Курсовая с практикой на тему Исследование лексического строя речи у детей с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития лексического стряо речи у детей с ОНР 5
1.1. Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования 5
1.2. Психофизиологические особенности дошкольников с ОНР 10
1.3. Особенности и задачи развития словаря дошкольников с ОНР 21
Глава 2. Практические аспекты изучения сформированности лексического строя речи у детей с ОНР 26
2.1 Организация и методика исследования сформированности лексического строя речи дошкольников с ОНР 26
2.2. Рекомендации по развитию лексического строя речи у дошкольников с ОНР 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 46
Введение:
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи.
Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).
Бедность словаря мешает полноценному общению и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного разви-тия.
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нарушено формирование всех компонентов речеязыковой системы, следовательно, у них отмечается и недостаточность развития словаря как основы для речи. Поэтому для правильного построения коррекционной работы и успешной подготовки к школе детей с ОНР актуальным является выявление особенностей словаря и выбор эффективных методов обучения.
Игра представляет собой основной вид деятельности дошкольника, позволяет максимально сосредоточить внимание детей и повышает их мотивацию к обучению.
Эффективность использования игровых приёмов в работе над формированием словаря обусловливается тем, что игры способствуют активизации словаря, закреплению новых слов в лексиконе ребёнка, помогают усвоению родовых и видовых понятий, обобщающих значений слов.
При наличии достаточного количества практической литературы существует проблема систематизации дидактических игр, направленных на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста с ОНР. Это обстоятельство указывает на актуальность проблемы и обусловливает выбор темы итоговой аттестационной работы.
Объект исследования: лексический строй речи у детей с ОНР.
Предмет исследования: особенности лексического строя речи у детей с ОНР.
Цель исследования: изучить особенности лексического строя речи у детей с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучить речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
2. Проанализировать психофизиологические особенности дошкольников с ОНР
3. Изучить особенности и задачи развития словаря дошкольников с ОНР
4. Провести диагностику сформированности лексического строя речи у детей с ОНР
5. Предложить рекомендации по развитию лексического строя речи у дошкольников с ОНР.
Заключение:
Глава 1. Теоретические аспекты развития лексического стряо речи у детей с ОНР
1.1. Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
В рамках Федерального закона РФ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование рассматривается сегодня как самостоятельный уровень в системе непрерывного образования, что повышает ценность и обособленность дошкольного образования как самостоятельного звена. Стандартизация дошкольного образования как самостоятельного звена в системе общего образования актуализировала разработку федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования и включения их в систему образовательных стандартов на пути непрерывного образования в жизни человека.
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у всех детей с нормальным слухом и интеллектом нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и семантической стороне.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». (2)
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.
О.С. Ушакова отмечает, что коммуникативная компетентность включает следующие компоненты: знания, прогнозирование и программирование процесса общения, «вживание» в коммуникативную ситуацию и управление этой ситуацией, общение (вербальное и невербальное), учет социальной роли партнера и коммуникативная культура. (15)
В дошкольном образовании тесная взаимосвязь этих структурных компонентов коммуникативной компетентности рассматривается как взаимосвязь коммуникативных и речевых умений ребенка, как развитие речи в общении, усвоение социального опыта, познание, развитие творческих способностей дошкольников.
Все эти умения дадут ребенку возможность в элементарных формах прогнозировать общение, ориентироваться на статус собеседника (друг, педагог, родители, незнакомый партнер как сверстник, так и взрослый), управлять ситуацией, выполнять роль социального партнера. (12)
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольной образовательной организации (ДОО), культурных и региональных особенностей, специфики ДОО, от опыта и творческого подхода педагога. (15)
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях, в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Система занятий по развитию родной речи, существующая в российских ДОО, создана на базе комплексного подхода.
В целях ее методического обеспечения разработана особая развивающая технология, которая направлена на решение в интервалах одного занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге — развитие связной монологической речи в целом. Ведущим принципом разработанной системы является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. (16)
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема определения приоритетных линий изменения содержания и структуры каждой речевой задачи на разных возрастных этапах.
Система речевой работы способствует последовательному усвоению структурных элементов языка. Основным в этом усвоении является создание оптимальных педагогических условий для развития языковых способностей детей.
В связи с этим повышается удельный вес работы над словом, как основной единицей языка и определение круга языковых явлений, с которыми можно знакомить детей дошкольного возраста. Так, словарная работа включает систематическое ознакомление детей с многозначными словами, семантическими отношениями между ними, развитие точности при употреблении синонимов и антонимов.
Такой подход обеспечивает раскрытие перед детьми достаточно сложных явлений языковой действительности, а именно семантических связей и отношений в области лексики.
В становлении грамматического строя речи важной является задача формирования языковых обобщений, что дает возможность развития широкой ориентировки в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитания «чувства языка» и внимательного отношения к грамматическим явлениям языка.
В развитии связной монологической речи на первый план выступает формирование у детей представлений о структуре разных типов высказывания (описаний, повествований, рассуждений) и развития умений связывать между собой предложения и части высказывания разными лексическими средствами.
Взаимосвязь разных разделов речевой работы является необходимым условием изучения преемственных связей в содержания обучения дошкольников и младших школьников.
Соблюдение преемственности в развитии речи как дошкольников, так и школьников должно обеспечивать логическую последовательность всех ступеней освоения родного языка, систематичность в овладении речевыми умениями и навыками.
Большинство занятий по развитию речи построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему. Тематика занятий разнообразна: это и времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения взрослых и детей, любовь к природе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития лексического стряо речи у детей с ОНР
1.1. Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
В рамках Федерального закона РФ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование рассматривается сегодня как самостоятельный уровень в системе непрерывного образования, что повышает ценность и обособленность дошкольного образования как самостоятельного звена. Стандартизация дошкольного образования как самостоятельного звена в системе общего образования актуализировала разработку федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования и включения их в систему образовательных стандартов на пути непрерывного образования в жизни человека.
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у всех детей с нормальным слухом и интеллектом нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и семантической стороне.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». (2)
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.
О.С. Ушакова отмечает, что коммуникативная компетентность включает следующие компоненты: знания, прогнозирование и программирование процесса общения, «вживание» в коммуникативную ситуацию и управление этой ситуацией, общение (вербальное и невербальное), учет социальной роли партнера и коммуникативная культура. (15)
В дошкольном образовании тесная взаимосвязь этих структурных компонентов коммуникативной компетентности рассматривается как взаимосвязь коммуникативных и речевых умений ребенка, как развитие речи в общении, усвоение социального опыта, познание, развитие творческих способностей дошкольников.
Все эти умения дадут ребенку возможность в элементарных формах прогнозировать общение, ориентироваться на статус собеседника (друг, педагог, родители, незнакомый партнер как сверстник, так и взрослый), управлять ситуацией, выполнять роль социального партнера. (12)
Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольной образовательной организации (ДОО), культурных и региональных особенностей, специфики ДОО, от опыта и творческого подхода педагога. (15)
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях, в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Система занятий по развитию родной речи, существующая в российских ДОО, создана на базе комплексного подхода.
В целях ее методического обеспечения разработана особая развивающая технология, которая направлена на решение в интервалах одного занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге — развитие связной монологической речи в целом. Ведущим принципом разработанной системы является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. (16)
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема определения приоритетных линий изменения содержания и структуры каждой речевой задачи на разных возрастных этапах.
Система речевой работы способствует последовательному усвоению структурных элементов языка. Основным в этом усвоении является создание оптимальных педагогических условий для развития языковых способностей детей.
В связи с этим повышается удельный вес работы над словом, как основной единицей языка и определение круга языковых явлений, с которыми можно знакомить детей дошкольного возраста. Так, словарная работа включает систематическое ознакомление детей с многозначными словами, семантическими отношениями между ними, развитие точности при употреблении синонимов и антонимов.
Такой подход обеспечивает раскрытие перед детьми достаточно сложных явлений языковой действительности, а именно семантических связей и отношений в области лексики.
В становлении грамматического строя речи важной является задача формирования языковых обобщений, что дает возможность развития широкой ориентировки в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитания «чувства языка» и внимательного отношения к грамматическим явлениям языка.
В развитии связной монологической речи на первый план выступает формирование у детей представлений о структуре разных типов высказывания (описаний, повествований, рассуждений) и развития умений связывать между собой предложения и части высказывания разными лексическими средствами.
Взаимосвязь разных разделов речевой работы является необходимым условием изучения преемственных связей в содержания обучения дошкольников и младших школьников.
Соблюдение преемственности в развитии речи как дошкольников, так и школьников должно обеспечивать логическую последовательность всех ступеней освоения родного языка, систематичность в овладении речевыми умениями и навыками.
Большинство занятий по развитию речи построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему. Тематика занятий разнообразна: это и времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения взрослых и детей, любовь к природе.