Курсовая с практикой на тему Исследование функционального состояния организма детей 9-10 лет, занимающихся плаванием
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты повышения функционального состояния пловцов 6
1.1 Современные представления о функциональной подготовленности пловцов 6
1.2. Адаптивные изменения в организме пловца 10
Глава 2. Методы и организация исследования 16
2.1. Методы исследования 16
2.2. Организация исследования 19
Глава 3. Анализ результатов и их обсуждение 21
Заключение 26
Выводы 28
Список литературы 29
Введение:
Актуальность исследования. Как большинство отраслей человеческой деятельности, сфера спорта характеризуется исключительно интенсивным развитием и непрерывным ростом спортивных достижений. Это требует от спортсменов максимальной мобилизации резервных возможностей организма и высокого уровня физической работоспособности [1, 2, 5].
Возросший уровень соревновательной деятельности на международных спортивных форумах вынуждает тренеров и спортсменов искать более эффективные средства и методы тренировки. Такой подход позволит решать специфические задачи, направленные на развитие физических качеств и подготовленности спортсменов.
Во время соревнований пловцы показывают высокие уровни специальной и силовой выносливости, а также технической и тактической подготовки [3, 6].
Физическая подготовка пловца должна соответствовать современным требованиям вида спорта и характеризоваться высоким уровнем функциональных возможностей, а также силы.
Важной задачей учебно-тренировочного процесса у пловцов является выбор структуры и содержания отдельного тренировочного занятия, направленного на формирование или совершенствование силовых способностей.
При этом правильно выстроенная тактика тренировочного процесса может способствовать не только развитию физической подготовленности, но и росту спортивного мастерства [8, 9, 10].
Спортивный результат в плавании во многом обусловлен уровнем развития физических качеств у спортсменов, и в большей степени, силовой подготовленностью пловцов.
В последние годы заметно увеличилось количество работ, связанных с изучением особенностей функциональной подготовленности пловцов. При этом совершенствование такого вида подготовки рассматривается как один из самых перспективных путей повышения эффективности всей системы спортивной подготовки в пловцов. Признавая высокую значимость таких исследований, отметим, что они ориентированы на моделирование строго детерминированных форм организации тренировочного процесса и использования определенной системы средств и методов спортивной тренировки при подготовке к главным соревнованиям.
В контексте актуальной проблемы в настоящее время пристального внимания заслуживают научные работы, связанные с применением различных средств для повышения функционального состояния пловцов 9-10 лет. Однако в то же время, актуальность поставленной проблемы и недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы данного исследования.
Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в исследовании особенностей функционального состояния кардиореспираторной системы пловцов 9-10 лет в зависимости от специализации.
Объект исследования: тренировочный процесс пловцов.
Предмет исследования: функциональное состояние кардиореспираторной системы пловцов 9-10 лет в зависимости от специализации
Цель исследования: теоретически обосновать особенности функционального состояния кардиореспираторной системы пловцов 9-10 лет в зависимости от специализации.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по улучшению функционального состояния пловцов.
2. Выявить роль плавания в формировании долговременных адаптационных реакция со стороны различных систем.
3. Исследовать особенности функционального состояния кардиореспираторной системы пловцов 9-10 лет в зависимости от специализации.
На основании изучения научно-методической литературы в данной работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; медико-биологические методы исследования: спирография, дыхательные пробы Штанге, Генча, индекс Скибинского, индекс Руффье, экскурсия грудной клетки; методы математической статистики.
Гипотеза исследования: предполагается, что пловца, специализирующиеся на стайерских дистанциях будут обладать более высоким уровнем функционального состояния кардиореспираторной системы.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы тренерами, тренерами-преподавателями, в процессе развития функциональной подготовленности пловцов.
Заключение:
Важным компонентом тренировочного процесса спортсменов, занимающихся плаванием, есть внедрение наиболее целесообразных средств, подходов, методических приемов, направленных на развитие функциональной подготовленности.
Во время соревнований пловцы показывают высокие результаты спортивной подготовленности, включающей в себя физическую, техническую, тактическую и психическую стороны, основывающиеся на разнонаправленной физической подготовке.
Физическая подготовка пловца должна соответствовать современным требованиям вида спорта и характеризоваться высоким уровнем функциональных возможностей, а также силы.
Важной задачей учебно-тренировочного процесса у пловцов является выбор структуры и содержания отдельного тренировочного занятия, направленного на формирование или совершенствование отдельных физических качеств.
Установлено, что при сохранении общих принципов организации спортивной подготовки и связанных с ними принципами построения тренировочного процесса, решение основных проблем находится в плоскости модернизации системы тренировочных и соревновательных нагрузок. Доказано, что процесс формирования тренировочных нагрузок является следствием и логическим завершением реализации функции управления. Он ориентирован на достижение максимальной готовности к высокому спортивному результату в престижных турнирах на протяжении длительного соревновательного сезона.
В процессе систематических занятий плаванием происходит адаптация организма в направлении более экономного расходования энергии в состоянии покоя и повышенной мощности метаболизма в условиях физического напряжения.
Повторные нагрузки, приводящие к суперкомпенсации, обеспечивают повышение рабочих возможностей организма. В этом и состоит главный эффект систематических занятий плаванием. Под влиянием тренирующих воздействий занимающийся в процессе восстановления становится сильнее, быстрее и выносливее, т. е. в конечном итоге расширяются его физиологические резервы.
Повышение выносливости вследствие систематических занятий плаванием опосредовано целостными адаптационными реакциями в ответ на тренировочные стимулы. Часть из них происходят непосредственно в мышцах, а остальные изменения происходят в системах энергообеспечения, функционировании деятельности сердечно-сосудистой системы, улучшении функции кровообращения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты повышения функционального состояния пловцов
1.1 Современные представления о функциональной подготовленности пловцов
Плавание является уникальным видом физической активности. Специфические особенности воздействия плавания на организм связаны с активными движениями в водной среде. Пребывание в водной среде положительно влияет на физическое развитие, функции кровообращения, дыхания и терморегуляции, стимулирует деятельность центральной нервной системы и высшие нервные функции человека. Влияние воды может способствовать ускорению формирования двигательных навыков [5, 3].
Физические свойства водной среды резко отличаются от свойств воздушной среды и выдвигают для организма другие требования. Оздоровительная роль плавания, по сравнению с другими видами физических упражнений, заключается в многогранном воздействии воды на организм человека, которая связана с физическими, термическими, химическими и механическими свойствами водной среды [7, 12, 13].
Выполнение упражнений в воде в горизонтальном положении (медленное плавание) облегчает работу сердца и периферического кровообращения, снижает частоту сердечных сокращений.
Положительное влияние плавания на организм в значительной степени зависит от температуры воды, в которой находится человек, а также продолжительности пребывания в ней и способа плавания. Систематические занятия плаванием активизируют функциональную устойчивость вестибулярного и статокинетического аппарата, а также улучшают чувство равновесия.
При многократном повторении плавательных упражнений, а также частом раздражении рецепторов вестибулярного аппарата, происходит его адаптация.
Сердечно-сосудистая система пловца претерпевает существенные особенности функционирования за счет горизонтального положения тела, отсутствия гидростатического давления крови и меньшего объема работы. Кроме того, рациональное сочетание глубоких вдохов и выдохов стимулирует работу системы кровообращения и дыхания [13].
Во время плавания очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам [4].
Вода оказывает на кожный покров как механическое, так и термическое воздействие. Она смывает с кожи грязь, пот, кожное сало, верхний слой эпителия, т.е. очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи.
Плавание способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов, нормализации процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Многочисленными исследованиями установлено, что чем выше уровень функциональной подготовленности спортсмена, тем выше спортивный результат он способен показать [9]. Необходимый уровень функциональной подготовленности спортсмена характеризуется повышением функциональных резервов, готовностью к их мобилизации, поэтому процесс подготовки спортсменов в циклических видах спорта, особенно в плавании, направлен именно на совершенствование структуры функциональной подготовленности и достижения ее максимального уровня в конкретных условиях соревновательной деятельности [4].
Несмотря на разносторонность подходов к структуре и содержанию функциональной подготовленности спортсменов, наиболее приемлемым для лыжников является научный подход. Согласно нему, функциональные возможности спортсменов дифференцируются по комплексу обобщенных физиологических свойств — аэробной и анаэробной мощности, подвижности, устойчивости, экономичности и способности к реализации спортсменом его имеющегося потенциала в конкретных условиях соревновательной деятельности [2, 3].
Эти физиологические свойства основываются на оценке кардиореспираторной системы организма, то есть системы дыхания, сердечно-сосудистой и крови, поскольку они являются взаимодействующими компонентами, формирующими функциональную систему и обеспечивающими функциональную подготовленность спортсмена в лыжных гонках.