Курсовая с практикой на тему Исследование и развитие способностей личности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты способностей личности. 5
1.1. Понятие и сущность возможностей 5
1.2. Классификация личных способностей 11
1.3. Возможности в структуре личности 16
1.4. Структура человеческих возможностей 21
2. Развитие способностей студентов в процессе подготовки к университету. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Введение:
Общая психология — это теоретическая наука, это основа для изучения специальных разделов. Основным источником является опыт, который задается в исследовании, имеющем место при изучении конкретных проявлений психики. Психологические эксперименты разнообразны и проводятся с использованием разных методик. Тип опыта зависит от цели: это могут быть тесты, наблюдения, собеседования и т. Д. Методика проведения эксперимента также определяется под конкретную задачу. Существуют методы тестирования каждого компонента психики, например, тесты, определяющие темперамент, характер, тип личности и т. Д.
Методы разработаны с использованием математических данных, поэтому они очень точны и проверены с помощью математических уравнений. Психологические исследования нашли применение во многих сферах общественной жизни: психология спроса в бизнесе — реклама, коммерция и т. Д. — в медицине — сегодня практически во всех клиниках есть штатные психологи, если не несколько; в образовании; в вооруженных силах; в органах юстиции и внутренних дел. Психологические знания также используются в социологии, в частности, для создания функциональных моделей социального поведения и способов управления жизнью в обществе.
Методы — это приемы и инструменты, используемые учеными для изучения объектов и явлений с целью получения новых знаний об их свойствах, закономерностях и механизмах их возникновения и существования. Учение о принципах и методах организации и ведения научно-практической деятельности, возглавляемой учеными, называется методологией.
Человек — явление многогранное. Его исследование должно быть целостным. Поэтому не случайно одной из основных методологических концепций, используемых при изучении человека, является концепция системного подхода.
В процессе развития знаний в области психологии, выделения ее в отдельную науку, включения психологии в различные области изучения, она, как и другие научные дисциплины, имеет, так сказать, свою собственную методологическую основу. такой набор методов. используется в науке, с помощью которой исследователи могут более эффективно изучать все психические процессы, происходящие в мозгу человека, в том числе подростков.
Предмет курса охватывает методы исследования в психологии развития.
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной проработанности проблемы. Цель исследования — рассмотреть проблему методики изучения способностей, определить основные методы ее исследования и особенности их применения применительно к разным возрастным группам на основе знаний, полученных в процессе обучения и учебы. научная литература.
Объектом анализа данной работы является теоретическая база, разработанная ведущими учеными, психологами, социологами в области современной развивающей и педагогической психологии.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались общенаучные и частнонаучные методы, а также специальные методы познания.
Широкое распространение получили методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. К специальным методам, используемым в работе, относятся методы моделирования и прогнозирования, различные методы психологического анализа социальных явлений.
Заключение:
Как показали приведенные выше данные, выявленные компоненты самореализации учащегося действуют одновременно с его необходимыми условиями, которые в совокупности влияют на личность учащегося, открывают поле для его развития как субъекта учебной деятельности. лечить. Таким образом, можно сделать вывод, что если в образовательном процессе вуза созданы условия, способствующие личному вовлечению студентов в образовательный процесс, в полной мере раскрыть и реализовать свои способности, а также позволить им активно интегрироваться в социальную жизнь вуза, то у студентов есть реальные возможности для личностного развития и самоактуализация.
Конечно, приведенное выше описание компонентов самоактуализации носит достаточно общий характер, требует более детальной детализации и не исчерпывает всего спектра условий для успешной самоактуализации в университетском образовании. Несомненно, существует ряд факторов более глубокого психологического характера, а также педагогического, методологического и философского характера, определяющих процесс личностного роста студентов. В то же время в вышеперечисленных эмпирически выделенных узловых компонентах самореализации представлены наиболее значимые ее модусы, такие как: деятельностный, личностный и социальный, что позволяет описать
Следует отметить, что представленные компоненты отражают определенные модальности уникального целостного плана самореализации студентов в университетском образовании. Они неразрывно связаны друг с другом, не существуют и не могут полноценно функционировать изолированно. То есть для самореализующихся студентов их личное участие в образовательном процессе обязательно связано со способностью развивать свои способности, а также зависит от степени их социальной интеграции в жизнь вуза. Как и сама эта интеграция, она не может быть достигнута, если способности студентов не реализованы, если они недостаточно лично погружены в процесс подготовки к колледжу.
Результаты исследования показывают перспективы модернизации вузовской подготовки кадров на основе принципа самореализации студентов в образовательном процессе. При таком подходе активируются и активируются важные личные источники и механизмы самодвижения студентов, открываются возможности для построения такой образовательной траектории, которая наилучшим образом соответствует личным характеристикам, образовательным и профессиональным способностям студентов.
Фрагмент текста работы:
Теоретические аспекты способностей личности.
1.1. Понятие и сущность возможностей
Способности изучаются различными науками — философией, социологией, медициной и другими. Но никто из них не рассматривает проблему способностей так глубоко и всесторонне, как психология.
Несмотря на это, термин «способности» многими психологами трактуется неоднозначно. Если рассматривать все возможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию мощностей, их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимается совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это самое широкое и древнее толкование термина «емкость». С точки зрения второго подхода под навыками понимается высокий уровень развития общих и специальных знаний, навыков и умений, обеспечивающих успешность человеком различных видов деятельности. Это определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX веков. и это
В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего основываются на втором подходе. Наибольший вклад в ее развитие внес известный ученый Б.М. Теплов. Он выделил три основных характеристики понятия «емкость».
Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические характеристики, отличающие одного человека от другого; никто не будет говорить о емкости, когда речь идет о свойствах, в отношении которых все равны.
Во-вторых, не все индивидуальные характеристики в целом называются способностями, а только те, которые связаны с успехом деятельности или нескольких видов деятельности.
В-третьих, понятие «способности» не ограничивается знаниями, навыками или способностями, которые уже были развиты конкретным человеком.
На основании вышеизложенного мы приходим к выводу, что способности — это психофизиологические свойства человека, от которых зависит динамика приобретения знаний, навыков и умений и успешность выполнения определенной деятельности.
К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успеха в музыке; конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности дизайнера, инженера; скорость двигательных реакций, необходимая при занятиях определенными видами спорта; (тонкость характерных цветов — для художника). Помимо индивидуальных особенностей психических процессов (ощущений и восприятий, памяти, мышления, воображения), способности также являются более сложными индивидуально-психологическими характеристиками. Они формируются на основе определенных характеристик психических процессов, но также включают эмоционально болезненные моменты, элементы взаимоотношений, имеют личностную окраску (например, математическая направленность
Кроме того, необходимо усвоить, что хотя способности включают в себя определенные знания и навыки, они вовсе не сводятся к ним. Хотя в повседневной практике часто отождествляются понятия «способности» и «навыки».
Разные по содержанию виды деятельности предъявляют разные требования к личности, ее способностям. Особенности этих требований не только в том, что для выполнения определенных видов деятельности необходимо четко развивать определенные психические процессы (например, определенный тип ощущений, сенсомоторную координацию, эмоциональное равновесие, богатство воображения, распределение внимания. , более развитое словесное и логическое мышление и др.), но и их комплексы. Образовательная деятельность, большинство видов квалифицированного труда предъявляют к личности комплекс психологических требований. Различие потребностей человека по видам деятельности находит свое отражение в классификации способностей человека.
В отечественной и зарубежной психологии существуют разные трактовки типов и структуры способностей, но наиболее распространенным является разделение способностей по видам деятельности. Например, есть способности к приобретению знаний, музыкальные, математические, литературные, художественные, технические, организационные и многие другие.
Другой подход к структуре мощностей выявляет два типа с точки зрения развития: потенциальный и реальный. Потенциал — это потенциал для личного развития, который проявляется всякий раз, когда он сталкивается с новыми проблемами, которые необходимо решить. Однако развитие человека зависит не только от его психологических свойств, но и от социальных условий, в которых эти возможности могут или не могут быть реализованы. В данном случае речь идет о реальных способностях. Это связано с тем, что не каждый может реализовать свои возможности в соответствии со своей психологической природой, так как может не быть объективных условий и возможностей. Таким образом, можно сделать вывод, что фактические мощности — это только часть потенциальных возможностей.
Маклаков различает самую общую классификацию способностей: общие и специальные.
Общие способности — это те способности, которые также проявляются в различных видах деятельности человека. К ним относятся, например, общий уровень интеллектуального развития человека, способность к обучению, внимание, память, воображение, речь, движения рук и способность работать.
Специальные — это способности к определенным видам деятельности, таким как музыкальная, лингвистическая, математическая.