Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности учителя Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Исследование формирования мотивации достижения у младших школьников на уроках русского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава I. Теоретические основы формирования и развития мотивации к учебной деятельности у младших школьников на уроках русского языка 6

1.1 Сущность понятия «мотивация к учебной деятельности» 6

1.2 Проблема развития мотивации к учебной деятельности у младших школьников в психолого-педагогической литературе 10

1.3 Особенности формирования и развития мотивации к учебной деятельности у младших школьников на уроках русского языка 17

Выводы по первой главе 20

Глава II. Методы формирования и развития мотивации к учебной деятельности у младших школьников на уроках русского языка 22

2.1 Выявление исходного уровня мотивации младших школьников на уроках русского языка (констатирующий этап) 22

2.2 Проектирование уроков по русскому языку 25

2.3 Анализ и обобщение результатов исследования 31

Выводы по второй главе 32

Заключение 34

Список литературы 37

Приложение 39

  

Введение:

 

Актуальность. Проблема учебной мотивации обучающихся в современной школе можно назвать одним из важнейших. Педагоги сталкиваются с детьми младшего школьного возраста, которые не умеют добиваться поставленных целей, не верят в успех даже с высокой вероятностью на благополучный результат. Современная система образования стремится решить вопросы развития личностных качеств, помогающих в дальнейшем быть успешным в жизни и реализовать личный потенциал.

Формирование мотивации предполагает воспитание у школьников эталонов, мировоззренческих ценностей, установленных в нашем обществе, в сочетании с поведением ученика. Одним из основных личностных результатов Федерального государственного образовательного стандарта является сформированность мотивации к познанию обучению, помимо этого подчёркивается и ориентация на становление других личностных характеристик обучающегося: активность, любознательность, заинтересованность в познании мира.

Младший школьный возраст считается сложным периодом, в ходе которого происходит бурное развитие ребёнка, включающее в себе развитие всех психический процессов. Когда ребёнок поступает в школу, его главной задачей становится обучение, которое не может успешно протекать без наличия положительной школьной мотивации.

Помимо этого младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для развития учебной мотивации, ведь именно в это время ведущей становится учебная деятельность, мотивационная сфера меняется, появляются новые мотивы. Если не формировать учебную мотивацию в младшем школьном возрасте, то это может отразиться что на качестве обучения ребёнка, что на его поведении, отношении к школе и в целом к образованию и самообразованию, это указывает на актуальность развития у младшего школьника мотивации к учению.

Проблема исследования — как организовать процесс формирования и развития учебной мотивации к учебной деятельности у младших школьников на уроках русского языка?

Цель работы – изучение особенностей процесса формирования и развития учебной мотивации к учебной деятельности у младших школьников на уроках русского языка.

Объект исследования: учебная мотивация младших школьников.

Предмет исследования: особенности процесса формирования и развития мотивации к учебной деятельности у младших школьников на уроках русского языка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— определить сущность учебной мотивации младших школьников;

— выделить специфику формирования учебной мотивации у младших школьников;

— изучить процесс формирования и развития мотивации к учебной деятельности у младших школьников на уроках русского языка в психолого-педагогической литературе;

— выявить уровень сформированности учебной мотивации младших школьников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формированию и развитию учебной мотивации у младших школьников на уроках русского языка будут способствовать следующие факторы:

— положительный эмоциональный настрой учащихся на урок;

— интересное содержание урока;

— вариативность методов и приёмов.

Теоретико-методологической основой исследования по проблеме формирования учебной мотивации у младших школьников являются работы В.Г. Асеева, Л.И. Божовича, И.В. Имедадзе, А.Н. Леонтьев и др.

Методы исследования:

— анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

— опытно экспериментальная работа, качественный и количественный анализ результатов исследования.

Базой исследования:

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть внедрены в учебный процесс в начальной школе для формирования и развития учебной мотивации младших школьников на уроках русского языка.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав: теоретической и эмпирической; заключения, списка литературы, приложений.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам: понятие «мотивация учебной деятельности младших школьников», мы можем увидеть, что спектр определений «мотивация» и видов «мотивации» достаточно широк, но конкретного определения «мотивация учебной деятельности» мы не встретили, но в рамках данной работы будет опираться на определение Д.Б. Эльконина, который считает, что «мотивация учения» — это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость.

Были выделены особенности формирования учебной мотивации младшего школьника:

— Внимание младшего школьника уже длительно и устойчиво, следовательно, учитель это может использовать при подборе упражнений, а именно, подбирать такие упражнения, где учащемуся нужно сконцентрировать свое внимания, которое ему поможет выполнить данное задание.

— Познавательная способность младшего школьника направлена на познание мира, учитель может подбирать интересные и необычные факты, главное правильно преподнести, чтобы ребенку интересно было слушать, а так же заинтересовать его. Еще эту особенность младшего школьного возраста учитель может использовать при организации проектной деятельности, так как у ребенка преобладает любознательность и познания мира, то нужно направить ее в нужное русло, замотивировать, чтоб ему было интересно самому о чем — то узнать, найти информацию и при защите проекта выступить и рассказать своим одноклассникам.

— Память младшего школьника достаточно развита он легко и прочно запоминает информацию. Это учитель может использовать на уроке русского языка, ребенку на уроке нужно усвоить и запомнить большой поток информации, но информация должна быть доступной, интересной, ребенок быстрей запоминает то, что для негопредставляет наибольший интерес.

— Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдения, рассматривание, поиск. Ребенок начинает активно применять названия качеств, свойств, признаков, состояний разных предметов и отношений между ними. Первый шаг на пути формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников – это формирование положительной мотивации, развитие познавательного интереса и ясное понимание учебных задач и, конечно, справедливая оценка результатов деятельности обучающихся.

В ходе проведения диагностики с использованием методики Н.Лускановой по изучению учебной мотивации учащихся 3 класса образовательного учреждения, было выявлено, что высоким уровнем обладают 24 % обучающихся, которые отличаются высокой познавательными мотивами, стремятся успешно выполнять все требования. Средний уровень продемонстрировали 56 % обучающихся. Они хорошо чувствуют себя в школе, однако иногда ходят туда, чтобы пообщаться. Выполняют требуемые задания, но нуждаются в помощи, подсказках, а так же отвлекаются на уроках на посторонние дела. Низкий уровень выявлен у 20% обучающихся. Эти ученики неохотно посещают школу, предпочитают иногда пропускать. На уроках часто занимаются посторонними делами. На основании полученных результатов была организована целенаправленная работа по формированию мотивации учебной деятельности на уроках русского языка. Особенностью данных уроков является включение методов работы педагога направленных на формирование мотивации учебной деятельности, а так же контролировать собственную деятельность и как следствие сохранять учебную задачу.

В результате повторной диагностики был сформулирован вывод о росте уровня сформированности мотивации учебной деятельности на уроках русского языка. В частности, произошло уменьшение количества детей с низким уровнем и увеличение детей с высоким уровнем сформированности учебной деятельности. Это свидетельствует о положительной динамике и эффективной работе в формировании мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка с опорой на различные средства обучения, вариативности методов и приёмов, а также создания положительного эмоционального настроя на уроке. Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута. 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы формирования и развития мотивации к учебной деятельности у младших школьников на уроках русского языка

1.1 Сущность понятия «мотивация к учебной деятельности»

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, поскольку без неё невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию. Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения школьника и зачастую от желания учителя в начальной школе зависит и стремление к учению в средних и старших классах.

С давних времён как в отечественной, так и зарубежной психологии и педагогике уделялось внимание мотивации как ведущему фактору любой деятельности. Об этом свидетельствуют работы Аристотеля, Демокрита и Платона. Они изучали потребность в качестве основы для получения знаний и опыта и считали её главной движущей силой. Предпринимались попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Иными словами, уже в те дни учёные пытались выяснить структуру мотивации, условия ее развития и механизмы действия.

Большое внимание проблеме мотивации уделяется как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Наиболее обширно из советских учёных проблему изучали В.К. Вилюнас, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.С. Магун, Д.Б.Эльконин, А.К. Маркова. Большой вклад в изучение проблемы формирования мотивации и её влияния на развитие умственных способностей обучающихся внесли М.В. Матюхина, Н.Ц. Бадмаева, Н.Ф. Талызина. Однако, несмотря на исследование отечественных и зарубежных авторов, до сих пор нет признанного подхода к определению понятий мотива и мотивации, к их соотношению.

В педагогике, психологии и психолого-педагогической литературе у мотивации также существует несколько определений.

В психолого-педагогическом словаре-справочнике говорится, что «учебная мотивация – это частный вид мотивации, включённый в деятельность учения, учебную деятельность» [16].

М.И. Алексеева считает мотивацией – это совокупность причин, определяющих всевозможные проявления активности обучающихся в их деятельности [1].

Е.П. Ильин в одной из своих работ пишет, что «учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является одной из главных целей в становлении личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии» [11].

Сама «мотивация» — это довольно общее и широкое понятие. В настоящее время как психическое явление она трактуется по-разному.

По мнению Г.И. Щукиной, мотивация «уточняет целенаправленность действий, её устойчивость, направленная на достижение конкретной целевой установки» [18]. Мотивация определяется как процесс движения к поставленной цели.

С точки зрения Д.Б. Эльконина, мотивация является «динамическим процессом психофизиологического управления поведением человека, определяющей активность» [19].

По мнению К. Обуховского, мотивация представляет собой не более чем ускользающую теоретическую конструкцию [9].

В то же время, многие учёные схожи в своих взглядах на формирование учебной мотивации и рассматривают её как источник активности. Учёный В.Г. Асеев мотивацию рассматривает как комплекс определённых типов побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, мотивационные установки, идеалы и пр. [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы