Курсовая с практикой на тему Исследование и диагностика конфликта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы понятия конфликт 5
1.1 Сущность и структура конфликта 5
1.2. Основные причины и стадии развития конфликта 13
1.3 Методы экспериментального изучения конфликта 17
1.3.1 Экспериментальное изучение конфликта в лабораторных условиях 17
1.3.2. Экспериментальное изучение конфликта в естественных условиях 21
1.4. Опросные методы изучения конфликта 22
2. Организация и методы исследования 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Методы исследования 26
3. Результаты исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Введение:
Исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся области психологии. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми и в жизни общества в целом. Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия.
Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. Многое зависит от того, как конфликт управляется. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.
В психологии пока не сложилось общепринятого понимания сущности конфликта. Его можно трактовать и как столкновение, противодействие, противоречие, и как вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Конфликты происходят и в больших компаниях, и в маленьких фирмах, они могут привести к закрытию организации. Поэтому изучение конфликтов в коллективе – актуальная тема.
Цель работы: провести социологический анализ природы и сущности конфликтов на примере группы студентов.
Объект исследования – конфликты в образовательной организации.
Предмет исследования – особенности исследования конфликтов в студенческой среде.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1.Рассмотреть понятийный аппарат проблематики;
2.Концептуализировать социальные технологии профилактики и разрешения конфликтов;
3.Разработать программу исследования применения социальных технологий профилактики и разрешения конфликтов в группе иностранных студентов;
4.Выявить социально – психологические особенности конфликтов в выбранной образовательной организации;
5.Исследовать практику применения социальных технологий профилактики и разрешения конфликтов в организации (группа иностранных студентов).
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психологической литературы, опрос, тест, количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Начать заключение хотелось бы с представления основных результатов данной выпускной квалификационной работы.
1.На основе анализа теоретических работ дано системное описание конфликта, а также сформулировано социологическое определение понятия конфликт. Т. о. под конфликтом следует понимать противоборство, вызванное столкновением, противоречием несовместимых целей, потребностей, ценностей, убеждений, действий двух и более субъектов (субъектами могут выступать индивиды, социальные группы и, в том числе элементы внутриличностной структуры индивида), сопровождающееся, как правило, негативными эмоциями, открытым противостоянием и желанием победить, обезвредить противника, навязав свою точку зрения, модель поведения и другое.
2.Проведено прикладное исследование и представлены основные выводы:
1. По нашему мнению первая гипотеза подтвердилась, так как: во – первых, наличие в группе азиатских и европейских обучающихся как таковых уже приводит к разделению и конфронтации группы; во – вторых, как показал анализ данных, различие основных инструментальных ценностей, а также различие целей изучения языка, образовательных моделей и национальных особенностей приводит к напряжённости внутригрупповых социальных отношений, а также к напряжённости отношений между преподавателями и некоторыми студентами, в связи с общностью образовательной программы, частого отсутствия дополнительной, крайне необходимой, специализации преподавательского состава, а также отсутствием учёта и необходимых знаний об особенностях обучающихся – представителях разных стран.
2. По нашему мнению вторая гипотеза была подтверждена лишь частично, т. к. построение общей схемы межличностных и ценностных отношений не дало полного подтверждения тому, что напряжённые отношения обоснованы различием терминальных и инструментальных ценностей. Наличие нескольких случаев из общей картины позволяет высказать предположение о верности гипотезы, но не доказывает её полностью. Было также выявлено, что в основу социально – психологической напряжённости в коллективе ложится уровень знания языка обучающихся, цели приезда для изучения языка, а также особенности мужкультурной коммуникации представителей разных стран в процессе обучения.
3. Третья гипотеза была подтверждена безоговорочно, что подтверждается как интервью с преподавателем, так и проведённым в первой главе анализом специализированной литературы. Сформированный путём беседы с преподавателем, а также путём анализа особенностей группы, перечень социальных технологий разрешения и профилактики конфликтов в образовательной полиэтнической организации разительно отличается от перечня социальных технологий составленной в первой главе. Все социальные технологии, предлагаемые в специализированной социологической литературе, соответственно, требуют рассмотрения, изменения и адаптации через призму национальных контекстов, особенностей ментальности, целей изучения языка, социально – психологических особенностей представителей разных стран, а также особенностей и специфики образовательных организаций. Также, естественно, требуется внедрение новых технологий путём дальнейшей разработки данной проблематики в социологических исследованиях.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы понятия конфликт
1.1 Сущность и структура конфликта
Конфликт как основное понятие представлено в различных науках. В работе будет рассмотрено понятие конфликта в таких отраслях науки как философия, психология, обществознание.
В философии понятие конфликта представляет собой определенную стадию развития, в результате которой противоположности доходят до крайнего состояния. Основным ярким представителем мнения о «борьбе» стал К. Маркс. Георг Зиммель считал конфликты неизбежным для эффективного формирования социума [20].
В обществоведении понятие конфликта определяется несколькими подходами. На основании первого подхода, конфликт определяется как столкновение противоположных мнений, позиций.
Психологические словари представляют следующее понятие конфликта как «отсутствие согласия между несколькими сторонами» [42].
Существуют три принципиально разные направления психологического определения конфликта.
1. Психодинамическая концепция, понимание которой заложено основателем психоанализа З. Фрейдом, изучает мотивацию человеческого поведения, чувства, эмоции, переживания и т.д., то есть все побудительные-динамические сферы психической жизни индивида. В психодинамическом подходе конфликт признается реальностью человеческого существования, возникает в глубинах психики как следствие непрерывных столкновений субъективных влечений, желаний, а также психических систем и сфер личности [35].
2. Ситуационные подходы представлены, прежде всего, сторонниками бихевиоризма, с позиций которого главным в конфликтах считается ситуация, связанная с внешними детерминантами их возникновения, а сам конфликт является формой агрессивной ответы на внешнюю (конкурентную) ситуацию. Человеку или группе людей достаточно оказаться в такой ситуации, чтобы у них возникла соответствующая конфликтное поведение [37].
3. Способ «принципиальных переговоров» Р. Фишера и У. Юри, получивший глобальное признание. В 80-е годы XX в. появляются конфликтологические центры в USA и иных государствах мира. В 1986 г. В Австралии по инициативе ООН 15 формируется Интернациональный середина разрешения инцидентов [13].
Прогрессивная западная конфликтология обозначила надлежащие свойственные черты инцидентов: — это закономерная и натуральная черта общественных явлений и общественных систем; — инцидент можетразворачиваться во всевозможных, в том количестве конструктивных, формах; — есть принципная вероятность управления инцидентами [22].
Многими авторами и исследователями представляются и определяются основные функции и варианты результатов конфликта. Основной функцией конфликта называют определение проблемы и противоречия в социальной жизни субъекта, определенной психологической системы (группы, сообщества). Так же выявляют функцию определения путей разрешения возможных противоречий и всестороннее развития субъекта.
В результате анализа литературных источников можно обозначить следующие функции конфликтов:
-сигнальная функция. Конфликт как определение и действие является своеобразным сигналом к изменениям. А.Я. Анципов считает необходимость во внутренних конфликтах для эффективного развития общества [1];
-информационная функция. Данная функция заключается в выявлении неблагоприятных моментов в социальной группе или общности. Так же данная функция определяется исследователями как связующая или коммуникативно-информационная. В результате формирования конфликта, наступает момент информационного прорыва, в результате которого происходит информационное обеспечение другой стороны. В результате вышеуказанного прорыва наступает альтернативное завершение конфликта [22];