же содержание
в данное понятие вкладывал и А.Д. Алферов, усматривавший источник
орфографической слабости учащихся в «недостаточно воспитанной зоркости к форме
слова». Об орфографической «слепоте» и грамматической «неповоротливости» как
причинах безграмотности говорил и А.М Пешковский (16).
Н.С. Поздняков указывал на то, что для
орфографического усвоения слова важно «сосредоточить внимание пишущего на той
его части, где заключается какая-нибудь орфографическая трудность». А.В.
Текучев, Н.С. Рождественский, Н.Н. Алгазина, М.Т. Приступа, М.М. Разумовская,
Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, В.В. Репкин и многие другие методисты и
психологи уделяли внимание орфографической зоркости как умению видеть любую
трудность на письме независимо от характера восприятия орфограмм – зрительного
или слухового (17).
Методисты выделяют четыре этапа
работы над орфографическими правилами в начальной школе: подготовительный,
ориентировочный, закрепляющий этап контроля и самоконтроля. На подготовительном
этапе происходит знакомство детей со словарным словом, выясняется и уточняется
его лексическое значение.
Ученики учатся орфографически и
орфоэпически его говорить, формируется умение сознательно находить орфограмму.
Учитель может познакомить младших школьников с этимологической справкой к
изучаемому слову. Ученики получают первое представление об изучаемом слове (12,
с. 73).