Курсовая с практикой на тему Исследование коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.. 6
1.1 Проблемы коммуникации и развития коммуникативных
умений и навыков у детей с нормотипичным развитием. 6
1.2 Особенности развития психических функций у детей с
нарушением зрения 12
1.3 Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с
нарушением зрения 17
Выводы по главе 1. 29
ГЛАВА 2.
ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.. 30
2.1 Методы диагностики коммуникативных навыков у детей с
нарушением зрения 30
2.2. Рекомендации по организации коррекционной
работы.. 35
Выводы по главе 2. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 41
Введение:
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Общение
является одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка на
этапах, которые характеризуются специфической социальной системой отношений
ребенка с другими людьми, она развивается с момента рождения.
Под влиянием
качества общения происходит перестройка сознания ребенка, в результате чего
меняются его отношения с людьми и окружающей действительностью в целом. А. Р.
Лурия указывал, что «функция, возникающая в общении и впервые разделенная между
двумя людьми, перестраивает всю деятельность ребенка и превращается в сложную
систему непрямых функций, характеризующую структуру его психических процессов».
В дошкольном
периоде развития психики ребенка, когда общение выступает в качестве ведущего
фактора, ответственного за накопление и усвоение новых знаний, навыков и
способностей, все новообразования психики находятся в процессе ведущей
деятельности, что является ее мотивацией. Но семантические характеристики
реализованы по схеме: ребенок — общение — взрослый.
В нормальных условиях психического развития
роль общения несколько скрыта, и, наоборот, в развитии компенсаторных процессов
у слепых и особенно глухих детей она требует особой ясности и очевидности.
Особенности общения, его роль и функции
привлекают внимание многих исследователей. Психологи интересуются вопросами
общения как процесса взаимодействия людей, в котором происходит обмен
информацией, опытом и навыками.
Специалисты, работающие со слепыми и
слабовидящими детьми и взрослыми, указывают на то, что одна из причин
исключения слепого человека в зрячем обществе — трудности в общении (В. З.
Денискина, М. П. Залюбовская, А.Г. Литвак, В.А. Феоктистова и др.).
Ряд авторов
(Л. В. Егорова, М. Загорская, А. Г. Литвак, В. А. Феоктистова и др.)
обнаружили, что на момент поступления в школу многие слепые и слабовидящие дети
плохо владеют такими базовыми средствами общения, как вербальные и
невербальные.
Научные исследования показали ведущую роль
зрительного анализатора в процессе восприятия человеком человека как основного
канала получения информации, характеризующей партнера по общению. Нарушения
естественным образом влияют на процесс общения, хотя и не могут изменить общую
структуру его построения (А.А. Томов, В.З. Денискина, В.П. Ермаков, М.П.
Залюбовская, М. Загорская, И.Г. Корнилов, А.Г. Литвак, В.А. Феоктистова).
В
исследованиях выше указанных авторов указывается, что то, как люди отражают и
интерпретируют свою внешность, поведение и оценивают способности друг друга, во
многом определяет характер их взаимодействия и результаты, к которым они
приходят в совместной деятельности.
Нарушения
зрения, сужающие область применения зрительного восприятия, не только
усложняют, но даже делают невозможным восприятие коммуникационным партнером его
выразительных средств, несущих информацию о характеристиках взаимодействии и
эмоциональном состоянии.
Невозможность
дистанционного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника
приводит к неадекватному восприятию реальных характеристик и состояний
субъекта, а также вызывает трудности в формировании речевой функции.
В данной
работе сделана попытка проанализировать генезис общения и его средства у
дошкольников с нарушениями зрения (а именно, амблиопией и косоглазием), выявить
особенности восприятия партнера по общению ребенком с нарушением зрения.
Объект исследования: коммуникативные навыки дошкольников
с нарушением зрения.
Заключение:
В своем
взаимодействии и общении старшие дошкольники в большей степени, чем младшие,
ориентированы на сверстников: значительную часть моего свободного времени
проводят в совместных играх и беседах, они становятся значительными оценками и
мнением своих сверстников, все больше и больше требований они предъявляют друг
к другу и в их поведении стараются их учитывать. Дети этого возраста повышают
избирательность и стабильность их отношений. Постоянных партнеров можно
поддерживать на протяжении всего периода общения. Ребенок с нарушениями зрения
плохо знаком с собственными выразительными возможностями и механизмом активности
анализаторных систем, а потому не имеет выражения лица, практически не
использует в общении выразительные движения.
Чтобы
привлечь внимание партнера, ребенок вынужден обратиться к партнеру, чтобы
обратиться к нему с устными заявлениями. Сценическое проявление встречного
интереса предполагает использование паттернов поведения и интуиции. Объясняя
свои предпочтения, они не имеют в виду ситуативные, случайные причины
(«сидеть», «он сказал мне сегодня, что с машинкой можно играть» и т.д.).
Следует отметить успехи ребенка в игре (с ним весело играть, он хороший, он не
дерется и т.д.). Значительное изменение начинает претерпевать взаимодействие и
игра детей: если раньше в ней доминировало ролевое взаимодействие (то есть сама
игра), то в этом возрасте — разговор об игре, в которой значительное место
занимают совместные обсуждения ее правила. Однако гармонизация их действий,
распределение обязанностей у детей этого возраста, скорее всего, произойдут по
ходу игры.
В ролевом
взаимодействии детей дошкольного возраста усиливаются попытки контролировать
действия друг друга — их часто критикуют, указывают на то, как работает тот или
иной персонаж.
Когда в игре возникают конфликты (и они происходят в
основном из-за ролей и действий персонажа), дети склонны объяснять, почему они
это сделали, или оправдывать незаконные действия другого.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1 Проблемы коммуникации и развития коммуникативных умений и
навыков у детей с нормотипичным развитием
При изучении
общения многие авторы определяют его как процесс установления и развития
контактов между людьми, порожденных требованиями совместной деятельности и в
том числе обмена информацией, выработки общей стратегии взаимодействия,
восприятия и понимания партнера. В его структуре есть три основных компонента:
коммуникативная (обмен информацией); интерактивная (взаимодействие между
общением, обменом не только знаниями, но и действиями); перцептивная
(восприятие партнерами друг друга).
По мнению ряда исследователей, наиболее важной
составляющей общения является взаимодействие. В этом процессе люди обмениваются
взглядами, идеями, образами, налаживают отношения друг с другом. Коммуникация
как взаимодействие предполагает, прежде всего, организацию совместных действий,
которые позволяют партнерам осуществлять некоторые общие операции. Это
положение подчеркивается в исследованиях Е. С. Кузьмина и Б. Е. Семеновой.
Авторы отмечают важность того факта, что ядром
этого процесса являются межличностные или групповые взаимодействия,
организованные с целью обмена между людьми, определяемыми результатами их
умственной деятельности — усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками,
чувствами.
Продолжением
этого исследования является разработка А. А. Леонова, в которой основное
внимание уделяется общению как процессу внешнего взаимодействия между
изолированными индивидами. Понятие «взаимодействие» рассматривается в ряде
психологических работ:
— взаимодействие в совместной деятельности
(работа, учеба, игры);
— одностороннее воздействие (человека на человека,
человека на группу, группа на человека) — внушение, заражение, убеждение;
— взаимное влияние людей друг на друга
(фасилитация, ингибиция).
Таким образом, взаимодействие в процессе
общения определяется его ведущими социальными функциями: организацией
(управлением), регулированием, оценкой, стабилизацией и воспитанием. В целом
можно констатировать, что в процессе общения происходит взаимный обмен
действиями, представлениями, идеями, взглядами, интересами и т.д., развивается
и проявляется система отношений «субъект-субъект(ы)».
Обращение к классическим исследованиям Б. Ф.
Ломова позволяет говорить об общении как об особой самостоятельной форме
деятельности субъекта. Общение означает взаимодействие между двумя людьми,
входящими в него как субъекты.
В результате
получается не просто трансформированный объект (материальный или идеальный), а
отношения с другими людьми, речь идет не просто о влиянии одного субъекта на
другого, а именно на взаимодействие [14]. Подтверждением этой позиции служат
исследовательские материалы М. С. Кагана, согласно которым в общении происходит
межсубъективное взаимодействие [13].
Подчеркивая
субъективность этого процесса, Б. Ф. Ломов и М. С. Каган подчеркивают важность
интерактивного структурного компонента в процессе общения. Особое внимание
интерактивному аспекту общения уделяет Г. М. Андреева, фиксируя
востребованность субъектов в организации совместных действий, позволяющих
реализовать некоторые общие виды деятельности [8].
Важность и уникальность интерактивного
общения, по мнению М. И. Сталкина, предусматривают адаптацию человека к
человеку в совместной деятельности, направленной на реализацию общих для
определенной группы целей. В этом случае в качестве приоритетной цели
постановка поддерживает взаимное влияние друг на друга у контактирующих людей
[18].
Интерактивный
аспект общения относится к тем аспектам межличностного общения, которые связаны
с взаимодействием людей. В ходе беседы участники не только обмениваются
информацией, но и организуют обмен действиями, планируют совместные действия,
разрабатывают формы и нормы для совместных действий [19].
Таким образом, можно сделать вывод, что
описание взаимодействия подчеркивает поведенческий аспект общения. В частности,
это интерактивный компонент общения, ориентированный на взаимодействие человека
[20]. Необходимость рациональной организации взаимодействия ориентирует
участников на достижение соответствующих результатов. Здесь используются
различные способы поведения, их утверждение, внесение исправлений и выработка
оптимальной коммуникационной стратегии. По этой причине в некоторых работах
социально-психологической направленности взаимодействия, связанных с общением,
направленным на повышение качества жизни человека, утверждается, что его
содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые влияют на
их внутренний мир. В целом взаимодействие оценивается как часть взаимодействия,
средство или метод успешного общения [4].
Коммуникация
предполагает не только обмен информацией, но и взаимное влияние и взаимопонимание